Разработка урока литературы "Тихая моя родина" (поэзия Н.Рубцова)

Разделы: Литература


С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую тесную связь.
Н. Рубцов

Цели урока:

1. Ввести учащихся в мир поэзии Н. Рубцова, достичь глубины понимания текста и авторской позиции;

2. Продолжить освоение навыков выразительного чтения и анализа поэтического текста;

3. Воспитывать любовь к природе, к родине.

Оформление: портрет Н. Рубцова, картины русской природы, иллюстрации учащихся к стихотворениям поэта.

При подготовке к уроку класс делится на 4 группы: художники, оформители, биографы, литературоведы.

1. Вступительное слово учителя

Сегодня на уроке мы будем говорить о поэте, имя которого уже знакомо вам. Но чтобы настроиться на восприятие темы, выполним несколько необычные задания.

Одна группа будет работать с карточкой.

(Задание – Составьте все возможные слова из букв, входящих в слово “РОДИНА”)

А с остальными мы поиграем в ассоциации. Я назову вам слово, а вы быстро, за 2-3 минуты нарисуете то, с чем для вас это слово ассоциируется. Закройте глаза, чтобы сосредоточиться, не отвлекаться, и то, что первым возникнет в вашем воображении, вы нарисуете. Итак, это слово – РОДИНА. Кто затрудняется, не умеет рисовать, пусть запишет слова, что бы он нарисовал. (Звучит спокойная музыка)

Покажем друг другу рисунки, проверим работу по карточке. (Ребята зачитывают слова, составленные из букв слова РОДИНА. )

ВЫВОД: среди русских слов больше добрых, теплых. Наверное, самое дорогое для себя место люди называли словами, состоящими из добрых звуков.

2. Работа над стихотворением “Тихая моя родина”

А вот как представляет свою родину Николай Рубцов.

(Учитель начинает читать наизусть стихотворение “Тихая моя родина”, учащиеся продолжают, вспоминая знакомые строки. )

Тема сегодняшнего урока: “Тихая моя родина”. Поэзия Н. Рубцова. (Объявление задач урока)

3. Работа в группах

На столах – карточки с заданиями:

  1. Обсудите в группах и ответьте на вопрос: какая же родина у Рубцова?
  2. Выясните, что можно из этого стихотворения узнать о жизни Н. Рубцова.

После ответов учащихся группа биографов знакомит нас с биографией поэта.

КРАТКАЯ БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА О НИКОЛАЕ РУБЦОВЕ

Николай Михайлович Рубцов родился в 1936 году в поселке Елецк Архангельской области. Вскоре его родители (отец был военным, политработником) переехали в Тотемский район, Вологодской области. Мать умерла рано, но совсем осиротила мальчишку война. В анкете литинститута, где учился Рубцов, о родителях он написал: “Сведений почти не имею”. С 1942 года начинается детдомовская жизнь Коли Рубцова (сначала Красновидовский, потом Никольский детдом).

Никольское, где он окончил семилетку и откуда отправился в город Тотьму в лесотехнический техникум, и считал он своей родиной.

Затем – в Архангельске – он кочегар на рыболовецком судне,,после - рабочий в Ленинграде, после чего четыре года служит на флоте. Здесь начинает писать и печататься во всех флотских изданиях.

Вернувшись в Ленинград, работает на Кировском заводе, оканчивает вечернюю школу,в ходит в литобъединение при многотиражке “Кировец”. В 1962 году проходит творческий конкурс в Литинститут им. Горького, а в 1965 году издает первую книжку “Лирика”.

4. Чтобы лучше понять творчество Рубцова, дадим характеристику времени, когда начал набирать силу голос поэта. Что же характерно для 50-60 годов?

(Сообщение учащегося)

50-60 годы – время поисков, полемик, бурных споров о дальнейших путях развития литературы. В литературном потоке наметилось размежевание – выделяется группа поэтов, условно названная “городской” (“эстрадная поэзия”) и группа “поэтов от земли” (“тихая лирика”). Эстраду сотрясали строки гнева и власти.

Именно в связи с именами Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского, Б. Ахмадуллиной чаще всего приходилось слышать “пророчества” о новых веяниях, “надежда на будущее литературы”.

Правда, в то же время среди кумиров иногда мелькали неприметные имена Василия Белова, Василия Шукшина, Николая Рубцова, Валентина Распутина. Когда стало ясно, что с этим явлением не считаться просто невозможно, критика определила его в разряд “деревенской” литературы, что тогда на критическом языке значило – второразрядный. Но “эстрадная” поэзия, добивавшаяся на первых порах решительного успеха, уже к концу 60-х годов уступило свои позиции, оказавшись несостоятельной в разрешении высоких нравственно-философский задач. Решить их могла только поэзия корнями великой русской литературы. Так “кричавшая” поэзия 60-х сменяется “тихой”, “деревенской” лирикой.

Именно к разряду этой лирики был причислен и Николай Рубцов. Но многие его не понимали. И непонимание порой толкало его на непонятные для окружающих поступки: однажды он снял со стен портреты русских поэтов – Пушкина, Лермонтова, Некрасова…и, уединившись с ними, читал им свои стихи. Казалось бы, чудачество, но ведь тут есть глубокий смысл: Рубцов ощущал себя наследником великой национальной поэтической традиции и через головы неинтересных ему “громких” поэтов – современников обращался к вечности, к подлинным непреходящим ценностям.

5. Чтение стихотворения “В горнице”

В этом стихотворении мы видим органическую связь человека с миром природы. Оно очень музыкально, как и многие стихотворения поэта, ведь более 130 песен написано композиторами на слова Рубцова. (Исполняется песня “В горнице”)

Что же такое ГОРНИЦА?

Послушаем, как объясняет это слово словарь Ожегова. (Учащийся зачитывает).

Что питает поэзию Рубцова?

Определите его мировосприятие.

Каждая строка стихотворения поэта дышит любовью к родине.

6. Работа с перфокартами по группам – анализ стихотворений

Напоминаю, как работать с перфокартами. Вначале каждый самостоятельно заполняет карту, отвечает на вопросы, затем сообща делается 1 общий анализ. Капитан группы зачитает получившийся анализ стихотворения.

На картах стихотворения “Привет, Россия” и “Видения на холме”.

Вопросы к стихотворению “Привет, Россия”

  1. Каким настроением пронизано это стихотворение?
  2. Какие интонации присутствуют в нем? Какая лексика?
  3. Каков пейзаж? Есть ли он?
  4. Какие художественно-изобразительные средства использовал автор?

Их роль в тексте.

Сделаем выводы. О чем это стихотворение?

Вопросы к стихотворению “Видения на холме”

  1. О чем это стихотворение?
  2. Как меняются картины в каждой из строф?
  3. Какие строки создают в первой строфе тягостное состояние? А во второй?

    В третьей?

  4. Какой прием лежит в основе стихотворения?
  5. Как вы понимаете строки: “Россия, Русь! Храни себя, храни!”

Мы понимаем, что в этом трагизме предощущение наших сегодняшних дней. В испытаниях истории Рубцов прозревал грядущие российские катастрофы. В 1973 году на могиле Рубцова был поставлен памятник. У подножия выбита на камне строка поэта: “Россия! Русь! Храни себя, храни!”

7. Проверка домашнего задания

Кто взял интервью у родителей, знакомых о творчестве Н. Рубцова? Зачитаем.

Группа художников выполняла задания – нарисовать обложку к сборнику или иллюстрацию к стихотворению Н. Рубцова. Расскажите, что вы нарисовали.

8. Обобщение

В стихотворениях Николая Рубцова мы видим неизмеримо звездное небо, спокойствие, доброту, искренность. Все это разве не может перебороть злобу, мстительность, недоброту в человеческом сердце?

В наше страшное бездуховностью, ожесточением и цинизмом время светлая, родниковая поэзия Рубцова пробуждает нас, очищает, возвращает нам данное от природы чувство прекрасного.

Переверните перфокарты. На листе написаны возможные варианты начала вашего сочинения – миниатюры. Допишите любое из предложений. (Когда я читаю стихи Н. Рубцова, я представляю … Стихи Рубцова меня заставили задуматься о… Поэзия Рубцова меня научила…) Ваши размышления и будут итогом урока.

(Звучит песня А. Барыкина на слова Н. Рубцова “Букет”).