Внеклассное мероприятие "Литературно-географический ринг"

Разделы: География, Литература


Цель: повышение мотивации к изучению литературы и географии.

Задачи:

  • воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине;
  • расширять кругозор учащихся;
  • закрепить умения нахождения ГП объекта, географических координат;
  • формировать навыки работы с картой, контурами;
  • развивать логические навыки на основе работы с художественными произведениями;
  • развивать навыки работы учащихся в группе;
  • воспитывать чувства прекрасного через поэзию.

Оборудование: иллюстрации из произведений, портреты писателей, шарики, заготовки ребусов, географические карты, интерактивный комплекс.

Ход мероприятия

Наше сегодняшнее соревнование называется “Литературно - географический ринг”, потому что оно состоит из трех раундов, как в настоящем соревновании на боксерском ринге. Только соревноваться вам надо будет не в кулачной силе, а литературных и географических знаниях.

В нашей игре примут участие две команды. Давайте выберем участников команд названия.

Вопросы отборочного тура

  1. Как называется внутренняя оболочка Земли, покрывающая ядро (мантия).
  2. Как называется воронкообразное отверстие на вершине вулкана (кратер).
  3. Как называется источник, периодически выбрасывающий горячую воду и пар (гейзер).
  4. Как называется высочайшие горы мира (Гималаи).
  5. Назовите самую высокую гору России (Эльбрус).
  6. Как называется высокочувствительный прибор, фиксирующий самые незначительные толчки, происходящие в земной коре (сейсмограф).
  7. Как звали старшего сына Тараса Бульбы? (Остап)
  8. Название стихотворения М.Ю.Лермонтова, где описывается героический подвиг русских солдат в Бородинском сражении 1812 года? (“Бородино”).
  9. Откуда эти строки, назовите автора и произведение “Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, и в сердце льстец отыщет уголок” (И.А.Крылов “Ворона и Лисица”)
  10. Назовите жанры устного народного творчества (потешки, загадки, пословицы, поговорки, былина, сказки)
  11. Приведите примеры эпитетов (красна девица, добрый молодец, живая вода).
  12. Как зовут главного героя из произведения Антония Погорельского “Черная курица или Подземные жители”? (Алёша)

Конечно, для того, чтобы судить, кто на нашей встрече будет лучшим, необходимы строгие судьи – жюри. Сегодня членами жюри будут:

1._________________________________________

2._________________________________________

Для обдумывания ответа на каждый вопрос командам предоставляется 2 минута.

Кроме того, каждая команда имеет свой девиз.

Давайте сейчас послушаем, какие девизы вы себе выбрали:

1 команда - “Бороться и искать, найти и не сдаваться!”

Команда выбрала себе слова из клятвы Сани Григорьева, героя книги “Два капитана” Каверина.

2 команда - “Один за всех и все за одного!”

Конечно, вы помните книгу и героев, которым принадлежит этот девиз? – “Три мушкетера” А. Дюма.

Теперь, когда команды представились, мы можем начинать наш ринг:

Вести наше мероприятие будут

  • Панина Ирина Михайловна, учитель русского языка и литературы
  • Красулина Анна Васильевна, учитель географии

Учитель И.М. Панина:

“Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я
Что есть она, что есть страна -
ЛИТЕРАТУРИЯ”

Вот таким вступлением мы начинаем наш литературно- географический ринг.

Я объявляю 1 РАУНД.

Первый раунд мы посвящаем той области литературии, отношение к которой у человека в жизни меняется. Это ПОЭЗИЯ. Еще малышами мы слышали строки колыбельной песни. Став старше, мы сами разучиваем стихи и читаем их тем, кто приходит в гости, на школьных праздниках.

1 ЗАДАНИЕ.

А) По начальным рифмам отгадать стихотворение и автора.

1 команда –

кроет
крутя
завоет,
дитя.

“Зимний вечер” А.С. Пушкин

Б) Какое природное явление описано поэтом? Объясните его.(буран, вьюга)

2 команда -

одинокий
голубом.
в стране далекой?
в стране родной?

“Парус” М.Ю. Лермонтов

Учитель А.В. Красулина:

Б) Какое природное явление описано поэтом? Объясните его (туман)

Б) А знаете ли вы, откуда родом эти поэты? (если знают, найти координаты этого места, если, нет, дать координаты) ( 56 с. ш. 37 в.д.)

2. ЗАДАНИЕ.

В течение минуты подобрать рифму к словам, которые я вам назову. Таких слов будет три.

И составить небольшое стихотворение, используя эти слова.

Карта, экватор, параллель,

Проверяем.

Учитель И.М. Панина:

3 ЗАДАНИЕ.

Конкурс чтецов.

Вам нужно вспомнить одно-два стихотворения о зиме и выразительно нам прочитать. Жюри оценит выразительность чтения по 5-ти бальной системе.

4. ЗАДАНИЕ.

Собери строку стихотворения.

По первой строке стихотворения отгадать его название, автора. Но сделать это не так просто, потому что слова находятся в шариках. Необходимо лопнуть шарик, при этом не потеряв ни одного слова, затем слова нужно еще собрать в определенной последовательности, чтобы получилась строка из стихотворения.

1 команда - “Сижу за решеткой в темнице сырой”

А.С.Пушкин “Узник”.

2 команда – “Ночевала тучка золотая”.

М.Ю.Лермонтов “Утес”.

А.В. Красулина:

5. ЗАДАНИЕ.

“Узнай природное явление!”

О каком природном явлении говорится в стихотворении А.С. Пушкина.

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом - пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
Под каменным дождем бежит из града вон.
(Ответ: извержение вулкана)

Итоги первого раунда.

А сейчас музыкальная пауза.

Слово жюри. 

2 РАУНД “ДЕТЕКТИВ

Детективы любят все. Кто не восхищался проницательностью сыщика-любителя Дюпона из рассказов Э. По, сметливостью старушки миссис Марпл. Но я вряд ли ошибусь, если скажу, что среди всех персонажей, обладающих способностью распутывать самые сложные преступления, наиболее популярен сыщик из произведения Конан Дойла.

- Назовите его?

(Шерлок Холмс).

- Вам, ребята, на время придется превращаться в сыщиков. Как вы помните, у каждого уважающего себя сыщика была специальная картотека, куда он заносил сведения об интересующих его людях. Есть такая картотека и у меня.

(Показываю ящичек с карточками).

В нем хранятся словесные портреты персонажей знакомых вам книг.

Я познакомлю вас с некоторыми из них.

Вы должны назвать литературного героя по его словесному портрету, определить, где он действует, кто автор произведения.

Во втором пункте задания необходимо узнать описанный континент.

1 ЗАДАНИЕ  

Фоторобот

По описанию определить литературного персонажа, назвать произведение и автора.

По описанию узнать материк.

1 команда - “Спереди совершенный немец: узенькая беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивается кругленьким пятачком, ноги очень тонкие. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, так как у него висел хвост, словно мундирные фалды...”

(Черт. “Ночь перед рождеством”, Гоголь.)

Этот южный материк считается самым влажным. Здесь протекает самая полноводная река мира, в которой водятся пираньи. На этом материке расположен самый высокий водопад Анхель 1054 метра, самое высокогорное озеро южного полушария – Титикака. С этого материка к нам завозят бананы и кофе.

(Южная Америка)

2 команда - “Тощий и смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром и шароварах и нежно-розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками.

(Старик Хоттабыч. "Старик Хоттабыч", Л. Лагин.)

Этот южный материк самый плоский. На нем нет ни одного вулкана. Реки этого материка называют Криками, так как они периодически пересыхают. Здесь обитают: ехидна, утконос, коала, кенгуру.

(Австралия)

2 ЗАДАНИЕ

 Особо важная личность

Если предыдущее задание было определить человека по (описанию внешности и одежды) особым приметам и материк, то задание “Особо важная личность” будет заключаться в том, чтобы распознать человека по фотографии.

Я показываю вам портрет, вы называете, кто этот писатель или путешественник.

(2 фото писателей каждой команде и по 2 - путешественников)

3 ЗАДАНИЕ

Кроссворды

Конкурс кроссвордов “Кто быстрее?”

(на интерактивной доске изображен макет кроссворда)

Вопросы:

  1. Животное Австралии.
  2. Природное явление из поэмы Н.А.Некрасова.
  3. Горы в Южной Америке.
  4. Рассказ А.П.Чехова, где один из главных героев изображает из себя стоматолога.
  5. Хищник, герой басни, попавший на псарню.

Пока команды разгадывают кроссворды, проводится конкурс болельщиков.

“Конкурс болельщиков”

К торжественному крику прибавь согласный звук,
Чтоб получились горы с севера на юг. (Урал)

Я — Сибирская река, широка и глубока.
Букву “е” на “у” смени — стану спутником Земли. (Лена - Луна)

Как инструмент меня ты ценишь
В искусной плотничьей руке, но если “д” на “б” ты сменишь,
Во мне утонешь как в реке. (Долото — болото)

Что по воде так быстро мчится? Найди название ему.
Прочтешь иначе — превратится
Он в детский лагерь, что в Крыму. (Катер — Артек)

Когда жара иль дождь идет, тебя от них всегда укрою.
Прочтя меня наоборот, узнаешь озеро большое. (Навес — Севан)

Рядом, рядом острова, не один, даже не два.
Все родные как никак, значит здесь ...(Архипелаг)

Все обходят это место: здесь земля как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи ... Нет опоры для ноги. (Болото)

С высоты большой срываясь, грозно он ревет.
И о камни разбиваясь, пеною встает. (Водопад)

Много тысяч лет подряд снег идет и сыплет град.
Слой достаточно велик, с севера ползет ...(Ледник)

ЗАДАНИЕ 4

Конкурс – распознавание произведения и материков по иллюстрации.

1 команда - 2 иллюстрации

2 команда – 2 иллюстрации.

Задание 5

Конкурс – “Имена и годы”

Соотнесите правильно имена и годы.

1814-1841гг – М.П.Лазарев 1492г А.С.Пушкин
1819 г – Х.Колумб. 1799-1837гг- М.Ю.Лермонтов

Задание 6

Найти в письме бывалого моряка географические и орфографические ошибки и подчеркнуть их.

Рассказ бывалого моряка

По небу плыли белые, лехкие кучевые облака, но вдруг полил сильный дождь. Громадная волна цунами то поднимала нас, то бросала в бездну. Вскоре море успокоилось. Наш вахтенный сообщил, что корабль следует по своему курсу, приближаясь к Антарктиде. Ночью яркая палярная звезда была ориентиром. Увидев остров- вулкан, мы решили выйти на берег и набрать немного пресной воды, но неуспели сделать несколько шагов, как увидели белого медведя. Высадившись в другом месте, мы направились к вечнозеленому лесу, в котором нашли родник и набрали пресной воды. Далеко на гаризонте виднелись зелено- голубые горы Антарктиды.

Итоги 2 раунда.

3 РАУНД “БЛИЦ-РАУНД”

1 ЗАДАНИЕ

“Заморочки из бочки”

Это быстрый раунд. Я вам буду задавать вопросы, а вы должны будете в течение 30 секунд дать ответ.

“Заморочки из бочки”

  1. Самый большой и контрастный материк.
  2. Самое глубокое озеро.
  3. Самая грандиозная горная системаю
  4. В каком море ловят рыбу жители трех частей света?
  5. Самый большой остров.
  6. Самая высокая вершина Мира.
  7. Какое море не имеет берегов?
  8. Самое маленькое море.
  9. Самые длинные горы.
  10. Какой континент не имеет рек?
  11. Самое соленое море.
  12. Название самого длинного кораллового рифа.
  13. Где находится вулкан Ключевская сопка?
  14. На какие группы делятся породы, слагающие земную кору?
  15. Какие бывают вулканы?
  16. Где живет скунс?
  17. Большой Барьерный риф расположен вдоль западного или восточного побережья?
  18. Что в известном стихотворении А.С.Пушкин просил ему подать, предлагая “выпить с горя”? (Кружку)
  19. Какое обличье принимала возлюбленная князя Гвидона? (Лебедя)
  20. Как называлась деревня, в которой на каникулах жили герои книги Э.Успенского “Дядя Федор, пес и кот” (Простоквашино).
  21. Как называется редкая книга (антиквариат).
  22. Кору какого дерева использовали на Руси в качестве писчего материала? (кора березы- береста).
  23. Из чего была сделана колыбелька Дюймовочки? (Из скорлупки грецкого ореха).
  24. Как называется страна, где родился Г.Х.Андерсен? (Дания)
  25. Какое было последнее желание солдата перед казнью в сказке “Огниво”? (Выкурить трубку).
  26. Как зовут писателя Чуковского? (Корней).
  27. Как называется книга, пользующая повышенным спросом? (Бестеллер).
  28. В кого превратился гадкий утёнок из сказки? (В лебедя).

Итак, в ходе литературного ринга вы проверили себя на смекалку и сообразительность.

Подведение итогов. Вручение грамот.