Обобщающий урок по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина

Разделы: Литература


Цель:

1. Формировать у учащихся представление об эпохе, в которой жил писатель.
2. Подробнее познакомить с творческой деятельностью Салтыкова-Щедрина, показать на примере личности писателя, что быть сатириком в самодержавной России – подвиг.
3. Воспитывать у учащихся интерес к творчеству Щедрина.

Методы: Беседа, рассказ.

Оборудование: Тексты произведений, г/з “ Господа Головлевы”, иллюстрации.

Ход урока

На доске:

1. “ Много есть путей служить обществу, но обнаружение зла, лжи, порока небесполезно ...” М.А.Салтыков – Щедрин.

2. “ Я люблю Россию до боли сердечной ...”М.А. Салтыкова – Щедрин.

Слово учителя.

Зачитываю слова Салтыкова-Щедрина. Попытаемся доказать этими словами жизненную и творческую деятельность писателя-сатирика.

Задание:

1 ученик работает (со словарем) у доски, выписывает значение слов:

  • Сатира– произведения, которых гневно осуждаются, резко высмеиваются порочные явления.
  • Аллегория – иносказание.
  • Гипербола – преувеличение.
  • Гротеск – преувеличение, преуменьшение в уродливой форме.
  • Антитеза – противопоставление.
  • Сказочный фольклор – пословицы, поговорки, и т.д.

Класс в это время работает с преподавателем.

1-й вариант.

1. Когда и где родился Салтыков?
2. Не любил вспоминать, называл “ домашним адом” и этот край называл Пошехоньем? Что это за край Пошехонье? Почему так безрадостна память об этом крае?
3. Первая проба? Кто были любимыми поэтами?
4. Чей кружок “ по пятницам” посещал Салтыков?
5. Какие произведения он пишет? (”Противоречия” 1847, “ Запутанное дело” 1848) Под какой фамилией? (М. Непанов).)
6. Возвращение в Петербург. Имя Салтыкова стало популярным, но к нему другое слово – короткое, ехидное и вместе с тем доброе Щедрин? О каком произведении идет речь?
7. Через два года наступает новый этап его жизни. Действия С-Щ. “ возбудили к нему почти общую в губернии ненависть”. О каком периоде идет речь? (Рязань, вице-губернатор.)

2-й вариант.

1. Кто были его родители? Отношения в семье?
2. Какое образование получил? (Моск. двор. Инст., в числе 2 канд., Царский лицей.)
3. Кто в 40-е годы влиял на Салтыкова, был его идейным учителем?
4. Чем занимается после окончания учебы (служба, театр, пишет пьесы).
5. Почему вдруг из Петербурга Салтыков оказался в Вятке? Как долго там находился?
6. “Губернские очерки” 1856 г. Каков смысл произведения?
7. С какими журналами связана жизнь Салтыкова – Щедрина? Редактором какого журнала был? Салтыков-Щедрин – мастер сатиры. Докажите, какие приемы использовал? Какие произведения печатал?

Наступил 1856 г., накануне своего 30-летия С-Щ вернулся в Петербург. После чиновничьей службы Салтыков-Щедрин твердо решил: “ Куда бы и как бы меня не бросала судьба, я всегда бы сделался писателем, это было моим призванием”. Как доказательство этому отдал в печать весь накопленный материал о губернской жизни. Так, после возвращения из Вятки появляются “Губернские очерки”(1856), которые включали 20 очерков.

Салтыков-Щедрин:

“...я видел все безобразия провинциальной жизни, но не вдумывался в них, а как-то машинально впитывал их телом и только по выезде из Вятки и по возвращении в Петербург, когда снова очутился в литературном кругу, я надумал изобразить пережитое в “Губернских очерках.”

Что же он изобразил? Очень похоже на Гоголевские “Мертвые души”, “Запивки охотника” Тургенева. Псевдоним Н. Щедрин. Сатирическому творчеству было дано начало, но после этого была служба в Рязани вице-губернатором.

Салтыков-Щедрин:

“Многие обо мне забыли, а еще более многие лягают меня”,

Считали его “покойным” в смысле литературы. Но перед Салтыковым-Щедриным выросли гротескно-сатирические образы, фантастические сюжеты – отдельные рассказы. Печатались с перерывами 186З–1874 г.

“Помпадуры и помпадурши”.

Восходит от имени фаворитки французского короля Людовика 15 – маркизы де Помпадур, прихоти которой определяли политику государства. “Помпадурша” – любовница.

“Главное побуждение, руководящее помпадурскими действиями, составляет чрезмерная ревность к охранению присвоенных помпадуром прав и преимуществ. Назначение главных помпадуров заключается в том, чтобы препятствовать”. Помпадуры, по мнению Салтыкова-Щедрина, составляют бюрократическую армию. Таким образом, больше Салтыкова-Щедрина стало волновать исследование жизни. Проблема семьи в то же время волновала Л.Толстого в романе “Анна Каренина”, Ф.Достоевского в “Братьях Карамазовых”. Читал Тургенева “Дворянское гнездо” в 1659 г. Какое же реальное содержание принципа семейственности раскрываемся на страницах Щедринского романа?

Итак, роман “Господа Головлевы”. Почему же происходит распад семьи? (праздность. непригодность к какому-либо делу, запой). Иудушка-Порфирий Головлев – пустословие, пустомыслие, совсем забыт. У всех Головлевых нет искорки человечности, человек в каждом погиб.

Но у Салтыкова-Щедрина и в своей семье были сложности. Жена Елизавета Аполлоновна единолично заботилась об устройстве семейного быта, создавала уют, занималась воспитанием детей, имела свой салон, где собирались кавалергарды, камер-юнкеры, светские дамы. Писатель постоянно обращается к проблемам семьи. Свое собственное состояние ухудшалось.

Салтыков-Щедрин:

“Нужно большое самообладание, чтобы не прийти в отчаяние”.

Во второй раз едет лечиться за границу (летом и осенью 1880). В начале 1860 г. публикует сатирический цикл “3а рубежом”, своеобразное сатирическое путешествие по Европе. Сравнивая, не скрывая “ у них, у нас”. Посетил Германию, Швейцарию, Францию, Бельгию. В это время печатает роман “Современная идиллия” (замысел с 1877 г.) “Герои, под влиянием шкурного сохранения пришли к убеждению, что только уголовная неблагонадежность может прикрыть и защитить человека от неблагонадежности политической, и согласно с этим поступают, т.е. заводят подлые связи и совершают подлые дела”. Так мог писать глубоко смелый человек, осознавая свою эпоху. Показывает чудовищные картины нравственного растления общества под влиянием политики градоначальников и правительства. Эту же мысль продолжает в романе “История одного города” – вершине своего сатирического творчества.

Смех имеет великий очистительный смысл, книга носит оптимистический характер. Все это удавалось, благодаря использованию различных сатирических приемов, мастером которых был Салтыков-Щедрин. Докажите это!

Роман “История одного города”.

1) Какую проблему поднимает автор в романе? (Сатирическое изображение взаимоотношений народа и власти, глуповцев и их градоначальников.)

Докажите текстом.

2) Каковы характерные особенности глуповцев? Как они проявляется в истории глуповского свободомыслия?

3) Как показаны градоначальники?

4) Каков смысл финала? Для чего С-Щ. вводит в книгу эпизод обуздания реки Угрюм-Бурчеевым?

Угрюм-Бурчеев умирает, наступает момент, когда в глуповцах заговорило чувство стыда, пробуждается гражданское самосознание, Угрюм-Бурчеев исчезает в воздухе, не успев сказать своей любимой фразы: “Придет некто за мной, который будет еще ужасней меня” – это Перехват-Залихватский, который въехал в город на белом коне и упразднил гимназии и все науки.

Оптимистический конец: попытка обуздать реку, но вода продолжает течь, т.е. живая жизнь пробьет себе дорогу. Смех в “Истории…” имеет очистительный смысл.

Вернемся к словам Салтыкова-Щедрина:

“Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России”. “Только раз в жизни мне пришлось жить довольно долгий срок в благорастворенных заграничных местах, и я не упомню минуты, в которую сердце мое не рвалось бы к России” – эпиграфом ко всему творчеству сатирика, гнев и презрение которого рождалось из суровой и требовательной любви к Родине, из веры в ее творческие силы, одним из проявлений которых была русская классическая литература.

Список литературы:

  1. Николаев Д.М. Е.Салтыкова-Щедрин. Жизнь и творчество. Монография. – М., 1985.