Дворянских гнёзд забытые аллеи,
Дворянских гнёзд забытые пруды…
Е. Киндоф.
Цели урока:
- приблизиться к истокам русской дворянской культуры, познакомиться с феноменом русской усадьбы 19 века;
- прикоснуться к поэтической атмосфере изображения «дворянских гнёзд» И.С.Тургеневым;
- формировать у учащихся умение систематизировать, анализировать и обобщать изученное;
- вызвать интерес к судьбам сохранившихся усадебных ансамблей.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- слайды с изображением известных усадеб;
- классическая музыка;
- рабочая карточка к уроку.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Всем ученикам в начале урока раздаются рабочие карточки. В течение урока (по мере выступления учителя и одноклассников) учащиеся делают в ней записи, что позволяет сконцентрировать внимание учеников, максимально включить каждого в процесс обсуждения, получить обратную связь. В конце урока выполняется творческая работа на карточке.
II. Вступительная часть. Слово учителя
Учитель зачитывает отрывок из рассказа А.П.Чехова «Дом с мезонином», 1896 г.:
«Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрёл
в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже
пряталось, и на цветущей ржи растянулись
вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных,
очень высоких елей стояли, как две сплошные
стены, образуя мрачную красивую аллею…»
Сегодня мы прикоснёмся к истокам национальной
культуры, окунёмся в мир дворянской усадьбы, в
атмосферу «дворянских гнёзд».
Именно с творчеством И.С.Тургенева связано
понятие «дворянское гнездо», хотя и до него
многие писатели изображали на страницах своих
произведений жизнь российского дворянства 19
века и особый поэтический мир дворянских усадеб.
Что же мы вкладываем в понятие «дворянское
гнездо», с чем ассоциируется у нас это понятие?
Давайте запишем слова, образы, фразы, опишем
настроение и др.
III. Работа с карточкой (первый вопрос)
В это время играет классическая музыка, на экране – слайды с усадьбами известных людей. Затем можно проверить, что учащиеся смогли записать, с чем у них ассоциируется понятие «дворянское гнездо».
(Учащиеся записывают следующее: колонны, росписи, мебель, старинные запахи, утварь, картинные галереи, фамильные портреты, библиотека, аллеи, сад, грусть, чаепитие на террасе, вишнёвый сад, торжественные приёмы, родовые поместья, любовь и другое)
IV. Работа с классом
– Подумаем, из каких источников вы подчерпнули эти знания? В творчестве каких писателей мы уже знакомились с жизнью дворянских усадеб? (во время ответов все заполняют карточку)
Ответы учеников:
– И.А.Бунин изобразил в «Антоновских яблоках» красоту уходящей жизни дворянских усадеб, угасающий дух дворянских гнёзд. С любовью и ностальгией описывает Бунин, как «запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб» (зачитывается пример из текста)
– В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» мы видим столичное дворянство и поместное дворянство. Имение дяди перешло к Евгению по наследству.(«Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок…») А для Татьяны имение Лариных – «милый тихий свет», это образ дома, в котором она покоилась, как в колыбели.
– Мир усадьбы в романе И.А.Гончарова представлен как мир цельный, домашний, уютный, тёплый, спокойный, в котором жил и воспитывался Обломов. Гончарову было важно показать, как появился такой образ, как Обломов, как повлияло на него воспитание в барской усадьбе (гл. «Сон Обломова»)
– Н.В.Гоголь с улыбкой и грустью описывает мир помещичьей усадьбы в «Мёртвых душах». Усадьба воспринимается как способ обрисовать образ того или иного помещика, её хозяина, поскольку мир усадьбы – это судьбы людей, семей, иногда целых поколений. Понять характер усадьбы – значит узнать, каков её хозяин.
Совместно с учениками делаем вывод.
– Мир «дворянских гнёзд» – это особый мир, связанный с жизнью дворянства 19 века, это явление уникальное. Усадьба была родиной человеку, дворянину, здесь проходило его детство, здесь впервые влюблялись, сюда приезжали в свободное от учёбы и службы время. Сюда возвращались, чтобы смерть избавила от старости…
– И.С.Тургеневу мы обязаны тем, что понятие «дворянское гнездо» закрепилось в сознании последующих поколений, стало частью культуры и истории. В большинстве произведений Тургенева тема русских «дворянских гнёзд» отражена в той или иной степени.
V. Работа по произведениям И.С.Тургенева («Дворянское гнездо», «Отцы и дети»)
Почему Ф.Лаврецкий возвращается в сложный этап
своей жизни в Васильевское?
Это место, куда человек может приехать, когда ему
тяжело; здесь проходило его детство, он хочет
прикоснуться к своим корням, возродиться,
напитаться тишиной. Заново обретая чувство
родины, Лаврецкий переживает и счастье
одухотворённой любви. С Лизой Калитиной связана
в романе тема нравственного воспитания, тема
духовной чистоты.
«Чувством живой грусти об исчезнувшей молодости,
о счастье…» наполнен роман И.С. Тургенева
«Дворянское гнездо». Иначе раскрывает Тургенев
эту тему в романе «Отцы и дети», где она
приобретает социальную окраску. Тревожные нотки
звучат в описании владений Кирсановых. Унылый
вид нищих деревень, беднота и неблагополучие
крестьян – всё говорит о том, что не всё в жизни
дворянских поместий течёт гладко.
Обсуждение романа по вопросам.
– Что чувствует Аркадий в Марьине, в своём
родовом имении?
– На каком этапе жизни Н.П.Кирсанов и П.П.
Кирсанов оказываются в Марьине?
– Какие черты русского национального быта мы
встречаем в романе? (гл.8)
– На чьей стороне Тургенев в спорах о природе,
искусстве? (гл.9)
Молодое поколение дворянства, отрицая традиции и культурные ценности, устоявшийся уклад жизни, ставит под сомнение само существование родовых и дворянских гнёзд. Тургенев задумывается о необходимости сохранения дворянской культуры, нравственных ценностей.
– Как вы думаете, почему Базаров и Одинцова не
могут быть вместе?
Она – холодная, спокойствие для неё превыше
всего, даже её усадьба – этому подтверждение
(зачитывают пример из текста). Усадьба Одинцовой
Никольское полностью отражает характер хозяйки,
этот приём нам знаком от Гоголя. А вот усадьба
родителей Базарова – скромное, бедное место,
зато родители любят друг друга, уважают, обожают
своего сына. Они духовно богаты, трепетно
относятся друг к другу. Но между ними и Базаровым
– пропасть.
Новое значение приобретает слово «гнездо» на
последних страницах романа. («Так ты задумал
гнездо свить?» Базаров иронично спрашивает
Аркадия о его намерении жениться, продолжать
род.) Сам Базаров против того, чтобы «вить
гнёзда», а значит, против сохранения традиций и
культуры «дворянских гнёзд». Тургенев убивает
своего героя, поскольку не может ему позволить
разрушать то, что накоплено веками.
VI. Заключение. Подведение итогов
– Тургенев, действительно, изобразил атмосферу
усадебной жизни с любовью, очень поэтично,
наполнил мир «дворянских гнёзд» особой музыкой,
нежностью, сладким запахом лип, красотой летней
ночи и цветущей сирени, пением жаворонков. Но
самое главное – он заставляет нас задуматься о
прошлом, о своих истоках, о том, что самое
печальное – это нравственное опустошение.
– Культура дворянской усадьбы и современность.
(на экране – слайды с изображением известных
усадеб, а также тех, которые уже разрушены).
– Культура русской усадьбы служит нам и сегодня.
Музеи-усадьбы как редкие драгоценные зёрна
рассыпаны по России. Необходимо изучать их
историю, охранять от посягательств «не помнящих
родства» людей.
VII. Учащиеся выполняют творческую работу на карточке «Дворянских гнёзд забытые аллеи, Дворянских гнёзд забытые пруды…»