Литература
-
Тема урока: "А.С. Пушкин. Стихотворный цикл «Подражание Корану». Композиция и жанровое своеобразие" 2014
Цель урока: осмыслить пушкинские «Подражания …» как цикл, качественно новое жанровое образование для пушкинского творчества и русской литературы; обосновать необходимость обращения к циклу как обязательному для изучения по новым стандартам по литературе в старшей школе; разрушить стереотип восприятия Ислама как религии жесткой и жестокой; помочь учащимся понять, что Коран, Библия, иудейская Тора как священная книга любой религии исповедует общечеловеческие ценности.
-
"Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок" 2014
Цель урока: создать условия: для включения каждого ученика в деятельность, формирование и развитие познавательных потребностей; применение индивидуальных эталонов оценивания; развивать монологическую речь, навыки выразительного чтения; воспитывать уважение к русской народной и литературной сказке, прививать любовь к национальным истокам русского народа; формирование читательского интереса.
-
Урок-диалог "Цена идеи − жить по Наполеону" (Наполеон Андрея Болконского и Родиона Раскольникова) 2014
Урок-диалог «Цена идеи − жить по Наполеону» предполагает диалоги эпох, поколений, взглядов, учителя и ученика. У урока открытый финал. Учащиеся должны уйти с занятия с вопросами, которые поставили перед ними романы и ответы, на которые они должны искать в жизнени.
-
Жестокие игры (по повести В.Железникова "Чучело") 2014
Урок-педагогическая мастерская по повести В.Железникова “Чучело”, изучаемой в рамках внеклассного чтения, с элементами исследования. Проблемы, решаемые в этом произведении, актуальны для семиклассников. Умная, добрая книга, доверительный совместный диалог, большая подготовительная, но интересная домашняя работа воспитывают ребенка, будят мысль и душу, заставляет многих ребят по-новому взглянуть на взаимоотношения в классе, свое поведение.
-
Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве (по рассказам В.Тендрякова "Хлеб для собаки" и "Пара гнедых"). 11-й класс 2014
Рассказы В.Тендрякова изучаются в контексте других произведений о трагической судьбе человека в тоталитарном государстве. В ходе урока предполагается ответить на вопросы, каким предстает время конца 20-х – начала 30-х годов XX века в рассказах, в чем абсурдность и трагизм существования простого человека в описываемую эпоху.
-
Интегрированный урок истории с материалами по литературе на тему "Английская революция середины XVII в. Творчество Джона Мильтона" 2014
Интегрированный урок истории и литературы с информационными технологиями сочетает в себе элементы повторения и освоения новых знаний; строится на основе работы учащихся с исторической информацией об Английской буржуазной революции (1640−1653) и биографической справкой о поэте Английской революции Джоне Мильтоне. Учащиеся отрабатывают навыки отбора информации, ее обработки и анализа; развивают навык работы с историческими и биографическими источниками.
-
Взгляд учителя и психолога на диагностику УУД у четвероклассников 2014
В статье сообщается о выявленном экспериментальным способом соответствии результатов изучения некоторых УУД: а) по наблюдениям учителя; б) итоговым контрольным работам, присылаемым в школы в конце учебного года из МРКО; в) методике ГИТ (групповой интеллектуальный тест). Авторы делятся своими размышлениями о главной роли наблюдений учителя в комплексе диагностических инструментов для изучения метапредметных результатов обучения в начальной школе.
-
Роль пейзажа в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения 2014
Цель урока: помочь учащимся осознать значимость произведения К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»; понять нравственные уроки сказки; показать неразрывное единство человека и природы; уяснить роль пейзажа в произведении.
-
Четвертый сон Веры Павловны – реальность или утопия? 2014
Урок строится на основе слайдов по желанию учителя. Справочный материал включает в себя раскрытие незнакомых слов и терминов.
-
Урок-лекция с элементами заочного путешествия с ИКТ "Петербург Достоевского". 10-й класс 2014
Цель урока: показать учащимся своеобразие изображения Петербурга Достоевским; добиться понимания причин подобного изображения города.
-
Урок литературы, посвященный памяти В.С. Высоцкого, "Поэты ходят пятками по лезвию ножа / И режут в кровь свои босые души!" 9-й класс 2014
Цель урока: актуализировать знания учащихся о личности и творчестве В.С. Высоцкого; использовать потенциал авторской песни для формирования гражданских качеств личности учащихся; развивать навыки анализа стихотворений, выразительного чтения; прививать интерес к литературе.
-
Урок литературы по теме "Еще одна загадка «Мертвых душ» Н.В. Гоголя". 9-й класс 2014
Учащиеся на уроке развивают кругозор, решают проблемные задания, учатся совместно ставить и решать учебные задачи. На уроке рассматривается необычный подход к изучению известной поэмы Н.В. Гоголя, сопровождается презентациями учеников.
-
Урок литературы по теме "Человек и природа". 5-й класс 2014
Урок интегрирует два образовательных предметов: литература и ОБЖ. Его можно использовать при обобщении пройденного материала.
-
Урок литературы по теме "Яркость характеров героев Н.В. Гоголя". 5-й класс 2014
Урок развивает умения читать и понимать художественное произведение, проводить исследовательскую работу и собирать материал для характеристики героев, воспитывать способность работать в группе, слушать и слышать мнения других учеников.
-
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе "Крестики-нолики" 2014
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Крестики-нолики» развивает интерес к творческому поиску оригинальных решений.
-
Урок литературы на тему «Тайна любви в рассказе И.А. Бунина "Темные аллеи"». 9-й класс 2014
Учитывая стандарты ФГОС, урок по рассказу И.А. Бунина «Темные аллеи», развивает критическое мышление в чтении и письме. Предусмотрена работа учащихся в двух группах.
-
Урок эмоционального сопереживания для учащихся 8–9-х классов "Детство, опаленное войной" 2014
Урок эмоционального сопереживания в форме историко-литературной гостиной способствует осознанию учащимися через исторический и литературный материал ценности каждой человеческой жизни, неприятию идей насилия. Цель: формирование гражданской позиции учащихся, гордости за свой народ, воспитание патриотизма, сострадания и бережного отношения к героической истории родного края, воспитание чувства сопричастности к истории своей родины.
-
Своеобразие «футлярной трилогии» А.П. Чехова 2014
В ходе подготовки учащихся к уроку, педагогом предлагается разбить их на три творческие группы, каждая из которых готовит задание по одному из рассказов А.П. Чехова («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»). Нарисовать обложку к нему и придумать аннотацию, что подготовит учащихся к осмыслению и творческой переработке нового материала.
-
Урок литературы по теме "Пейзаж в художественном тексте" 2014
Первый урок изучения видов пейзажа в художественном тексте носит в основном теоретический характер. Расширяет представления учащихся о пейзаже, его видах и роли в художественном тексте; развивает речь, навык выразительного чтения.
-
Урок-размышление на тему "Проблемы доброты и милосердия на страницах рассказа Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке" 2014
Урок знакомит с жанровыми особенностями святочного рассказа. Учащиеся анализируют прозаическое произведение, используют полученные ранее знания в проблемной ситуации, развивается речь и творческие способности. В ходе урока воспитываются нравственные качества в приобщении к классической литературе, слову, цвету и т. д.
-
Тема урока: "Л.Н. Толстой "Детство". 4-й класс 2014
Цель урока: знакомство с творчеством Л.Н. Толстого: главой из автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность».
-
Тест "Проверь себя" по роману В.Я. Шишкова "Емельян Пугачев" 2014
Тестовые задания помогут перечитать отдельные фрагменты художественного текста и обратить внимание на те описания, характеристики, реплики персонажей, художественные детали, которые при чтении, возможно, показались несущественными. Они самым серьезным образом могут изменить представление о произведении, его образной системе, об авторском замысле.
-
"Дорога к счастью". Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Улицкой "История про воробья Антверпена, кота Михеева, столетника Васю и сороконожку Марью Семеновну с семьей" из сборников рассказов "Истории про зверей и людей". 5-й класс 2014
Воспитывать эстетический вкус, ориентировать на чтение лучших произведений писателей-современников – задача уроков литературы. Урок знакомит учеников средней школы с именем современной писательницы Людмилы Улицкой и ее произведением. В уроке использована технология развития критического мышления: ученики работают в группах и создают кластеры. Этот прием помогает учащимся структурировать основные характеристики персонажей изучаемого произведения.
-
Игра «Звездный час» по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро» 2014
Игра «Звездный час» по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро» составлена в программе Microsoft PowerPoint. При появлении правильного ответа нужная картинка анимируется: мигает или увеличивается. В игру включены вопросы, которые обычно обсуждаются на уроках при изучении произведения. Игра выявляет знания текста учащимися и служит своеобразной формой контроля.
-
Русский фольклор 2014
Мероприятие расширяет представление учащихся о русском фольклоре; активизирует словарь учащихся за счет употребления фольклорной лексики, воспитывать любовь к языку, трудолюбие, усердие, настойчивость, любознательность. Фольклорный праздник может проводиться педагогом с учащимися начальной школы на уроке литературного чтения , во внеклассной работы по предмету, заседаниях круглого стола, в подготовке проектов по устному народному творчеству.
-
Корпоративный урок-диалог "Творческая педагогика" 2014
Диалог по теме «Творческая педагогика»,дает представление о том, что творческая педагогика – образ жизни, бережная, мудрая лепка творческой личности в ребенке и выстраивание педагогической траектории в каждодневной деятельности.
-
Интегрированный урок (литература + изобразительное искусство) по теме «М.Ю. Лермонтов. Стихотворение "Парус"» 2014
Цель интегрированного урока литературы и изобразительного искусства: изучить основы анализа содержания поэтического текста (стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус») на основе сопоставления с пейзажами Айвазовского, Куинджи, Щедрина. Урок развивает интерес к художественному слову, умение определять средства художественной выразительности в тексте; воспитывает внимательность к слову, любовь к классической литературе, музыке, живописи.
-
Образ кота в литературе (по рассказу К.Г. Паустовского "Кот-ворюга"). 5-й класс 2014
Заключительный урок в цикле занятий «Животные в художественной литературе». Структура урока, формы работы соответствуют требованиям ФГОС ООО. Особое внимание уделено повторению учебного материала о жанрах рассказа, подготовке учащихся к восприятию нового материала. Показаны межпредметные связи с историей, русским языком. Предложено вариативное домашнее задание, дан список литературы по изученному материалу.
-
Внеклассное мероприятие по теме "Устное народное творчество" (кубанские загадки, сказки, пословицы и поговорки, казачьи песни) 2014
Внеклассное мероприятие формирует национальное самосознание, показывает самобытность русского народа, проявляющуюся в устном народном творчестве. Мероприятие ориентирует учебный процесс на самообразование; воспитывает патриотизм, уважительное отношение к национальному наследию, открывает возможность познания нашего края через произведения фольклора, использование возможностей литературы родного края для приобщения к самообразованию.
-
Изучение романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2014
Сегодня важно обратиться к ценностному потенциалу классической литературы и с помощью великих гуманистов-мыслителей дать ориентиры новому поколению читателей, силой художественного слова очищать и облагораживать человека, формировать его сознание. Особое значение имеет роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Статья знакомит с активными формами и методами при изучении романа: беседа, лекция, концерт, опрос, презентация, сочинение-миниатюра, семинар и др.