Урок литературы по теме "Любовью держится и движется жизнь…" (Испытание любовью героев романа А.С. Пушкина "Дубровский"). 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Методический конструктор урока.

Дата проведения: 19 ноября 2013 г.
Предмет: Литература.
Класс: 6 А.
ФИО учителя: Лавринович Людмила Васильевна.
Тема урока: “Любовью держится и движется жизнь…” (Испытание любовью героев романа А.С. Пушкина “Дубровский”).
Методическая цель: Обеспечение преемственности ООП НОО и ООП ООО в формировании и развитии навыков смыслового чтения.
Тип урока: Урок-размышление.
Цели урока: для учителя
  • развитие навыков смыслового чтения: извлечение информации из прочитанного; отбор цитатного материала для характеристики героев, самостоятельная оценка поступков героев; определение авторского отношения к героям; понимание авторского замысла
  • развитие умений работать в парах и группах, формирование чувства ответственности за результаты учебного труда и устойчивую мотивацию познавательной деятельности;
  • формирование системы духовно-нравственных ценностей обучающихся, расширение их социального опыта

для учащихся

  • умение давать характеристику героям, подбирая аргументы из текста, опираясь на отношение автора к героям;
  • умение выстроить сотруднические отношения при работе в парах и группах.
Формируемые универсальные учебные действия.
Познавательные УУД
  • самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей;
  • смысловое чтение;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • осознанное построение речевого высказывания;
  • установление причинно-следственных связей;
  • аргументирование.
Регулятивные УУД целеполагание, планирование, контроль и самооценка деятельности на уроке.
Личностные УУД ценностно-смысловая ориентация, соотношение поступков и событий с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами; мотивация на процесс и результаты деятельности.
Коммуникативные УУД
  • умение слушать и слышать;
  • формулирование и аргументация собственного мнения;
  • умение работать в группе.

Ход учебного занятия

I. Мотивационно – установочный этап. Предтекстовая стадия.

Вхождение в тему “Подумаем вместе…”

Приём “эпиграф” (стихотворение А.С. Пушкина).

Формулирование целей урока:

  • разобраться в содержании прочитанного, понять авторский замысел
  • дать оценку поступкам героев
  • учиться формулировать и аргументировать своё мнение
  • развивать устную речь
  • участвовать в коллективном обсуждении вопросов и проблем
  • представлять результаты индивидуальной и групповой работы

Знакомство с планом работы:

  1. Обсуждаем эпиграф к уроку.
  2. Составляем “Ассоциативный куст”
  3. Осуществляем реципацию и составление схемы.
  4. Работаем с текстом (главы XVIII): анализируем, размышляем.
  5. Проверяем результаты работы группы.
  6. Оцениваем свою учебную деятельность.

II. Организационно-деятельностный этап. Текстовая стадия.

  • Чтение стихотворения и выбор эпиграфа.
  • Беседа по содержанию прочитанного (глава XVIII).
  • Проверка индивидуальных и групповых заданий.

III. Контрольно-регулировочный этап. Послетекстовая стадия.

Формулирование основной мысли урока с помощью мудрых мыслей.

VI. Рефлексивно-оценочный этап. Послетекстовая стадия.

Приём ПОПС-формула.

Заполнение листов самооценки.

Ход урока

I. Предтекстовая стадия.

1. Вхождение в тему “Подумаем вместе…”.

Перечитывая сказку “Царевна-лягушка”, я задумалась над вопросом: почему сказка не кончается в тот момент, когда Иван-царевич сжег лягушачью шкурку? Ведь лягушка уже предстала на пиру в человеческом облике. Ребята, может быть, вы мне поможете ответить на этот вопрос?

… Верно, любовь способна творить чудеса, но это должна быть настоящая любовь. Ивану-царевичу ещё предстоит доказать силу своего чувства, преодолевая тяжёлые препятствия во время поиска своей любимой. Испытание любовью является традиционным и в фольклоре, и в русской литературе.

2. Целеполагание.

Пушкин, как и многие другие писатели, испытывает героев любовью. “Почему именно так?” – спросите вы. Ответ дал сам поэт в одном из своих стихотворений:

На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой… Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может.

  • Какие строчки, по-вашему, могут служить эпиграфом к нашему уроку?
  • Прокомментируйте их.
  • Исходя из проделанной работы, сформулируйте тему нашего урока.
  • Каковы цели сегодняшнего урока, по-вашему?

3. Приём “Ассоциативный куст” “ЛЮБОВЬ”.

  • А к кому мы можем испытывать любовь?

Любовь – естественное состояние человека, это чувство знакомо каждому. И не надо придумывать каких-то специальных испытаний для героев. Любовь – лучший экзамен, она ставит человека перед нравственным выбором. Куда указывает нравственный “компас” героев романа “Дубровский”? В этом нам предстоит разобраться. Мы на протяжении нескольких уроков наблюдали за взаимоотношениями героев романа. Изобразим их на схеме.

  • Кто из героев романа, по-вашему, проходит испытание любовью?

В сложной системе взаимоотношений героев мы выделили любовный треугольник. Именно он помогает глубоко раскрыть характеры героев.

  • Вспомните, что такое Леванидов крест в русских былинах (место встречи богатырей, место, где они принимали решения). Образно говоря, это нравственный перекресток. На схеме его легко увидеть.
  • А вот какой эпизод романа соответствует этой точке во взаимоотношениях героев? Это должен быть ключевой эпизод, в котором герои делают окончательный нравственный выбор, выбирают дальнейший жизненный путь.

Да, это сцена последней встречи Дубровского и Марьи Кирилловны, когда Владимир хотел её освободить.

II. Текстовая стадия “Анализ ключевого эпизода. Установление его связи с другими эпизодами романа”.

1. Постановка проблемы.

Перечитаем “в лицах” данный эпизод (глава 18 со слов “Вдруг раздались крики погони…” до слов “Пустите нас!”).

Когда мы слышим отчаянный крик Дубровского: “Вы никогда не могли согласиться!”, мы сочувствуем ему: действительно, как же она могла так поступить! Когда перечитываем слова Марьи Кирилловны: “Я ждала вас до последней минуты…”, мы сопереживаем ей: и правда, как он мог опоздать!

Кто же прав?

Чтобы ответить на этот непростой вопрос, необходимо разобраться в сложных взаимоотношениях Марьи Кириловны и Владимира Дубровского. (Реципация.)

2. Проверка результатов домашней работы групп.

1-я группа составляла план на тему “Взаимоотношения Марьи Кириловны и Владимира Дубровского”.

2-я группа составляла “толстые” вопросы.

3-я группа готовила двухчастный дневник на тему “Взаимоотношения Марьи Кириловны и Владимира Дубровского”.

4-я группа писала сочинение-характеристику князя Верейского.

5-я группа давала развёрнутый ответ на вопрос “Действительно ли “он (Кирила Петрович) любил ее до безумия”?”

Все готовили иллюстрации к роману.

Вывод: семнадцатилетняя девочка, послушная дочь, увлеченная читательница романов. Сначала так приятно было воображать себе героиней романа рядом с бедным учителем Дефоржем, разбойником Дубровским! А потом выяснилось, что в жизни все сложнее, чем в книжках, что надо самой принимать решения.

3. Близкий к тексту пересказ гл. XVIII от начала главы до слов “на своих английских рессорах”.

  • Был ли выбор у Марьи Кирилловны?

Да, Кирилла Петрович мог заставить дочь пойти под венец. Но там, в церкви, он был не властен над ней. Она ждала… Что подумала бы любящая женщина в эти минуты? Что с ним? Убит? Ранен? Схвачен? Он ведь преследуем законом, всегда в смертельной опасности. Где хоть тень мысли о нем? Дубровский для нее по-прежнему лишь человек, который должен спасти ее от выбранного отцом жениха. Сама Марья Кирилловна так и не нашла в себе силы сказать “нет”.

Скажи она “нет”, что было бы? Конечно, скандал. Но если в церковь явился бы Дубровский, скандал был бы еще грандиознее. И все же второй вариант для героини предпочтительнее. Так трудно взять на себя ответственность…

Но испытание героини еще не закончено. Обратимся вновь к ключевому эпизоду. Можно ли поведение Марьи Кириловны назвать достойным поступком?

Дубровский подсказывает ей оправдание: “Вы были приневолены…” Так хочется с этим согласиться, тем более что в церкви она не сказала “да”. Но Марья Кирилловна находит в себе нравственную силу посмотреть правде в глаза. Девочка становится взрослым человеком – она наконец-то принимает самостоятельное решение. Она дала клятву перед Богом, она не может поступить не по-Божески. Это достойное решение. За попытку уйти от ответственности там, в церкви, ей теперь нести наказание всю жизнь. Но чистая совесть будет ее искуплением.

4. Давайте теперь обратимся к тому, кто стал мужем Марьи Кириловны.

4 группа писала сочинение-характеристику князя Верейского. Зачитать.

  • Как ведет себя в критической ситуации князь Верейский? Кого он защищает? Оценивая его поведение, учтите два обстоятельства: во-первых, все знали, что Дубровский никогда никого не убивал, во-вторых, рядом с князем была женщина.
  • Удивляет ли нас подобное поведение Верейского? Вспомним, как он ответил на письмо Маши, только ему предназначенное.

Вывод: как видим, стрелка нравственного компаса князя указывает только в сторону его собственной персоны.

5. Вернёмся к образу Кирилы Петровича.

Кирилла Петрович в ключевом эпизоде не участвует. Но он тоже проходит испытание любовью. Соотнесите слова автора о Троекурове “он любил ее до безумия” и его дальнейшее поведение по отношению к дочери. Нет ли здесь противоречия?

5-я группа давала развёрнутый ответ на вопрос “Действительно ли “он (Кирила Петрович) любил ее до безумия”?” Слушаем

6. Образ Вл. Дубровского.

Владимир Дубровский вроде бы и не нуждается в проверке. Он не раз доказывал свою любовь (отказался от мщения, после ограбления Антона Пафнутьича до последнего оставался в доме Троекурова, чтобы быть рядом с Машей, на свидании просил не любви, а права помочь Марье Кириловне). Но автор и Дубровского подвергает решающему испытанию. Марья Кирилловна согласилась стать женой князя, князь ранил Дубровского. Ревность, боль, отчаяние… А в руках пистолет, а рядом вооруженные разбойники.

Как поступил Дубровский? Почему он так и не отомстил Троекурову, ведь Маша теперь потеряна для него навсегда? (С помощью одной из пословиц ответьте на этот вопрос и прокомментируйте его)

III. Послетекстовая стадия.

1. Работа с пословицами

  1. Любовь правит царством без помощи меча.
  2. Любимое часто ослепляет любящего.
  3. Всё побеждает любовь.
  4. Любовь проверяется готовностью делать для других.
  5. Любовь несовместима со страхом.
  6. Настоящая любовь бескорыстна.
  7. Любить глубоко – это значит забыть о себе.
  8. Ради милой себя не жаль.

2. Обобщение учителя.

Вот она, авторская позиция – любовь, по мнению Пушкина, способна остановить насилие. Пушкин не верит, что можно, переступив через кровь, быть счастливым. Вспомним, что такие взгляды мы называем гуманными.

V. Послетекстовая стадия

Ключевой эпизод убедил нас, что в романе “Дубровский” у последней черты каждому герою дается шанс сделать достойный нравственный выбор. Чей выбор вы считаете достойным? Используя приём “ПОПС-формула”, ответьте на этот вопрос.

VI. Домашнее задание.

Гл. XIX перечитать и проанализировать.

1-я группа – развёрнутый ответ на вопрос 1 стр. 153 (глава XIX).

2-я группа – подготовить двухчастный дневник (вопрос 2 стр. 153 “Глава XIX”).

3-я группа – составить “толстые” вопросы по главе XIX.

4-я группа – составить план к теме “Судьба Владимира Дубровского в романе”.

5-я группа – выполнить задание 1 на стр. 154: подготовить устное высказывание.