Тип урока: обобщение изученного/
Цели урока:
- Образовательные: закрепление полученных на уроках знаний, умений и навыков; проверить знания текста, оценить знания учащихся;
- Развивающие:
- развитие умений сравнивать, обобщать, анализировать;
- развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, театральных данных;
- Воспитательные: раскрытие мудрости, многообразие сюжетов и совершенство формы русских народных сказок; национальный колорит; воспитание навыков культуры умственного труда; формирование познавательной потребности.
Предварительная подготовка:
- чтение русских народных сказок
- подготовка театрализованного действа
- семейные чтения
- поисковая деятельность по теме
Участники урока: учащиеся 5-х классов, родители пятиклассников и старшеклассники
Оборудование: выставка сборников сказок, репродукции картин художников-сказочников; рисунки учащихся, костюмы сказочных героев и необходимый реквизит
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Слово учителя
– Ребята, у каждого человека дома должна быть золотая
полка. Украинский писатель Ю. Олеша
говорил: «Золотая полка – это та, на которую
ставятся любимые книги». Особое место на нашей
золотой полке должны занять сказки – русские
народные сказки.
Почему?
Сказка рассказывает нам о важном в жизни, она
учит нас быть добрыми и справедливыми,
противостоять злу. Она утверждает человеческие
принципы жизни: честность, преданность, смелость,
коллективизм…
II. Организационный момент
Разбивка на команды проходит в форме «Собери
сказочную картинку»
Представление жюри.
III. Конкурсная программа
1. Викторина-разминка
а) Какими обычно словами начинается сказка? (Русские
народные сказки начинались со слов
"Жили-были","давным-давно","В
тридевятом царстве далёко государстве")
б) Кто с кем такой дележ устроил: «Тебе вершки, а
мне корешки»? ( «Мужик и медведь» – мужик с
медведем)
в) Какова композиция сказки? (Присказка, зачин,
основное действо, концовка)
г) Этот герой любит мёд, кашу и … пирожки. Скажите,
как это его на пирожках провели? (Медведь из ск.
«Маша и медведь»)
д) В какой сказке от брошенной шапки избушка
зашаталась? («Иван – крестьянский сын» / «Бой
на Калиновом мосту»)
е) Как мужик разделил без обиды одного гуся
семерым: барину, барыне, сыновьям, двум дочерям и
себя не обидел? («Мужик и гусь» Барину – голову,
барыне – гузку, сыновьям – ножки, дочерям –
крылышки, а себе – туловище)
ж) Какие чудеса творила Василиса Премудрая на
последнем бале? («Царевна-Лягушка» махнула
рукой – озеро разлилось, другой – лебеди
полетели)
2. К нам нежданные гости
– Из какой я сказки? Костюмированный парад
сказочных героев, которые рассказывают о себе,
своих подвигах или приключениях.
– Угадай сказку по иллюстрациям.
Участники также должны определить, кто изображен на рисунке, какой эпизод или событие.
3. Чьи это слова?
– Несу косу на плече, хочу лису посечи… (Петух
из ск. «Лиса, заяц, петух»)
– Битый небитого везёт… (Лиса из ск.
«Лисичка-сестричка и волк»)
– Ноги худые, зубы тупые – есть хочу… (Волк из
ск. «Как волк на свадьбе был»)
– Кукареку, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку,
Дам зёрнышек…
(Лиса из ск. «Кот, петух и лиса»)
– Утро вечера мудренее… (Василиса Премудрая
из ск. «Царевна-Лягушка»)
– Русской костки слыхом не слыхать,
Видом не видать, а здесь Русью пахнет. (Кощей
Бессмертный из ск. «Кощей Бессмертный»)
– Сивка-Бурка – вещая каурка, встань передо мной,
как лист перед травой. (Иван-дурак из ск.
«Сивка-Бурка»)
– Стали жить-поживать да добра наживать! (Конец
всех сказок)
4. Конкурс капитанов
– лучший сказитель
– вопросы капитаны задают друг другу:
художественные особенности сказок
5. Чьи это вещи?
– стрела (Иван-Царевич из ск.
«Царевна-Лягушка»)
– обручальное кольцо, подвенечное платье,
башмачки (царская дочка из ск. «Кощей
Бессмертный»)
– перо Жар-Птицы (Иван-Дурак из ск.
«Сивка-Бурка»)
– теплая печка (Емеля из ск. «Про Емелю-дурака»)
– золотое кольцо (Семен из ск. «Волшебное
кольцо»)
– куколка (Василиса Прекрасная из ск.«Василиса
Прекрасная»)
– три пары истоптанных башмачков, три чугунных
посоха, три каменных просвиры (Красна девица из
ск. «Перышко Финиста – Ясного Сокола»)
– сундук высокий, тяжелый, полный всякого добра (падчерица
из ск. «Морозко»)
– козленок (Аленушка из ск. «Сестрица Аленушка
и братец Иванушка»)
– блестящие камешки, кусок хлебушка (Мальчик с
пальчик из ск. «Мальчик с пальчик»)
– берестяной рожок (Семион младший из ск. «Семь
Семионов»)
6. Из одной ли мы сказки?
– Жар-птица, Соловей
– Олень-Золотые рога, Сивка-Бурка
– Семилетка и Иван-Царевич
– Финист-Ясный Сокол и куколка
– Гуси-Лебеди и Репка
– сестрица Аленушка и Кощей Бессмертный
– золотое яйцо и яйцо с иглой
– Чудо-Юдо и Кощей
7. Игра со всеми участниками игры
Сказка – быль: какие предметы, которыми пользуемся в жизни, пришли к нам из сказок:
- сапоги-скороходы (автомобиль)
- скатерть-самобранка (кухонный комбайн, микроволновая печь, мультиварка)
- жар-птица (электричество)
- ковер-самолет (самолет)
- яблочко на серебряном блюдечке (кино, телевизор, подзорная труба, бинокль, телескоп)
– Назовите художников, которые иллюстрировали
народные сказки.
– Какие русские народные сказки экранизированы?
Назовите режиссера фильма.
8. Вопрос – ответ
Вопросы командам-соперникам готовят учащиеся самостоятельно.
III. Итог конкурсной программы
Награждение победителей.
IV. Рефлексия
– Вот и подошла к концу конкурсная программа.
Надеюсь, что она помогла вам не только обобщить
полученные знания, но и послужит тому, что вы
продолжите читать сказки – и русские народные, и
сказки других народов. Великому писателю А. С.
Пушкину принадлежит высказывание: "Сказка –
ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок".
– Какой урок мы получили сегодня, ребята? (Сказка
– это вымысел народа. Сказка наполнена глубоким
смыслом, народным знанием.
– Сказка учит доброте, трудолюбию, терпению,
состраданию...
– Сказки рассказывают о народных традициях,
национальных чертах русского народа).
– Сказки по праву можно назвать «золотыми» произведениями: обладают они удивительной способностью – прочтя их, по мысли писателя Ю. Олеши, мы помним лишь общее содержание; детали, подробности (все то, что делает их (сказки) запоминающимися и значимыми) ускользают из нашей памяти. А, перечитывая, мы каждый раз будем находить в них что-то новое, интересное и важное для нас.