Вид проекта – педагогический.
Тип проекта – социально-методический, практико-ориентированный
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТА
Цели проекта:
- умелое педагогическое руководство и активное вовлечение учащихся в проектную деятельность учащихся как наиболее эффективный способ формирования всех видов УУД на уроках и во внеурочной деятельности учащихся в свете введения ФГОСов нового поколения.
- осознание принципиальной необходимости активного использования в активной педагогической практике новых педагогических технологий, позволяющих перейти от информативного обучения к активному творческому познанию, с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
- систематизация материала, придание ему удобной формы использования членами педагогического сообщества и более широкого распространения в сети Интернет;
- обмен педагогическим опытом и инновационными подходами в современной педагогике по руководству проектной деятельностью учащихся;
- распространение новаторских идей, методов и форм обучения и воспитания;
Задачи проекта:
- Создание условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса через активное внедрение в образовательный процесс проектной технологии как способ формирования универсальных учебных действий на этапе введения ФГОСов нового поколения.
- Практическое осуществление переориентации существующей в настоящее время образовательной системы на современную, соответствующую требованиям XXI века и ФГОСам второго поколения.
- Разработка и внедрения новых форм организационно-методического сопровождения образовательного процесса, обеспечивающего достижения учениками высокого качества образования, формирование культурных, учебных, коммуникативных, исследовательских, проектировочных и других умений, компетентность в сфере самостоятельной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний, а также реализацию сформированных компетенций в гражданско-общественной, социальной, трудовой, бытовой сферах.
Гипотеза проекта:
Современный педагогический процесс
предполагает грамотное педагогическое
руководство и активное включение учащихся в
проектную деятельность как при организации
внеклассной работы по предмету, так и в урочной
деятельности. Проектные уроки, долгосрочные и
краткосрочные, индивидуальные и групповые,
информационные, исследовательские,
аналитические, изобретательские – список
проектов, инициируемых педагогами и учениками
практически бесконечен. В ходе работы над
проектом, при его презентации, при анализе
результатов проекта формируются и развиваются
универсальные учебные действия,
коммуникативные, презентативные умения, другие
важные компетентности. Поэтому проектная
технология является одним из результативных
средств формирования универсальных учебных
действий в свете ФГОСов второго поколения.
Предполагаемый результат.
- Повышение интереса обучающихся к урокам русского языка и литературы и к обучению в целом;
- Качественная активизация творческой активности на уроках и во внеклассных мероприятиях и социальная адаптация обучающихся: рост личностных качеств и учебно-организационных умений обучающихся ( самостоятельности, инициативности, их познавательной мотивированности, их коммуникативной активности, стабильности результатов обучения );
- Повышение количественного состава учащихся, успешно занимающихся проектной деятельностью в учебно-воспитательном процессе;
- Численный рост участников и призеров конкурсов различного уровня.
.
Практическая значимость проекта
Мой опыт может быть использован членами педагогического сообщества с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и воспитания через обучение на основе проектов как модели обучения, отличающейся от традиционных уроков, ориентированных на преподавателя, в пользу тщательно спланированного междисциплинарного обучения, которое ориентировано на ученика, на перспективу и интегрировано с проблемами и опытом реальной жизни, что соответствует требованиям ФГОС нового поколения.
Актуальность проекта:
Педагогический опыт – это реальная практика
организации учебно-воспитательной деятельности,
осуществляемая коллективом преподавателей
определенного региона, области, района, города,
отдельного образовательного учреждения, группы,
а также отдельными преподавателями,
воспитателями, классными руководителями. С точки
зрения профессионального самосовершенствования
преподавателя наибольший интерес представляет
опыт его деятельности по организации
учебно-воспитательного процесса.
Труд преподавателя отличается исключительной
неоднородностью и многоплановостью. Различным
его целям соответствуют такие направления
работы, как профессионально-педагогическое
самообразование, внедрение новейших достижений
психолого-педагогической науки в практику,
совершенствование отдельных сторон учебного
процесса, конструирование оптимальной
методической системы. Но в конечном итоге все они
подчинены единой основной цели – повышению
педагогической эффективности учебного процесса.
Любой вид работы преподавателя, пусть даже самой
добросовестной и хорошо организованной, теряет
всякий смысл, если ее результаты не оказывают
положительного влияния на достижение этой
основной цели. Следовательно, когда говорят о
передовом опыте работы преподавателя, то имеют в
виду, прежде всего, такой вариант ее организации,
который отличается высокими конечными
результатами, т.е. высокой педагогической
эффективностью учебного процесса. Актуальность
данной работы состоит в том, что в ней проведено
обобщение трехлетнего педагогического опыта
по руководству проектной деятельностью
учащихся, которая в условиях Федерального
государственного образовательного стандарта
приобретает особую значимость.
Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования
(образовательный стандарт второго поколения)
утвержден приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 декабря 2010
года. В настоящее время очевидно, что основной
задачей модернизации российского образования
является повышение его доступности, качества и
эффективности, что предполагает масштабные
изменения в содержании образования. Эти
изменения направлены на то, чтобы привести
уровень образования современных школьников в
соответствие с требованиями времени и задачами
развития страны в целом. Одним из главных условий
реализации поставленной задачи является
введение государственного стандарта общего
образования. В процессе подготовки педагогов
к работе по новым стандартам сложилась непростая
ситуация. Информирование остается по-прежнему
недостаточно: значительная часть учителей не
особенно охотно воспринимает инновационный
характер ФГОС нового поколения. В то же время
инструменты для получения заданного новыми
стандартами результата у педагогов в руках. Эти
инструменты у каждого свои, индивидуальные. Их
необходимо искать, пробовать, ошибаться,
осмыслять ошибки, начинать поиск снова и снова.
Каждый находит свои методы, я, например, начала с
метода проекта. И эта работа учащихся дала
хорошие результаты, которые будут описаны в
дальнейшем. А значит, моя педагогическая
деятельность в этом направлении повысила
эффективность учебно-воспитательного процесса.
Я убеждаюсь в том, что уже на данном этапе работы
и тем более в рамках нового федерального
государственного образовательного стандарта в
средней и старшей школе проектная технология
позволяет на каждом уроке и на
каждом внеурочном мероприятии по предмету
создать условия для развития ученика и учителя.
Основная цель такой организации работы –
воспитание личности, развитие его на основе
собственной самостоятельной учебной
деятельности. Таким образом, в рамках этого
подхода на уроках и во внеклассной работе
метод проекта отвечает всем требованиям ФГОС.
Конечно это сложная и кропотливая работа, но
мне близка фраза Аристотеля, который сказал:
«Сделайте трудное привычным, привычное станет
легким, а легкое – приятным». Я стараюсь в своей
деятельности руководствоваться этим призывом
Аристотеля, который в наше время перемен в
педагогике остается актуальным.
Новизна проекта:
Современная школа, а конкретно ее среднее и старшее звено, только находятся на стадии утверждения новых ФГОСов. Данный опыт работы уже сейчас иллюстрирует те результаты, которые могут быть достигнуты учителем в качестве руководителя проектной деятельностью современного школьника, и учащимися, уровень образования которых должен соответствовать портрету выпускника, прописанному и разработанному Министерством образования во ФГОСах второго поколения. Современный школьник должен стать личностью, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей в окружающем его социуме. И данный практический опыт является яркой иллюстрацией работы педагога, готового в своей работе перестраиваться в направлении новой концепцией модернизации современного школьного образования .
Индикаторы проекта
1. Участие учащихся 6-11 классов в
проектной деятельности на уроках русского языка
и литературы в 2010-2011 учебном году – 3 человека, в
2011-2012 году – 8 человек, в 2012-2013 учебном году – 20
человек., в 2013-2014 году – 10 человек.
2. Участие учащихся в проектной деятельности в
области воспитания : 2012-2013 учебный год – 20
человек, в 2013-2014 году – 8 человек.
3. Участие в районном конкурсе учебных проектов
«Изменим мир к лучшему» и в областном конкурсе
учебных проектов имени Вернадского с
проектом «Жаргонизмы как устойчивое языковое
явление в речи учащихся среднего звена сельской
общеобразовательной школы» – лауреаты конкурса
– 2010-2011 год.
Участие во всероссийском конкурсе «Портфолио
ученика» на сайте Педагогического университета 1
сентября в 2011 году – победители.
4. Участие учебного проекта «Особенности
использования казачьих диалектов
южного Дона в романе Евгения
Александровича Кулькина «Крушение» в районном
конкурсе учебных проектов «Изменим мир к
лучшему» – 1 место и в 4 областном
конкурсе – 1 место – 2011-2012 год.
Участие во всероссийском конкурсе «Портфолио
ученика» на сайте Педагогического университета 1
сентября в 2012 году – победители.
5. Участие социального проекта
«Школьно-поселковая газета «Содружество» как
средство массовой информации населения,
развития коммуникативной компетенции и
социальной адаптации учащихся школы в
условиях муниципального Самофаловского
сельского поселения.» – в районном конкурсе
«Изменим мир к лучшему» – 1 место; в
областном конкурсе «Свой мир мы строим сами» гран-при
областного конкурса – 2013 год»;
6. Участие научно-исследовательской работы
группы учащихся «От урока физкультуры к
олимпийской медали. Влияние регулярных занятий в
спортивной секции тхэквондо на физическое
здоровье учащихся 1-7 классов МБОУ «Самофаловская
сош».– в районном этапе всероссийской акции
«Спорт как альтернатива вредным привычкам» –
1 место ;участие в региональном этапе
акции. 2013 год – 2014 учебный год – 1 МЕСТО;
заявлен на участие во всероссийском акции «Спорт
как альтернатива вредным привычкам» – 2014 год и
на участие во всероссийском конкурсе «Портфолио
ученика» на сайте Педагогического университета 1
сентября.
7. Участие в районном конкурсе учебных проектов
начальных классов «Я исследователь» – 3 место –
2014 год