Урок внеклассного чтения по теме "Я открываю новый мир…" Твое воображение и поэтический мир В.Высоцкого. 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Оформление: портрет Высоцкого  (Конверты пластинок).

Предварительные задания к уроку:

Проект – группа издателей «Мое издание стихотворений поэта». Стихи, выбранные группой учащихся и учителем, распечатаны на столах, подготовлены в виде выразительного чтения наизусть к концертному чтению. Задание для группы – Приложение 3.

Музыка:

1. Аудиозапись  песни «Звезды» из фильма «Я родом из детства» (1966 год, режиссер – Виктор Туров, автор сценария – Геннадий Шпаликов. Приложение 4.)
2. Гитара для исполнения песни (или аудиофайл «Вначале было слово»).
3. Участники клуба любителей авторской песни готовятся исполнить песню «Песню о друге».

Распечатки для работы:

1. Распечатки стихотворений для работы на уроке (Приложение 1)
2. Рабочий лист учащегося (Приложение 2)

ХОД УРОКА

Учитель (пение):

Вначале было слово печали и тоски,
Рождалась в муках творчества планета,–  
Рвались от суши в никуда огромные куски
И островами становились где-то.

И, странствуя по свету без фрахта и без флага
Сквозь миллионолетья, эпохи и века,
Менял свой облик остров, отшельник и бродяга,
Но сохранял природу и дух материка.

Сначала было Слово, но кончились слова,
Уже матросы Землю населяли,–  
И ринулись они по сходням вверх на острова,
Для красоты назвав их кораблями.

Но цепко держит берег –  надежней мертвой хватки,–  
И острова вернутся назад наверняка,
На них царят морские –  особые порядки,
На них хранят законы и честь материка.

Простит ли нас наука за эту параллель,
За вольность в толковании теорий,–  
И если уж сначала было слово на Земле,
То это, безусловно, –  слово "море"!

Учитель: «Вначале было слово…».
Фантазия и реальность воплощены в стихотворениях, которые мы читали с вами на уроке литературы. Сегодня мы продолжаем разговор о поэзии. И встреча с поэтом XX века, Владимиром Семёновичем Высоцким,  в эти январские дни неслучайна: 25-го января ему бы исполнилось 75 лет. Тема нашего урока –   «Я открываю новый мир…». Твоё воображение и поэтический мир  Владимира Высоцкого.
–  Что значит для вас – открывать мир? (Ответы учеников. Узнавать новое, интересное. Смотреть на мир другими глазами. Учиться понимать, чувствовать).

Учитель: Мы много знаем о Высоцком, поэте, актёре, исполнителе песен. Знаем, что Высоцкий начал петь свои песни в начале 60-х годов в компаниях друзей. Принятый своими друзьями, он уже скоро соглашается выступать на вечерах и концертах. Песни писались очень быстро,  иногда даже без черновиков. Всего написано около 700 песен и стихотворений. Благодаря магнитофонам и перезаписям круг слушателей песен Высоцкого становился все обширнее и обширнее. Жанр, в котором работал В.Высоцкий, получил название – АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ, его создавали поющие поэты.
Мир поэта – это мир его стихотворений. Давайте послушаем эти стихотворения.

Учащиеся читают наизусть стихотворения в виде концерта. Учитель объявляет, чтение. Аплодисменты. Звучат стихи «Звёзды», «Он не вернулся из боя», «Прощание с горами»,  «Песня о друге»,  «Братские могилы», «Нет или да», «Первая песенка Алисы», «Вершина».

Учитель: Наша задача – быть внимательными читателями, прислушиваться к тайнам поэзии, секретам слов. Сегодня мы работаем с рабочими листами, которые у каждого находятся на парте, и распечатками прозвучавших стихотворений. 
Давайте узнаем названия прозвучавших стихотворений по одной строчке. 
Впишем их в рабочий лист.

Задание 1. Укажи название «стихотворения»

Строчки Названия
«Лучше гор могут быть только горы». «Прощание с горами»
«Если шёл за тобой, как в бой». «Песня о друге»
«Нынче вырвалась, будто из плена, весна».   «Он не вернулся из боя»
«Смертью пропитан воздух».  «Звёзды»
«Я открываю новый мир». «Упрямо я иду ко дну» (Песня «Глубина»).

Учитель: Что объединяет все эти стихотворения? (Тяга к неизведанному, раскрытием автора своего мира чувств, открытость и распахнутость чувств). Да, ребята,  это стихи –  размышление о друзьях, о характере человека, о трудностях, закаливающих характер и заставляющих человека по-новому понимать мир).

Учитель: Умение создавать словесные образы – одно из ярких особенностей поэта. В своём известном стихотворении о войне «Он не вернулся из боя» поэт сопровождает рассказ о гибели друга на войне картинами природы, «вырвавшейся из зимнего плена» весны.
–  Случайно ли, по-вашему, в стихотворении герой замечает живущую по своим законам красоту мира природы? Как вы понимаете, что это говорит о рассказчике? Как вы понимаете образ, созданный воображением поэта? Какие два мира противопоставлены в этом стихотворении? (Устное рисование)

Представь и нарисуй словами картину:

« …отражается небо в лесу, как в воде,
И деревья стоят голубые».

Вижу зелёные клубы деревьев, кристально голубое небо. Небо такое яркое, голубое, зеркальное, что даже деревья могут в нём отражаться. Небо цветом «падает» на деревья. Голубое небо без облаков, зима, и поэтому снег тоже становится голубым – снег отражает небо. Деревья похоже на огромное море.

Учитель: Не только бушующее море и обширные леса, тоже похожие на зеленые моря планеты, влекли воображение Высоцкого. Давайте  угадаем еще один мир, который был открыт Высоцким не сразу, но стал любимым на всю жизнь. Для этого выполним задание «Включи воображение». Вам даны подсказки, определите, о чем идёт речь. Впишите ответы.
(работа с рабочим листом)

Включи воображение. По подсказкам постарайся как можно быстрее угадать
задуманное слово одного из стихотворений.
Проверь, сколько подсказок потребовалось твоим друзьям.
1)         Сюда можно рискнуть взять  друга. 
Это __________________.
2)         Они будят песни и надежды.
Это __________________.
3)         Здесь оставляем своё сердце.
Это __________________.
Внимание! Последняя подсказка!
4)         Там ненадежны ни камень, ни лёд, ни скала.
Это ________________.
– Назовите поэтические строчки, в которых мы нашли подсказки. «Парня в горы бери, рискни»,  «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем горы будят у нас и зовут нас остаться», «Оставляя в горах своё сердце», «В горах ненадежны ни камень, ни лёд, ни скала»

Горы – тема, очень важная для поэта.
Интересно, что Владимир Высоцкий начинал все свои концерты с песен одной и той же тематики: это всегда были песни о войне. Когда его спросили, какая военная песня его самая любимая, он ответил: «Вставай, страна огромная». Песни о войне занимают особенное место в творчестве поэта.  И одна из них – песня «Звезды». Давайте еще раз обратимся к ней, послушаем, как исполнял её Владимир Высоцкий.
Послушайте песню «Звёзды». Отгадайте, что загадано воображением поэта (стихотворение «Звёзды»)

Аудиозапись. Слушание песни «Звёзды» в авторском исполнении.  Ребята самостоятельно работают с рабочими листами (задание 4).  

Учитель: Удивительно многосмысловой образ создан поэтом в этом стихотворении.
О каких звёздах идёт речь?

Задание Ответы учащихся. Фото
Дождь звёзд – это Дождь звёзд – это звездопад.
Символ ухода, заката, смерти.
Как и солдатская судьба.

Глупая звезда – это Глупая звезда – это звезда, указывающая на судьбу. Невезение. Неудача.  
Вторая звезда на погонах – это Вторая звезда на погонах – это награда за победу в бою. Очередная звезда. Повышение по званию.

img2.jpg (5955 bytes)

Шальная звезда – это Шальная звезда – это пуля, обрывающая жизнь солдату.  
Звезды в небе – это Перестрелка.  Разные награды.

Звезда для сына – это Орден.

Некуда падать звезде.

–  Что за звезда «висит в небе» и почему ей «некуда падать»?

Мотив гаснущих и падающих звёзд как образ гибели воинов.

Жизнь человека на волоске.
–  нет даже могилы, на обелиске которого была бы звезда;
–  звание «Героя» давалось посмертно. 

Учитель. Почему мы увидели этот образ по-разному. Могут ли люди одно и то же видеть одинаково? (Люди смотрят на мир по-разному, у людей разный внутренний мир, разное воображение и фантазия, разные состояния, условия восприятия)

– Можно ли с помощью поэзии «увидеть» то, что никогда не видел? (Может научить человека видеть незнакомый, неведомый мир, чувства и состояния людей).

Учитель. Сегодня стихи, которые прозвучали на уроке, были выбраны группой ребят. Они получили задание создать свой поэтический сборник. Дадим слово редакционной коллегии сборника.  

Выступление учеников.

Сборник мы назвали «Мне этот бой не забыть нипочём…». Ассоциация слова «бой» со словом «жизнь». У Владимира Высоцкого была насыщенная жизнь. Перечисление последовательности стихотворений сборника. Чтение предисловия: «Дорогие друзья! Мы приветствуем вас на страницах нашего сборника. Сборник произведений Владимира Высоцкого посвящён юбилею автора. Он был не только поэтом, но и автором песен. Мы уверены, что когда вы начнете читать, то откроете для себя удивительно душевный мир его героев. Доброго вам чтения!». Оформители сборника представляют обложку.

Учитель: Поэты – люди, чувствующие мир и время. Да, сейчас другое время, но не другие ценности! Поэты рассказывают нам о мечтах и путешествиях, о дружбе и честности, о войне и мире. И этим распахивают перед нами огромный мир.
– Какое открытие было сегодня ЛИЧНО для вас? Поделитесь.

Ответы учащихся (это очень серьёзные темы, новые темы, узнали, как можно открыть мир через стихи).

– Мы приглашаем ребят, для которых в этом году открылся мир авторской песни в клубе любителей  авторской песни нашей гимназии.

«Песня о друге» В.Высоцкого в исполнении участников клуба любителей авторской песни.

Учитель: Хочется, чтобы встречи с поэтом, его стихами продолжались.

Домашнее задание. Вопросы 5 (ассоциативные цепочки), вопрос 6 (цвета поэзии), 7 (стихи и новый мир).
– Наш урок окончен. Спасибо стихам за новый, открытый вместе с поэтом и друзьями мир!
– Спасибо и вам, ребята. Сегодня вы по-особенному открылись и мне.

Литература:

  1. Авторская песня. – М.: АСТ, КРПА «Олимп», 2002. – 506 с. – (Школа классики).
  2. Высоцкий В.С. Песни. Текстовый архив. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bards.ru/archives/author.php?id=78 (дата обращения 12.01.2013).
  3. Высоцкий В.С. Сочинения: в 4-х томах. – СПб.: Технэкс-Россия, 1993.
  4. Крылов А.Е., Кулагин А.В. Высоцкий как энциклопедия советской жизни: Комментарий к песням поэта. – 2-е изд., испр.и доп. – М.: Булат, 2010. – 384 с.
  5. Макарова Б.А. Литература. Высоцкий в школе: Материалы к урокам и внеклассной работе. 5-11 классы. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. – 128 с. – (Портфель учителя).
  6. Новиков В.И. Высоцкий. – М.: Мол.гвардия, 2002. – 413 с.
  7. Пятьдесят российских бардов: справочник/ [сост. Р.Шипов]. – М.: Библиотека журнала «Вагант-Москва», вып. 422-433,  2001. – 384 с.