Содержание урока
Организационный момент. (Учащиеся работают группами по 5-6 человек)
Ребята, чтобы нам легче было работать, я хочу предложить вам несколько правил. Если вы согласны с предложенным правилом, вы мне хлопаете.
(СЛАЙД)
- Слушаю, когда хочется!
- Один говорит – все слушают!
- Уважаю только своё мнение!
- Друг друга уважаем!
- Один говорит – все перебивают!
Дети выбирают правильные варианты, и своё согласие с тем или иным правилом подтверждают хлопками.
1. Подготовка восприятия учащихся.
А сейчас представьте, что вы не ученики, а художники и поэты. Прежде чем мы начнём знакомство со стихотворением, я предлагаю вам поразмышлять, что такое детство? Свои размышления о детстве мы будем записывать или рисовать на лучиках солнышка, которое лежит у вас на столе пока одинаковое у всех.
(У каждой группы одинаковые солнышки. Круг с четырьмя лучиками, лучи белые).
На столах лежат конверты с заданием для каждой группы.
Предлагаю вам открыть конверты и прочитать задания.
Ребята, работаем, помогая друг другу.
МУЗЫКА (СЛАЙД)
Карточка с заданием для художников:
Уважаемые художники, представьте слово “ детство” в цвете.
Какие бы вы выбрали цвета, если бы вас попросили нарисовать это слово?
У вас на столах цветные лучики, выбирайте тот, которым вы бы нарисовали детство.
Приклеивайте цветной лучик (на белые лучи) к своему солнышку. Если какие-то цвета вам не нужны, вы можете их не использовать.
Задание: (решите, кто будет отвечать)
Почему вы выбрали именно эти цвета?
Какие цвета не использовали, почему?
Карточка с заданием для поэтов:
Уважаемые поэты, подберите к слову “детство” эпитеты.
Вспомните, что такое эпитет?
Уважаемые поэты, подберите существительные, которыми бы вы рассказали о детстве. Напишите эти слова на лучиках.
А теперь, чтобы нам видеть не только свои солнышки, но и работы друг друга, закрепим их на доске. Закрепляю таким образом: один круг на другой. Круг будет один. А лучиков будет становиться всё больше.
Художники, несите свои солнышки, прочитайте соё задание всем.
А теперь я приглашаю поэтов, читайте своё задание.
– Какое яркое, цветное детство! Какие добрые, радостные впечатления живут в нём!
Показываю рукой на солнышки: Ребята, это ваши ощущения детства, а вам интересно узнать каким остаётся детство в памяти взрослых людей?
Предлагаю вам познакомиться со стихотворением Ивана Алексеевича Бунина “Детство” и поразмышлять, какие чувства хотел передать поэт нам, читателям. Ощущения поэта мы запишем на лучиках вот этого солнышка. (На доске круг с надписью детство, сюда мы будем прикреплять с детьми лучики)
2. Чтение и текстуальный анализ стихотворения И. Бунина “Детство”
Читаю стихотворение вслух. (СЛАЙД)
А теперь прочитайте стихотворение про себя.
– Ребята, какие цвета вы увидели в стихотворении? Может быть, какие-то слова подскажут вам цвет?
Тот кто первым называет, идёт крепит к доске цветной листочек.
Красна – красный.
Солнечные палаты – жёлтый.
День – голубой, жёлтый.
Бор – зелёный.
Смолистый аромат – оранжевый.
Поутру – светло – голубой.
Песок – светло – коричневый.
Вы внимательные читатели. Посмотрите, какое у И. А. Бунина оказывается цветное, яркое и блестящее стихотворение!
А теперь предлагаю вам прочитать стихотворение еще раз построфно.
– Какие чувства испытывает поэт? Думаю теперь вам не составит труда ответить на мой вопрос. (Ему весело, радостно, хочется бродить в бору, по песку, прижаться к сосне, он радуется)
– Ребята, как вам кажется, может ли быть случайным выбор слов автором? Как он выбирает слова?
– То есть не случайно например употребление глагола “прильнул к сосне”? Какое чувство передает именно это, не случайно выбранное автором слово?(Чувство любви, доброты, нежности).
(Напишем заранее эти слова: любовь, нежность, доброта) Добавим эти слова в наше солнышко
– Какое настроение передает нам автор? (светлое, радостное) (Запишем заранее эти слова: свет, радость). Добавим их в солнышко.
(СЛАЙД)
Когда шведский король вручал Ивану Бунину Нобелевскую премию, высшую мировую награду, он сказал: “На сцене 2 короля, один – власти, другой изобразительности”.
Так вот те, ребята, выразительные средства, которые использует автор для придания стихотворению красоты, как раз, и называются средства художественной изобразительности. Одно из них – сравнение.
– Где в своем стихотворении Бунин использует сравнение?
“Песок – как шёлк…”
– Как вам кажется, почему как шёлк? Ведь шёлк это ткань, разве можно песок сравнивать с тканью? Какое ощущение передаёт нам поэт этим сравнением?
(Нежности, мягкости)
– Ребята, давайте перечитаем строчку “бродить по этим солнечным палатам” В нашем представлении слово палата ассоциируется с больницей. Что с чем сравнивается? Как называется такое скрытое сравнение?
Давайте найдём в стихотворении эпитеты.
3. Обобщение.
– Ребята, каким осталось детство в памяти Ивана Алексеевича?
– Как вам кажется похожи впечатления Ивана Алексеевича Бунина на ваши впечатления?
– Ребята, почему стихотворение, написанное казалось бы, о природе, автор назвал “Детство”?
Поразмышляем с учащимися, что перед нами не просто пейзаж. Автор нам передаёт ощущения испытанные в детстве, передает впечатления, переживания ребенка, возвращает читателя в настроение детства. Это образ детства, в котором соединились и любовь к природе и движения души.
(СЛАЙД)
А сейчас представим, что все мы поэты. Предлагаю всем написать стихотворение о детстве. Это стихотворение особое, оно без рифмы и подчиняется определённым правилам. Называется синквейн. Ребята, мы помним, что выбор слов в стихотворении не может быть случайным. Перед вами трудная задача: надо найти самые яркие, красивые, а может и неожиданные слова.
Работаем вместе. (Можем написать один синквейн на группу, а можем – каждый свой) на столах у детей солнышки, в центре написаны правила синквейна.
Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.