Урок литературы по теме "А.С. Пушкин. «Зимнее утро». Радостное восприятие жизни. Поэтические средства создания этих картин"

Разделы: Литература


Цели урока: раскрыть учащимся мастерство пушкинского описания природы и показать то радостное, светлое чувство, которое испытывает поэт, воспринимая эту картину;
совершенствовать навыки анализа поэтического текста; воспитывать чувство прекрасного.

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование: компьютер; презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Введение в тему урока

3. Разбивка на группы

Уч-ся выбирают по цвету снежинки и садятся в определённую группу.

– Ребята, какое время года олицетворяют снежинки? (Зиму)
– Вспомните названия произведений А.С.Пушкина, в котором есть однокоренное слово к слову зима? Подберите однокоренные слова. («Зимняя дорога», «Зимнее утро»).

4. Литературоведческий диктант. Слайд 1 (за каждый правильный ответ 1 балл)

  • Небольшое произведение в стихотворной форме (стихотворение).
  • Двусложный размер стиха с ударением на втором, четном, слоге каждой стопы (ямб).
  • Сочетание двух безударных слогов в двусложной стопе (пиррихий).
  • Двусложный размер стиха с ударением на первом слоге (хорей).
  • Изобразительно-выразительное средство художественной речи: изображение неодушевленного предмета как одушевленного (олицетворение).
  • Сочетание двух ударных слогов в двусложной стопе (спондей).
  • Изобразительно-выразительное средство художественной речи: определение, помогающее ярче представить особенности изображаемого предмета или явления и воспринять чувства автора по отношению к нему (эпитет).

– Чья команда оказалась более подготовленной?

Вывод: эта работа поможет нам в работе над стихотворением.

5. Чтение стихотворения «Зимнее утро» (презентация в исполнении И. Смоктуновского).

– Что вы ощущали, когда слушали стихотворение? Выразите ваше чувство с помощью прилагательных? (Восхитительное, превосходное, необыкновенное, великолепное).Это образец прочтения, к которому мы с вами должны стремиться.

6. Работа в группах .(На столе лежит пакет, каждой группе предлагается выполнить задание) – 7 минут.

Группа «Историки»:   история создания стихотворения, тема, идея, основные образы).

Примерный ответ: стихотворение «Зимнее утро» написано А.С.Пушкиным в годы «северной» ссылки. Эти годы, проведенные в Михайловском, были наполнены не только горестным чувством одиночества и зависимости, но и счастливыми переживаниями дружбы, любви и , самое главное, творческого вдохновения. Это чувство выражается в стихотворении как нельзя явно, оно переливается вихрем эмоций и настроений в любовании природой, красотой девушки, шутливом комплименте, ощущении тепла и уюта, воспоминаниях о вьюжном вечере, мимолётной грусти о прошедшем лете.

Стихотворение написано очень быстро, в один день – 3ноября 1829 года в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении В.И.Вульфа. В Тверскую губернию к своим добрым знакомым заехал на этот раз по дороге с Кавказа.

Показ слайда 2

Тема стихотворения – рассказ поэта о наступающем зимнем утре.
Идея стихотворения – красота и прелесть зимнего утра.
Лирический герой стихотворения видит зимний пейзаж в окно. В этот момент у него бодрое настроение, он радуется жизни, он вдохновлен, ждёт от жизни сказки. В окно он видит голубые небеса, ель сквозь иней зеленеет, речка блестит подо льдом.
И он вспоминает, что было вчера. И от этого ему становится тоскливо, пусто и грустно. Но всё проходит, и утро этому подтверждение.

Группа «Литературоведы»:

а) найти в тексте выразительно-изобразительные средства.

Примерный ответ учащихся: Для выражения своего радостного и бодрого настроения, вызванного красотой зимнего утра поэт воспользовался эпитетами: «день чудесный», «с весёлым треском трещит затопленная печь», «приятно думать у лежанки», «и берег милый для меня».
Описывая непогоду автор использует олицетворения: вьюга злилась, мгла носилась.
В стихотворении встречаются сравнения: луна, как бледное пятно; снег лежит великолепными коврами.
Стоит обратить внимание на рифму, она в  стихотворении повторяется. Первая и вторая строчка образуют  парную рифму, третья и шестая строчка образуют опоясывающую рифму, четвертая и пятая строчка образуют парную рифму. Порядок таких рифм содержится и в других строфах. Такая рифма  усиливает плавность и музыкальность стиха.
Стихотворение написано ямбом, так как это быстрый мажорный, живописный размер.

б) Выступление заранее подготовленной ученицы с мини-исследованием по теме:    «Словарь трудных для понимания слов». Слайд 3

в) Составление таблицы совместно с учащимися (анализируются 1 и 2 строфы)

1 строфа

(«Вечор») Вчера
Вечер
Луна «желтела»
Тучи
«вьюга злилась»
Мрачный
Мутное небо

2 строфа

Сегодня
Утро
Солнце
Речка блестит
Голубые небеса
Прозрачный
Лес чернеет  

Учащиеся  самостоятельно делают вывод по таблице.

Вывод: Поэтический талант включает в себя не только поэтическую интуицию, сверхсознание поэта, которое помогает ему создать нужные образы, подобрать нужные слова и рифмы, но и заставить стих звучать музыкой звуков, и гореть красками живописи.
Многие музыканты, например Чайковский, почувствовав переплетение тональностей стихотворения, показал данную тему в своём музыкальном произведении , которое мы послушаем.

Музыка Чайковского из детского альбома «Зимнее утро»

Когда слушали музыку, какая картина возникла? (Картина зимнего ненастного утра, метельного, холодного, неприветливого).
В каком темпе исполняется произведение? (Музыка быстрая, как будто разгулялась метель, непогода).
– Зачитайте соответствующие строки   стихотворения.

Группа «Художники слова»

Учащиеся создают зарисовку на стихотворение.

7. Тест по стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро»

Цель: проверка усвоенных знаний.

Учащиеся решают тест, взаимопроверка  (слайд 4)

1. Стихотворение «Зимнее утро» относится к лирике:

А) философской;
Б) интимной;
В) пейзажной.

2. В стихотворение «Зимнее утро» используется:

А) антитеза;
Б) аллегория;
В) сравнение.

3. В строках:

Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела –…

используется:

А) аллегория;
Б) сравнение;
В) антитеза.

4. В строках:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит… –

автор прибегает к:

А) метафоре;
Б) иронии;
В) гиперболе.  

5. Изображение зимнего пейзажа в стихотворении «Зимнее утро» представляет собой:

А) рассуждение;
Б) повествование;
В) описание.

6. В строках:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась… –

автор использовал:

А) метафору;
Б) олицетворение;
В) гиперболу.

7. В строках:

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь…–

выделенные слова являются:

А) олицетворением;
Б) логическими определениями;
В) эпитетами.

Ответы:

1 – в
2 – а
3 – б
4 – а
5 – в
6 – б
7 – в

8. Физкультминутка

Приём «рассыпанные строчки». (По классу развесить строки из стихотворения, учащиеся ищут и развешивают их на доске).

9. Творческая работа «Составь коллаж»

Уч-ся составляют по группам коллаж на тему «Зимнее утро»

  • Иллюстрации картин художников;
  • Фотографии, которые соответствуют содержанию стихотворению.
  • Презентация по этому стихотворению.

10. Рефлексия

«Фразеологизм или пословица»

Выберите, фразеологизм или пословицу, которые характеризуют вашу работу сегодня:

  • «шевелить мозгами»;
  • «краем уха»;
  • «хлопать ушами».

11. Итог урока

12. Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть, письменно ответить на 1 вопрос.