Мир детства в стихотворении И.А. Бунина "Чем жарче день, тем радостней в бору"

Разделы: Литература


Содержание урока

Организационный момент. (Учащиеся работают группами по 5-6 человек)

Ребята, чтобы нам легче было работать, я хочу предложить вам несколько правил. Если вы согласны с предложенным правилом, вы мне хлопаете.

(СЛАЙД)

  • Слушаю, когда хочется!
  • Один говорит – все слушают!
  • Уважаю только своё мнение!
  • Друг друга уважаем!
  • Один говорит – все перебивают!

Дети выбирают правильные варианты, и своё согласие с тем или иным правилом подтверждают хлопками.

1. Подготовка восприятия учащихся.

А сейчас представьте, что вы не ученики, а художники и поэты. Прежде чем мы начнём знакомство со стихотворением, я предлагаю вам поразмышлять, что такое детство? Свои размышления о детстве мы будем записывать или рисовать на лучиках солнышка, которое лежит у вас на столе пока одинаковое у всех.

(У каждой группы одинаковые солнышки. Круг с четырьмя лучиками, лучи белые).

На столах лежат конверты с заданием для каждой группы.

Предлагаю вам открыть конверты и прочитать задания.

Ребята, работаем, помогая друг другу.

МУЗЫКА (СЛАЙД)

Карточка с заданием для художников:

Уважаемые художники, представьте слово “ детство” в цвете.

Какие бы вы выбрали цвета, если бы вас попросили нарисовать это слово?

У вас на столах цветные лучики, выбирайте тот, которым вы бы нарисовали детство.

Приклеивайте цветной лучик (на белые лучи) к своему солнышку. Если какие-то цвета вам не нужны, вы можете их не использовать.

Задание: (решите, кто будет отвечать)

Почему вы выбрали именно эти цвета?

Какие цвета не использовали, почему?

Карточка с заданием для поэтов:

Уважаемые поэты, подберите к слову “детство” эпитеты.

Вспомните, что такое эпитет?

Уважаемые поэты, подберите существительные, которыми бы вы рассказали о детстве. Напишите эти слова на лучиках.

А теперь, чтобы нам видеть не только свои солнышки, но и работы друг друга, закрепим их на доске. Закрепляю таким образом: один круг на другой. Круг будет один. А лучиков будет становиться всё больше.

Художники, несите свои солнышки, прочитайте соё задание всем.

А теперь я приглашаю поэтов, читайте своё задание.

– Какое яркое, цветное детство! Какие добрые, радостные впечатления живут в нём!

Показываю рукой на солнышки: Ребята, это ваши ощущения детства, а вам интересно узнать каким остаётся детство в памяти взрослых людей?

Предлагаю вам познакомиться со стихотворением Ивана Алексеевича Бунина “Детство” и поразмышлять, какие чувства хотел передать поэт нам, читателям. Ощущения поэта мы запишем на лучиках вот этого солнышка. (На доске круг с надписью детство, сюда мы будем прикреплять с детьми лучики)

2. Чтение и текстуальный анализ стихотворения И. Бунина “Детство”

Читаю стихотворение вслух. (СЛАЙД)

А теперь прочитайте стихотворение про себя.

– Ребята, какие цвета вы увидели в стихотворении? Может быть, какие-то слова подскажут вам цвет?

Тот кто первым называет, идёт крепит к доске цветной листочек.

Красна – красный.
Солнечные палаты – жёлтый.
День – голубой, жёлтый.
Бор – зелёный.
Смолистый аромат – оранжевый.
Поутру – светло – голубой.
Песок – светло – коричневый.

Вы внимательные читатели. Посмотрите, какое у И. А. Бунина оказывается цветное, яркое и блестящее стихотворение!

А теперь предлагаю вам прочитать стихотворение еще раз построфно.

– Какие чувства испытывает поэт? Думаю теперь вам не составит труда ответить на мой вопрос. (Ему весело, радостно, хочется бродить в бору, по песку, прижаться к сосне, он радуется)

– Ребята, как вам кажется, может ли быть случайным выбор слов автором? Как он выбирает слова?

– То есть не случайно например употребление глагола “прильнул к сосне”? Какое чувство передает именно это, не случайно выбранное автором слово?(Чувство любви, доброты, нежности).

(Напишем заранее эти слова: любовь, нежность, доброта) Добавим эти слова в наше солнышко

– Какое настроение передает нам автор? (светлое, радостное) (Запишем заранее эти слова: свет, радость). Добавим их в солнышко.

(СЛАЙД)

Когда шведский король вручал Ивану Бунину Нобелевскую премию, высшую мировую награду, он сказал: “На сцене 2 короля, один – власти, другой изобразительности”.

Так вот те, ребята, выразительные средства, которые использует автор для придания стихотворению красоты, как раз, и называются средства художественной изобразительности. Одно из них – сравнение.

– Где в своем стихотворении Бунин использует сравнение?

“Песок – как шёлк…”

– Как вам кажется, почему как шёлк? Ведь шёлк это ткань, разве можно песок сравнивать с тканью? Какое ощущение передаёт нам поэт этим сравнением?

(Нежности, мягкости)

– Ребята, давайте перечитаем строчку “бродить по этим солнечным палатам” В нашем представлении слово палата ассоциируется с больницей. Что с чем сравнивается? Как называется такое скрытое сравнение?

Давайте найдём в стихотворении эпитеты.

3. Обобщение.

– Ребята, каким осталось детство в памяти Ивана Алексеевича?

– Как вам кажется похожи впечатления Ивана Алексеевича Бунина на ваши впечатления?

– Ребята, почему стихотворение, написанное казалось бы, о природе, автор назвал “Детство”?

Поразмышляем с учащимися, что перед нами не просто пейзаж. Автор нам передаёт ощущения испытанные в детстве, передает впечатления, переживания ребенка, возвращает читателя в настроение детства. Это образ детства, в котором соединились и любовь к природе и движения души.

(СЛАЙД)

А сейчас представим, что все мы поэты. Предлагаю всем написать стихотворение о детстве. Это стихотворение особое, оно без рифмы и подчиняется определённым правилам. Называется синквейн. Ребята, мы помним, что выбор слов в стихотворении не может быть случайным. Перед вами трудная задача: надо найти самые яркие, красивые, а может и неожиданные слова.

Работаем вместе. (Можем написать один синквейн на группу, а можем – каждый свой) на столах у детей солнышки, в центре написаны правила синквейна.

Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.

Презентация