Ход урока
Цели: ознакомление с новым произведением “Николай Исаич Пушкин”, с интересными фактами из жизни писателя; подвести к пониманию того, кто такой морской капитан; формирование навыков анализа произведения, работы в группах; воспитание нравственных ценностей (ответственности).
Планируемый результат: знать, что морской капитан – непростая профессия, требующая высокой ответственности за людей, за пароход; придти к пониманию того, что главное в жизни морского офицера - честь, достоинство, доброе имя.
Основные понятия: морская лексика Б. Житкова, композиция рассказа, морской капитан.
1. Организационный момент.
Сегодня на уроке вы будете думать над прочитанным, сопереживать герою, оценивать его поступки. А чтобы это получилось, хочу напомнить, что каждый человек имеет право на собственное мнение, право на ошибку, право на выбор. Вы готовы к работе?
2. Мотивация.
Как вы понимаете китайскую народную пословицу? Даже если знания раздаются бесплатно, приходить нужно все равно со своей тарой.
Как же надо работать на уроке?
3. Актуализация знаний.
1) Об авторе.
Продолжите фразу и распределите их так, чтобы получился рассказ.
На карточках начало одного предложения, дети распределяют предложения по порядку и заканчивают своё предложение. Работают 6 человек.
1. Они вместе …
2. В 1923 году …
3. Борис Степанович Житков – писатель, …
4. Житков рассказывал детям о …
5. В 1930 году …
6. Первый рассказ Житкова …
Должен получиться следующий рассказ.
1. Борис Степанович Житков – писатель, … бывший штурман дальнего плавания, поэтому хорошо знает море.
2. В 1923 году … он приехал жить в Петроград и встретился с Чуковским.
3. Они вместе … учились в гимназии в городе Одессе. Борис уже тогда был мастер на все руки: научился плаванию и гребле, вязке морских узлов и французскому языку.
4. Житков рассказывал детям о … морских приключениях, и Чуковский посоветовал ему … стать детским писателем.
5. Первый рассказ Житкова … “Шторм” был напечатан … в детском журнале “Воробей”.
6. В 1930 году … во время специального опроса большинство детей назвали Бориса Житкова своим любимым писателем.
4. Проблемный вопрос, цель, тема урока.
Кто автор произведения, прочитанного вами дома?
Кто определит тему урока? (Б. Житков “Николай Исаич Пушкин”)
Ответьте на ?: “Почему автор не называет имени капитана?”
Чтобы выйти из затруднения, что необходимо сделать?
Цель урока: Проанализируем литературное произведение и ответим на 2 вопроса: “Почему автор не называет имени капитана?”, “Кто такой настоящий капитан?”
5. Работа с текстом до чтения.
Можно ли чтение рассказов Житкова назвать простым? (-)
С какими трудностями вы встретились? (В рассказе много непонятных слов).
Докажите, что Житкову хорошо знакома профессия моряка? (Автор использует много “морских” слов).
Какие слова были непонятны? Мы сейчас с вами создадим словарь морских слов.
В тетрадь записывают.
1) Фут – единица длины, около 0,3 метра.
2) Сажень – мера длины, равная 2,13 метра.
3) Дюйм – мера длины, равная 2,54 см.
4) Тендра - остров в северо-западной части Черного моря.
5) Лот - прибор для измерения глубины водоема.
6) Зыбь - легкое колебание водной поверхности, рябь на водной поверхности.
7) Балго – полным полно, много.
8) Вест – западный ветер.
9) Дрейфовать – идти без машины, силой ветра.
10) Форштевень – выступающее ребро на носу парохода.
11) Планширь – перила поверх судового ограждения.
12) Ост – восток, сторона света.
13) “Кошки Литке” - горы на дне Белого моря.
14) Кольт – револьвер.
15) Багомр — инструмент, состоящий из деревянной или металлической рукояти длиной более метра, с наконечником в виде шипа, соединённого с загнутым назад крюком.
16) Трюм – внутреннее помещение корабля между палубой и днищем, используется для размещения грузов, запасов и т.д.
Прочитав этот рассказ, ваш словарь обогатился на 16 слов. Как вы думаете, лучше было бы Житкову обойтись без этих непонятных для “сухопутных людей” слов? (Нет. Именно эти слова делают рассказ “морским”, вносят колорит морской романтики, которой увлекался автор).
Вывод: морская лексика автора необычна, она придает особый колорит произведению. И читатель доверяет профессионалу писателю: так о море и кораблях может писать только бывалый моряк.
К какому роду художественной литературы относится произведение? (эпос)
К какому жанру относится произведение? (Рассказ). Докажите.
К какому типу текста относится произведение? (Повествование)
Кто определит основную идею, мысль рассказа? (Капитан берёт личную огромную ответственность за судно, за людей).
Называет ли автор фамилию капитана, о котором рассказывает? (Нет)
Это не случайно, позже мы выясним и дадим ответ на вопрос, почему автор не называет имени и фамилии капитана. А сейчас перечитаем текст.
6. Работа с текстом во время чтения.
Комментированное чтение, выборочное чтение.
Чтение до слов … “так держать”. – Почему не понимают друг друга пассажиры и моряки? (Пассажиры говорят о поэте, а моряки о капитане).
Чтение до слов … “всякий капитан”. – Что главное для капитана? (Чтоб его судно было целым и невредимым).
Найдите, где меняется повествователь. Где повествование идет от третьего лица, где от первого? (Читают)
Какие основания есть у автора для ведения повествования от первого лица? (Значит, случай произошел с ним).
Как однажды рассказчик – герой посадил парусник? (Рассказывают)
Какой урок он вынес из этой истории? (Не судно ходит, а капитан, не судно гибнет, а ...)
Чтение от слов … “Дело было так.” до слов … “Еще полчасика!”
Чего боялся капитан ледокола? (Ледокол могло зажать льдами)
Найдите слова, где капитан дает команду “Полный ход”. (…) – Как он подает команды в машинное отделение? (Серьезно)
Был ли другой выход у капитана, решившего таранить ледяной затор? (Нет)
Почему помощник глянул на него косым взглядом? (Не доверял ему)
В чем была опасность дрейфа? (Лед, носимый ветром, был не управляем)
Опишите поведение капитана и машиниста во время удара парохода о лед пологим форштевнем. Чем занята команда в это время?
Что такое “кошки Литке”? Найдите отрывок о них. Почему их боялся капитан?
Как пишет Житков об умении капитана слиться с пароходом, слышать его? Найдите отрывок.
Зачем капитан вытащил кольт, когда услышал чирканье днища о камни? Дает ли автор ответа на вопрос, для чего кольт? (Нет)
Поддерживает ли помощник капитана в трудную минуту?
Как ведут себя команда и пассажиры? Можно ли это назвать предательством?
Каким приемом автор показывает трагичность ситуации, неотвратимость столкновения? (Рефреном – повторением: “Опять. Опять!”)
- Чего “Нету! Нету! Уже 5 минут нету!”? (Аварии нет, гибели ледокола)
“Красный человек”, “красная луна” - что хочет сказать писатель этими выражениями? (Образными выражениями писатель демонстрирует напряженность ситуации). Что означают слова капитана, вышедшего на мостик?
Чего стоили капитану эти 10 минут?
Посмотрите, как заканчивается рассказ.
“А утром стал бриться и увидал, что виски седые”.
Почему? (Переживал за жизнь пассажиров и команды, за сохранность корабля)
Можно ли было предотвратить ситуацию? Представьте, что вы капитан корабля. Как бы вы поступили в такой ситуации?
7. Физкультминутка для глаз.
8. Работа с текстом после чтения.
1) Обобщающая беседа (по вопросам учебника, стр. 43).
1. Рисуя характеры своих героев, Житков любил четко выделить в начале рассказа их главные черты, которые потом проявлялись в содержании произведения. Что мы узнаём о молодом капитане, друге рассказчика, сначала и как потом эти черты характера раскрываются в рассказе?
2. Как ведёт себя капитан в очень трудный момент, почему он простил людей, которые хотели покинуть корабль?
3. Как вы поняли, прочитав рассказ, почему корабли называли именами их капитанов? (Помните, об этом говорится в начале рассказа.) Почему Б. Житков назвал свой рассказ “Николай Исаич Пушкин”?
4. Что вы можете сказать о рассказчике? Кто этот человек? Какой у него характер?
5. Борис Житков пишет о море, как настоящий поэт. Какие строчки в рассказе подтверждают эту мысль?
6. Если вам понравился рассказ “Николай Исаич Пушкин”, прочтите книгу Б. Житкова “Морские истории”. А когда прочитаете, попробуйте ответить на вопрос: почему большинство детей назвало Б. Житкова своим любимым писателем?
7. Можно ли одну из двух частей рассказа назвать главной? (Нет)
8. А знаем ли мы имя капитана? (Нет)
Почему? (Так на его месте поступил бы каждый капитан).
Это неписаный морской закон.
9. Подберите пословицы, которые отражают
главную мысль рассказа. Докажите.
Если вам понравился рассказ Б. Житкова “Николай Исаич Пушкин”, прочтите книгу “Морские истории”.
2) Составление характеристики капитана (задание в тетради).
- Какие черты характера помогли капитану выстоять в сложной ситуации?
настойчивый ловкий ответственный вспыльчивый отважный внимательный сильный смелый вежливый
Вывод: “Настоящий морской капитан – это…”
3) Пересказ по плану.
Примерный план (составляем вместе с детьми).
1. На причале.
2. Случай у Тендры.
3. Промысел в белом море. Везучий капитан.
4. “Кошки Литке” - горы в воде.
5. Чувства капитана во время опасности.
6. Седые виски.
10. Рефлексия.
- Сегодня я узнал …
- Было трудно…
- Было интересно…
- Я понял…
- Теперь я могу…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
11. Домашнее задание.
Составить устный рассказ о капитане.