Тернистый путь Н.А.Некрасова к осуществлению заветной мечты

Разделы: Литература


Цели урока:

Обучающие:

  • учить школьников анализировать поэтическое произведение
  • учить выразительному чтению стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз, интонаций
  • формировать представление об истинных ценностях жизни
  • учить рассуждать
  • обогащать словарный запас учащихся.

Развивающие:

  • пробуждить интерес к личности поэта
  • развивать познавательную активность детей
  • развивать самостоятельность учащихся
  • развивать устную речь учащихся

Воспитательные:

  • формировать чувство сопричастности к историческому прошлому нашей Родины
  • воспитывать патриотизм
  • прививать интерес к книге, к чтению
  • раскрыть нравственный смысл произведения
  • воспитывать эстетические чувства,чувство сопереживания, сочувствия к другим
  • прививать навыки умственного труда.

Вид урока: урок- знакомство с личной жизнью Некрасова, как с примером для подражания и как с хорошим напутствием в жизни каждого.

Методический приём: групповая работа, сообщения, чтение наизусть.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • презентация репродукций картин к творчеству Н.А.Некрасова
  • портрет Н.А.Некрасова.

Ход урока

1. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока.

- Как вы понимаете тему сегодняшнего нашего урока ?

По ходу рассказа учителя на интерактивной доске появляется репродукция картин к творчеству Некрасова.

2. Слово учителя.

Ребята, зачастую многие поэты и писатели пишут произведения такого позитивного содержания, что мы даже и не догадывамся на сколько тернистой была у них жизнь. Через какие страдания и испытания они проходили, во имя своей цели, своих идей, предначертанности.

НА ДОСКЕ: Эпиграф к уроку.

Литература не должна ни на шаг не отступать от своей цели - возвысить общество до своего идеала, - идеала добра, света и истины...Н.А.Некрасов.

“Не принижая ни на минуту ни великих алтарей Пушкина и Лермонтова, ни более скромных, но прекрасных памятников Алексея Толстого, Тютчева, Фета и других писателей, мы все же говорим: нет в русской литературе, во всей литературе нашей такого человека, перед которым мы с любовью и благоговением склонялись бы ниже, чем перед памятью Некрасова”. А. В Луначарский.

- Как вы думаете ребята, какие человеческие ценности пропагандировал А.Некрасов в своем творчестве, какие цели ставил перед собой, как писатель? Как вы понимаете слова самого А.Некрасова, взятые как эпиграф к нашему уроку?

- К следующему эпиграфу мы вернемся в конце урока.

Портрет поэта <Рисунок №1>

3. Изучение нового материала.

- Помочь разобраться в теме нашего урока нам помогут наши докладчики (дано заранее задание найти материал о детстве Некрасова).

Докладчик 1.

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года (10 декабря по новому стилю) в Подольской губернии. Отец будущего великого поэта был очень властным человеком со сложным характером. Примечательно, что мать Некрасова, Елена Закревская, вышла замуж против воли своих родителей. Она была утонченной, прекрасно воспитанной девушкой, которой вскружил голову небогатый и малообразованный офицер.

Все-таки правы были родители Елены Закревской: ее семейная жизнь сложилась плачевно. Николай Некрасов, вспоминая свое детство, часто сравнивал свою мать с мученицей. Он даже посвятил ей множество своих красивых стихотворений. В детстве классик русской поэзии также подвергался тирании своего жестокого и властолюбивого родителя.

У Некрасова было 13 братьев и сестер. В детстве Николай Некрасов неоднократно был свидетелем жестоких расправ своего отца над крепостными крестьянами. Во время своих разъездов по селам, Алексей Некрасов часто брал маленького Николая с собой. На глазах мальчика крестьян избивали до смерти. Эти печальные картины тяжелой жизни русского народа глубоко залегли в его сердце, и нашли впоследствии отражение в его творчестве.

И вот они опять знакомые места,
Где жизнь отцов моих бесплодна и пуста,
Разврата грязного и мелкого тиранства,
Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов,
Где было суждено мне белый свет увидеть,
Где научился я терпеть и ненавидеть.

Слово учителя:

- Большое значение имеет где вырос человек? Кто был рядом с ним? Какие люди его окружали.

- Итак, Некрасов вырос в обстановке, которая могла загубить в человеке все лучшие стороны души.

Любовь – ненависть владеет поэтом, потому что любить родину и желать ей счастья – значит ненавидеть все, что ее позорит.

Докладчик 2.

Будучи самим ребенком Н.А.Некрасов обладал удивительной добротой, он безмерно сочувствовал крестьянским детям,которые вынуждены трудиться. При усадьбе у них был старый,запущенный сад,обнесенный глухим забором.Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей.Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню.Но стоило няньке крикнуть:"Барин,барин идет" – как они мгновенно исчезали. Мальчику не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян.Но,улучшив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям,уходил с ними в лес, купался в речке Самарке. Этот момент его жизни – непосредственное общение с крестьянскими детьми-оказал влияние на его творчество.<Рисунок №2>

Положим, крестьянский ребенок свободно
Растет, не учась ничему,
Но вырастет он, если богу угодно,
А сгибнуть ничто не мешает ему.
Положим, он знает лесные дорожки,
Гарцует верхом, не боится воды,
Зато беспощадно едят его мошки,
Зато ему рано знакомы труды...

Барский дом стоял у самой дороги, а дорога была в то время многолюдной. Некрасов знакомился со всяким рабочим людом, шедшим в деревню в поисках работы.Позднее поэт вспоминал об этих встречах: <Рисунок №3>

Под наши густые, старинные вязы
На отдых тянуло усталых людей.
Ребята обступят: начнутся рассказы
Про Киев, про турку, про чудных зверей.
Иной подгуляет, так только держится —
Начнет с Волги, до Казани дойдет!
Рабочий расставит, разложит снаряды —
Рубанки, подпилки, долота, ножи:
“Гляди, чертенята!” А дети и рады,
Как пилишь, как лудишь — им всё покажи.

Слово учителя:

- Итак, ребята, как мы видим, народная жизнь и народная речь стали близки Некрасову с самого детства.

4. Работа по теме.

Вступление к теме.

Его отец всегда мечтал о военной карьере для сына, и 17-летний Некрасов отправился в Санкт-Петербург для определения в дворянский полк.

Однако Некрасов повстречал гимназического товарища, студента Глушицкого, и познакомился с другими студентами, после чего у него возникло страстное желание учиться. Он пренебрёг угрозой отца остаться без всякой материальной помощи и начал готовиться к вступительному экзамену в Петербургский университет. Однако экзамена не выдержал и поступил вольнослушателем на филологический факультет. Но почти всё время уходило у него на поиски заработка, так как рассерженный отец перестал ему оказывать материальную поддержку. В эти годы Николай Некрасов терпел страшную нужду, не каждый день имея даже возможность полноценно пообедать. Не всегда у него была также и квартира. Некоторое время он снимал комнатку у солдата, но как-то от продолжительного голодания заболел, много задолжал солдату и, несмотря на ноябрьскую ночь, остался без крова. На улице над ним сжалился проходивший нищий и отвёл его в одну из трущоб на окраине города. В этом ночлежном приюте Некрасов нашёл себе подработок, написав кому-то за 15 копеек прошение. Ужасная нужда только закалила его характер.

-Скажите ребята, кто из вас сегодня готов с частым голодом, в дырявых сапогах, проделывать путь пешком почти в десять километров до университета ади того, чтобы получить знания?

“Я чувствовал себя постоянно, каждый день, голодным. Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день”,—вспоминал Некрасов. Одно время он жил в подвале где-то на Васильевском. Денег не было. Лежа на полу, подстелив шинель, при свете сальной свечи пробовал он описать жизнь одного помещика с женой. Не было чернил. Пришлось соскабливать ваксу со своих сапог. Так был написан первый очерк. Некрасов отнес его в редакцию. Очерк приняли. В 1840 году поэт напечатал свой первый сборник юношеских стихов "Мечты и звуки". Но сомнения терзали его, и он отправился за советом к В.А. Жуковскому. Прочитав, он сказал: "Если хотите печататься, то издавайтесь без имени, впоследствии вы напишите лучше". Некрасов послушался, и скрыл свое имя под псевдонимом "Н.Н".

Но вскоре стали появляться отрицательные отзывы на первый сборник. Некрасов вспоминал: "Белинский тоже обругал мою книгу. Я роздал на комиссию экземпляры, — ни одного не продалось. Это был лучший урок". Поэт скупил почти весь тираж своей книги и уничтожил его.

Неуспех книги не остановил поэта. В 40-е годы было написано огромное количество стихов, пьес, фельетонов, водевилей, сказок, критических статей, рецензий, комедий, и все под псевдонимами. Но так мало платили поэту за его титаническую работу. Он продолжал испытывать нужду еще пять лет.

Именно в этот момент жизни он научился смотреть на жизни иначе, найти свое предназначение в литературе. Он видел, каково живется бедноте в условиях рабства, навсегда возненавидел притеснителей трудового народа. Впервые это сказалось в его стихотворении "Говорун" 1843 года.

В том же году — или немного позднее — в одной своей прозаической повести он написал: "Я узнал, что есть несчастливцы, которым нет места даже на чердаках и в подвалах, потому что есть счастливцы, которым тесны целые дома".И долго еще после этого Некрасов не решался писать стихов, ограничиваясь пока только ролью журнального чернорабочего. Но Некрасов не сдавался,через все трудности он шел к своей писательской мечте.

И после стихотворений “В дороге” и “К родине” со слезами на глазах Белинский обнял автора, сказав ему: “Да знаете ли вы, что вы поэт и поэт истинный”. Второе стихотворение “К родине” (“И вот они опять, знакомые места”) Белинский выучил наизусть и распространял среди своих петербургских и московских приятелей. С этого момента Н.Некрасов. стал постоянным членом того литературного кружка, в центре которого стоял Белинский, оказавший громадное влияние на дальнейшее развитие литературного таланта Н.Некрасова. К этому времени относится и издательская деятельность: он выпустил целый ряд альманахов: “Статейки в стихах без картинок” (1843 г.), “Физиология Петербурга” (1845 г.), “Петербургский Сборник” (1846 г.), “Первое апреля” (1846 г.)·

Всю свою жизнь Некрасов посвятил служению народу. О народе и для народа писал поэт.

С середины 1876г. Некрасов стал себя плохо чувствовать.Болезнь поэта, с его слов, была тяжелой и приносила много страданий. Речь шла об раковой опухоли толстой или прямой кишки,которая была величиной с яблоко,но Н.А.Некрасов относился к этому очень негативно, так как боялся что это повлияет на его умственные способности, а он использовал малейшую возможность для литературной работы - продолжал писать стихотворения. Даже в тяжелейших муках Некрасов продолжал писать. Настолько был он верен своему делу. <Рисунок №4>

Закрепление изученного материала.

Беседа с учащимися:

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Какова главная тема творчества Н.А.Некрасова?

- Чему учит нас Н.Некрасов?

- Скажите, ребята после всего услышанного, пересмотрели вы свое видение о Некрасове, как о писателе?

- Такое стремление донести правду через свое творчество, не смотря на все страдания, трудности, лишения, многого стоят. Как вы думаете, ребята?

- Вернемся ко второму эпиграфу нашего урока, что вы об этом думаете?

- Да, ребята, Некрасов завоевал бессмертную любовь к себе, как поэт добра, любви и света! Вот как о нем писали выдающиеся писатели и критики:

Некрасов есть русский исторический тип, один из крупных примеров того, до каких противоречий и до каких раздвоений, в области нравственной и в области убеждений, может доходить русский человек в наше печальное, переходное время. Но этот человек остался в нашем сердце. Порывы любви этого поэта так часто были искренни, чисты и простосердечны! Стремление же его к народу столь высоко, что ставит его как поэта на высшее место. Что же до человека, до гражданина, то, опять-таки, любовью к народу и страданием по нем он оправдал себя сам и многое искупил, если и действительно было что искупить.. . Ф.Достоевский.

"Его слава будет бессмертна.. .вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов" Г.Чернышевский.

- Самое главное ребята, вы должны брать таких личностей себе в примеры по жизни, если у вас мечта создавать нечто светлое, нужное людям, что бы это ни было, вы всегда, как и Н.Некрасов должны идти к своей цели, не смотря на все трудности и препятствия. Если вы не будете сдаваться и прикладывать все свои усилия, вы всегда добьетесь успеха!

Домашнее задание: выучить любимое стихотворение Некрасова.