Литература
-
Интегрированный урок-полилог «От художественной детали к художественному образу» 2016
Цель урока: формирование способности к истолкованию художественной детали в разных видах искусства и типах текста. В основе урока-полилога «От художественной детали к художественному образу» лежит технология «Диалог культур». Используемая технология, необычная форма урока дают не только целостную картину развития искусства слова на основе «диалога культур», но системное представление о формировании в языке и культуре таких важнейших концептов, как «память» и «красота».
-
Х.К.Андерсен "Соловей". Внешняя и внутренняя красота 2016
Цель урока – выявление художественной идеи сказки; утверждение величия подлинного искусства, служащего людям; формирование навыков выразительного чтения, чтения по ролям, лексической работы, исследовательской работы с текстом, работы с таблицей; выявления значения подлинного искусства в жизни человека.
-
Урок внеклассного чтения по современной русской литературе на тему "Без хороших отцов нет хорошего воспитания" 2016
Урок внеклассного чтения по современной русской литературе по произведениям С.В. Лукьяненко «Мой папа - антибиотик», Ю.Яковлева «Он убил мою собаку». Цель урока: показать развитие традиций русской классической литературы в изображении проблемы взаимоотношения «отцов» и «детей» в современной русской литературе; научить выделять круг проблем, поднятых писателями в рассказах; воспитать у учащихся уважительные отношения в семье, интерес к жизни, выбору профессии.
-
Литературная гостиная "И с каждой осенью я расцветаю вновь…" 2016
Литературная гостиная, предназначенная для учащихся 8–11-х классов, посвящена творчеству А.С. Пушкина. Данная форма проведения мероприятия позволяет раздвинуть рамки времен и дает возможность ребятам стать участниками далеких событий, помогает лучше узнать культуру разных времен и народов, пополнить свой словарный запас. В сценарий включены фрагменты исследовательских и проектных работ учащихся, театрализованные чтения, игры и конкурсы.
-
Конспект игры «Остановись, мгновенье…» Внеклассное занятие по литературе для учащихся 11–12 лет 2016
Внеклассное занятие по литературе для учащихся 11–12 лет. Данная разработка предназначена учителям литературы, классным руководителям. Цель: познакомить учащихся c поэзией XIX века.
-
Методическая разработка «По страницам жизни великого поэта…» 2016
Цель проекта: погрузить кадет в атмосферу художественной и творческой жизни М.Ю.Лермонтова, воссоздать образ поэта как личности, который может служить примером трудолюбия, храбрости и целеустремлённости; развивать навыки творческого восприятия и выразительного чтения произведений М.Ю.Лермонтова как на занятиях, так и внеурочное время; воспитывать желание понять внутренний мир поэта, пробудить творческий процесс у воспитанников «пробы пера».
-
Литературно-музыкальная композиция «Война в творчестве поэтов» (защита проекта по литературному чтению «Праздник поэзии») 2016
Работа над проектом по литературному чтению «Праздник поэзии» способствовала формированию у учащихся универсальных учебных действий таких, как: умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение взаимодействовать в группе; умение самостоятельно находить недостающую информацию, создавать презентацию; навык монологической речи; формировать активную гражданскую позицию, нравственное воспитание.
-
Урок внеклассного чтения «Мы родом из детства» (по произведениям С.В.Михалкова). 5-й класс 2016
Цели урока: формирование общеучебного умения осознанного чтения басни и умения понимать авторский замысел; развитие навыков самостоятельного анализа басни и характеристики действующих лиц; воспитание внимательного читателя и человека, способного услышать чужое мнение.
-
Литературная дуэль по биографии и творчеству великого русского поэта М.Ю.Лермонтова 2016
Данное мероприятие предназначено для учащихся старших классов. Оно направлено на расширение и закрепление знаний биографии и творчества М.Ю.Лермонтова, поддержание интереса к чтению. Может быть использовано как библиотечный урок, итоговый урок по литературе или внеклассное мероприятие.
-
Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" 2016
Урок литературы в 9-м классе готовит к написанию сочинения на тему «Художественная деталь и ее роль в создании образа Манилова (Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина) с целью научить оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка; научить последовательно излагать свои мысли; научить использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента.
-
Урок-открытие "…Но самый большой грех из всех – быть равнодушным" (по рассказу Л.Петрушевской "Страна") 2016
Урок-открытие по рассказу Л.Петрушевской «Страна» ориентирован на учащихся 10-го класса. Это урок раздумья, размышления над такими вопросами, которые рано или поздно каждый из нас решает для себя сам. Что такое любовь к ближнему, уважение, забота об окружающих? Какую роль в нашей жизни занимают наши родные и близкие? На представленном уроке поднимаются проблемы, актуальные для всех нас, проблемы семьи, одиночества, материнства.
-
Урок-КВН по книге А.Дюма "Три мушкетера" 2016
Урок-КВН по книге "Три мушкетера" можно проводить как в классе, так и в зале с учащимися разных возрастов, чтобы привлечь их внимание к роману А.Дюма. Игра проходит в быстром темпе, оживленно, интересно.
-
Интегрированный урок русского языка, литературы и географии «Фронтовое письмо» 2016
Цель урока: пробудить через слово историческую память о дедах и прадедах, защищавших Отечество в годы войны, сформировать чувства патриотизма и гордости, уважительного отношения к людям – защитникам Родины, познакомить с эпистолярным жанром, фронтовыми письмами, расширить кругозор, формировать культуру общения.
-
Н.А.Некрасов и Ярославская область 2016
Целью данной работы является изучение жизни и творчества Н. А. Некрасова в 7-м классе с использованием краеведческого материала, включение обучающихся в исследовательскую работу, направленную на поиски малоизвестной информации о поэте. Данная презентация универсальна. Она подойдет как для уроков литературы, так и для внеклассного мероприятия. Она ориентирована на расширение и углубление знаний обучающихся о творчестве великого русского поэта.
-
Учебное пособие-презентация для учащихся 10-х классов «Некрасов в Петербурге» 2016
Данное учебное пособие предназначено для более тщательного и углубленного изучения творчества Н.А.Некрасова в 10-м классе школы глухих и слабослышащих. Представленный в презентации справочный материал поможет учащимся более полно и развернуто познакомиться с основными этапами жизни и творчества Н.А.Некрасова в Петербурге. Тестовые вопросы способствуют закреплению полученных знаний, используются для контрольного зачета и во внеурочной деятельности при проведении литературной викторины.
-
Урок внеклассного чтения в 10-м классе «Московский вариант петербургских событий (по повести В.А.Пьецуха «Новая московская философия»)» 2016
Цели урока: расширение литературного кругозора учащихся; систематизация знаний учащихся по проблематике современной русской литературы; знакомство с творчеством В.А.Пьецуха, пробудить интерес к чтению, к исследовательской работе.
-
Методическая разработка «По страницам жизни великого поэта…» 2016
Данный интегрированный проект представляет собой подбор и систематизацию литературного и музыкального материала по творчеству М.Ю. Лермонтова, который может быть использован как на занятиях гуманитарного цикла, дополнительного образования, так и во внеклассных мероприятиях.
-
Звезда чувашской поэзии П.Хузангай 2016
Цели и задачи урока: собрать материал о жизни и деятельности поэта; изучить основные факты жизненного и творческого пути; научить понимать философскую глубину и художественное совершенство произведений поэта.
-
«Нравственный цвет поколения» в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». 11-й класс 2016
Урок-размышление в 11-м классе помогает учащимся понять глубину философских размышлений и обобщений в романе; показывает особенности восприятия мира главным героем; развивает монологическую и диалогическую речь старшеклассников; формирует читательскую компетенцию, гуманистическое мировоззрение, активную гражданскую позицию: ответственность перед прошлым за настоящее и будущее; воспитывает любовь и уважение к Родине, ценностям отечественной литературы.
-
Внеклассное мероприятие "Путешествие по Крыму А.С.Пушкина". 7-й класс 2016
Основные задачи мероприятия: знакомство с творчеством А.С.Пушкина и путешествием поэта с семьей Раевских по Крыму в 1820 г. на примере картин крымских художников К.Боссоли и И.К.Айвазовского; заинтересовать учащихся творчеством этих художников; активизировать процесс взаимодействия учеников с миром писателя, связанных с личным опытом.
-
Интегрированный урок (литература + музыка + МХК) на тему "Народно-песенная основа лирики С.Есенина". 9-й класс 2016
Цели урока: показать учащимся мелодичность и звучность стихотворений Есенина, их песенность и напевность; выявить близость лирики Есенина к поэтическим традициям крестьянского фольклора; показать учащимся жизнь поэтического слова С.Есенина в музыке; вызвать эмоциональный отклик на стихи С.Есенина, положенные на музыку; вызвать у учащихся желание обращаться к творчеству С.Есенина; прививать любовь к своей земле, к своему краю, к Отчизне.
-
Своеобразие метафоры в лирике Сергея Есенина 2016
Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Через анализ стихотворений учащиеся приходят к пониманию творческого метода поэта, формируют собственное понимание образа природы в лирике поэта. В конце урока создается педагогическая ситуация для размышления о взаимосвязи человека и природы в творчестве Есенина.
-
Межпредметный урок "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве" 2016
В ходе урока группы обучающихся проводят разные виды работы с текстом в соответствии с заранее известными критериями оценивания. Завершение – итоговый контроль знаний по данной теме.
-
Художественные достоинства и герои рассказа И.С.Тургенева "Бирюк". 7-й класс 2016
Урок литературы построен на основе технологии критического мышления с использованием приема «Целенаправленное чтение» или «Чтение с остановками». Ситуация выбора при актуализации новых знаний, при закреплении изученного материала и при выполнении домашней работы способствует формированию «Я – концепции». В ходе урока определяются нравственные проблемы рассказа, мастерство писателя в изображении картин природы и внутреннего состояния человека.
-
Тест по повести Н.В. Гоголя «Шинель». 8-й класс 2016
Цели урока: проверка уровня усвоения материала по литературе в 8-м классе по творчеству Н.В.Гоголя; осознание учащимися особенностей художественного восприятия в ходе чтения произведений; воспитание культуры восприятия художественной литературы; научить ребенка постижению искусства слова в процессе читательской художественной деятельности.
-
Урок-КВН по творчеству В.Маяковского и С.Есенина 2016
2015 год был объявлен годом литературы. В этом году многие известные поэты и писатели стали юбилярами. 3 октября 2015, например, исполнилось 120 лет со дня рождения великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, а 14 апреля – 85 лет со дня смерти В.В. Маяковского, талантливого русского поэта и драматурга. В связи с этими важными событиями и в знак памяти о двух великих поэтах предлагаю разработку урока-КВН по творческим биографиям С.Есенина и В.Маяковского.
-
Литературный турнир "По следам древнерусской литературы". 9-й класс 2016
Методическая разработка литературного турнира поможет учителю организовать повторение и закрепление материала по теме «Древнерусская литература» в 9-м классе. Данная работа содержит презентацию, в которую включён богатый иллюстрированный материал, позволяющий повысить познавательную мотивацию обучающихся, наполнить зрительными образами тексты произведений древней Руси.
-
Тема родины, народа в лирике Н.А.Некрасова 2016
Некрасов – один из самых читаемых поэтов, один из воспитателей молодежи. Цель урока: на примере стихов Некрасова показать» учащимся, что смысл своей жизни поэт видел в служении народу; воспитывать у ребят чувство гордости за лучших людей нашей Родины.
-
Игра-конференция «Звёздный час» для учащихся 8–9-х классов 2016
Школьная программа по краеведению ориентирована на учащихся 5–9-х классов и включает 5 основных модулей: биология, история, география, литература и культура родного края. Предлагаемое мероприятие объединяет все модули и способствует развитию познавательного интереса учащихся, расширению знаний о малой родине, формированию чувства патриотизма, солидарности и здорового соперничества. Мероприятие целесообразно проводить в конце учебного года в качестве итоговой проверки знаний по краеведению.
-
Тема нравственности и гуманизма в романе В.Гюго "Собор Парижской богоматери". 9-й класс 2016
Благодаря необычной форме проведения урока, применению ИКТ и межпредметных связей (ИЗО, музыка, архитектура, театр, кинематография, русский язык) повышается развитие творческих способностей, эстетического вкуса школьников, происходит расширение их кругозора, прививается интерес к учебе в целом и к урокам литературы в частности, что способствует повышению качества обучения.