Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству М.Ю.Лермонтова, "Нет, он не Пушкин, он другой…"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Цели:

  • Совершенствовать знания учащихся о жизни Лермонтова и познакомить с его творчеством.
  • Расширить кругозор учащихся.
  • Воспитывать чувства любви к поэзии М.Ю.Лермонтова.

Задачи: 

  • Образовательные:
    • систематизация знаний по творчеству М.Ю. Лермонтова;
    • формирование представления о роли образа Кавказа в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова;
    • обучение выразительному чтению лирических произведений.
  • Развивающие:
    • развитие творческой деятельности учащихся, интереса к предмету через интеграцию материала уроков литературы, истории; через использование формы – литературная гостиная
    • развитие эстетического вкуса.
  • Воспитательные:
    • формирование дружеских отношений между учащимися;
    • формирование навыков публичного выступления.

Форма проведения: литературная гостиная

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование:  мультимедийный проектор, экран, компьютер, тематические слайды, выставка книг, портрет писателя.

                                                                            ХОД УРОКА

1 ученик выходит на сцену играет спокойная музыка:

Любой мудрец – он циник поневоле.
А если мудрость в юные года
Дана тебе как тягостная доля,
То жизнь твоя – дорога в никуда.

Он это знал. Всегда!
И был, как ветер, –
Свободный. Гордый. Часто просто злой.
Как демон, что летал по белу свету,
Не принятый ни небом, ни землёй.

И, понимая всё, что движет миром,
Творил легко, изящно, на века...
Среди людей не находя кумиров,
Искал их там, где солнце, облака...

Всегда желая вырваться из круга,
Как храбрый воин, вечно рвался в бой.
И только глупый странный выстрел друга
Помог ему и подарил покой.

Учитель: (Приложение 1, слайд 1) Эти строки посвящены замечательному русскому поэту М.Ю.Лермонтову. Ираклий Андроников сказал о поэте: «Через всю жизнь проносим мы образ этого человека – грустного, строгого, скромного, смелого, благородного, язвительного, насмешливого, застенчивого, с могучими страстями и волей, с проницательным, беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и всегда молодого». У Лермонтова получалось все. Он прекрасно рисовал, владел холодным оружием, был отличным наездником, неповторимым поэтом и прозаиком.
Сегодня мы с вами совершим путешествие во времени, когда формировался этот могучий талант и пройдем по всем этапам его биографии.

Первый этап – «Рождение»

(Играет спокойная музыка, выходит ученик)

Ученик 2: (слайд 2) 15 октября 1814 года… почти всю ночь в московском  доме у Красных ворот  горел свет, и суетились люди. Спали беззаботно лишь хозяева дома – семья генерал – майора Федора Толя, сдававшего несколько комнат отставному капитану Юрию Петровичу Лермонтову. Поздно ночью капитану сообщили, что он стал отцом: жена родила сына.
 23 октября в церкви Трёх святителей у Красных ворот крестили новорождённого Лермонтова. Крёстной матерью стала бабушка — Елизавета Алексеевна Арсеньева. Она же, недолюбливавшая зятя, настояла на том, чтобы мальчика назвали не Петром, как хотел отец, а Михаилом.
(слайд 3)Здоровье Марии Михайловны, матери поэта,  вызывало опасения. Годы болезни закончились трагедией: 24 февраля 1817г. она скончалась. Лермонтову не было еще и трех лет. Но день похорон матери он запомнил на всю свою жизнь:

Он был дитя, когда в тесовый гроб
Его родную с пеньем уложили.
Он помнил, что над нею черный поп
Читал большую книгу, что кадили
И прочес... и что, закрыв весь лоб
Большим платком, отец стоял в молчание...

Учитель: (слайд 4) После смерти своей дочери Елизавета Алексеевна взяла воспитание внука на себя, а его отец отправился в свое небогатое имение Кропотово. И еще очень долго ее будет мучить вопрос, забрал ли Юрий Петрович сына к себе, если бы не завещание, которым она его связала (слайд 5):

«После дочери моей Марьи Михайловны, которая была в замужестве за капитаном Ю.П.Лермонтовым, – говорилось в завещании, – остался в малолетстве законной ее сын, а мой родной внук Михаил Юрьевич Лермонтов. Завещаю и предоставляю по смерти моей ему, родному внуку моему М.Ю.Лермонтову, принадлежащее мне движимое и недвижимое имение, однако, ежели оной внук мой будет до времени совершеннолетнего его возраста находиться при мне, на моем воспитании и попечении. Ежели отец внука моего истребовает, то я, Арсеньева, все имение предоставляю в род мой Столыпиных».

Ученик 3  (слайд 6): Встречи с отцом были не частыми, но для маленького Миши, очень радостными и долгожданными. Наконец-то  маленький Мишель впервые едет в гости к отцу в Кропотово.
(сцена разыгрывается учениками, маленький Лермонтов идет за руку с отцом)

Учитель:  Солнце пылало в голубом небе. В одной руке Юрий Петрович держал белый картуз, в другой – руку сына, изредка пожимая ее. Мише не терпелось спросить у отца, отчего ему нельзя, всегда жить в Кропотове? Но не спросил. Он знал, что тут есть тайна, и нужно ждать, когда она откроется и не вынуждать отца к заведомо уклончивым ответам. Но отец прочитал этот вопрос в его глазах.
Ученик-отец: Жди, как жду я, – сказал он тихо. – Может быть, настанет такое время.… Но не сейчас… Ты должен быть с бабушкой.
Он достал платок и вытер Мише лицо. Миша не заметил, как по лицу его текут слезы. Отец отстранился и сказал, почти не разжимая губ:

Ученик-отец: Надо быть твердым.

Учитель: Мы переходим ко второму этапу «Жизнь в Тарханах» (слайд 7) Бабушка поэта, Елизавета Алексеевна, страстно любила внука, который в детстве не отличался сильным здоровьем. Энергичная и настойчивая, она прилагала все усилия, чтобы ее внук был счастлив.  По совету врачей Елизавета Алексеевна трижды возила болезненного мальчика на кавказские минеральные воды. В одной из поездок Мишель десяти лет встретил девочку лет девяти — и в первый раз у него проснулось необыкновенно глубокое чувство, оставившее память на всю жизнь, но сначала для него неясное и неразгаданное. 
Он писал «Кто мне поверит, что я знал любовь, имея десять лет от роду? К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет 9. Я не знаю, кто была она, откуда,  хороша она была или нет, но эта загадка, этот потерянный рай до могилы будет терзать мой ум!..

Ученик 4:

По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.

Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался - без слов, но живой.

Учитель: Бабушка дала своему внуку хорошее образование, беззаботное детство. Она не жалела ни сил, ни денег на его воспитание. Однажды она подарила ему коробку цветного воска, и он несколько дней не играл ни в какие игры, а все лепил на ровной широкой доске. Наконец, он открыл дверь в свою комнату и объявил «Смотрите все! Сражение при Арабеллах; Александр Македонский разбивает персидское войско!» Все восторженно смотрели на тщательно созданных из воска солдатиков.

И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, – памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком; и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей.

Учитель: Переходим к следующему этапу - «Учеба»
(слайд 8) С 14–ти лет Лермонтов учился в Благородном пансионе при Московском университете. Здесь он писал стихи, пробовал себя в прозе. За участие в одном из литературных кружков, где, кроме литературных, обсуждались и общественные вопросы, его попросили уйти из университета. Для того чтобы получить законченное образование, Лермонтов поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Те два года, которые он провел в этой школе, были для него сущей каторгой: строгая дисциплина, жесткий контроль, отсутствие атмосферы творчества и литературных интересов в училище противоречили складу души поэта.

Ученик 5: (девочка в черном платке, играет печальная музыка) (слайд 9)Первые дни октября 1831 года были не явью, а бредом. Лермонтову казалось, что он тяжело болен и видит все во сне. Будто они с дядькой Андреем Ивановичем мчатся по мокрым , грязным дорогам в обдаваемой потоками дождя коляске, до костей пронизанные холодным ветром, в молчании, тяжелом оцепенении горя. Где-то останавливались. Где – он не помнит, потому что душа его продолжала нестись вперед, туда, в Кропотово.
Отец скончался! И вот дом, вот осиротевшие тетки, одетые в черное. Завешанные зеркала. Портрет матери, к которому он припал с судорожным рыданием, бедный сирота!
И вот он стоит у свеженасыпанного холмика без шапки, ветер сваливает волосы на сухие глаза (нет слез!) Ах, если бы слезы! Сон, ночной кошмар. Как часто жизнь бывает похожа на кошмар. А это была правда. Они соединились. А он, их сын, должен еще идти земными путями…

Моя мать – злая кручина,
Отцом же была мне судьбина,
Мои братья, хоть люди,
Не хотят к моей груди прижаться;
Им стыдно со мною,
С бедным сиротою,
Обняться…

Ученик 6: (девочка уходит, музыка сменяется на более радостную) (слайд 10) в том же 1831 году, он встречает свою любовь Они познакомились в компании аристократической молодежи, которая собиралась ехать в Симонов монастырь. Уселись на длинные «линейки», запряженные шестеркой лошадей и покатились вверх по Арбату веселым караваном. Случайно Лермонтов в этой поездке оказался рядом с Варенькой Лопухиной...
С наступлением лета Лопухины поехали погостить в подмосковное имение к Столыпиным. Сюда же приехала и Елизавета Алексеевна Арсеньева с внуком. Уединенные прогулки в аллеях средневекового парка сблизили Вареньку с юным Лермонтовым. А летом того года они расстались. Лермонтов уезжал в Петербург. Словно предчувствуя, что они расстаются навсегда, что в будущем судьба подарит им всего лишь несколько коротких встреч, Варенька тяжело переживала предстоящую разлуку. Она призналась-Лермонтову в любви, обещала ждать его возвращения.
Чувством любви было переполнено и сердце поэта. В эти трудные дни образ Вареньки Лопухиной возникал перед ним не только в письмах, но и в стихах. Это была особая тема лирики Лермонтова.

Мы случайно сведены судьбою,
Мы себя нашли один в другом,
И душа сдружилася с душою;
Хоть пути не кончить им вдвоём! 

Так поток весенний отражает
Свод небес далекий голубой
И в волне спокойной он сияет
И трепещет с бурною волной. 

Будь, о будь моими небесами,
Будь товарищ грозных бурь моих;
Пусть тогда гремят они меж нами,
Я рожден, чтобы не жить без них. 

Я рожден, чтоб целый мир был зритель
Торжества иль гибели моей,
Но с тобой, мой луч путеводитель.
Что хвала иль гордый смех людей! 

Души их певца не постигали,
Не могли души его любить,
Не могли понять его печали,
Не могли восторгов разделить.

Ученик 7: (играет тревожная музыка) И вдруг, как гром средь ясного неба: Варенька выходит замуж. Тяжело перенес Лермонтов это известие.
В 1834 г. Лермонтов  окончил  школу гвардейских подпрапорщиков и стал офицером привилегированного лейб-гвардии Гусарского полка.
(слайд 11) Именно в эти годы Лермонтов сделал попытку приобрести известность в писательском мире. Осенью 1835 г, он представил, драму «Маскарад» цензуре, но та сочла пьесу безнравственной. Лермонтов пытался переделать, но все было напрасно.

Учитель: пришла пора поговорить о следующем этапе – «Творчество»
До 1837 года о том, что он поэт, знали только близкие друзья. Но в январе 1837 года состоялась дуэль А.С.Пушкин с Дантесом, которую великий русский поэт не пережил. Потрясенный гибелью любимого поэта, М.Ю.Лермонтов написал стихотворение – «Смерть Поэта». Давайте посмотрим, как он врывается в русскую литературу.

(Отрывок из фильма)
 
Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, дал миру Лермонтова. Знамя русской литературы, выпавшее из рук Пушкина, высоко поднял его наследник и преемник.
На Руси явилось новое дарование, новая яркая звезда – Лермонтов.
Щедро наградила его судьба. Сразу же после создания стихотворения «Смерть поэта» на него обрушились слава и опала – ссылка на Кавказ.

Ученик 8: К счастью, первая ссылка продолжалась недолго. Одно за другим появляются новые стихотворения. Россия внимательно прислушивалась к голосу своего певца. Имя Лермонтова было у всех на устах. Внешне он был доволен происходящим, но внутренне… Нет, он не был счастлив. Романтический герой поэзии Лермонтова одинок, как «пленный рыцарь в своей темнице», но это могучий дух, гордый и непреклонный. Чем дальше, тем яснее осознавал Лермонтов, что его юношеский романтизм давал слишком простые, ясные ответы на мучающие человека вопросы.

«Белеет парус одинокий»

Ученик 9:Любовью к Родине пронизано все творчество Михаила Лермонтова. Его любовь к Родине неоднозначна и порой мучительна. Он не может все принять в своем отечестве. Любовь к Родине у Лермонтова – искреннее и горячее, но в то же время очень противоречивое чувство.

Стихотворение «Родина»

Учитель: (слайд 12)1840 год. Наступил канун отъезда Лермонтова на Кавказ. Верный дорогой привычке, он приехал провести последний вечер к Карамзиным, сказать грустное прости собравшимся друзьям. Софья Карамзина очень просила Лермонтова прочесть ее любимое стихотворение. Лермонтов оглянул всех беглым взглядом, потом точно задумался и медленно начал:

Стихотворение «Тучи»

Тучки небесные, вечные странники! 
Степью лазурною, цепью жемчужною 
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей – клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные… 
Чужды вам страсти и чужды страдания; 
Вечно холодные, вечно свободные, 
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Когда он кончил, слезы потекли по его щекам, а друзья, очарованные этим, едва ли не самым поэтическим его произведением и редкой музыкальностью созвучий, стали горячо его хвалить.
«Это по-пушкински», – сказал кто-то из присутствующих.( голос из-за кулис)
«Нет, брат, далеко мне до Александра Сергеевича, – сказал он, грустно улыбнувшись, – да и времени работать мало остается: убьют меня, Владимир!»
Мы подошли к последнему этапу жизни выдающегося человека, и он начинается с последней ссылки на Кавказ в 1840 году.

Ученик 11: (слайд 13) В апреле 1840 года Лермонтов был сослан в действующую армию на Кавказ, где его ждала роковая встреча с майором Мартыновым, За три года до этого он был сослан сюда за стихи на смерть Пушкина. Он писал о судьбе любимого им поэта – строки стихов вырисовывали и его судьбу. Он грозил возмездием палачам – палачи слали его под пули. Странными, неведомыми путями сплетались судьбы поэтов и их убийц.
Ссора между ним и Мартыновым произошла в доме Эмилии Шан-Гирей, Лермонтов пошутил над Мартыновым, назвав его горцем с кинжалом

(Сценка «Мартынов вызывает Лермонтова на дуэль»)

«Мартынов»
– Лермонтов, я тобой обижен, мое терпение лопнуло; мы будем завтра стреляться, ты должен удовлетворить мою обиду!

«Лермонтов» (смеясь)
– Ты вызываешь меня на дуэль? Знаешь, Мартынов, я советую тебе зайти на гауптвахту и взять вместо пистолета хоть одно орудие; послушай, это оружие верное – промаху не даст, а силы поднять у тебя станет.

5 ведущий. Все офицеры захохотали, Мартынов взбесился.

«Мартынов». Ты не думай, что это была шутка с моей стороны.

Учитель: (слайд 14) (играет тревожная музыка) Трагедия произошла через два дня, 15 июля, около семи часов вечера, в 4-х километрах от Пятигорска, у подножия горы Машук, состоялась дуэль, во время которой неожиданно началась гроза. Молнии рассекали сумрак. Гремел гром.( гремит гром)
Лермонтов был очень хороший стрелок и он, непременно попал бы, выйдя из этой дуэли победителем ,но…. Он выстрелил вверх, предоставляя  выбор своему другу , к сожаленью, с расстояния в 15 шагов, злая пуля Мартынова попала в грудь великого поэта, оборвав его жизнь…
Два часа тело Лермонтова лежало под ливнем, освещаемое вспышками молний. Поэту было 27 лет…

 Ученик 12: (слайд 15)Из письма бабушке: «Дорогая бабушка, пишу тебе с того света. Когда вы получите это письмо, меня уже не будет в живых. Завтра у меня дуэль с Мартыновым, Мартышкой, черкесом с большим кинжалом. Сам виноват: не шути с дураком, нарвался на вызов. Стрелять я в него не стану, а он выстрелит и не промахнется. Я понял это по его злобному взгляду».

Учитель: Поражают пророчества поэта. Лермонтов не только предчувствовал свою смерть, но и прямо видел её заранее. То видение, которое описывает поэт в стихотворении «Сон», не имеет ничего подобного во всемирной поэзии, подтверждая очередной раз его гениальность.

Стихотворение «Сон»

В полдневный жар в долине Дагестана 
С свинцом в груди лежал недвижим я; 
Глубокая еще дымилась рана, 
По капле кровь точилася моя.
Лежал я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня – но спал я мертвым сном.
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.
Но, в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает, чем была погружена.
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.

Учитель: (слайд 16) Через всю жизнь мы проносим в душе образ гениального поэта,  так рано ушедшего. Он наполняет наши души жаждой борьбы, творчества и вечным исканием истины. И мы всегда будем благодарны ему за это.

Ученик 13:

МИХАИЛ КИРИЛЛОВ

У памятника Лермонтову

Ты стоишь, не знающий покоя,
Молодой, уставший от дорог,
Думаешь над новою строкою –
Так, как ты лишь думать мог.
Ты ещё, наверно, не заметил:
Отшумели тысячи дождей,
Миновало более столетья
Бесконечной юности твоей.
Золотятся, как и прежде, нивы,
Пахнет воздух хлебом и жнивьём.
Голос твой свободно и счастливо
Входит гостем в каждое жильё.
Жить и жить в граните и металле
Вечно юной пламенной душе!
Слышишь, как деревья зашептали:
«С днём рожденья, дорогой Мишель…».