Цели:
Обучающие:
познакомить учащихся с творчеством поэта – земляка Н.И. Поснова;
учить детей пониманию законов поэтического творчества;
формировать интерес к поэзии родного края.
Воспитательные:
воспитывать любовь к родному краю, его литературе;
способствовать воспитанию бережного отношения к слову.
Развивающие:
формировать навыки исполнительского искусства;
учить применять полученные теоретические знания для решения познавательных задач.
Оборудование:
- портрет Н.И. Поснова,
- фотоэтюды В. Конова,
- раздаточный материал,
- словари литературоведческих терминов,
- выставка книг Н.И. Поснова.
- ноутбук, проектор.
Ход урока
Вступление.
Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня я приглашаю вас в мир поэзии Николая Ивановича Поснова, который очень хорошо знал, что такое любовь, красота, дружба, добро. Чья душа – странница преисполнена изобилием чувств.
Хочу, чтобы на уроке вы прочувствовали поэтические произведения нашего земляка, познакомились с индивидуальностью его «словесной находки». Послушайте, пожалуйста, рассказ о жизни поэта.
Сообщение ученика.
Н.И. Поснов родился 10 января 1946 г. в деревне Изморознь Хотынецкого района Орловской области в семье сельского учителя. Его первые публикации появились в газетах «Орловская правда» и «Орловский комсомолец» в 1964 г. После службы в армии закончил Литературный институт им. А.М. Горького. Работал в редакции газеты «Заря» старшим редактором редакции общественно-политических передач Брянского областного телевидения, возглавлял Брянское отделение Приокского книжного издательства, Брянское отделение Союза писателей России. Руководил издательским товариществом «Дебрянск».
В 1996 г. Присуждена Всероссийская премия им. Ф.И. Тютчева «Русский путь. Его стихи переведены на болгарский, украинский, белорусский, таджикский языки. В 2001 г. Присуждена Международная премия им. К. Симонова с вручением Золотой медали. Брянщину Николай Иванович считал своей второй малой Родиной. Им отредактированы удивительные сборники - фотоальбомы «В Брянском лесу тишина», «Брянщина, век ХХ». Творческое наследие Н.И. Поснова значимо для нас, его земляков.
Слово учителя.
Ребята, тема нашего занятия – «Пейзаж души» в творчестве поэта. Как вы понимаете лексическое значение слова «душа»? (внутренний мир человеках). Обратимся к словарю литературоведческих терминов, вспомним значение слова «пейзаж».
Эти два понятия станут для нас ориентирами поиска. На уроке мы должны прочувствовать стихотворения поэта; постараться услышать голос души автора; пронаблюдать, как раскрывается она читателям, о чём повествует, какие следы оставляет в наших сердцах.
Работа по группам.
Каждой группе предложено своё стихотворение и к нему вопросы и задания. Приложение 1
Вопросы и задания I группе.
Прочитайте стихотворение.
Подготовьтесь выразительно читать его вслух.
Какие детали деревенского пейзажа выделяет, подчёркивает автор? С помощью какого приёма они показаны?
Найдите те средства, которыми пользуется автор для создания образа села. (Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения). Можно пользоваться словарём литературоведческих терминов.
Что повествует автор о душевных переживаниях?
Выполните задания в таблице.
Вопросы и задания II группе.
Прочитайте стихотворение.
Подготовьтесь выразительно читать его вслух.
Всмотритесь в «словесную ткань» слова, стихотворения, вслушайтесь в звуки.
Найдите слова, характеризующие звуки природы.
Н.И. Поснов чуток не только к звукам, но и краскам. Он распознаёт и рисует самые тонкие запахи. Обратите на это внимание.
Чему не перестаёт удивляться душа поэта?
Выполните задания в таблице.
Вопросы и задания III группе.
Прочитайте стихотворение.
Подготовьтесь выразительно читать его вслух.
Как строит своё поэтическое произведение автор?
Как пишет его?
В чём тайна языка?
Как удалось художнику захватить нас?
О чём ведёт разговор с нами, читателями, душа поэта?
Выполните задания в таблице.
Вижу |
Слышу |
Чувствую |
Могу рассказать |
Анализ стихотворений завершается их выразительным чтением и сообщениями учащихся.
Затем учащиеся рассматривают фотоэтюды Конова Валерия Владимировича (книга «Поэзия души, поэзия природы», Брянск, 2001) и отвечают на вопросы. Приложение 2
Какие образы запечатлены на данных фотографиях?
Какие чувства, ощущения возникают у нас, когда смотрим на эти произведения искусства?
Подберите строки из стихотворений Н.И. Поснова, которые могли бы стать поэтическим эпиграфом к фотоэтюдам.
Стихи Н.И. Поснова сами просятся на музыку. Это очень хорошо подметил композитор А. Аксёнов. Им положено на музыку несколько поэтических произведений поэта.
Подведение итогов (вывод делают дети).
Пейзаж души поэта ярок и многообразен. Он нарисован красками любви к Родине, Отечеству, семье. Каждое из изученных нами стихотворений повествует о любви к жизни. Душа поэта гордая и стеснительная, смелая и робкая.
Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру «О чём мне рассказала душа поэта?»