Педагогическое руководство проектной деятельностью учащихся как средство формирования УУД

Разделы: Русский язык, Литература, Внеклассная работа


Вид проекта – педагогический.

Тип проекта – социально-методический, практико-ориентированный  

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТА

Цели проекта:

  • умелое педагогическое руководство и активное  вовлечение учащихся в проектную деятельность учащихся как наиболее эффективный способ формирования всех видов УУД на уроках и во внеурочной деятельности  учащихся  в свете введения  ФГОСов  нового поколения.
  • осознание принципиальной необходимости активного использования в активной педагогической практике новых педагогических технологий, позволяющих перейти от информативного обучения к активному   творческому познанию, с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
  • систематизация материала, придание ему удобной формы использования членами педагогического сообщества и более широкого распространения в сети Интернет;
  • обмен  педагогическим опытом и инновационными подходами в современной педагогике по руководству проектной деятельностью учащихся;
  • распространение новаторских идей, методов и форм обучения и воспитания;

Задачи проекта:

  • Создание условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса через активное внедрение в образовательный процесс проектной технологии  как способ формирования  универсальных учебных действий на этапе введения ФГОСов нового поколения.
  • Практическое осуществление  переориентации  существующей в настоящее время  образовательной системы на современную, соответствующую требованиям XXI века и ФГОСам второго поколения.
  • Разработка и внедрения новых форм организационно-методического сопровождения образовательного процесса, обеспечивающего  достижения учениками высокого качества образования, формирование культурных, учебных, коммуникативных, исследовательских, проектировочных и других умений, компетентность в сфере самостоятельной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний, а также реализацию сформированных компетенций в гражданско-общественной, социальной, трудовой, бытовой сферах.

Гипотеза проекта:

Современный педагогический процесс предполагает грамотное педагогическое руководство и активное включение учащихся в проектную  деятельность как при организации внеклассной работы по предмету, так и в урочной деятельности. Проектные уроки, долгосрочные и краткосрочные, индивидуальные и групповые, информационные, исследовательские, аналитические, изобретательские – список проектов, инициируемых педагогами и учениками практически бесконечен. В ходе работы над проектом, при его презентации, при анализе результатов проекта формируются и развиваются универсальные учебные действия, коммуникативные, презентативные умения, другие важные компетентности. Поэтому проектная технология является одним из результативных средств формирования универсальных учебных действий  в свете ФГОСов второго поколения.
Предполагаемый результат.

  • Повышение интереса обучающихся к урокам русского языка и литературы и к обучению в целом;
  • Качественная активизация  творческой активности  на уроках и во внеклассных мероприятиях и социальная адаптация обучающихся: рост личностных качеств и учебно-организационных умений  обучающихся ( самостоятельности, инициативности, их познавательной мотивированности, их коммуникативной активности, стабильности результатов обучения );
  • Повышение количественного состава учащихся, успешно занимающихся проектной деятельностью в учебно-воспитательном процессе;
  • Численный рост участников и призеров конкурсов различного уровня.

.
Практическая значимость проекта

 Мой опыт может быть использован членами педагогического сообщества с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и воспитания  через обучение на основе проектов  как модели обучения, отличающейся от традиционных уроков, ориентированных на преподавателя, в пользу тщательно спланированного междисциплинарного обучения, которое ориентировано на ученика, на перспективу и интегрировано с проблемами и опытом реальной жизни, что соответствует требованиям ФГОС нового поколения.  

 Актуальность проекта:
Педагогический опыт – это реальная практика организации учебно-воспитательной деятельности, осуществляемая коллективом преподавателей определенного региона, области, района, города, отдельного образовательного учреждения, группы, а также отдельными преподавателями, воспитателями, классными руководителями. С точки зрения профессионального самосовершенствования преподавателя наибольший интерес представляет опыт его деятельности по организации учебно-воспитательного  процесса.
Труд преподавателя отличается исключительной неоднородностью и многоплановостью. Различным его целям соответствуют такие направления  работы, как профессионально-педагогическое самообразование, внедрение новейших достижений психолого-педагогической науки в практику, совершенствование отдельных сторон учебного процесса, конструирование оптимальной методической системы. Но в конечном итоге все они подчинены единой основной цели – повышению педагогической эффективности учебного процесса. Любой вид работы преподавателя, пусть даже самой добросовестной и хорошо организованной, теряет всякий смысл, если ее результаты не оказывают положительного влияния на достижение этой основной цели. Следовательно, когда говорят о передовом опыте работы преподавателя, то имеют в виду, прежде всего, такой вариант ее организации, который отличается высокими конечными результатами, т.е. высокой педагогической эффективностью учебного процесса. Актуальность данной работы состоит в том, что в ней проведено обобщение  трехлетнего педагогического опыта по руководству проектной деятельностью учащихся, которая  в условиях Федерального государственного  образовательного стандарта приобретает особую значимость.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (образовательный стандарт второго поколения) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года. В настоящее время очевидно, что основной задачей модернизации российского образования является повышение его доступности, качества и эффективности, что предполагает масштабные  изменения в содержании образования. Эти изменения  направлены на то, чтобы привести  уровень образования современных школьников  в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны в целом. Одним из главных условий реализации поставленной задачи является введение государственного стандарта общего образования. В процессе подготовки педагогов к работе по новым стандартам сложилась непростая ситуация. Информирование остается по-прежнему недостаточно: значительная часть учителей не особенно охотно воспринимает инновационный характер ФГОС нового поколения. В то же время инструменты для получения заданного новыми стандартами результата у педагогов в руках. Эти инструменты у каждого свои, индивидуальные. Их необходимо искать, пробовать, ошибаться, осмыслять ошибки, начинать поиск снова и снова. Каждый находит свои методы, я, например, начала с метода проекта. И эта работа учащихся  дала хорошие результаты, которые будут описаны в дальнейшем. А значит, моя педагогическая деятельность в этом направлении  повысила эффективность учебно-воспитательного процесса. Я убеждаюсь в том, что уже на данном этапе работы и тем более в рамках нового федерального государственного образовательного стандарта в средней и старшей школе проектная технология позволяет  на  каждом  уроке и  на каждом внеурочном мероприятии по предмету создать условия для развития ученика и учителя. Основная цель такой организации работы – воспитание личности, развитие его на основе собственной самостоятельной учебной деятельности. Таким образом, в рамках этого подхода на уроках и во внеклассной работе  метод проекта отвечает всем требованиям ФГОС. Конечно это сложная и кропотливая работа, но  мне близка фраза Аристотеля, который сказал: «Сделайте трудное привычным, привычное станет легким, а легкое – приятным». Я стараюсь в своей деятельности руководствоваться этим призывом Аристотеля, который в наше время перемен в педагогике остается актуальным.

Новизна проекта:

Современная школа, а конкретно ее среднее и старшее звено, только находятся на стадии утверждения новых ФГОСов. Данный опыт работы уже сейчас иллюстрирует те результаты, которые могут быть достигнуты учителем в качестве  руководителя  проектной деятельностью современного школьника, и учащимися, уровень образования которых должен соответствовать  портрету  выпускника, прописанному и разработанному Министерством образования  во ФГОСах  второго поколения. Современный школьник должен стать  личностью, стремящейся к максимальной  реализации своих возможностей в окружающем его социуме. И  данный практический опыт является яркой иллюстрацией  работы педагога, готового в своей работе перестраиваться  в  направлении  новой  концепцией модернизации  современного школьного образования .

Индикаторы проекта

1. Участие учащихся 6-11 классов в проектной деятельности на уроках русского языка и литературы в 2010-2011 учебном году – 3 человека, в 2011-2012 году – 8 человек, в 2012-2013 учебном году – 20 человек., в 2013-2014 году – 10 человек.
2. Участие учащихся в проектной деятельности в области воспитания : 2012-2013 учебный год – 20 человек, в 2013-2014 году – 8 человек.
3. Участие в районном конкурсе учебных проектов «Изменим мир к лучшему» и в областном конкурсе учебных проектов имени Вернадского  с проектом «Жаргонизмы как устойчивое языковое явление в речи учащихся среднего звена сельской общеобразовательной школы» – лауреаты конкурса – 2010-2011 год.
Участие во всероссийском  конкурсе «Портфолио ученика» на сайте Педагогического университета 1 сентября в 2011 году – победители.

4. Участие  учебного проекта «Особенности использования   казачьих диалектов   южного Дона  в романе Евгения    Александровича Кулькина «Крушение» в районном конкурсе учебных проектов «Изменим мир к лучшему» – 1 место  и в  4 областном конкурсе – 1 место  – 2011-2012  год.
Участие во всероссийском  конкурсе «Портфолио ученика» на сайте Педагогического университета 1 сентября в 2012 году – победители.
5. Участие  социального проекта «Школьно-поселковая газета «Содружество» как  средство массовой информации населения, развития коммуникативной компетенции и социальной адаптации учащихся школы в условиях  муниципального Самофаловского сельского поселения.» – в  районном конкурсе «Изменим мир к лучшему» – 1 место; в областном конкурсе «Свой мир мы строим сами» гран-при областного конкурса – 2013 год»;
6. Участие  научно-исследовательской работы  группы учащихся «От урока физкультуры к олимпийской медали. Влияние регулярных занятий в спортивной секции тхэквондо на физическое здоровье учащихся 1-7 классов МБОУ «Самофаловская сош».–  в районном этапе всероссийской акции «Спорт как альтернатива вредным привычкам»  – 1 место ;участие в региональном  этапе акции. 2013 год – 2014 учебный год – 1 МЕСТО;  заявлен на участие во всероссийском акции «Спорт как альтернатива вредным привычкам» – 2014 год и на участие во всероссийском конкурсе «Портфолио ученика» на сайте Педагогического университета 1 сентября.
7. Участие в районном конкурсе учебных проектов начальных классов «Я исследователь» – 3 место – 2014 год

Продолжение

Приложение 1

Приложение 2