Об игре “Крестики-нолики”:
“Крестики-нолики” – это форма урока, внеклассного мероприятия. Наполнение же может быть разным, в зависимости от целей и задач учителя. То есть это может быть образовательное информационно-развлекательное либо интеллектуальное мероприятие или урок.
Основная идея – это игра в игре. Она представляет собой обычную игру “крестики-нолики”. Конкурсные задания должны носить творческий поисковый характер, они должны быть рассчитаны на быстроту реакции мышления, а также работать на сплоченность команды.
Подготовка к игре:
- Для игры используется поле 3Х3. Клетки игрового поля заполняются названиями 9 любых конкурсов.
- Формируются две команды (например, по 7-9 человек), готовятся творческие представления команд (или “визитные карточки”) на 1-2 минуты.
- Определяется состав жюри.
- Нужен ведущий, способный динамично вести игру и умело создавать эмоциональный настрой у присутствующих.
- Если игра интеллектуальная, тематическая, то некоторые задания командам даются заранее (например, прочитать биографию Гоголя, произведения “Ревизор”, “Мертвые души”, “Ночь перед Рождеством”, “Майская ночь, или Утопленница”, выучить отрывок из произведения наизусть, обыграть эпизод из произведения Н.В. Гоголя). Если игра развлекательная, то необходим эффект неожиданности. Желательно придумать оригинальные названия конкурсов, которые не подсказывали бы детям содержание заданий (это дает свободное право выбора клетки на игровом поле и снимает выработанный у детей стереотип “мышление – эффект неожиданности – интересно”)
Правила игры:
- Команда, выигравшая в конкурсе, ставит свой знак на игровом поле.
- Команда, проигравшая в конкурсе, имеет право выбора новой клетки на игровом поле.
- Победителем игры считается команда, выстроившая во время игры в один ряд (по горизонтали, вертикали, диагонали) три своих знака, либо (при разыгрывании всех секторов) набравшая наибольшее количество своих знаков на игровом поле.
Ход игры
- Ведущий делает тематическое вступление к игре.
- Ведущий приглашает участников обеих команд на сцену, и по жребию определяется знак команды: “Х” - “О”.
- Представляются члены жюри, они должны будут по итогам каждого конкурса выявлять победителя (это можно делать с помощью табличек или оглашать решение после общего обсуждения).
- Ведущий знакомит присутствующих с правилами игры.
- Разыгрывается право первого выбора клетки на игровом поле, команды показывают свои “визитные карточки”, жюри оценивает, победившая команда начинает игру. После каждого конкурса идут маленькие переменки (например, концертные номера, выступления членов жюри, интервью с залом, музыкальные заставки и вопросы по теме игры).
Названия конкурсов:
- “Крылатая фраза”
- “Сундук со старыми вещами”
- “Почемучка”
- “Мастер слова”
- “Блиц-турнир”
- “Один пошлее другого”
- “Кинематограф”
- “Актерское мастерство”
- “И все это Гоголь”
Об интерактивном сопровождении игры:
Игра “И всё это Гоголь” сопровождается презентацией. Главной рабочей областью является поле с названиями конкурсов, с помощью гиперссылок осуществляется переход от одного конкурса к другому. Выбирать конкурсы можно в произвольном порядке, в зависимости от тактики команды. После отыгранного конкурса происходит возврат на игровое поле, и в соответствующей клетке выбирается значок победившей команды “крестик” или “нолик”. Выбор возможен благодаря использованию в презентации триггеров.
В презентации содержатся текстовые вопросы, вопросы по иллюстрациям к произведениям Н.В. Гоголя, вопросы с использованием звуковых и видеофайлов, просмотр которых также осуществляется с помощью триггеров.
Сценарий игры
Ведущие:
- Здравствуйте, дорогие друзья!
- Мы рады приветствовать вас в этом зале, где собрались зрители и участники игры, посвященной творчеству великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя.
- Именем Гоголя называют целый период русской литературы, тем самым признавая огромное значение его творчества.
- Гоголь нам, современным читателям, известен не только как писатель-сатирик, но и как мудрый сказочник, нежный лирик, романтик и фантаст, религиозный мыслитель.
- Для нас важно и то, что Гоголь, по словам Чернышевского, “… Сказал нам, кто мы таковы, чего недостает нам, к чему должны стремиться, чего гнушаться и что любить”
- Гоголь считал, что литература должна решать религиозно-нравственные задачи, должна просвещать душу и вести её к совершенству.
- Насколько хорошо мы знаем и понимаем творчество великого русского писателя, покажет сегодняшняя игра.
- Мы не претендуем на охват всех произведений Гоголя, речь пойдёт в основном о четырех: “Тарас Бульба”, “Ночь перед Рождеством”, “Ревизор”, “Мёртвые души”.
- Условия игры: перед вами игровое поле. В каждом секторе – задание. Каждая команда выполняет задание, а жюри будет оценивать. Начинает игру выигравшая жеребьёвку команда, затем в выборе сектора команды будут чередоваться. Но начнём игру с представления команд.
Представление команд (название, девиз)
Задания по секторам:
1. “Крылатая фраза”
Крылатая фраза есть в любом произведении Гоголя, по ней мы безошибочно узнаём его. Каждой из команд будет прочитана такая фраза, и по ней надо назвать произведение Гоголя и, может быть, того, кто её сказал.
- “Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было товарищей!” (ответ: “Тарас Бульба”, Тарас)
- “Тому не нужно далеко ходить, у кого чёрт за плечами” (“Ночь перед Рождеством”, Пацюк)
- “Чему смеётесь? – Над собой смеётесь!” (“Ревизор”, Городничий)
- “Приятнейший разговор лучше всякого блюда” (“Мёртвые души”, Чичиков)
- “Скучно на этом свете, господа!” (“Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”, Гоголь)
2. “Сундук со старыми вещами”
Заглянем в сундук со старыми вещами (названия вещей написаны на карточках). Все вещи в нём – собственность гоголевских персонажей. Вы должны сказать, кому именно они принадлежат. Кроме того, вы знаете, что произведениям Гоголя около 200 лет, а за это время язык наш очень изменился и многие слова ушли из него, поэтому они нуждаются в современном толковании, объяснении, которое вы и должны дать этим словам.
Карточка I команде:
- Черевики, черевички (женские остроносые башмачки на каблуках)
- Подорожная (документ о маршруте и праве пассажира пользоваться определенным количеством почтовых лошадей/Хлестаков)
- Арапник (ременной кнут/Аммос Федорович, судья)
- ПестрЯдевые мешочки (мешочки из грубой ткани/Коробочка)
- ОселЕдец (прядь волос на темени)
Карточка II команде:
- Люлька (Трубка для курения/Тарас)
- Сюртумк (длинный, как пальто, двубортный пиджак, обычно приталенный)
- Подрямсник (нижнее облачение православного духовенства — длинная до пят одежда с длинными узкими рукавами. / Остап, Андрий)
- Ботфорты (высокие сапоги с раструбом выше колен / Городничий)
- Бекеша (мужское пальто со сборками в талии / Иван Иванович)
В качестве задания могут быть и другие слова из произведений Н.В. Гоголя:
- Свитка (верхняя длинная одежда/Андрий, Остап)
- Червонное монисто (красное ожерелье/девки прислужницы)
- Бандура (народный струнный украинский инструмент/странники)
- Очкур (шнурок, которым затягивали шаровары у казаков/Андрий, Остап)
- КурЕнь (1. Подразделение запорожские войска, 2. шалаши, в которых жили запорожцы)
- ПищАль (старинное тяжелое ружье, заряжаемое со ствола)
- Казан (котел)
- ЧупрИна (чуб, хохол на голове)
- Чобот (сапог)
- Нотация (письменное извещение/его получил Городничий о приезде ревизора)
- Габерсуп (овсяный суп/велено больным давать в больнице/ Артемий Филиппович, попечитель богоугодных заведений)
- Картуз (бумажный мешочек для табака/ у Хлестакова)
- Лабардан (свежепосоленная треска/ею угощали Хлестакова у Артемия Филипповича)
3. “Почемучка”
Загадок и тайн в любом классическом
произведении достаточное количество.
Гоголь же – мастер загадок. Попробуем их
отгадать.
Прослушайте звуковой фрагмент. Определите, о каком герое идет речь.
Вспомните, какой пословицей или крылатым выражением подытоживает Гоголь характеристику данного вам героя.
1 команде: Коробочка, “Эк ее, дубинноголовая какая!”
2 команде: Манилов, “Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан…”
4. “Мастер слова”
Читая произведения Гоголя на уроках, вы говорили о мастерстве писателя, о том, как он умеет словом создавать удивительные картины природы и убедительные живые характеры, заставляя своих героев говорить сочным выразительным языком. Сумеют ли участники передать удивительный язык Гоголя, покажет следующий конкурс. Читаем наизусть.
5. “Блиц-турнир”
Сейчас будут заданы вопросы по биографии и творчеству Гоголя. Постарайтесь ответить быстрее команды-соперницы. Количество полученных баллов зависит от количества правильных ответов.
- Где и когда родился Гоголь? (1.04.1809 в селе Сорочинцы, Полтавской губернии)
- Какое образование и где получил Гоголь? (1818-1828, Полтавское училище, Нежинская гимназия высших наук)
- Под каким псевдонимом было опубликовано первое произведение Гоголя и как оно называлось? (В. Алов, “Ганс Кюхельгартен”, 1929)
- Сюжеты каких произведений были подсказаны Гоголю Пушкиным? В каком году познакомились эти великие писатели? (“Ревизор” и “Мертвые души”, 1831 г.)
- Какой сборник, в каком году принес Гоголю литературную известность? (“Вечера на хуторе близ Диканьки”, 1831-1832)
- В каком театре, в каком году впервые была поставлена комедия “Ревизор”? (Александринский театр, 1836)
- Какую поговорку взял Гоголь эпиграфом к комедии “Ревизор”? (“На зеркало неча пенять, коли рожа крива”)
- В каком году и с какой целью Гоголь вместе с приятелем Данилевским отправился в Санкт-Петербург? (1828, служить Родине, человечеству, “остановился на юстиции”)
- Назовите комедии Гоголя (“Ревизор”, “Женитьба”, “Игроки”)
- Назовите произведения, вошедшие в сборник “Петербургские повести” (включены повести, написанные в 1834-1842 гг. Часть из них из сборника “Арабески”, 1835г. “Невский проспект”, “Портрет”, “Записки сумасшедшего”, “Нос”, “Шинель”)
- О ком Гоголь сказал: “Это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет”? И какие отношения связывали его с этим человеком? (Об А.С. Пушкине, Гоголь считал его своим учителем и другом)
- В 1834-35 гг. Гоголь – адъюнкт-профессор в Петербургском университете. Какой предмет он преподавал? (история, кафедра всеобщей истории)
- В каком году появились первые наброски поэмы “Мертвые души?” (1835г.)
- В 1942 г цензурный комитет разрешил печатать I том “Мертвых душ”, но один большой эпизод из произведения цензурой был убран. Какой? (“Повесть о капитане Копейкине”)
- С какого и по какой год Гоголь живет за границей? (1836-1848)
- Какой русский критик написал статью “О русской повести и повестях Гоголя” (В.Г. Белинский)
- Когда Гоголь умер? Какой русский писатель написал некролог на смерть Гоголя, за что был посажен в тюрьму, а затем выслан из столицы под надзор полиции? (04.03.1852 г., И.С. Тургенев)
6. “Один пошлее другого”
Этот конкурс можно было назвать “Угадай героя”. Суть его в следующем. Последовательно, в 3 этапа, вам будут сообщены сведения о том или ином персонаже поэмы “Мертвые души”. Вам нужно как можно скорее угадать, о каком герое идет речь. Если вы героя назовете сразу же, после первой информации, зарабатываете 3 балла, если со второй попытки – 2 балла, с третьей – 1 балл. (Отвечать 1 раз после 10 сек. обсуждения)
Команде №1.
- Этот герой: 1) видел во сне, что его высекли; по мысли Чичикова, было бы хорошо, если б его “отодрали наяву”; 2) имел “странную страсть” “нагадить ближнему, иногда без всякой причины”; 3) “был в некотором отношении исторический человек”. (Ноздрёв)
- Этот герой: 1) по слухам, стал представителем шайки разбойников, орудовавшей в рязанских лесах; 2) во время военной кампании 1812-1814 гг. лишился руки и ноги; 3) отправился в столицу искать “монаршей милости”, но вместо оной был “выслан на казенный счет” в сопровождении фельдъегеря. (Капитан Копейкин)
- Этот герой: 1) убежден в том, что “курить трубку
гораздо здоровее, нежели нюхать табак”;
2) “дома… говорил очень мало и большею частию размышлял и думал, но о чём он думал… разве одному богу известно”; 3) Назван автором человеком “ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан”. (Манилов)
Команде №2.
- Этот герой: 1) стал причиной создания в губернском городе “двух противоположных партий: мужской и женской”, а также похудания всех чиновников города; 2) “если поворотится и станет боком, то очень сдаёт на портрет Наполеона”; 3) был обладателем “великой тайны нравиться”. (Чичиков)
- Этот герой: 1) появляясь на улице, удостаивался
со стороны мужиков замечания: “Вот уже рыболов
пошел на охоту”; 2) имел “тысячу с лишком душ”, но
выглядел так, что если бы кто-нибудь “встретил
его у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему
медный грош”;
3) “обратился наконец в какую-то прореху на человечестве”. (Плюшкин) - Этот герой: 1) имел “нрав такой собачий”, что
“не любил ни о ком хорошо отзываться”;
2) главному герою произведения “показался весьма похожим на средней величины медведя”; 3) по словам Чичикова, “сделался то, что называется человек-кулак”. (Собакевич)
7. “Кинематограф”
Каждой команде будет включен отрывок фильма – экранизации произведения Гоголя. После просмотра для команды прозвучит вопрос.
- Какую награду получит герой? Как его зовут? Назовите произведение. (Левко, “Майская ночь, или Утопленница”, Панночка подаёт Левко записку, которая оказывается писаною “комиссаром, отставным поручиком Козьмой Дергачом-Дришпановским” и содержит среди возбранений голове приказ женить Левко Макогоненка на Ганне Петрыченковой)
- Что это за произведение? Чем оно заканчивается? (“Ревизор”. Немая сцена длится более минуты, в продолжение коего времени никто не переменяет положения своего.)
8. “Актерское мастерство”
Трудный конкурс, т.к. требует не только знания текста, особенностей характера главных героев, но и умения перевоплощаться. Мы просим зрителей и жюри не слишком строго судить начинающих актеров, а поддержать их аплодисментами.
Команды показывают отрывки из произведений Гоголя, например, 10 класс – из комедии “Ревизор”, 11 класс – из повести “Тарас Бульба”.
9. “И всё это Гоголь”
Разные художники вот уже почти 200 лет рисуют иллюстрации к произведениям Гоголя. Мы не просим команды назвать этих художников, но за правильно названного художника – дополнительные баллы. А вот по иллюстрациям назвать произведение и эпизод, изображенный на иллюстрации, – это командам по силам. Итак, побеждает команда, угадавшая большее количество иллюстраций. Назовите произведения и эпизоды.
Ответы на задание 1-й команде:
- А.М. Лаптев. Иллюстрация к повести “Ночь перед Рождеством”. Солоха и черт, 1959 г.
- А.М. Лаптев. Иллюстрация к поэме “Мертвые души”. Чичиков, 1951 г.
- Савва Бродский. Иллюстрация к повести “Шинель”. Шинель похищена, 1978-1981 гг.
- В.А. Табурин. Иллюстрация к комедии “Ревизор”. “Хлестаков: И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры…”, 1913 г.
- Е. Кибрик. Иллюстрация к повести “Тарас Бульба”. Тарас на коне, 1945 г.
Ответы на задание 2-й команде:
- А.П. Бубнов. Иллюстрация к “Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”, 1952 г.
- С. Алимов. Иллюстрация к повести “Нос”, 1960-70.
- А. Герасимов. Иллюстрация к повести “Тарас Бульба”. Глава 1. “Вишь, какой батько! – подумал про себя старший сын, Остап, – все, старый собака, знает, а еще и прикидывается!”, 1952 г.
- А. Агин, Е. Бернардский. Иллюстрация к поэме “Мертвые души”. Глава 1. Два русские мужика, стоявшие у кабака против гостиницы, 1846 г.
- П. Боклевский. Иллюстрация к поэме “Мертвые души”. Плюшкин, 1874 г.
Ведущие:
- Вот и подошла к концу наша игра. Пока жюри подводит итоги, мы хотим напомнить вам слова Н.Г. Чернышевского: “Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России”.
- Более 200 лет прошло со дня рождения Н.В. Гоголя (1.04.1809), но всё так же ярко и сильно звучат страницы Гоголя, посвященные описанию русской жизни, не увяли краски его неповторимых пейзажей, не умер его богатый, меткий язык, не исчезла сила его разящего смеха, его беспощадной сатиры.
- Любовь писателя к свету, к жизни, к человеку, его ненависть ко всему тому, что мешает людям жить свободно и счастливо, одинаково близки и понятны людям всех национальностей. Оставаясь глубоко русским, Гоголь принадлежит всему прогрессивному человечеству.
- Нам есть чему учиться у великого писателя. Гоголь говорил: “Молодость счастлива тем, что у неё есть будущее”. И каким будет наше будущее, зависит от нас, от наших знаний, от уровня нашей культуры.
Слово жюри.
Подведение итогов.
Использованная литература:
- “Н.В. Гоголь. В портретах, иллюстрациях, документах” Пособие для учителей средних школ. Сост. А.М. Гордин. Москва. Ленинград, 1953.
- Н.В. Гоголь. “Шинель”. Москва “Художественная литература” 1985 г. Иллюстрации С. Бродского.
- Н.В. Гоголь. Мёртвые души. Выбранные места из переписки с друзьями. Дрофа: Вече, 2002.- 432с.
- Н.В. Гоголь. Повести. Ревизор. – Худож.лит., 1984.-351 с.
- Н.В. Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки; Миргород. М.: Худож.лит., 1982. – 431с.
- Журнал “Уроки литературы”. 2008, №11
Ссылки на использованные источники в интернете:
- http://www.kursksu.ru/story_images/view/1207
- http://www.kursksu.ru/story_images/view/1208
- http://www.pushkinskijdom.ru/DesktopModules/SimpleGallery/
SlideShowPopup.aspx?PortalID=0&ItemID=24&Border=White&sb=0&sd=0 - https://ru.wikipedia.org
- http://gogol.ucoz.net/photo/1-0-1
- http://www.prosv.ru/ebooks/lib/25_Gogol_Mertvie_duwi/10.html
- http://feb-web.ru/feb/litnas/texts/l58/l58-837-.htm
- http://literatura5.narod.ru/gogol1.html
- http://elib.tomsk.ru/purl/1-455/
- http://megabook.ru
- http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=195&author=
26&dtls_books=1&title=153&submenu=5 - http://www.briefly.ru/gogol/povest/
- http://feb-web.ru/feb/gogol/texts/ps0/ps8/ps8-286-.htm