Искусство формирует строй чувств и мыслей людей. Если воспитательное значение других форм общественного сознания носит частный характер: мораль формирует нравственные нормы, политика — политические взгляды, философия – мировоззрение, наука готовит из человека специалиста, то искусство воздействует комплексно на ум и сердце, и нет такого уголка человеческого духа, который оно не могло бы затронуть своим влиянием. Искусство формирует целостную личность.
Пифагорейцы говорили, что искусство очищает человека. Аристотель разработал и ввел в эстетику категорию катарсиса — очищения посредством «подобных аффектов» (чувств). Показывая героев, прошедших через тяжкие испытания, искусство заставляет людей сопереживать им и этим как бы очищает их внутренний мир. Эти положения Аристотель подробно развил на материале воздействия на зрителя трагического произведения. Но и сам Аристотель и его последователь трактуют катарсис как общеэстетическую категорию, отражающую развивающую функцию искусства. Последняя является одним из важнейших аспектов общественного значения художественного творчества. Некоторые исследователи полагают, что в процессе восприятия произведений искусства люди обретают возможность разрядить внутреннее напряжение и волнение, порожденные реальной жизнью, и хотя бы частично компенсировать монотонность повседневности. Об этом блестяще написано в очерке Г. Успенского «Выпрямила» (1885)[2].
Катарсическо-компенсаторная функция искусства, по мнению Ю.Б. Борева, имеет три основных аспекта:
1) гедонистически-игровой, развлекательный;
2) компенсаторный;
3) катарсический.
Искусство своей гармонией влияет на внутреннюю гармонию личности, способствуя сохранению и восстановлению психического равновесия. При этом характер психического аффекта, возникающего в результате восприятия произведения, зависит и от характера произведения, и от типа, жизненного опыта, культурного уровня и духовного состояния личности.[1]
Катарсическая (очищающая) и компенсаторная (способствующая духовной гармонии человека) функции являются важнейшими аспектами воспитательно-формирующего воздействия искусства на личность.
Воздействие искусства ничего общего не имеет с дидактическим нравоучительством.
Искусство воздействует на личность через эстетический идеал, который проявляется и в положительных, и в отрицательных образах.
Перефразируя А. С. Пушкина, можно сказать, что искусство «сокращает нам опыты быстротекущей жизни»: оно позволяет пережить многие чужие жизни как свою и обогатиться опытом других людей, присвоить его, сделать его фактом своей жизни, элементом своей биографии. В этом – источник воздействия искусства на целостную личность.
Опыт отношения к миру, сообщаемый искусством, умножает и расширяет реальный жизненный опыт личности. Это умножение реального опыта обладает качественными особенностями. Искусство раздвигает исторически ограниченные рамки опыта личности, живущей в определенную историческую эпоху, и передает ей исторически многообразный опыт человечества; вооружает личность художественно организованным, отобранным, обобщенным, осмысленным опытом; дает опыт, оцененный художником, и позволяет человеку выработать собственные установки и ценностные реакции по отношению к типологическим жизненным обстоятельствам; дает концентрированный, конденсированный опыт. Так, двухчасовой фильм о проблемах сегодняшней жизни – это своего рода эссенция, которая, растворяясь в нашем повседневном реальном опыте, придает ему еще большую социальную насыщенность. Воздействие высокого искусства направлено на социализацию целостной личности и утверждение ее самоценного значения.
Многоликий и многоплановый процесс становления социального субъекта деятельности как целого позволяют выделить особую роль художественной деятельности в приобщении человека к социокультурному наследию. В контексте историко-культурного понимания отношений и процесса взаимодействия «человек – природный и социальный мир» личностное развитие субъекта, осваивающего в художественной деятельности социальные формы бытия, предстает как кумулятивный процесс, в котором складывается особый в своем психологическом содержании духовный уровень мироотношения и миропонимания, обладающий определенным масштабом освоенного эмоционально-чувственного пласта социального опыта. Социализация и одновременно индивидуализация субъекта художественной деятельности, который своим активным действием и отношением всегда особенным образом, то есть действительно интимно-личностно, осваивает и присваивает «для себя» всеобщий строй содержаний человеческого опыта, заключенного в формах культуры, преломляя его в индивидуальном сознании и самосознании, выявляется с этой точки зрения как «смысловая перспектива» прогрессивного развертывания психосоциального потенциала.
Поэтому художественное действие в творческом выполнении субъекта, обеспечивает развитие человека как носителя общественного потенциала и человеческой ценности, осваивающего в художественной деятельности предметный мир. Художественная деятельность может быть определена как пространственно-временной способ социального структурирования отношений взаимодействия «человек – мир» и как особое духовное пространство, несущее в своих формах программы негенетического (социального) наследования, освоение которых становится принципиальным условием перспективно направленного развертывания социального качества субъекта (индивидуального, группы, общества).
Формирование гуманитарной позиции личности – сложная задача. Для ее решения необходимо постоянно делать акцент на развитии процессов понимания, поскольку понимание – это работа с культурными смыслами. В произведениях искусства, в литературных произведениях исходный материал проработан автором, ему задан личностный смысл, прочувствованный и пережитый автором. Знакомясь с произведением искусства, мы (читатели, зрители) принимаем и авторскую трактовку (личностный смысл) событий, явлений. Но развитый, культурный человек не только выявляет авторский смысл, заключенный в произведении, но и вырабатывает свое отношение. Такой процесс, такой способ работы, конечно же, осуществляется не только при восприятии произведений искусства, но и при восприятии других культурных феноменов, а также природных явлений. В заключение хотелось бы процитировать высказывание Гете: «Разучивание прекрасного и постоянные упражнения в прекрасном неизбежно поднимают человека, если только он не совсем обижен природой».
Список литературы
- Борев Ю.Б. Эстетика. – М., Политиздат, 1988.
- Серия «Классики и современники». Успенский Г.И. Нравы Растеряевой улицы. Рассказы. – М., «Художественная литература», 1981.