Интеллектуальная игра «Вместе к А.П. Чехову»

Разделы: Литература, Внеклассная работа


(Оформление кабинета. Портрет А.П. Чехова, выставка произведений А.П. Чехова, рефераты, творческие работы учащихся, посвященные жизни писателя. Звучат любимые музыкальные произведения А.П. Чехова.)

1 ведущий: 29 января 2015 года исполняется 155 лет со дня рождения А.П. Чехова. Антон Павлович в 1888 году писал: “Все мною написанное забудется через пять-десять лет, но пути, мною проложенные, будут целы и невредимы – в этом моя единственная заслуга…”.

2 ведущий: Как вы думаете, почему этого не случилось, почему его не забыли?

Вариант ответа: Красивый язык, которым написаны произведения Чехова, не умирает.

Вариант ответа: Все движения человеческой души так точно описаны Чеховым… Это будет жить всегда.

Учитель: Осенью мы с вами побывали на родине писателя в городе Таганроге. Ходили по дорожкам маленького дворика к домику, где родился и жил Антон Павлович. Побывали в гимназии, сидели за партой, где когда-то сидел он. Вас навсегда запомнится и лестница, ведущая к берегу Азовского моря, где любил бывать писатель.

1 ведущий: Давайте сегодня еще раз вместе прикоснемся к этому явлению - Антон Павлович Чехов. В этом нам помогает интеллектуальная игра “Вместе к А.П. Чехову”.

2 ведущий: Итак, наш первый конкурс “Кто больше” каждая команда должна в течение минуты написать названия произведений А.П.Чехова.

1 ведущий: Сколько чудных мгновений, восторга испытывал каждый из нас, читая чеховские произведения. И неслучайно наш следующий конкурс так назван “О сколько нам мгновений чудных…”. В каких журналах публиковались его ранние произведения (ранние произведения: “Будильник”, “Осколки”, “Стрекоза”, “Развлечение”, “Сверчок”, “Зритель”, отдел “Летучие заметки”, в “Петербургской газете” отдел “Субботники”, в “Новом времени”, “Русский сатирический листок”, “ Мирской толк”, “Свет и тени”).

2 ведущий: Самый известный чеховский псевдоним (но далеко не единственный). Псевдонимы А.П.Чехова: А.Ч., А.Чехонте. Акакий Крапива, Ан.Ч., Антоша, Антоша Ч.***, Антоша Чехонте, Антче, А-Н Ч-те, Б, Б-ве, Болдастов, Брат моего брата, Вспыльчивый человек, врач без пациентов, Грач, Заведующий календарем, Кисляев, №31, Подлинность удостоверяет - Чехонте, Прозаический поэт, Рувер, Чайка №5, Человек без селезенки, Шампанский).

3 ведущий: Кто из известных людей творческих профессий составлял окружение Чехова? (И.И.Левитан, Ф.О.Шехтель, П.И.Чайковский, В.А.Гиляровский, Ф.И.Шаляпин, М.Горький, Н.Д.Телешов, Т.Л.Щепкина-Куперник, К.С.Станиславский, В.И.Немирович-Данченко).

4 ведущий: Если бы вам предстояло провести экскурсию по чеховским местам Москвы, куда бы вы повезли своих экскурсантов?

Варианты ответов: Дом-комод на Садово-Кудринской; Дом на Якиманке, где снимали квартиру Чеховы; Грачевка-первый московский адрес Чехова; Московский университет на Моховой, где учился Чехов; Страстной бульва, 15\29 - Новоекатерининская больница, база госпитальных клиник Московского университета; Здания, где размешались редакции журналов “Зритель” и “Будильник”; Художественный театр, Адреса друзей и близких людей Чехова- дом П.И.Чайковского, дом Ф.И.Шаляпина; Храм Воздвижения Креста на Пометном вражке, где Чехов венчался с О.Л. Книппер; Могила Чехова на Новодевичьем кладбище.

5 ведущий: Почему же пьесы Чехова идут на сценах почти всех европейских стран, США, Японии?

Вариант ответа: Все русские драматурги оттачивали свои фразы. Но мне кажется, что Чехов особенно тщательно этим занимался. И поэтому, может быть, его проще понимать.

Вариант ответа: Его мысли спрессованы в простые, емкие формулы, которые проще перевести. Может, другим меньше повезло с переводчиками?

Вариант ответа: Возможно, его произведения воспринимаются очень легко, потому что в них отражается жизнь всех слоев населения.

6 ведущий: Какая из пьес А.П.Чехова пользуется наибольшей популярностью (“Три сестры”).

7 ведущий: Где, в каком театре была впервые поставлена пьеса “Чайка” (Петербург, Александрийский театр).

8 ведущий:  “Хорошо, если бы каждый из нас оставил после себя школу, колодезь или что-нибудь вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно” - писал Чехов. А как эта жизненная установка бы реализована самим Чеховым.

Вариант ответа: На деньги А.П.Чехова в имении Мелихово была построена школа.

Вариант ответа: После Чехова осталась не одна, а несколько школ. Он передал библиотеке в Таганроге полное собрание сочинений французских писателей. И сады… Он же везде разводил сады - в Мелихово, в Ялте…

Вариант ответа: Любовь Чехова к садам воплощена в одной из его пьес. Доктор Астров очеловечивает леса, считает их основным компонентом жизни на земле.

У Антона Павловича не было своих детей, но он своим творчеством хотел вырастить других людей.

Учитель: Мы вспомнили интересные страницы из жизни писателя, вспомнили его произведения. А следующие два конкурса помогут нам узнать, чья команда лучше знает чеховских героев.

1 ведущий: Итак, конкурс “ Что в имени тебе моем…”.

Назовите героев рассказа “Душечка”, “О любви”, “Крыжовник”.

2 ведущий Наш следующий конкурс “Я вас узнал…” (каждая команда берет по 4 карточки, на которых напечатаны отрывки из произведений А.П.Чехова.

1. Лампадка мигает. Зелёное пятно и тени приходят в движение, лезут в полуоткрытые, неподвижные глаза Варьки и в её наполовину уснувшем мозгу складываются в туманные грёзы. Она видит тёмные облака, которые гоняются друг за другом по небу и кричат, как ребёнок. Но вот подул ветер, пропали облака, и Варька видит широкое шоссе, покрытое жидкою грязью; по шоссе тянутся обозы, плетутся люди с котомками на спинах, носятся взад и вперёд какие-то тени. (“Спать хочется”).

2. Он был мал ростом, тощ, с жёлтым лицом, с зачёсанными височками, говорил жидким тенорком, и когда говорил, то кривил рот; и на лице у него всегда было написано отчаяние, но всё же он возбудил в ней настоящее, глубокое чувство. Она постоянно любила кого-нибудь и не могла без этого. (“Душечка”)

3. Доктор был высок, сутуловат, одет неряшливо и лицо имел некрасивое. Что-то неприятно резкое, неласковое и суровое выражали его толстые, как у негра, губы, орлиный нос и вялый, равнодушный взгляд. Его нечёсаная голова, впалые виски, преждевременные седины на длинной, узкой бороде, сквозь которую просвечивал подбородок, бледно-серый цвет кожи и небрежные угловатые манеры – всё это своею чёрствостью наводило на мысль о пережитой нужде, бездолье, об утомлении жизнью и людьми. (“Враги”)

4. Это уж был не прежний робкий бедняга-чиновник, а настоящий помещик, барин. Он уж обжился тут, привык и вошёл во вкус; кушал много, в бане мылся, полнел, уже судился с обществом и с обоими заводами, и очень обижался, когда мужики не называли его “ваше высокоблагородие”. И о душе своей заботился солидно, по-барски, и добрые дела творил не просто, а с важностью. (“Крыжовник”)

5. Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижной старикашка лет шестидесяти пяти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами. Днём он спит в людской кухне или балагурит с кухарками, ночью же, окутанный в просторный тулуп, ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку. За ним, опустив головы, шагают старая Каштанка и кобелёк Вьюн, прозванный так за свой чёрный цвет и тело, длинное, как у ласки. (“Каштанка”)

6. Стали выбирать депутата. После долгих споров и пререканий самым умным, красноречивым и самым смелым признан был Дездемонов. В библиотеке записан, пишет прекрасно, с барышнями образованными знаком – значит, умён: найдётся, что и как сказать. А о смелости и толковать нечего. Всем известно, как он однажды потребовал у квартального извинения, когда тот в клубе принял его за “человека”; не успел квартальный нахмуриться на это требование, как молва о смелости расплылась уже по миру и заняла умы… (“Депутат, или повесть о том, как у Дездемонова 25 рублей пропало”)

7. Говорят, что в ранней молодости он был очень набожен и готовил себя к духовной карьере и что, кончив в 1863 году курс в гимназии, он намеревался поступить в духовную академию, но будто бы его отец, доктор медицины и хирург, едко посмеялся над ним и заявил категорически, что не будет считать его своим сыном, если он пойдёт в попы. Насколько это верно – не знаю, но сам не раз признавался, что он никогда не чувствовал призвания к медицине и вообще к специальным наукам. (“Палата №6”)

8. Гуров слушал крик кузнечиков и гудение телеграфных проволок с таким чувством, как будто только что проснулся. И он думал о том, что вот в его жизни было ещё одно похождение или приключение, и оно тоже уже кончилось, и осталось теперь воспоминание… Он был растроган, грустен и испытывал лёгкое раскаяние; ведь эта молодая женщина, с которой он больше уже никогда не увидится, не была с ним счастлива; он был приветлив с ней и сердечен, но всё же в обращении с ней, в его тоне и ласках сквозила тенью лёгкая насмешка, грубоватое высокомерие счастливого мужчины, который к тому же почти вдвое старше её. (“Дама с собачкой”)

1 ведущий: “Прекрасное должно быть величаво…”. Так называется наш следующий конкурс.

2 ведущий: Многие русские художники иллюстрировали рассказы А.П.Чехова. К какому рассказу относятся данные иллюстрации? Приложение 1. (Каждая команда берет 4 карточки)

2 ведущий: Каждый человек талантлив. И сегодня вам предоставляется возможность проявить свой талант при чтении одного из рассказов А.П.Чехова. Итак, конкурс “Мы талантливы”.

Мы не прощаемся с А.П.Чеховым, ведь его книги каждый день с нами. Хочется надеяться, что после сегодняшней нашей игры он станет вам еще ближе, понятнее, роднее “Мгновенно твой проснулся гений…”.

Ведущий: “Мгновенно твой проснулся гений….”. (Cупер-блиц команд)

За 1 минуту команда должна ответить наибольшее количество вопросов.

За правильный ответ – 1 балл.

  1. Рассказ, в котором описан и рыбный день? (“Налим”)
  2. Как назывался сборник рассказов, за который ему в 1888 году была присуждена Пушкинская премия? (“В сумерках”)
  3. Повесть Чехова, которую называют стихами в прозе? (“Степь”)
  4. Какая книга имеет географическое название? (“Остров Сахалин”)
  5. Можно ли пересолить собственный рассказ? (“Пересолил”)
  6. Назовите несколько рассказов, связанный с медициной? (“Врачи”, “Хирург”, “Ионыч”)
  7. Помогите вспомнить лошадиную фамилию героя?
  8. Назовите последний рассказ Чехова? (“Невеста”)
  9. В каком рассказе герой теряют имена из-за своей комплекции? (“Толстый и Тонкий”)
  10. Почему коллеги Беликова побаивались его? (Ходит по квартирам, сядет и молчит)
  11. Чей портрет стоял на столе у Беликова? (В.Коваленко)
  12. Беликов благосклонно относился к Вареньке. Почему он изменил свое отношение к ней?
  13. Кого любила Оленька, героиня рассказа “Душечка”? (Своего папеньку)

Жури подводит итоги конкурса.

Учитель: Интеллектуальная игра подошла к концу. Но мы не прощаемся с А.П. Чеховым, ведь его книги каждый день с нами. Хочется надеяться, что после сегодняшней игры, он станет вам ещё ближе, понятнее, роднее.