Мифландия и мифические животные в повести Джеральда Даррелла "Говорящий сверток". Урок литературы в 5-м классе

Разделы: Литература


img1.jpg (7801 bytes)

Цели урока:

  1. Проверка знания текста, оценка знаний учащихся.
  2. Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к природе, животным, населяющим нашу землю; в себе добрые чувства на примере героев произведения; навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус.
  3. Развивающие: развитие поисковой и познавательной деятельности, монологической, письменной речи учащихся, выразительного и внимательного чтения; умения сравнивать, обобщать, анализировать, фантазировать.

Задачи урока:

  1. Узнать и жизни и творчестве Джеральда Даррелла.
  2. Понять, какими показаны жители Мифландии в повести Д. Даррелла “Говорящий сверток”.
  3. Выяснить, актуально ли произведение в наши дни, о чем заставляет задуматься.

Оборудование:

  • портрет Д. Даррелла;
  • иллюстрации учащихся;
  • викторина;
  • компьютерная презентация;
  • выставка книг писателя;
  • стенгазета “Наши мифические животные и растения”;
  • поделки учащихся;
  • жетоны для отвечающих.

Предварительная подготовка: чтение всей повести Д. Даррелла “Говорящий сверток”; выполнение иллюстраций к произведению; создание поделок, рисунков или своих презентаций “Моё мифическое животное”; задание получают ведущие; учащиеся готовят чтение отрывка по ролям, домашнее сочинение-рассуждение “Чем мне понравилась страна Мифландия?”

Ход урока

Учитель. Сегодня мы проводим урок внеклассного чтения на тему “Мифландия и мифические животные” по повести Джеральда Даррелла “Говорящий сверток” (сообщаются цели и задачи урока).

Джеральд Даррелл – удивительный человек, щедро и многосторонне одаренный от природы, необыкновенно притягательный и симпатичный, неординарный во всех отношениях, с собственным, каким-то особенно теплым мироощущением. Любовь к природе, ко всем ее творениям неотъемлема от натуры Даррелла, она составляет важнейшую сторону его жизни. Сегодня мы познакомимся с этим человеком, с его удивительным произведением “Говорящий сверток”. В этом нам помогут ведущие, которые расскажут о жизни и творчестве писателя, покажут презентацию, будут вас спрашивать и раздавать жетоны отвечающим.

1 ведущий:

Ребята, что вы знаете об известном английском писателе Джеральде Даррелле?

2 ведущий:

Известный английский зоолог, путешественник и писатель Джеральд Даррелл родился в 1925 году в Индии. (Приложение 1, слайд 1). В 1933 году родители его поселились на острове Корфу, где у мальчика проявилась страсть к общению с животными, к коллекционированию змей, жаб, птиц. По свидетельству родственников, уже в двухлетнем возрасте Джеральд Даррелл заболел “зооманией”, а его мать даже утверждала, что его первым словом было не “мама”, а “zoo” (зоопарк). (Слайд № 2)

1 ведущий:

О том, как быстро развивался и углублялся интерес Даррелла, ставший делом жизни, говорят шутливые характеристики, данные ему в разные годы братом Лоренсом (слайд № 3):

“1931 год. – Ребенок ненормальный, все карманы набиты улитками! 1935 год. – Ребенок дефективный, таскает скорпионов в спичечных коробках! 1939 год. – Мальчишка сошел с ума – нанялся в зоомагазин! 1945 год. – Малый совсем свихнулся – хочет служить в зоопарке! 1952 год. – Человек спятил с ума – лазит по джунглям, кишащими змеями! 1958 год. Этот полоумный хочет завести свой зоопарк! 1967 год. – Настоящий маньяк. Пригласите его в гости, и он притащит в дом орла. 1972 год. – Да он просто сумасшедший!”

2 ведущий:

Ребята, о чем говорят все эти шутливые характеристики, данные братом Даррелла? (об огромной любви к животному миру).

1 ведущий:

По окончании колледжа в Англии Даррелл поступил научным сотрудником в зоопарк Уипснейд. В 1947 году ему представилась возможность организовать экспедицию для отлова диких животных в Западную Африку. Знакомство с животным миром тропической Африки, нравами её населения вызвали у молодого зоолога желание поделиться своими впечатлениями с читателями. Сыграла роль и семейная традиция – его старший брат Лоренс Джордж Даррелл писал книги.

2 ведущий:

Первая же книга “Перегруженный ковчег” была посвящена путешествию в Камерун и имела громадный успех. (Слайд № 3). Литературный талант, наблюдательность, добрый юмор помогли сразу обрести свой стиль. Всего Даррелл написал более 30 книг (почти все они переводились на десятки языков), снял 35 фильмов.

1 ведущий:

Однако его не устраивала роль “ловца животных”, которые попадали в чужие руки, и в 1958 году Даррелл решил основать собственный зоосад на острове Джерси, в котором собрал редких животных. (Слайд № 5, 6). Одновременно он создал фонд для приобретения диких животных тех видов, которым угрожает опасность истребления. Неслучайно в “Говорящем свертке” появились мифические животные.

2 ведущий:

“Говорящий сверток” - необычная повесть, сказочная. (Слайд № 7). В ней тоже действуют животные, но не совсем обычные. Ребята, назовите имена детей, которые совершили путешествие в Мифландию. Как они попали в сказочную страну? Почему так называется страна? (Учитель раздает жетоны за правильные ответы).

1 ведущий:

Расскажите об этой удивительной стране. Что вам показалось особенно интересным, что больше всего понравилось? Прочитайте сочинения – миниатюры, написанные дома, на тему “Чем мне понравилась страна Мифландия?”

2 ведущий:

Опираясь на карту страны (слайд № 8), составьте план передвижения детей по Мифландии. С какими мифическими животными они встретились? Расскажите об одном понравившемся вам животном. Покажите свою иллюстрацию, выполненную к произведению. Прочитайте по ролям эпизод “Встреча с Лунными тельцами”.

1 ведущий:

Что значит выражение “мифические животные”? При каких условиях они существовали в Мифландии? (Когда в них верили).

2 ведущий:

Отгадайте, о каких животных идет речь. (Проводится викторина учителем).

  1. Гигантские улитки с золотистыми раковинами, на которых расположены 3 краника; голова теленка с завитками на лбу. (Лунные тельцы).
  2. Живет около 500 лет, потом садится в гнездо и сгорает, из пепла рождается новый. (Феникс).
  3. Синие глаза, грива и хвост словно из золотой пряжи, витой рог на голове. (Единорог).
  4. Несут яйца, из которых вылупляются василиски. (Золотые петушки).
  5. Тело льва, орлиные головы и крылья, летать не могут. (Грифоны).
  6. Самое большое животное в Мифландии, голова морского змея на длинной тонкой шее, ноздри, как у бегемота. Тело покрыто чешуей. (Освальд).
  7. Люди, которые ночью превращаются в волков. (Оборотни).
  8. Домоправительница Попугая с нефритово-зеленым крестом. (Дульчибелла).
  9. На голове шелковая зеленая шапочка с кисточкой. (Попугай).
  10. Животные, которые высиживают яйца петушков. (Жабы).

1 ведущий:

А сейчас мы обратимся к словарям и посмотрим, как в них описаны некоторые животные, встречающиеся в повести Даррелла. Например, василиск. Читаем в словаре: “Василиски – род ящериц, длиной до 80 сантиметров. На затылке у самцов высокий вырост. На спине и первой трети длинного хвоста – кожаный гребень. Распространены в тропической Америке. Живут на деревьях у рек, хорошо плавают…” (Слайд № 9).

2 ведущий:

Василиск существует в легендах уже сотни лет. Согласно легенде – это существо, получившееся в результате скрещивания петуха со змеей или жабой. Считалось, что василиск может убить даже издали. Источники описывают три разновидности василисков:

  1. Золотой, мог отравить взглядом;
  2. Сжигал огнем;
  3. Взглядом превращал в камень.

1 ведущий:

Какой же василиск у Даррелла? Найдите в повести описание и прочитайте.

Определите сходство и различие. Какое описание вам больше понравилось? Почему?

2 ведущий:

В каких прочитанных вами ранее произведениях вы встречали этих животных? Назовите другие разновидности. (Например, Ролинг “Тайная комната”, василиск мог отравить взглядом; Медуза из греческой мифологии превращала жертву в камень).

1 ведущий:

Что помогло детям победить василисков? (Взаимовыручка, смекалка, изобретательность, терпение, настойчивость, самоотверженность, единство, доброта). Какой нравственный урок нам преподносит писатель?

Учитель

Дома нужно будет сравнить описание других мифических животных Джеральда Даррелла с описанием в справочной литературе. Найти сходства и различия. Объяснить, почему писатель меняет внешний облик животных, добавляет им другие качества.

2 ведущий:

Почему в Мифландии живут не только хорошие животные, но и злые, жестокие? Разве нельзя было поместить в эту страну только добрых животных? Сравните с нашим обществом.

1 ведущий:

В книге волшебник Ха-ха не уничтожил василисков, а только ограничил их численность. Почему он это сделал? (Писатель отстаивает право всех животных на существование, ведь каждое животное по-своему уникально, имеет свою индивидуальность).

2 ведущий:

Как вы думаете, актуально ли произведение в наши дни, над какими важными вопросами заставляет задуматься? Свой ответ аргументируйте, приводя примеры из текста. (Бережное отношение к словам, забота о них – “проветривание слов”; защита мифов, преданий; бережное отношение ко всему живому, забота о животных, предоставление каждому места обитания, рациональное использование природных ресурсов и многие другие).

1 ведущий:

Если бы вы были волшебниками, то каких мифических животных создали и поместили в страну Мифландию? Опишите их внешность, предназначение. Какую роль они выполняют в стране? (На доске стенгазета “Наши мифические животные и растения” (домашнее задание)). Идет презентация своих работ. Приложение 2).

2 ведущий:

Ребята, хотели бы вы совершить такое путешествие? Поделитесь впечатлениями от прочитанного.

1 ведущий:

Вспомните, в каких известных вам книгах встречаются сказочные страны? (Н. Носова “Приключения Незнайки и его друзей”, А. Волкова “Волшебник изумрудного города”, Л.Кэрролла “Алиса в стране чудес”, В. Губарева “Королевство кривых зеркал”, в современных книгах Толкина, Ролинг и других).

2 ведущий:

Расскажите, как закончилось путешествие ребят. А что будет дальше? Пофантазируйте.

Заключительное слово учителя

Вот и подошел к концу наш урок. Сегодня мы узнали много нового о писателе Джеральде Даррелле, его удивительной повести “Говорящий сверток”. Каждая книга Даррелла – целый мир. Мир не отвлеченный, а реальный, прекрасный, добрый и веселый, возникший как бы сам собой еще и в те далекие времена, когда автор делал только первые шаги как зоолог. Повествуя о своих приключениях, автор деликатно и неназойливо проводит главную мысль – во что бы то ни стало надо сохранить живую природу. Книги Даррелла учат ценить доброту, милосердие, дружескую помощь по отношению ко всему живому на Земле, они учат нас искусству общения и доверия, тому, чего порой так не хватает современному человеку.

Домашнее задание: сравнить (письменно) описание других мифических животных Джеральда Даррелла с описанием в справочной литературе. Найти сходства и различия. Объяснить, почему писатель меняет внешний облик животных, добавляет им другие качества.

Приложение 1

Приложение 2