Книга “Алиса в стране чудес” завоевала любовь многих сердец – и взрослых, и детских. В настоящее время интерес к сказке не исчезает, а, наоборот, все возрастает. Известны сорок экранизаций этого произведения разных стран мира. “Алиса в стране чудес” не перестает волновать критиков, переводчиков, иллюстраторов. Современные фотографы часто прибегают к приему стилизации, облекая своих героинь в образ маленькой девочки, попавшей в страну чудес. Писатели и режиссеры охотно используют реминисценции, творчески переосмысливая образы героев и эпизоды сказки.
Так почему же “Алиса в стране чудес” завоевала такую любовь среди читателей?
Попытаемся разобраться в данном вопросе.
За шесть лет до того, как сказка облеклась в слова, Кэрролл записал мысль, которая проясняет, но не раскрывает полностью вдохновенную тайну мира книг об Алисе:
“Когда мы спим и, как часто бывает, смутно сознаем это и пытаемся проснуться, не говорим ли мы во сне таких вещей и не совершаем ли таких поступков, которые наяву заслуживают названия безумных? Нельзя ли в таком случае иногда определять безумие как неспособность отличать бодрствование от жизни во сне? Мы часто видим сон и ничуть не подозреваем, что он – нереальность. “Сон – это особый мир”, и часто он так же правдоподобен, как сама жизнь”.
Мысль о том, что сон есть жизнь и наоборот, не нова для XIX века. Достаточно вспомнить пьесу испанского драматурга Педро Кальдерона “Жизнь есть сон”. Но нас интересует не то, кому принадлежит первенство этой идеи, а мироощущение самого автора произведения. Раз Льюис Кэрролл видит во сне особый мир, то почему же не перенести этот мир в реальность и не сделать его главным участником событий?
В таком случае мир необъяснимого тесно переплетается с миром, в котором нелепости и абсурд не приветствуются. Сам факт того, что реальность закрывает за собой двери к чудесам, и является нелепым. На наш взгляд, именно эту идею и пытался вложить в свое произведение Льюис Кэрролл, и она же является одной из причин популярности “Алисы”.
Далее интересна сама история создания книги. Известно, что сказка появилась во время прогулки на лодке и вырастала как бы сама собой. Льюис Кэрролл предварительно ничего не обдумывал: ни сюжет, ни образы героев. Более того, сказка удивляет отсутствием какой-либо морали. Складывается впечатление, что сам мир чудес пожаловал к семье Лиддел и воплотился через уста Льюиса. Да, в последствии Льюис Кэрролл редактировал сказку, но основной сюжет сформировался ранее, и тем ценней “спонтанное вдохновение” автора.
Критики и читатели искали смысл в его книгах, и Льюис Кэрролл отвечал любопытным умам:
“Вы спрашиваете: "Отчего Вы не объясните “Снарка"? Отвечаю: "Оттого что не могу. Как можно объяснить то, чего не понимаешь сам?”
В 1896 году, спустя двадцать лет после напечатания поэмы, он снова пишет: “В чем смысл "Снарка"? Боюсь, мне нужен был не смысл, а бессмыслица! Однако, как вы знаете, слова означают больше, нежели мы полагаем, пользуясь ими, и поэтому книга должна означать нечто большее, чем рассчитывал сказать автор. Поэтому, какой бы смысл ни находили в книге, я его приветствую – в этом ее назначение”.
Отсюда можно вывести еще одну причину интереса к творчеству Льюиса Кэрролла и заключается она в том, что отсутствие смысла еще не показатель того, что его нет. Может быть, как раз в его кажущемся отсутствии и прячется нечто значимое, важное. Может, не все, что происходит в нашем мире следует объяснять? Мы привыкли к тому, что каждый предмет у нас имеет свое назначение, свое название, мы привыкли пользоваться этим бесценным даром, но когда появляется нечто необъяснимое, мы требуем научных обоснований, мы требуем поиска новых путей решения задачи. Льюис Кэрролл по-своему взглянул на проблему. Он дал возможность абсурду проникнуть в произведения и показал парадоксальность наших суждений о жизни. Достаточно вспомнить сцены игры в крикет и суда. Отсутствие логики и здравого смысла приводит к абсурду: из-за столь частого желания королевы снести всем голову с плеч, на поле не остается ни одного игрока, в суде Алиса виновата уже в том, что “непозволительно возвысилась над другими лицами”, королева намерена сначала казнить, а потом вынести приговор.
Абсурд есть та отправная точка, которая поможет взглянуть на наш мир глазами Льюиса Кэррола, глазами человека, вскрывающего парадоксальность реалий нашей жизни.
Разрабатывая данный урок, мы стремились охватить следующие подтемы:
1) интерес к самой личности Льюиса Кэрролла;
2) история создания “Алисы в стране чудес”;
3) парадоксальное в сказке (попытка объяснить необъяснимое, расставить акценты, обсудить и понять зачем Льюис Кэрролл использовал именно эти приемы комического, какого эффекта он хотел достичь и достиг ли);
4) причины актуальности сказки.
Цель: формирование умения находить и анализировать приемы комического в тексте.
Задачи:
- познакомиться с биографией Льюиса Кэрролла;
- рассмотреть историю создания сказки “Алиса в стране чудес”;
- знать термины: прототип, парадокс, абсурд, гротест, пародия;
- уметь приводить примеры эпизодов из текста.
Ход урока
I. Организационный момент
Слайд 1. Знакомство с темой урока, постановка цели и задач
II. Изучение нового материала
Слайды 2-4. Биография Льюиса Кэрролла
Льюис Кэрролл родился в семье священника близ графства Чешир в Англии. У Льюиса было много братьев и сестер, и в детстве он придумывал им игры, рисовал картинки, сочинял рассказы и стихи.
Во время учебы в школе, а затем и в колледже Оксвордского университета Льюис Кэрролл проявлял способности к математике, языку и литературе. Любимыми занятиями становятся фотография и посещение театра. Он снял около трех тысяч фотографий, на которых запечатлены дети. Льюис любил фотографировать детей и всегда это были девочки.
Будущий писатель не сразу пришел к творческой деятельности. Он долго преподавал математику в Оксвордском университете, и рождению знаменитой “Алисы в стране чудес” во многом способствовало знакомство с семьей декана университета.
Под именем Льюис Кэррол английский математик Чарльз Лютвидж Доджсон стал известен во всем мире как создатель “Приключений Алисы в Стране Чудес”, одной из самых популярных книг для детей.
Слайды 5- 8. История создания сказки “Алиса в стране чудес”
“Алиса в стране чудес” появилась во время лодочной прогулки по реке Темза. Кэрролл придумывал на ходу историю, активными слушательницами которой были дочери Лиддела- декана факультета. Главной героиней Кэрролл сделал Элис, Лорину он превратил в попугая Лорри, а Эдит стала орленком Эдом.
Элис попросила записать эту историю на бумаге, и Льюис Кэрролл занимался этим на протяжении нескольких последующих месяцев. Все страницы он переплел и сделал небольшую книжку, снабдив ее собственными рисунками. Затем, по совету своих друзей, он переписал книгу для более широкого круга читателей, добавив ещё несколько историй, прежде рассказанных детям Лидделла.
1865 – в свет выходят “Приключения Алисы в Стране чудес” под псевдонимом Льюис Кэрролл.
Слайд 9.
Учитель: Выберите высказывание и объясните его смысл, обращаясь к тексту произведения.
Учитель: Какие незнакомые термины вы здесь встретили?
Слайд 10. Работа с терминами
Учитель: Попробуйте установить соответствие между определением и термином. Свой ответ обоснуйте.
III. Закрепление.
Слайды 11-12
Учитель: Путешествие в страну чудес начинается!
Просмотр тизера - эмоциональное погружение в мир Алисы, восстановление в памяти некоторых эпизодов сказки.
Слайд 13.
Учитель: Что необычного вы заметили в высказываниях Алисы?
Учитель: За счет чего создается комический эффект повествования?
Ученики: За счет игры слов.
Учитель: Назовите примеры игры слов.
Учитель: Может ли человек остаться, когда от него ничего не остается? В чем парадокс этой фразы?
Ученики: Человек не может посмотреть, что с ним будет происходить после исчезновения. Ведь его уже нет.
Ученики: В высказывании Алисы нет однозначного ответа. Этот ответ мы формулируем сами. Парадоксальность в том, что каждый из нас решает самостоятельно, верить ли в жизнь после смерти или нет.
Слайд 14.
Учитель: Почему Алиса вдруг подумала о посылке своим ногам?
Ученики: Потому что она оказалась в неудобном положении и обратила внимание на вещи, которых ранее не замечала.
Учитель: В чем абсурдность этого высказывания?
Ученики: Сам факт того, что человек отправляет посылку своим ногам абсурден. Такого не может быть в природе.
Учитель: Какие слова часто повторяет Алиса на протяжении всей истории?
Ученики: Чепуха! Бессмыслица! Ерунда!
Учитель: Почему, как вы думаете, Алиса так часто произносит именно эти слова?
Ученики: Потому что она не верит до конца в происходящее.
Учитель: Что Алиса так упорно хочет нам сказать?
Ученики: Что многое в этом мире нельзя объяснить или найти смысл в чем-либо. Он так просто не появится, а, быть может, его и вообще нет.
Учитель: На какую всем известную песню похожи эти строки?
Ученики: “В лесу родилась елочка…”
Учитель: Во времена Льюиса Кэрролла существовал особый жанр литературы, назывался он нонсенс. Писатель составлял стихи, короткие высказвания, полные бессмыслицы, чепухи. Вспомните нелепый “перевертыш” “Ехала деревня мимо мужика”.
Слайд 15.
Учитель: Какое из этих высказываний вам кажется самым нелепым? Почему?
Слайд 16.
Учитель: Помогите Алисе выразить свою мысль точнее. Представьте себя редакторами и превратите речь Алисы в более связную и грамотную.
Учитель: Что поменялось в облике Алисы в результате нашей редакторской работы?
Ученики: Алиса стала обычной девочкой, лишенной своих особенностей и причуд.
Учитель: Что исчезнет из сказки, если мы будем продолжать ее редактировать?
Ученики: Исчезнет почерк самого писателя. Появится наше видение образа Алисы и других героев. Возможно, повествование станет менее насыщенным, менее смешным.
Учитель: Какой прием теряется, когда мы пытаемся сделать произведение “правильным”?
Ученики: Исчезает парадоксальность, абсурд. А между тем, это основные элементы стиля автора.
IV. Контроль.
Слайды 17-19
Ответы учеников. Каждый из них может быть индивидуальным.
Слайд 20. Вывод
Учитель: Обратите внимание на высказывания Алисы и Герцогини и подумайте, с чьей точкой зрения вы можете согласиться и почему?
Домашнее задание.
Составить свой сборник парадоксов, выписав абсурдные высказывания героев с указанием эпизода и главы сказки. Количество абсурдных высказываний на усмотрение учителя.
V. Итоги. Рефлексия
- Что узнали?
- Чему научились?
- Что показалось сложным? Легким?
Выставление оценок.