Мир стал громок и запел в машине,
Бесконечность меряет великий машинист…
А.Платонов
Цели:
1) углубление межпредметных связей физики и литературы;
2) формирование научного мировоззрения;
3) формирование нравственных качеств личности;
4) развитие творческих способностей учащихся на основе применения ИКТ.
Оборудование:
- лист ватмана;
- маркеры;
- коллажи;
- презентации к уроку;
- компьютер, мультимедийный проектор.
Этапы урока.
1. Этап мотивации: точки соприкосновения физики и литературы, обоснование темы, постановка целей урока.
1.1. Презентация по биографии А. Платонова.
1.2. Представление коллажей на тему: “Эпоха электромагнитного поля” (30-х годов двадцатого века).
2. Этап планирования: обращение к названию рассказа “В прекрасном и яростном мире”; начало работы с планом урока (заполнение на листе ватмана таблицы: “Человек и окружающий мир”; прекрасное и “яростное”).
3. Синтетический этап: литературоведческий анализ рассказа и научные наблюдения; беседа с включением презентаций.
3.1. Мир физики и его влияние на человека,
3.2. Паровоз и паровозостроение. Работа с техническими терминами.
3.3. Анализ образа главного героя, его положительные и отрицательные качества.
4. Этап предварительного обобщения: выявление связи физического и духовного на основе событий в рассказе А. Платонова.
4.1. Молния и электрический ток, их влияние на человека. Презентация по теме: “Установка Тесла”.
5. Этап итогового обобщения: работа над проблемными вопросами, спроецированными на экране. Выводы.
6. Домашнее задание и подведение итогов.
План проведения урока
1. Этап мотивации.
Учитель физики:
Сегодня мы проводим интегрированный урок физики - литературы, и давайте определим наши цели: углубить межпредметные связи физики и литературы; продолжить формирование научного мировоззрения; дать импульс развитию нравственных качеств личности и творческих способностей на основе применения ИКТ.
Учитель литературы:
Давайте обратимся к теме нашего урока: “Мир прекрасный и яростный…”
Какие ассоциации вызывают у вас эти слова? (В нашем мире есть место и хорошему, и плохому, и добру, и злу)
Нам предстоит осмыслить философскую проблему добра и зла на материале рассказа А.Платонова “В прекрасном и яростном мире”.
А интеграция двух предметов: литературы и физики - даст представление о единстве духовного и материального в нашем мире.
Возможно, по истечении урока у вас появятся новые представления о мире и о себе,
вы отразите в творческом домашнем задании.
Вспомним, что А.М.Горький называл литературу “человековедением”.
Что изучает литература? (Литература изучает человека, его мысли и чувства)
Учитель физики:
Слово “физика” в переводе с греческого означает “природа”.
Что изучает физика? (Физика является наукой о природе, изучает окружающий человека мир)
Учитель литературы:
Человек и окружающий его мир – именно в этом точки соприкосновения двух предметов: литературы и физики.
На чистом листе бумаги записываем: “Человек и окружающий мир”
Давайте обратимся к творчеству писателя, манеру которого называли “гениальным косноязычием”. Он знал многое о человеке и о мире, верил в преобразование природы с помощью машин, его идеалом был “человек с умной головой и умными руками”. Это наш великий земляк, писатель и рабочий, гениальный и “наивный” Андрей Платонов.
Познакомимся с биографией А.Платонова. (Презентация 2 А.Платонов)
Учитель литературы:
Творчество писателя неотделимо от эпохи. Попробуем воспроизвести ее при помощи коллажей, представленных в групповой работе под названием “Эпоха электромагнитного поля” - о 30-х годах 20 века)
(Коллажи “Эпоха электромагнитного поля”)
2. Этап планирования.
Учитель литературы:
Обратимся к названию рассказа А. Платонова “В прекрасном и яростном мире”.
- Как в словаре толкуются слова “прекрасный” и “яростный”? (Прекрасный – отличающийся необыкновенной красотой, яростный – гневный, неукротимый)
- Какое лексическое средство используется в названии рассказа? (Антонимы)
- Далее мы будем работать с листом бумаги, на котором написано “Человек и окружающий мир”. Разделим его пополам, на одной половине записываем “мир прекрасный”, на второй – “мир яростный”. Это план урока: заполнив его, мы сможем ответить на проблемные вопросы в конце урока.
Итак, что в нашем мире прекрасно, а что “яростно”?
- Может ли “уцелеть одинокий голос человека ” в нем?
3. Синтетический этап.
Учитель физики: (Презентация 3 “Физические явления”)
С точки зрения физики наш Мир, в котором мы живём и частями которого мы являемся, действительно прекрасен, но и яростен одновременно.
В этом Мире есть место серьезной физике и тонкой лирике, прекрасным явлениям и разрушающим стихиям
Мир – Единый, в нем все связано со всем. Жизнь Природы, Земли, Вселенной, физическая и духовная жизнь человека - все подчинено фундаментальным законам природы.
Человек всегда пытался определить эту глобальную взаимосвязь всего со всем, понять свое место, роль и предназначение в мире.
- Зачем надо изучать физику?
Задача изучения физики: открыть физические законы, наблюдая различные явления.
Давайте вспомним:
- Какие физические явления изучает физика?
- Как эти явления использует человек?
- Какое влияние природные явления оказывают на человека?
Физические явления:
- Механические явления
- Магнитные явления
- Оптические явления
- Акустические явления
- Тепловые явления
- Атомные явления
- Электрические явления:
Мы рассмотрим более подробно и поговорим об электрических явлениях, наблюдаемых в природе: как они происходят и как должен действовать человек, чтобы природные явления не причинили ему вреда. Подумаем, как можно использовать их на благо человека.
- Так что же в природе можно считать прекрасным, а что “яростным”? (Беседа с классом и заполнение таблицы)
На листе начинаем вести записи:
! Прекрасно: природа и красивые природные явления
! Яростно: стихии и губительные физические явления
“Самое удивительное в природе это то, что мы можем ее понять”, и “наша первейшая задача - научиться слушать природу, чтобы понять ее язык”. (А. Эйнштейн)
Вывод №1: Зная законы физики, мы можем объяснить причины многих явлений и процессов, предсказать их развитие, но главное – использовать эти законы на благо человека, создавая технику, помогающую человеку в работе.
Учитель литературы:
В годы довоенных пятилеток в СССР сформировались новые отрасли: автомобилестроение, тракторная промышленность, тяжёлое машиностроение, произошли изменения в технике и технологии производства. Политика обновления экономики в СССР была рассчитана, говоря образным языком писателя А. Платонова, "на максимального героического человека", который "творит сооружение социализма в скудной стране, беря первичное вещество для него из своего тела".
Обратимся к тексту рассказа:
- Что вы можете сказать о главном герое? (Он машинист паровоза, мастер, профессионал высокого класса, полностью сливается с паровозом, чувствует его дыхание)
В рассказе встречается много терминов – “петарды”, “таймер”, связанных с работой машиниста, давайте поясним их.
- Для чего автор использует технические термины? (Чтобы точнее передать особенности работы машиниста паровоза)
Учитель физики:
Исторические материалы свидетельствуют о том, что отечественное паровозостроение имело свой собственный путь развития. Выдающиеся русские инженеры и конструкторы создали ряд новых типов паровозов и усовершенствовали старые, что позволило в значительной мере облегчить труд человека.
О паровозах и развитии паровозостроения. (Презентация 4 “Развитие паровозостроения”)
Паровоз ИС, на котором работал Мальцев, являлся самым мощным пассажирским паровозом в Европе. ИС, обладатель премии Гран-при на Всемирной парижской выставке (1937). Самый сильный и мощный пассажирский паровоз в истории советского паровозостроения. В свое время паровоз был достаточно совершенной в эстетическом отношении машиной. Локомотив любили рисовать художники. Его изображение часто появлялось на советских открытках и почтовых марках 30-40-х годов.
Для работы на таких совершенных в то время машинах требовалось умение и навыки. И Мальцев, несомненно, обладал такими качествами.
Продолжаем работать по плану урока, записываем:
! Прекрасно: создание техники, способной помочь человеку.
!Яростно: техническая мощь, приводящая к катастрофам.
Учитель литературы:
Мы выяснили, что в природе прекрасно, а что нет. А что можно сказать о человеке, ведь это тоже целый мир.
Обратимся к тексту рассказа и ответим на вопросы:
- Что вызывает восхищение в Мальцеве? (Мастерство, талант, трудолюбие)
- Что отталкивает? (Гордыня, высокомерие, душевная “слепота”)
- Почему он “скучает”? (От одиночества, от “таланта мастера”)
- Дайте толкование словам: “талант”, “мастер”. (Работа со словарем)
Мы видим, что Мальцев, достигнув совершенства в своем деле, страдал от одиночества и непонимания. Но он и сам не стремился сближаться с людьми, поскольку чувствовал свое превосходство.
Продолжаем делать записи:
! Прекрасно: мастерство, талант, трудолюбие.
! Яростно: гордыня, высокомерие, душевная “слепота”.
Вывод №2: Гордыня, даже если она вызвана действительным превосходством в чем-то, делает человека несчастным и одиноким, но жизнь часто указывает человеку на его слабость перед лицом могучей природы.
Так произошло с нашим героем: в него ударила молния.
Учитель физики:
Гроза - величественное и красивое, грозное и опасное явление природы. В древности люди не могли объяснить, почему бывают грозы.
Они считали, что это сердятся на людей боги. Восточные славяне в древности чтили бога Перуна, “творца” молнии и грома. Позже наши предки гром и молнию приписывали “деятельности” Ильи-пророка, который “ездит по небу в грохочущей колеснице и в гневе кидает на землю камни и огненные стрелы”.
- Что такое гроза? (Гроза – бурное ненастье с порывами ветра, с дождем, громом и молниями)
- Как описана в рассказе надвигающаяся непогода? (Зачитывается фрагмент текста)
По оценке метеорологов, во время грозы за 1 секунду в землю ударяют 100 молний.
- Что же такое МОЛНИЯ? (Презентация 5 “Молния”)
- Могла ли молния поразить Мальцева?
- Какие последствия от удара молнии были у него?
Обратимся к плану:
!Прекрасно: молния как величественное природное явление.
!Яростно: молния как поражающий фактор.
4. Этап предварительного обобщения.
Учитель литературы:
Молния у Платонова – это часть особого, духовного пространства, и ударила она в духовное тело: в машиниста Мальцева.
- Почему молния ослепила его, не тронув находившихся рядом? (Он оторвался от людей, и это сделало его одиноким, самоуверенным и слепым душой. Герой и до грозы видел мир воображаемым. И чтобы вырваться из самоослепления, надо было испытать реальное ослепление.)
- С чем сталкивается ослепший совершенно человек в процессе следствия?
- Почему его обвиняют в диверсии? (Подозрительность, обвинения во “вредительстве” были приметами общественной жизни сталинской эпохи)
- Что в окружающем мире людей можно считать прекрасным, а что “яростным”?
- Кто и как решает помочь Мальцеву? (Работа с текстом)
Заполняем табличку:
!Прекрасно: сочувствие, желание помочь.
!Яростно: недоверие, равнодушие.
Вывод №3: В нашем мире трудно отделить явления духовного порядка от физических, это то, что люди называют “мистикой”, “судьбой”, “волей Божией”, а ученые объясняют с точки зрения науки.
Учитель физики:
Наука в эпоху СССР была одной из наиболее развитых отраслей народного хозяйства. Значительная часть населения страны (1 млн. человек) работала в научных организациях.
В начале 30-х годов НКВД и ведущие физики Капица, Лифшиц, Ландау и многие другие занимались изучением изобретений Н.Тесла. Тогда же в СССР были доставлены личные записи Тесла и его лабораторные журналы.
Под Москвой организовали лабораторию и построили мощные установки Тесла для изучения молний.
В рассказе Платонова для проведения эксперимента с Мальцевым использовалась установка Тесла.
О великом Николе Тесла и его изобретениях. (Презентация 6 и видеофильм Н. Тесла)
- Помогла ли установка при проведении эксперимента?
- Научились ли люди использовать природное электричество?
!Прекрасно: научные открытия и изобретения.
!Яростно: опасность исследований, непредсказуемость результата.
Вывод №4: Научные открытия и изобретения ускорили процесс развития науки и техники, дав факты подтверждающие или опровергающие теорию.
5. Этап итогового обобщения.
Учитель литературы:
Человек при помощи науки решил помочь попавшему в беду Мальцеву.
- Что из этого получилось? (Еще одна беда обрушилась на героя.)
- Как он изменился после трагедии Мальцев? (Он начинает “худеть”, хотя жил в достатке, получал хорошую пенсию, “ему скучно беседовать о пустяках”, он смирился со своей участью)
- С чем не может смириться рассказчик и почему приглашает Мальцева к себе на паровоз? (Он переживает чужую боль как свою, не бросает человека на волю “враждебных” сил, спасает от беды)
Человек “прозрел” в духовном отношении и в реальности.
- Прежде чем сделать итоговый вывод, надо поразмышлять над проблемными вопросами:
- Хотели бы вы работать с человеком, похожим на Мальцева? Обоснуйте ваше мнение?
- Можно ли видеть мир в воображении?
- Какая черта личности рассказчика является, по-вашему, главной?
- Кого вы хотели бы видеть своим другом: рассказчика или Мальцева?
- Может ли уцелеть “одинокий голос” человека в нашем “прекрасном и яростном мире?
Итоговый вывод: человек в этом мире находит поддержку прежде всего в человеке. Машина не может спасти человека от одиночества. Талант человека оказывается превыше таланта мастера. Платонов – мудрец, он не скрывает от нас того, что мир, в котором мы живем, “прекрасный и яростный”. Прекрасен потому, что в нем есть радость творчества, человеческое понимание, сочувствие, яростен потому, что враждебен человеку, может сокрушить. Но мир дает возможность проявить себя, почувствовать радость победы и понять, в чем истинная красота.
Д\з: Допишите и проанализируйте таблицу-план “Человек и окружающий мир”.
Создайте эссе-исследование на тему: “Мир вокруг меня - прекрасный или яростный?”.