Цели и задачи урока.
- Выявить закономерности художественного произведения, связанные с миром природы и миром людей в стихотворении.
- Рассмотреть образ бурлаков, отметить его связь с образами физической и духовной смерти, безволия, безнадёжности, механистичности потери человечности.
- Рассмотреть образ Волги, выявить основания для противопоставления мира природы и мира, созданного людьми, в стихотворении.
- Проследить воздействие встречи с бурлаками на лирического героя, охарактеризовать событие взросления как познание жестокости и несправедливости мира людей (познание зла), соприкосновение со смертью.
- Раскрыть смысл некоторых структурных элементов произведения: значение пространных описаний природы, необходимость «раздвоения» лирического героя (ребёнок и взрослый) и события встречи с бурлаками (в прошлом и в настоящем).
- Обозначить две позиции по отношению к бурлакам, представленные в стихотворении: сочувствие и осуждение.
- Развитие навыков анализа художественного произведения.
- Работа с текстом, поиск необходимых цитат.
- Медленное чтение, акцентирование внимания на деталях.
- Связывание воедино отдельных деталей для обнаружения смысловых закономерностей стихотворения.
- Воспитание культуры понимания художественного произведения.
- Осознать значимость детали в художественном произведении. Усвоить теоретическое положение: «В художественном произведении не бывает ничего случайного».
- Проследить механизм взаимодействия части и целого в герменевтическом круге (связь отдельных деталей, частей, аспектов стихотворения).
- Установить возможность диалога между художественным миром и современностью, художественным миром и читателем.
Тип урока: урок-«восхождение» с элементами диалога.
Форма урока: практикум.
Методы учебной деятельности: эвристический, элементы исследовательского.
Приёмы учебной деятельности: подбор материала из художественного произведения, построение системы вопросов.
Виды учебной деятельности: ответы на вопросы, попытки самостоятельного анализа.
Ход урока
Вопрос учителя. Дома вы прочитали стихотворение Н.А. Некрасова «На Волге». О чём это стихотворение?
Возможный ответ учащихся. О бурлаках.
Вопрос учителя. Кто такие бурлаки?
Возможный ответ учащихся (опирающийся на историческую справку в учебнике). Бурлаки – это наёмные рабочие в России XVI – начала XX вв. До изобретения мотора корабли не могли самостоятельно плыть против течения. Бурлаки, идя по берегу, тянули речное судно за бечеву. Эта работа справедливо считалась одной из самых тяжёлых, «рабским трудом».
Слово учителя. Итак, сейчас мы с вами посмотрели на бурлаков глазами историка. Теперь давайте попробуем увидеть то же самое явление глазами художника, автора стихотворения.
Задание. Найдите в отрывке из стихотворения, приведённом в учебнике, как можно больше деталей, связанных с образом бурлаков (учащиеся читают, учитель записывает на доске).
Возможный ответ учащихся. Стоны, пригнувшись, ползли, мерный похоронный крик, вой, болезненное лицо, лучше умереть, плечо не заживает, угрюмый, тихий, изнеможённые черты, спокойно-безнадежный взор, больной, унылый, сумрачный, усталый, покорность без конца, отец твой сорок лет стонал, в такт мотая головой, безгласно ты умрёшь и т.д.
Слово учителя. А теперь давайте собирать кусочки этой мозаики воедино. Если мы свяжем отдельные художественные детали между собой, то, как при собирании отдельных фрагментов пазла начинает проступать рисунок, получим закономерности, на которых строится художественный образ бурлаков в этом произведении. Что с чем и по какому признаку мы можем связать?
Примерный вариант обсуждения.
1. Стоны, болезненное лицо, больной, мерный похоронный крик, лучше умереть, плечо не заживает, усталый, пригнувшись, ползли, изнеможённые черты и т.д.
Близость смерти. Болезнь как переходное состояние между жизнью и смертью. В положении тела – «пригнувшись» – тяготение к земле, забирающей нас после смерти. Особенность в том, что болезнь, боль, усталость бурлаков не проходят, раны не заживают. Их тело не выдерживает таких физических нагрузок. Перед нами образ «живых мертвецов». Неслучайно их крик назван «похоронным»: они как будто постоянно присутствуют на собственных похоронах.
2. Мерный похоронный крик, вой, в такт мотая головой, спокойно-безнадежный взор и т.д.
В описании бурлаков явно проступает какая-то механистичность. Выдерживать чёткий ритм необходимо им для более эффективного выполнения своей работы, но автор мог и не включать подобные детали в произведение. Бурлаки, движения и крики которых повторяются в определённой последовательности через равные промежутки времени, подобны машинам. Автор изображает смерть человека в человеке, превращение человека в машину, инструмент для работы.
3. Пригнувшись, тихий, покорность без конца, безгласно ты умрёшь и т.д.
Бурлаки не пытаются противиться своей судьбе. Они беспрекословно выполняют чужие приказы. Бурлаки лишены воли, не способны на поступок. Образ воли очень важен в рамках художественного мира этого стихотворения, так как её потеря оказывается связанной с потерей человечности.
4. Спокойно-безнадежный взор, унылый, сумрачный, лучше умереть, угрюмый, отец твой сорок лет стонал и т.д.
Отсутствие будущего, надежды на какие-либо изменения к лучшему. Выбор между жизнью и смертью бурлаками решается в пользу смерти, то есть ничто не привязывает их к этому миру: эмоциональной связи с другими людьми, желаний, стремлений нет. Смерть не только тела, но и духа.
Слово учителя. Итак, мы с вами обсудили образ бурлаков, выявили некоторые закономерности, связанные с этим образом, который можно назвать «центральным» для данного произведения. Но почему же тогда стихотворение называется «На Волге», а не «Бурлаки», к примеру?
Возможный ответ учащихся. Действие происходит на Волге, там проходит жизнь бурлаков.
Вопрос учителя. Но зачем такое внимание к месту действия? Зачем пространные описания Волги?
Задание. Как описывается Волга в стихотворении? Какие образы с ней связаны? При ответе на этот вопрос подтверждайте свою точку зрения цитатами.
Возможный ответ учащихся.
1. Красота.
(1-2 цитаты в подтверждение)
2. Свобода
Открытое, ничем не ограниченное пространство.
…Виднелись горы вдалеке,
И синий бесконечный лес…
Кругом всё та же даль и ширь…
3. Достоинство.
«Величава».
4. Вечная жизнь.
Образ монастыря. Неподверженность старению, в отличие от человека.
Уж я не тот, но ты светла
И величава, как была.
Слово учителя. А теперь сравните описание Волги и описание бурлаков. Согласитесь, они представляют полную противоположность.
В этом стихотворении автор изображает для нас два мира – природный и человеческий.
Мир природы красив, светел, гармоничен, близок к совершенству.
Мир людей жесток, несправедлив, страшен, полон смерти.
Зачем автор ставит эти два мира рядом, чего он хочет добиться?
Возможный ответ учащихся. Чёрное отчётливее всего проступает на белом фоне. Образ Волги, мир природы необходим автору для контраста; для того чтобы подчеркнуть, до чего дошли люди, насколько страшен, неестественен мир, построенный ими.
Вопрос учителя. Весь ужас, связанный с образом бурлаков, открывается в стихотворении не только читателям. Кто ещё узнаёт об этом?
Возможный ответ учащихся. Лирический герой, в прошлом, когда был ещё мальчиком.
Вопрос учителя. Какое впечатление производят бурлаки на лирического героя, когда он видит их в первый раз?
Возможный ответ учащихся. Лирический герой не может забыть того, что увидел. Он очень взволнован, даже бредит. С ним что-то происходит, что-то непонятное.
Вопрос учителя. Как выглядит лирический герой, вернувшийся домой после встречи с бурлаками?
Возможный ответ учащихся. «Без шапки, бледный, чуть живой…». «Без шапки» - образ потери. «Бледный, чуть живой» - близость к смерти.
Вопрос учителя. Что происходит, когда лирический герой возвращается на Волгу после встречи с бурлаками?
Возможный ответ учащихся. Его взгляд на Волгу меняется, она становится «рекою рабства и тоски». Крик птиц кажется ему «зловещим» и т.д.
Слово учителя. Итак, давайте свяжем вместе всё, что мы выяснили. Лирический герой, маленький мальчик, встретившись с бурлаками, впервые соприкоснулся со смертью, и это что-то в нём изменило, его взгляд на мир стал другим. Как мы можем назвать то, что происходит с лирическим героем?
Описаны ли в произведении ещё какие-либо события из детства лирического героя?
Возможный ответ учащихся. Нет, только воспоминание о встрече с бурлаками. После этого события лирический герой предстаёт перед нами уже взрослым, вернувшимся на Волгу спустя много лет.
Слово учителя. В стихотворении показано взросление лирического героя, потеря им детской наивности, неискушённости. Встреча с бурлаками, соприкосновение со смертью, жестокость и несправедливость мира людей навсегда меняют мироощущение лирического героя, и это коренное изменение его взглядов автор называет взрослением.
Как вы помните, сюжет стихотворения заключается в том, что повзрослевший лирический герой спустя много лет возвращается на Волгу, в те места, где прошло его детство, видит бурлаков и вспоминает, как столкнулся с ними впервые. Получается, что событие встречи лирического героя с бурлаками совершается дважды: в прошлом и в настоящем. Зачем автору понадобилась такая сложная структура? Почему он не мог ограничиться описанием первой встречи, которая и произвела на него такое сильное впечатление?
Возможный ответ учащихся. Вероятно, эти две встречи как-то отличаются друг от друга, раз обе они значимы. Отличие должно быть связано с тем, что первый раз с бурлаками сталкивается ребёнок, а второй раз – уже взрослый человек.
Вопрос учителя. Какие чувства испытывает маленький лирический герой по отношению к бурлакам?
Возможный ответ учащихся. Жалость, сочувствие, чувство вины.
Вопрос учителя. Что чувствует уже взрослый лирический герой по отношению к бурлакам?
Возможный ответ учащихся.
…Чем хуже был бы твой удел,
Когда б ты менее терпел?
Осуждение их безволия, бездействия.
Слово учителя. «Раздвоение» лирического героя (на ребёнка и взрослого) и «раздвоение» события встречи с бурлаками (в прошлом и в настоящем) понадобилось автору для того, чтобы показать две различные позиции по отношению к бурлакам и, соответственно, по отношению к стоящему за этим образом миру людей, уже описанному нами. Первая позиция – это сочувствие, вторая – осуждение. Как вы считаете, какая из них ближе автору?
Возможные ответы учащихся.
- Вторая, осуждение. Автор вкладывает это мнение в уста зрелого человека. Оно является результатом размышлений лирического героя.
- Первая, сочувствие. Это мнение ребёнка, который находится ближе к гармоничному миру природы.
Слово учителя. Напоследок давайте подумаем, какое отношение этот анализ стихотворения Н.А. Некрасова «На Волге», всё, о чём мы с вами говорили сегодня, имеет к современной жизни, жизни каждого из нас?
Возможные направления беседы.
- Жестокость, несправедливость, зло в современном мире и возможные позиции по отношению к этому.
- Взросление, попытки дать определение этому процессу.
- Что делает человека человеком? Возможна ли потеря человечности?