Учитель: Мы все знаем, что 2006 год был объявлен годом литературы и искусства. Но согласитесь, что каждый год можно объявлять годом искусства.
Искусство – это красота. Ф. И. Достоевский сказал: « Красотою спасётся мир», и это так. Человек, умеющий видеть красивое, создавать красивое, не способен на подлость и преступление.
Учитель: Какие виды искусства мы знаем?
(Живопись, музыка, архитектура, литература, театр и др.)
Учитель: Что же такое театр?
(Ответы учащихся.)
Учитель: «Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь… Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра»,- сказал Н.В. Гоголь, который мечтал стать актёром , хотя его попытка попасть в Петербургский императорский театр была неудачной. Но мы знаем его как великого драматурга, создавший« Женитьбу», «Игроков», « Ревизора».
Учитель: «Волшебным краем» называл театр А.С. Пушкин.
Учитель: «Уверен, что выше театра нет ничего на свете», - говорил А.П. Чехов.
Учитель: В.Маяковский, Д.И. Фонвизин, И.С. Тургенев, Г. Камал, К. Тинчурин, Х. Вахит, Т. Миннуллин…
Этот перечень можно было бы продолжать и продолжать, но и без того очевидно, что сцена влекла к себе все великие таланты.
Учитель: Чем пленял их театр?
- Что составляло « волшебство» этого « края»?
- Что заставляет людей и сегодня, как и сотни лет назад, стремиться в него?
- Почему одни хотят быть актерами, а другие предпочитают роль зрителей?
(Ответы учащихся.)
Учитель: «О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нём, если можете», - сказал В. Белинский, великий критик.
И мы последуем его совету и отправимся в театр и постараемся ответить на возникшие вопросы.
«Театр» в переводе с греческого языка значит «зрелище». Зрелищность - природа театра. Вне этого качества он существовать не может. Все постановки существуют только в настоящем времени. Значит, театр- искусство современное, которое вбирает в себя выразительные средства других искусств: литературы, музыки, живописи.
Ребята, театры бывают разные, хотя внешне их объединяют зал, сцена, актёры, зрители.
Есть театры, в которых артисты не говорят, а поют. Здесь сливаются воедино театр и музыка. Объединившись, они создали вид искусства – оперу.
Есть театры, в которых не разговаривают и не поют, в них только танцуют. Этот вид искусства основан на пластической выразительности человеческого тела и обладает большой впечатляющей силой. Это – балет.
А есть театры, в которых актёры и разговаривают, и поют. И танцуют. Это либо оперетта, либо музыкальное произведение.
Имеется ещё кукольный театр, где сценический образ складывается из двух компонентов – из действующей над ширмой куклы и говорящего за ширмой и невидимого залу актера.
Есть драматический театр, в котором герои разговаривают, двигаются и действуют как в реальной жизни
Разумеется, я перечислила не все виды и жанры театрального искусства – их много. И каждый имеет свои закономерности, свою природу и свои выразительные средства
Учитель: С чего начинается театр? (С афиши).
В годы маленького Чехова зелёные и розовые театральные афиши придавали улицам праздничное выражение. А человек, который расклеивал их на заборе, казался Антоше разносчиком счастья.
(Показываем афишу.)
Учитель: - О чём она нас оповещает?
(Ответы учащихся.)
Учитель:Вы приобрели театральный билет. Поскольку театр – это праздник, вы выбрали выходной наряд, мальчики строгий костюм. По пути купив букет цветов для актёров в благодарность их игре, вооружившись Программкой, которую вам предложат в фойе, и не дожидаясь третьего звонка, пропустив свою даму вперёд, входите в зал и занимаете свои места.
Работа в группах:
- 1 группа у нас отправилась в Татарский государственный академический театр им. Г.Камала. (Сообщения учащихся из истории театра.)
- 2 группа – в Татарский академический театр оперы и балета им. М. Джалиля. (Сообщения учащихся из истории театра.)
- 3 группа – захватили с собой своих маленьких сестрёнок и братишек и смело пошли в Казанский государственный театр кукол «Экият». (Сообщения учащихся из истории театра.)
Учитель: А сейчас рассаживаемся согласно вашим приобретенным билетам:
- 1 группа: бельэтаж – ярус балконов в зрительном зале над партером
- 2 группа: – галёрка: верхний ярус театра, задние ряды
- 3 группа: партер – нижний этаж зрительного зала.
Учитель: Посмотрите: и в партере, и в ложе, и на галёрке – всюду много народу.
И я прошу вас поудобнее устроиться в своих креслах в предвкушении праздника. Сейчас раздвинется занавес… И вы попадёте во власть чуда… И ваше понимание жизни станет глубже и полнее…