Приемы развития критического мышления в чтении и письме на уроке обучения анализу лирического произведения

Разделы: Литература


Цели:

  • Пробудить интерес к творчеству С. Острового.
  • Совершенствовать умение анализировать поэтический текст
  • Развивать ассоциативное мышление, воображение, речь, творческие способности, умение проводить аналогии.
  • Продолжить работу над развитием у школьников навыков исследовательской деятельности: обобщения, сопоставления, сравнения.
  • Воспитывать чувство прекрасного, доверительное и доброжелательное отношение к мнениям других.

Оборудование: портрет поэта С. Острового, раздаточный материал (текст стихотворения «Зимнее», таблица), слайд-фильм «Зимние пейзажи».

Ход урока

I. Организационный момент.

Определение состава групп.

II. Стадия вызова.

– Ребята, сейчас я загадаю загадку, а вы найдете ответ на нее.

Он слетает белой стаей и сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.
Он на солнышке румяный, под луною голубой.
Он за ворот и в карманы залетает нам с тобой.
(Снег)

– Какая часть речи помогла вам отгадать загадку?

– Вы правильно определили роль глаголов (слетает, сверкает, тает, залетает) и имен прилагательных в тексте загадки: они называют действие и признаки предмета, о котором идет речь, и тем самым помогают определить его. Попробуйте и вы за 3 минуты подобрать определения (прилагательное, причастие) к слову «снег». Какого он может быть цвета? Каков снежный покров на взгляд и на ощупь? (Снег – золотисто-розовый, голубой, сиреневый, синий, блестящий, белый, почерневший;глубокий, хрупкий, пушистый, зернистый, влажный, рыхлый, ноздреватый).

Варианты ответов записываются в тетради. Затем авторы обсуждают словосочетания в группе (в паре), после идет их обсуждение вместе с учителем.

– Видите, как много вы вспомнили «снежных» слов.

– Вы, конечно, обратили внимание, что снег часто становится героем сказок. Назовите такие («Госпожа Метелица» братьев Гримм, «Снежная королева» Андерсена).

Снег можно изобразить не только словами. Его можно нарисовать красками на холсте. Какие «снежные» картины вы знаете? («Февральская лазурь» М. Грабаря, «Конец зимы. Полдень» К. Юона, «Март» И. Левитана и др.)

Снег является героем музыкальных произведений. П.И. Чайковский написал для балета «Щелкунчик» чудесный танец «Вальс снежных хлопьев». [1]

Какой же вопрос невольно возникает у нас с вами: чем же снег так привлекателен для мастеров художественного слова, художников, композиторов?

III. Стадия осмысления.

Работа над стихотворением С.Острового«Зимнее». (Приложение 1)

Думается, ответ на этот вопрос мы можем получить, познакомившись со стихотворением

1. Первичное восприятие. (Слушают выразительное чтение учителем стихотворения, сопровождаемое слайд-фильмом).

2. Проверка восприятия. Вопросы:

– Какие чувства возникли у вас? Почему, на ваш взгляд, стихотворение называется «Зимнее»?

– Какое впечатление о личности поэта сложилось у вас после чтения стихотворения? Какой человек мог написать такие строки? (Человек, чуткий к добру и красоте, способный любоваться снегом, испытывать радость от общения с природой).

В Интернете помещены краткие биографические сведения об авторе стихотворения.

3. Знакомство с биографией поэта.

Сергей Григорьевич Островой.

Родился 24 августа 1911 года в Новосибирске в семье служащего. В 1929 году, после окончания девяти классов, переехал в Томск, где работал репортёром в газете «Красное знамя». Через 2 года стал сотрудничать с редакцией московского журнала «30 дней».

В 1934 году начал регулярно публиковать стихи в газетах «Комсомольская правда», «Пионерская правда», «Красная звезда». В 1937 году вышел первый сборник стихов С. Острового.

В июле 1941 года поэт добровольцем ушёл на фронт, прошёл всю войну рядовым. За мужество и храбрость был награжден орденами Отечественной войны I и II степени.

Вплоть до последних лет поэт публиковал новые стихи в различных изданиях, в том числе в «Литературной газете».

С. Островой имеет государственные премии и награды.

Умер 3 декабря 2005 года.[5]

Эти скупые сведения говорят нам о том, что С. Островой был поэтом по призванию, до конца оставался верным своей профессии, а его фронтовые награды – показатель храбрости, стойкости и героизма защитника Отечества.

Хотелось бы вам побольше узнать о личности этого удивительного человека? Проанализировав стихотворение поэта, вы добавите штрихи к портрету С. Острового.

3. Самостоятельное чтение стихотворения. (Текст раздается школьникам)

4. Словарная работа. Учитель обращает внимание учеников на слова и их лексические значения (проектированы на интерактивной доске).

  • Просветленный – полный ясности, радостный, успокоенный.
  • Безудержный – неудержимый, ничем не сдерживаемый.
  • Суровый –
    1. холодный, неблагодарный для жизни (Суровый климат)
    2. очень тяжелый, трудный, тяжкий (Суровые дни войны)
    3. угрюмый, сердитый (Суровый взгляд)
    4. очень строгий, серьезный (Суровый приговор)
    5. о ткани – грубый, небеленый (Суровое полотно)

Задание: определите, в каких значениях употреблены слова «суровый» в стихотворении?

5. Беседа с классом:

– Можно ли утверждать, что это стихотворение исключительно о природе? (Нет, поэзии только о природе не существует, пейзажная лирика раскрывает чувства и переживания лирического героя. Это его глазами мы увидели снег)

– Рассмотрим, какими средствами поэт рисует картину природы, создает настроение человека. Назовите олицетворения, сравнения, эпитеты.

Сформулируйте идею стихотворения, опираясь на поэтические строки. После пятиминутного обсуждения представитель от каждой группы записывает на доске основную мысль:

  • снег прекрасен;
  • снег – это тайна;
  • снег – это чудо природы;
  • снег всегда разный;

Ученик первой группы: Мы считаем, что главная мысль стихотворения заключается в воспевании красоты снега. И первые две строчки текста подтверждают нашу точку зрения:

А я все гладил снег рукой,
А он все звездами отсвечивал.

Снег настолько красив, что лирический герой долго гладит его, не замечая холода. Недаром продолжительность действия выражено местоимением все.

Ученик второй группы: Основная мысль стихотворения заключается в утверждении, что снег –это тайна. Не случайно автор дважды повторяет фразу: В его душе / Всегда какая-нибудь тайна.

Ученик третьей группы: Снег – это чудо природы. Данное высказывание отражает идею поэтического текста. Подтверждением этому служат следующие стихотворные строки:

Гляди на это волшебство,
Как он с землей играет в прятки.

Слово волшебство является в стихотворении синонимом слова чудо, которое люди перестали замечать. Не потому ли поэт употребил глагол гляди в форме повелительного наклонения?!

Ученик четвертой группы: Сергей Островой стремится доказать, что снег всегда разный. Эта мысль прослеживается в нескольких четверостишиях. Вот одно из них:

То станет жестким, будто лед,
То все заткёт суровой пряжей.
А то вдруг крыльями взмахнет,
И вот он, легкий да лебяжий.

– Ребята! Вы сформулировали мысли автора, которые действительно присутствуют в стихотворении «Зимнее». Как же убедиться, что ваше определение является единственно правильным? Давайте зададим вопрос: можно ли утверждать, что до С.Острового никто из мастеров художественного слова не изображал великолепие и разнообразие снега? Конечно, нет. Будучи талантливым поэтом, Сергей Григорьевич Островой вряд бы стал просто вторить своим собратьям по перу. Смею предположить, что поэт решил поделиться с нами чем – то сокровенным. Давайте вместе подумаем, какое ключевое слово чаще всего встречается в стихотворении? Почему? (Это слово душа. В наше страшное время, наполненное бездуховностью и ожесточением, только красота спасет мир, только она способна пробудить и очистить душу, вернуть нам данное от природы чувствопрекрасного.) Ученики приходят в выводу: Снег в стихотворении олицетворяет природу, в которой царит гармония и красота. Человек должен быть достоин окружающей красоты, а для этого нужно стремиться к самосовершенствованию. Основная мысль заключена в следующих строках стихотворения:

Омою душу чистотой
И прямотой его суровой…

– В каком еще лирическом произведении встречается эта идея? (В стихотворении Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»)

Вы верно заметили, что снег изображен как живое существо, наделен яркими чертами характера. Свое мировосприятие и у лирического героя. Автор пишет от лица героя, которому передоверяет свое настроение, свои чувства (радость, удивление, восхищение...)

Первое задание для групп. Работая в течение 7 минут со стихотворением, сделайте сравнительный анализ личностных качеств образа снега и образа лирического героя.

Работа в группах. Результаты заносятся в таблицу для последующего коллективного обсуждения. (Приложение 2) Учитель сравнивает результаты работы групп, обращает внимание на совпадающие характеристики.

Заполненная таблица «Личностные качества образа снега и образа лирического героя» одной из групп учащихся проектируется на интерактивную доску.

– Какой можно сделать вывод? Почему совпадают отдельные характеристики? (Лирический герой обладает такими качествами, как доброта, отсутствие высокомерия, поэтому он с радостью видит эти качества у снега. Только творческому человеку, испытавшему в процессе деятельности озарение, под силу заметить, что и снегу, умеющему колдовать (а значит, творить!) присуще просветление. Ученики сравнивают и комментируют остальные черты образа снега и лирического героя.

Второе задание для групп. Из ваших сравнительных характеристик сделайте вывод о том, что ценит, отвергает и к чему стремится поэт.

Ребята! Читая художественный текст, мы реализуем в себе дар творчества, потому что для

полноценного восприятия произведения необходимо сотворчество автора и читателя. Созданный писателем мир оживет для нас только тогда, когда мы сами становимся творцами, почти такими же, как автор произведения: читая слова и предложения, воссоздаем в своем воображении тот художественный мир, который рожден пером поэта и писателя. [3]Здесь уместно привести глубокую мысль Марины Цветаевой: «А что есть чтение, как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество»[4]

Третье задание для групп. Предлагаю вам извлечь из стихотворения то, что на языке литературоведов «опущено в подтекст.» Описывая снег, Сергей Островой написал:

Он весь как музыка. Он – весть.

Какие у вас возникают ассоциации при чтении слова весть?Какую весточку нам «подает» снег? (Наступила пора отдыха для земледельцев. Детвору ожидают зимние забавы. Новый год подарит людям надежду на добрые перемены в жизни…)

IV. Стадия рефлексии. Самостоятельная творческая работа.

Задание: Написать синквейн на тему «Снег», представляющий собой синтез информации в лаконичной форме. [2]

V. Заключение.

Чтение учителем синквейна, написанного учениками:

  • Снег.
  • Таинственный, безудержный.
  • Сверкает, летает, очищает.
  • Дарит надежду и радость.
  • Стихия.

Литература: 

  1. М.Т.Баранов. Обучение русскому языку в 5-6 классах. Пособие для учителя русского языка. - М.: Просвещение, 1982 .
  2. С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Просвещение, 2011.
  3. Р.И. Альбеткова. Учимся читать лирическое произведение.: Книга для учащихся 7-11классов. - М.: Дрофа, 2003.
  4. Р.И. Альбеткова. Русская словесность. От слова к словесности. 8 класс: рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2013.
  5. www.peoples.ru/art/music/poet/ostrovoy/index1.html

Приложение.