Методический конструктор урока.
Дата проведения: | 19 ноября 2013 г. |
Предмет: | Литература. |
Класс: | 6 А. |
ФИО учителя: | Лавринович Людмила Васильевна. |
Тема урока: | “Любовью держится и движется жизнь…” (Испытание любовью героев романа А.С. Пушкина “Дубровский”). |
Методическая цель: | Обеспечение преемственности ООП НОО и ООП ООО в формировании и развитии навыков смыслового чтения. |
Тип урока: | Урок-размышление. |
Цели урока: | для учителя
для учащихся
|
Формируемые универсальные учебные действия. | |
Познавательные УУД |
|
Регулятивные УУД | целеполагание, планирование, контроль и самооценка деятельности на уроке. |
Личностные УУД | ценностно-смысловая ориентация, соотношение поступков и событий с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами; мотивация на процесс и результаты деятельности. |
Коммуникативные УУД |
|
Ход учебного занятия
I. Мотивационно – установочный этап. Предтекстовая стадия.
Вхождение в тему “Подумаем вместе…”
Приём “эпиграф” (стихотворение А.С. Пушкина).
Формулирование целей урока:
- разобраться в содержании прочитанного, понять авторский замысел
- дать оценку поступкам героев
- учиться формулировать и аргументировать своё мнение
- развивать устную речь
- участвовать в коллективном обсуждении вопросов и проблем
- представлять результаты индивидуальной и групповой работы
Знакомство с планом работы:
- Обсуждаем эпиграф к уроку.
- Составляем “Ассоциативный куст”
- Осуществляем реципацию и составление схемы.
- Работаем с текстом (главы XVIII): анализируем, размышляем.
- Проверяем результаты работы группы.
- Оцениваем свою учебную деятельность.
II. Организационно-деятельностный этап. Текстовая стадия.
- Чтение стихотворения и выбор эпиграфа.
- Беседа по содержанию прочитанного (глава XVIII).
- Проверка индивидуальных и групповых заданий.
III. Контрольно-регулировочный этап. Послетекстовая стадия.
Формулирование основной мысли урока с помощью мудрых мыслей.
VI. Рефлексивно-оценочный этап. Послетекстовая стадия.
Приём ПОПС-формула.
Заполнение листов самооценки.
Ход урока
I. Предтекстовая стадия.
1. Вхождение в тему “Подумаем вместе…”.
Перечитывая сказку “Царевна-лягушка”, я задумалась над вопросом: почему сказка не кончается в тот момент, когда Иван-царевич сжег лягушачью шкурку? Ведь лягушка уже предстала на пиру в человеческом облике. Ребята, может быть, вы мне поможете ответить на этот вопрос?
… Верно, любовь способна творить чудеса, но это должна быть настоящая любовь. Ивану-царевичу ещё предстоит доказать силу своего чувства, преодолевая тяжёлые препятствия во время поиска своей любимой. Испытание любовью является традиционным и в фольклоре, и в русской литературе.
2. Целеполагание.
Пушкин, как и многие другие писатели, испытывает героев любовью. “Почему именно так?” – спросите вы. Ответ дал сам поэт в одном из своих стихотворений:
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой… Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может.
- Какие строчки, по-вашему, могут служить эпиграфом к нашему уроку?
- Прокомментируйте их.
- Исходя из проделанной работы, сформулируйте тему нашего урока.
- Каковы цели сегодняшнего урока, по-вашему?
3. Приём “Ассоциативный куст” “ЛЮБОВЬ”.
- А к кому мы можем испытывать любовь?
Любовь – естественное состояние человека, это чувство знакомо каждому. И не надо придумывать каких-то специальных испытаний для героев. Любовь – лучший экзамен, она ставит человека перед нравственным выбором. Куда указывает нравственный “компас” героев романа “Дубровский”? В этом нам предстоит разобраться. Мы на протяжении нескольких уроков наблюдали за взаимоотношениями героев романа. Изобразим их на схеме.
- Кто из героев романа, по-вашему, проходит испытание любовью?
В сложной системе взаимоотношений героев мы выделили любовный треугольник. Именно он помогает глубоко раскрыть характеры героев.
- Вспомните, что такое Леванидов крест в русских былинах (место встречи богатырей, место, где они принимали решения). Образно говоря, это нравственный перекресток. На схеме его легко увидеть.
- А вот какой эпизод романа соответствует этой точке во взаимоотношениях героев? Это должен быть ключевой эпизод, в котором герои делают окончательный нравственный выбор, выбирают дальнейший жизненный путь.
Да, это сцена последней встречи Дубровского и Марьи Кирилловны, когда Владимир хотел её освободить.
II. Текстовая стадия “Анализ ключевого эпизода. Установление его связи с другими эпизодами романа”.
1. Постановка проблемы.
Перечитаем “в лицах” данный эпизод (глава 18 со слов “Вдруг раздались крики погони…” до слов “Пустите нас!”).
Когда мы слышим отчаянный крик Дубровского: “Вы никогда не могли согласиться!”, мы сочувствуем ему: действительно, как же она могла так поступить! Когда перечитываем слова Марьи Кирилловны: “Я ждала вас до последней минуты…”, мы сопереживаем ей: и правда, как он мог опоздать!
Кто же прав?
Чтобы ответить на этот непростой вопрос, необходимо разобраться в сложных взаимоотношениях Марьи Кириловны и Владимира Дубровского. (Реципация.)
2. Проверка результатов домашней работы групп.
1-я группа составляла план на тему “Взаимоотношения Марьи Кириловны и Владимира Дубровского”.
2-я группа составляла “толстые” вопросы.
3-я группа готовила двухчастный дневник на тему “Взаимоотношения Марьи Кириловны и Владимира Дубровского”.
4-я группа писала сочинение-характеристику князя Верейского.
5-я группа давала развёрнутый ответ на вопрос “Действительно ли “он (Кирила Петрович) любил ее до безумия”?”
Все готовили иллюстрации к роману.
Вывод: семнадцатилетняя девочка, послушная дочь, увлеченная читательница романов. Сначала так приятно было воображать себе героиней романа рядом с бедным учителем Дефоржем, разбойником Дубровским! А потом выяснилось, что в жизни все сложнее, чем в книжках, что надо самой принимать решения.
3. Близкий к тексту пересказ гл. XVIII от начала главы до слов “на своих английских рессорах”.
- Был ли выбор у Марьи Кирилловны?
Да, Кирилла Петрович мог заставить дочь пойти под венец. Но там, в церкви, он был не властен над ней. Она ждала… Что подумала бы любящая женщина в эти минуты? Что с ним? Убит? Ранен? Схвачен? Он ведь преследуем законом, всегда в смертельной опасности. Где хоть тень мысли о нем? Дубровский для нее по-прежнему лишь человек, который должен спасти ее от выбранного отцом жениха. Сама Марья Кирилловна так и не нашла в себе силы сказать “нет”.
Скажи она “нет”, что было бы? Конечно, скандал. Но если в церковь явился бы Дубровский, скандал был бы еще грандиознее. И все же второй вариант для героини предпочтительнее. Так трудно взять на себя ответственность…
Но испытание героини еще не закончено. Обратимся вновь к ключевому эпизоду. Можно ли поведение Марьи Кириловны назвать достойным поступком?
Дубровский подсказывает ей оправдание: “Вы были приневолены…” Так хочется с этим согласиться, тем более что в церкви она не сказала “да”. Но Марья Кирилловна находит в себе нравственную силу посмотреть правде в глаза. Девочка становится взрослым человеком – она наконец-то принимает самостоятельное решение. Она дала клятву перед Богом, она не может поступить не по-Божески. Это достойное решение. За попытку уйти от ответственности там, в церкви, ей теперь нести наказание всю жизнь. Но чистая совесть будет ее искуплением.
4. Давайте теперь обратимся к тому, кто стал мужем Марьи Кириловны.
4 группа писала сочинение-характеристику князя Верейского. Зачитать.
- Как ведет себя в критической ситуации князь Верейский? Кого он защищает? Оценивая его поведение, учтите два обстоятельства: во-первых, все знали, что Дубровский никогда никого не убивал, во-вторых, рядом с князем была женщина.
- Удивляет ли нас подобное поведение Верейского? Вспомним, как он ответил на письмо Маши, только ему предназначенное.
Вывод: как видим, стрелка нравственного компаса князя указывает только в сторону его собственной персоны.
5. Вернёмся к образу Кирилы Петровича.
Кирилла Петрович в ключевом эпизоде не участвует. Но он тоже проходит испытание любовью. Соотнесите слова автора о Троекурове “он любил ее до безумия” и его дальнейшее поведение по отношению к дочери. Нет ли здесь противоречия?
5-я группа давала развёрнутый ответ на вопрос “Действительно ли “он (Кирила Петрович) любил ее до безумия”?” Слушаем
6. Образ Вл. Дубровского.
Владимир Дубровский вроде бы и не нуждается в проверке. Он не раз доказывал свою любовь (отказался от мщения, после ограбления Антона Пафнутьича до последнего оставался в доме Троекурова, чтобы быть рядом с Машей, на свидании просил не любви, а права помочь Марье Кириловне). Но автор и Дубровского подвергает решающему испытанию. Марья Кирилловна согласилась стать женой князя, князь ранил Дубровского. Ревность, боль, отчаяние… А в руках пистолет, а рядом вооруженные разбойники.
Как поступил Дубровский? Почему он так и не отомстил Троекурову, ведь Маша теперь потеряна для него навсегда? (С помощью одной из пословиц ответьте на этот вопрос и прокомментируйте его)
III. Послетекстовая стадия.
1. Работа с пословицами
- Любовь правит царством без помощи меча.
- Любимое часто ослепляет любящего.
- Всё побеждает любовь.
- Любовь проверяется готовностью делать для других.
- Любовь несовместима со страхом.
- Настоящая любовь бескорыстна.
- Любить глубоко – это значит забыть о себе.
- Ради милой себя не жаль.
2. Обобщение учителя.
Вот она, авторская позиция – любовь, по мнению Пушкина, способна остановить насилие. Пушкин не верит, что можно, переступив через кровь, быть счастливым. Вспомним, что такие взгляды мы называем гуманными.
V. Послетекстовая стадия
Ключевой эпизод убедил нас, что в романе “Дубровский” у последней черты каждому герою дается шанс сделать достойный нравственный выбор. Чей выбор вы считаете достойным? Используя приём “ПОПС-формула”, ответьте на этот вопрос.
VI. Домашнее задание.
Гл. XIX перечитать и проанализировать.
1-я группа – развёрнутый ответ на вопрос 1 стр. 153 (глава XIX).
2-я группа – подготовить двухчастный дневник (вопрос 2 стр. 153 “Глава XIX”).
3-я группа – составить “толстые” вопросы по главе XIX.
4-я группа – составить план к теме “Судьба Владимира Дубровского в романе”.
5-я группа – выполнить задание 1 на стр. 154: подготовить устное высказывание.