Чтение – есть искусство, искусство важное и трудное. Истинными стали слова Гете: «Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, чтобы вполне достиг цели»
Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003–2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. Проблема чтения находится в зоне особо пристального внимания. Актуальность проблемы утраты интереса к чтению вызвала реакцию в стране. Российским книжным союзом была разработана и в настоящее время реализуется «Национальная программа поддержки и развития чтения», рассчитанная на 14 лет, до 2020 года, с целью противодействия снижению интереса к чтению, исходя из понимания роли чтения в развитии общества.
Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В 1970- 1980 годы возник и разделялся миф о России как о самой «читающей стране мира».
Высокий престиж чтения в обществе, и особенно «серьёзной» литературы, классики, произведений в «толстых журналах», собирательство книг, создание своих домашних библиотек - всё это способствовало чтению и реально подкрепляло наши представления о себе как читающей стране. Но сегодня ситуация значительно изменилась. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки значительно изменились. В наш век научно- технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.
Не секрет, что современные дети – это дети прогресса, дети новых технических новинок. Они с легкостью разбираются в мобильных телефонах, компьютерах, Интернете, которые заменили им общение с самым верным другом – книгой. И как привить любовь к книге, как заставить ребенка читать – эти вопросы всё чаще возникают и у педагогов и самих родителей. Ведь как свидетельствует опыт, плохо и мало читающие ученики просто обречены на плохую успеваемость в средней и старшей школе, где учебный материал увеличивается во много раз. Причем, во время чтения совершенствуются оперативная память, устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Внеурочная деятельность позволяет в полной мере реализовать требования ФГОС. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Образовательное учреждение предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Часы, отводимые на внеурочную деятельность учащихся, используются на различные формы её организации, отличные от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций.
сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
Внеклассная работа по литературе является важнейшей составной частью работы по приобщению детей к литературе как искусству слова, пробуждению у детей интереса к словесному творчеству и чтению художественных произведений, формированию техники чтения и приемов понимания текста, тем самым помогая ученикам лучше усваивать программный материал, повышать их общую языковую культуру. Осуществление этих задач ведет к выполнению основной цели – развитию у школьников интереса к литературному чтению как учебному предмету, воспитанию у них бережного отношения к слову, богатству языка, воспитанию любви и уважения к художественной литературе.
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Перед современной школой стоит задача по привлечению школьников к чтению художественной литературы. Следует отметить, что сегодня чтение книг не является основным средством получения знаний учащимися. Вместо чтения художественной или иной литературы сегодняшние дети всё активнее используют компьютерные и Интернет ресурсы. Огромную информационную и развлекательную нишу занимают по-прежнему театр, телевидение, DVD. О благе которых заботятся мировые, в т.ч. и российские бизнес-концерны и корпорации. Современный рынок чутко реагирует на потребности юных пользователей, предлагает им по доступной цене всевозможные информационные и развлекательные проекты. В интерактивных и медиасредствах школьник может найти много интересующей информации, наслаждаться художественными произведениями через игру знакомых актеров, посмотреть полнометражные, анимационные, мультипликационные фильмы и многое другое. В последнее время получают популярность и так называемые аудиокниги.
Учитель должен быть осведомлен в современных источниках получения и передачи информации, уметь привлекать их положительные моменты в свою практическую деятельность. Ведь не секрет, современный учитель, не владеющий компьютером хотя бы на уровне пользователя, сегодня у школьников не может вызвать уважения и доверия. Учитель должен быть хотя бы на полшага впереди своих воспитанников в плане усвоения новых технических и интерактивных средств обучения. Он должен оставаться для них источником культуры, прогресса, быть идеалом для своих учащихся. Для полноценного нравственно-эстетического, духовно-нравственного развития личности и формирования читательской культуры мало использовать педагогический потенциал литературы как предмета, его необходимо применять в единстве с различными формами внеклассной работы.
Чтобы привить детям любовь к книгам и самостоятельному чтению, мы в рамках внеурочной деятельности МО филологии на базе нашей школы стараемся возродить традиции семейного чтения, найти для учеников книги, отвечающие его потребностям и интересам. Проводим читательские конференции, интегрированные уроки, творческие мастерские. Развиваем интерес к литературе через посещение библиотек и театральных постановок. В каникулярное время в нашей школе проводятся литературные КВНы и читательские посиделки. Некоторые ребята с радостью занимаются литературным творчеством: пишут стихи, сказки.
Система внеурочной деятельности помогает сформировать новый имидж чтения, воспитать читательскую культуру, чтение как вид деятельности становится престижным для детей и родителей, участники внеурочных мероприятий становятся более успешны в учебной деятельности, потому что чтение как организованный процесс является такой деятельностью, в которой решаются любые задачи. Нельзя не согласиться с великим педагогом В.А. Сухомлинским что « чтение – это один из способов мышления и умственного развития», так как чтение, на наш взгляд, учит размышлять, думать, говорить. Если научимся читать – научимся мыслить! Научимся мыслить – станем успешными и в обучении, и в жизни!