Литература
-
Урок на тему "Детства прекрасная пора" по повести Л.Н.Толстого "Детство" 2015
Разработка вводного урока по повести Л.Н. Толстого «Детство» в 6-м классе. Цель: определение роли темы детства в творчестве Л.Н. Толстого. Задачи: рассмотреть дефиницию лексемы «детство», составить ассоциативный ряд, синквейн, поиск и последующий анализ пословиц в словаре пословиц и поговорок, самопрезентация фотографий в детском возрасте, проанализировать успешность и пользу урока. Формирование навыка выразительного чтения, умения работать с текстом.
-
Урок литературы по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (глава «Бэла») на тему «Печорин как представитель "портрета поколения"». 9-й класс 2015
Урок сочетает классические и инновационные формы работы, на материале произведения формирует духовные ценности, активную жизненную позицию подростков. Цель: научить характеризовать героев литературного произведения по их поступкам, отношению к окружающим, авторской оценке; помочь увидеть незаурядность характера героя; развивать умение ориентироваться в тексте, умение работать в группе.
-
Программа элективного курса по русскому языку и литературе "Творческие работы разных жанров" 2015
Программа курса развивает навыки устной и письменной речи, логическое мышление учащихся, учит анализировать художественный текст (как прозаический, так и поэтический), интерпретировать его в совместной творческой деятельности учителя и учащихся
-
Урок литературы "Повесть о житии и храбрости благородного великого князя Александра Невского". 8-й класс 2015
Урок знакомит с древнерусским жанром литературы – житием; сравнивается облик героя как исторического деятеля и как святого; развивается умение анализировать факты из истории страны; формируются навыки работы с текстом.
-
Урок литературы «В лермонтовских Тарханах». 9-й класс 2015
Цель заочного путешествия: познакомить учащихся с фактами биографии поэта; ввести в особый эмоциональный мир, оживить воспоминания, создать своеобразный «эффект присутствия»; развивать творческое мышление, умение выбирать из огромного литературного материала наиболее важную информацию, делать выводы; воспитывать чувство толерантности, ответственности, коллективизма в групповой работе.
-
Внеклассное чтение по повести В.О. Богомолова «Иван». 6-й класс 2015
Урок внеклассного чтения по повести В. Богомолова «Иван» позволяет учащимся проникнуть в атмосферу описываемых событий. Они работают с текстом произведения. Урок формирует познавательную активность учащихся, воспитывает чувство патриотизма, гордость за тех, кто отстоял Победу, развивает навыки связной речи, самостоятельности, умения отстаивать свою позицию.
-
Урок литературы «Обсуждение повести В. Кондратьева "Сашка"». 11-й класс 2015
Урок литературы посвящен обсуждению повести В. Кондратьева «Сашка» с целью вызвать у детей размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик; совершенствовать умение анализировать текст.
-
К. Паустовский «Заячьи лапы». Что чувствуют и переживают герои 2015
На уроке формируются представления о человеческих качествах, чувствах, переживаниях, навыки работы с текстом, в группе; отрабатываются навыки работы с источниками, систематизации информации, взаимопроверки, взаимопомощи, построения логического рассуждения, самооценки своей работы.
-
Две истории любви в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» 2015
Анализируя эпизоды, учащиеся приходят к пониманию психологического портрета героев Тургенева, внутренних и внешних конфликтов героев. Ученики размышляют над вопросом: как меняется внутренний мир героев после испытания чувством любви.
-
Урок литературного чтения по теме «Крошечка Хаврошечка» (русская народная сказка). 4-й класс 2015
В течение урока у детей формируются нравственные понятия о семье, человеческих отношениях, сути добра и зла. Воспитывается интерес к чтению, любовь к родному языку и краю.
-
Литературно-музыкальная композиция для учащихся 5-х и 9-х классов "Лицей, который не кончается…" 2015
Литературно-музыкальная композиция для учащихся 5-х и 9-х классов – внеклассное мероприятие, посвященное лицейскому периоду жизни А.С. Пушкина. Формирует навыки сотрудничества с детьми старшего и младшего возраста, развивает познавательную активность, способность к творчеству, эстетические представления и вкус учащихся, ценностные ориентации.
-
Урок по теме «Лагерная проза в русской литературе на примере произведения А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» 2015
Представленные материалы использованы на уроке литературы к циклу уроков «Проза А.И. Солженицына». Особенность книги А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» состоит в том, что автор показывает «противостояние человека силе зла – как внешнего, так и захватывающего самое сердце, – историю падения, борьбы и величия духа…» Автор создает памятник в Слове погибшим и замученным в Архипелаге. Трагедия народа должна обернуться очищением и прозрением, послужить уроком следующим поколениям.
-
Интегрированный урок физики, литературы по теме «Свойства поверхности жидкости. Анализ лирического текста» 2015
Урок изучения нового материала по физике обобщает и систематизирует знания по литературе, берет за основу тему «Свойства поверхности жидкости» и творчество поэтов второй половины XIX в.: Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого и Н.А. Некрасова. Цель урока: активизация познавательной деятельности учащихся в интеграции предметов. Вид урока – аналитическая беседа с элементами практикума. Урок проводится с презентацией и просмотром видеоматериалов.
-
Литературное чтение. «Авторский поэтический текст Сергея Есенина "Зима"». 2-й класс 2015
Урок литературного чтения по системе Л.В. Занкова посвящен изучению поэтического текста. В ходе анализа стихотворения С. Есенина «Зима» ученики находят в поэтическом тексте литературные приемы, с помощью которых поэт создает образы; формируется умение раскрывать образы; развивается речь учащихся; обогащается словарь.
-
Учимся читать и говорить на русском языке 2015
В статье раскрывается система работы по обучению грамоте детей, не владеющих русским языком. Представлена новая по сравнению с традиционным подходом последовательность изучения звуков и букв. Изданные методики описывают, как правило, теоретические основы обучения русскому языку как иностранному. Предлагаются задания, которые помогут преподавателям наладить учебный процесс в классах, где обучаются дети не только из дальнего зарубежья, но и разных национальностей.
-
«Печальная судьба отца и сына» (по рассказу М.А. Шолохова «Родинка»). 8-й класс 2015
Урок литературы формирует новые знания. На примере рассказа М.А. Шолохова «Родинка» ученики расширяют знания о трагической истории России в период Гражданской войны в 1917–1922 годах, взаимоотношении различных политических сил и общества в годы Гражданской войны.
-
Урок внеклассного чтения. Роман американской писательницы Ли Харпер "Убить пересмешника". 7-й класс 2015
Урок воспитывает эстетический вкус учащихся, развивает способности решать морально-нравственные вопросы. Совершенствует умения анализировать ключевые сцены художественного произведения, развивает навыки индивидуальной и групповой работы, способность формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
-
А.С. Пушкин. Детство и начало творческого пути. Поэма «Руслан и Людмила» 2015
Статья знакомит учащихся с детством, юностью А.С. Пушкина; показывается влияние народного творчества на поэта. Урок вводит в мир пушкинской сказки.
-
Уроки нравстаенности и добра на примере художественных произведений 2015
Урок воспитывает у учащихся нравственные чувства. Жестоким, бессердечным человек становится, а не рождается таковым. Почему, отчего это происходит? При чтении и анализе произведений А. Платонова «Юшка», Е. Носова «Кукла», Л. Андреева «Кусака» ученики пытаются ответить, как важно в любой ситуации не ожесточиться, не потерять любви к миру со всеми его недостатками, которые мы сами большей частью и порождаем. Любить мир таким, каков он есть.
-
"Именем этим гордится Россия…". Ивану Алексеевичу Бунину посвящается 2015
Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме “Жизнь и творчество Ивана Бунина”.
-
«Родной земле посвящается…» Региональный компонент. 6-й класс 2015
На уроке учащиеся знакомятся с творчеством кузбасского поэта В.М. Баянова. Выполняют практическую работу, сравнивают два поэтических текста поэта: определяют жанровые особенности, тему, размышления лирического героя, устанавливают поэтические слова-образы, выявляют ритмическую структуру, опираясь на теоретический материал, делают выводы о простоте стиля поэта, его любви к малой родине.
-
Синквейн как один из приемов формирования аналитических умений учащихся 2015
Цель педагогической деятельности в свете введения Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО): развитие и формирование критически мыслящей, самостоятельной, творческой личности. В статье подробно описывается прием «синквейн» как один из путей развития аналитических умений учащихся в осознании ими себя в качестве читателя.
-
Всемирный день поэзии. «Анна всея Руси». Судьба женщины, поэта, личности 2015
Материал содержит подробную технологическую карту внеклассного занятия, а также тест с вариантами ответов для проверки знаний. Может быть использован для урока литературы по творчеству А.А. Ахматовой, в рамках дистанционного обучения студентов или учащихся, а также для участия во Всероссийской акции в поддержку чтения «Библионочь».
-
Поэзия Юхотского края на уроках литературы и во внеклассной работе 2015
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для него огромная страна, гражданином которой он, повзрослев, осознает себя. Уроки литературы призваны вовлечь их в постановку и решение самых разнообразных проблем, открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления.
-
Мир детства в романе В. Крапивина «Пироскаф "Дед Мазай"» 2015
Урок формирует умение анализировать художественное произведение, выделяя в нем особенности детской литературы, погружая читателя в мир детства, раскрывая психологию ребенка. Соотнося себя с литературными персонажами, ученики учатся позитивному мышлению, способности решать подростковые проблемы.
-
Внеклассное мероприятие по литературе «Таинство улыбки». 7-й класс 2015
Люди улыбаются по-разному. Лучше всего об этом разнообразии человеческих улыбок могут рассказать картины. Именно художникам в своих картинах часто удается запечатлеть красоту и неповторимость улыбки. Не в улыбке ли чаще всего раскрывается человек? Не она ли лучше всего помогает почувствовать и понять душу? Может быть, поэтому так часто пишут художники улыбающихся людей.
-
"О Великой Отечественной войне в стихах и задачах". 6-й класс 2015
Цель урока: отработка навыков решения уравнений, решения задач, составленных на основе исторического материала, при помощи уравнений; знакомство учащихся с литературными произведениями, отражающими события Великой Отечественной войны. Урок расширяет кругозор учащихся, формирует чувство гордости за свой народ, страну, любви к родной истории.
-
Урок внеклассного чтения «Музей книги Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"». 5-й класс 2015
Урок поддерживает интерес к чтению книг, развивает такие компетенции, как способности делать выбор и быть ответственным за результат, вести диалог и публично выступать, соотносить свой личный опыт (умение дружить, заботиться о дорогих людях) с поведением героя, делать выводы по прочитанному. Урок служит результатом изучения книги и создания творческих работ на основе прочитанного.
-
И.С. Тургенев. Рассказ "Бирюк". Мастерство в изображении жизни народа 2015
Цель: выявление в рассказе протеста против крепостного права, которое вело к подневольной жизни крестьян, способной порабощать подобных себе. При анализе текста использован прием «Чтение с остановками», привлекающий к осмыслению, анализу прочитанного, развивает умение выражать свои мысли. Предлагаются приемы «дерево предсказаний», «кластер», синквейн.
-
Литературно-музыкальный вечер, посвященный творчеству Н. Рубцова "Пусть душа останется чиста…" 2015
Творчество Николая Рубцова, выдающего русского поэта, нередко сравнивают с лирикой Сергея Есенина. В сценарии отражены основные вехи жизненного и творческого пути поэта, использованы воспоминания современников Н. Рубцова. Выступления конкурсантов сопровождаются презентацией и музыкальными композициями.