Литература
-
Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" 2016
Урок литературы в 9-м классе готовит к написанию сочинения на тему «Художественная деталь и ее роль в создании образа Манилова (Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина) с целью научить оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка; научить последовательно излагать свои мысли; научить использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента.
-
Урок-открытие "…Но самый большой грех из всех – быть равнодушным" (по рассказу Л.Петрушевской "Страна") 2016
Урок-открытие по рассказу Л.Петрушевской «Страна» ориентирован на учащихся 10-го класса. Это урок раздумья, размышления над такими вопросами, которые рано или поздно каждый из нас решает для себя сам. Что такое любовь к ближнему, уважение, забота об окружающих? Какую роль в нашей жизни занимают наши родные и близкие? На представленном уроке поднимаются проблемы, актуальные для всех нас, проблемы семьи, одиночества, материнства.
-
Урок-КВН по книге А.Дюма "Три мушкетера" 2016
Урок-КВН по книге "Три мушкетера" можно проводить как в классе, так и в зале с учащимися разных возрастов, чтобы привлечь их внимание к роману А.Дюма. Игра проходит в быстром темпе, оживленно, интересно.
-
Интегрированный урок русского языка, литературы и географии «Фронтовое письмо» 2016
Цель урока: пробудить через слово историческую память о дедах и прадедах, защищавших Отечество в годы войны, сформировать чувства патриотизма и гордости, уважительного отношения к людям – защитникам Родины, познакомить с эпистолярным жанром, фронтовыми письмами, расширить кругозор, формировать культуру общения.
-
Н.А.Некрасов и Ярославская область 2016
Целью данной работы является изучение жизни и творчества Н. А. Некрасова в 7-м классе с использованием краеведческого материала, включение обучающихся в исследовательскую работу, направленную на поиски малоизвестной информации о поэте. Данная презентация универсальна. Она подойдет как для уроков литературы, так и для внеклассного мероприятия. Она ориентирована на расширение и углубление знаний обучающихся о творчестве великого русского поэта.
-
Учебное пособие-презентация для учащихся 10-х классов «Некрасов в Петербурге» 2016
Данное учебное пособие предназначено для более тщательного и углубленного изучения творчества Н.А.Некрасова в 10-м классе школы глухих и слабослышащих. Представленный в презентации справочный материал поможет учащимся более полно и развернуто познакомиться с основными этапами жизни и творчества Н.А.Некрасова в Петербурге. Тестовые вопросы способствуют закреплению полученных знаний, используются для контрольного зачета и во внеурочной деятельности при проведении литературной викторины.
-
Урок внеклассного чтения в 10-м классе «Московский вариант петербургских событий (по повести В.А.Пьецуха «Новая московская философия»)» 2016
Цели урока: расширение литературного кругозора учащихся; систематизация знаний учащихся по проблематике современной русской литературы; знакомство с творчеством В.А.Пьецуха, пробудить интерес к чтению, к исследовательской работе.
-
Методическая разработка «По страницам жизни великого поэта…» 2016
Данный интегрированный проект представляет собой подбор и систематизацию литературного и музыкального материала по творчеству М.Ю. Лермонтова, который может быть использован как на занятиях гуманитарного цикла, дополнительного образования, так и во внеклассных мероприятиях.
-
Звезда чувашской поэзии П.Хузангай 2016
Цели и задачи урока: собрать материал о жизни и деятельности поэта; изучить основные факты жизненного и творческого пути; научить понимать философскую глубину и художественное совершенство произведений поэта.
-
«Нравственный цвет поколения» в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». 11-й класс 2016
Урок-размышление в 11-м классе помогает учащимся понять глубину философских размышлений и обобщений в романе; показывает особенности восприятия мира главным героем; развивает монологическую и диалогическую речь старшеклассников; формирует читательскую компетенцию, гуманистическое мировоззрение, активную гражданскую позицию: ответственность перед прошлым за настоящее и будущее; воспитывает любовь и уважение к Родине, ценностям отечественной литературы.
-
Внеклассное мероприятие "Путешествие по Крыму А.С.Пушкина". 7-й класс 2016
Основные задачи мероприятия: знакомство с творчеством А.С.Пушкина и путешествием поэта с семьей Раевских по Крыму в 1820 г. на примере картин крымских художников К.Боссоли и И.К.Айвазовского; заинтересовать учащихся творчеством этих художников; активизировать процесс взаимодействия учеников с миром писателя, связанных с личным опытом.
-
Интегрированный урок (литература + музыка + МХК) на тему "Народно-песенная основа лирики С.Есенина". 9-й класс 2016
Цели урока: показать учащимся мелодичность и звучность стихотворений Есенина, их песенность и напевность; выявить близость лирики Есенина к поэтическим традициям крестьянского фольклора; показать учащимся жизнь поэтического слова С.Есенина в музыке; вызвать эмоциональный отклик на стихи С.Есенина, положенные на музыку; вызвать у учащихся желание обращаться к творчеству С.Есенина; прививать любовь к своей земле, к своему краю, к Отчизне.
-
Своеобразие метафоры в лирике Сергея Есенина 2016
Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Через анализ стихотворений учащиеся приходят к пониманию творческого метода поэта, формируют собственное понимание образа природы в лирике поэта. В конце урока создается педагогическая ситуация для размышления о взаимосвязи человека и природы в творчестве Есенина.
-
Межпредметный урок "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве" 2016
В ходе урока группы обучающихся проводят разные виды работы с текстом в соответствии с заранее известными критериями оценивания. Завершение – итоговый контроль знаний по данной теме.
-
Художественные достоинства и герои рассказа И.С.Тургенева "Бирюк". 7-й класс 2016
Урок литературы построен на основе технологии критического мышления с использованием приема «Целенаправленное чтение» или «Чтение с остановками». Ситуация выбора при актуализации новых знаний, при закреплении изученного материала и при выполнении домашней работы способствует формированию «Я – концепции». В ходе урока определяются нравственные проблемы рассказа, мастерство писателя в изображении картин природы и внутреннего состояния человека.
-
Тест по повести Н.В. Гоголя «Шинель». 8-й класс 2016
Цели урока: проверка уровня усвоения материала по литературе в 8-м классе по творчеству Н.В.Гоголя; осознание учащимися особенностей художественного восприятия в ходе чтения произведений; воспитание культуры восприятия художественной литературы; научить ребенка постижению искусства слова в процессе читательской художественной деятельности.
-
Урок-КВН по творчеству В.Маяковского и С.Есенина 2016
2015 год был объявлен годом литературы. В этом году многие известные поэты и писатели стали юбилярами. 3 октября 2015, например, исполнилось 120 лет со дня рождения великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, а 14 апреля – 85 лет со дня смерти В.В. Маяковского, талантливого русского поэта и драматурга. В связи с этими важными событиями и в знак памяти о двух великих поэтах предлагаю разработку урока-КВН по творческим биографиям С.Есенина и В.Маяковского.
-
Литературный турнир "По следам древнерусской литературы". 9-й класс 2016
Методическая разработка литературного турнира поможет учителю организовать повторение и закрепление материала по теме «Древнерусская литература» в 9-м классе. Данная работа содержит презентацию, в которую включён богатый иллюстрированный материал, позволяющий повысить познавательную мотивацию обучающихся, наполнить зрительными образами тексты произведений древней Руси.
-
Тема родины, народа в лирике Н.А.Некрасова 2016
Некрасов – один из самых читаемых поэтов, один из воспитателей молодежи. Цель урока: на примере стихов Некрасова показать» учащимся, что смысл своей жизни поэт видел в служении народу; воспитывать у ребят чувство гордости за лучших людей нашей Родины.
-
Игра-конференция «Звёздный час» для учащихся 8–9-х классов 2016
Школьная программа по краеведению ориентирована на учащихся 5–9-х классов и включает 5 основных модулей: биология, история, география, литература и культура родного края. Предлагаемое мероприятие объединяет все модули и способствует развитию познавательного интереса учащихся, расширению знаний о малой родине, формированию чувства патриотизма, солидарности и здорового соперничества. Мероприятие целесообразно проводить в конце учебного года в качестве итоговой проверки знаний по краеведению.
-
Тема нравственности и гуманизма в романе В.Гюго "Собор Парижской богоматери". 9-й класс 2016
Благодаря необычной форме проведения урока, применению ИКТ и межпредметных связей (ИЗО, музыка, архитектура, театр, кинематография, русский язык) повышается развитие творческих способностей, эстетического вкуса школьников, происходит расширение их кругозора, прививается интерес к учебе в целом и к урокам литературы в частности, что способствует повышению качества обучения.
-
Бинарный урок (история + литература) "Загадки «Повести временных лет»" 2016
Урок построен в форме путешествия по ленте времени. Цель путешествия: определение литературных и исторических особенностей шедевра древнерусской литературы «Повести временных лет». Учащиеся попытаются разгадать тайны этого произведения, побывают в роли статистиков, хронометристов, летописцев, историков. В ходе урока учащиеся составляют кластер «Значение памятника древнерусской культуры «Повести временных лет»».
-
Урок по литературному чтению «С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"». 4-й класс 2016
Урок по литературному чтению в 4-м классе знакомит с жизнью и творчеством С.Т. Аксакова, обогащая словарный запас учеников, воспитывая любовь и уважение к родителям. На уроке отрабатываются навыки выразительного чтения, выборочного пересказа.
-
Литературно-музыкальная композиция, посвященная А.С.Пушкину, "В садах лицея" 2016
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая лицейским годам А.С.Пушкина.
-
Детская книга войны 2016
Работа посвящена 70-летию Великой Победы. А как быть с теми, кто попал в плен, в концлагерь к фашистам, остался в блокадном Ленинграде? А если это дети?! Как им хотелось домой к маме. О том, что чувствовали, переживали, думали, мечтали ребята, посвящена презентация.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу Б.Машука «Горькие шанежки». 7-й класс 2016
Цели урока: формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления и словесного образа; обогащать словарный запас.
-
Сценарий литературно-музыкального салона, посвященного С.Т.Аксакову, "Талант, отражавший правду жизни" 2016
Разговор пойдет об удивительной эпохе первой половине XIX века, в которой жил и творил замечательный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков. Чародей слова, проникновенный поэт природы, тонкий психолог - таким вошёл в сердце русского читателя автор «Семейной хроники» и «Детских годов Богрова-внука» С.Т.Аксаков. Его произведения дороги нам, как чистый родник поэзии, неиссякаемый источник познания жизни, красоты окружающего нас мира природы.
-
Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы и во внеурочное время как эффективная технология в работе с одаренными детьми в условиях сельской школы 2016
Цель работы: поделиться опытом работы с одаренными детьми на уроках литературы и во внеурочной деятельности в условиях сельской школы.
-
Технологическая карта урока по изучению темы «Два лодыря» (сербская народная сказка). 2-й класс 2016
Урок литературного чтения во 2-м классе по УМК «Планета знаний» развивает творческие способности детей через чтение по ролям и работу в группах, способствует воспитанию трудолюбия, определяет собственное отношение к лени.
-
Сравнительный анализ сонетов У.Шекспира и А.А.Ахматовой 2016
В статье предлагается сравнительный анализ сонетов У.Шекспира и А.А. Ахматовой. Сравнивая данный стихотворный жанр двух великих поэтов, как учителя, так и учащиеся найдут схожесть и различие в эмоциональной окрашенности текстов, в выразительно-художественных средствах, в отношениях и поступках лирических героев.