Цели и задачи:
- формирование социально-значимых патриотических ценностей,
- воспитание чувства личной причастности и ответственности за сохранение исторических традиций защиты нашей Родины средствами театрального искусства;
- развитие эстетического вкуса, творческих способностей детей и подростков;
- воспитание общечеловеческих ценностей, позитивных социальных установок подрастающего поколения, приобщение как можно большего количества детей и подростков к лучшим литературным произведениям.
- пропаганда ценности чтения и книги, формирование информационной культуры личности;
(Звучат гусли, выходит Боян, садится на край сцены, перебирает струны)
Боян
Не пора ль нам, братия, начать
Говорить о слове русском,
Чтобы истинною речью рассказать
Про великую литературу и деяния русского народа?
А воспеть нам, братия, его-
В похвалу сказителям, пиитам-
По эпохам времени всего!Нет, ты не будешь забвенно,
Столетье безумно и мудро!
Век крепостничества и Просвещенья!
Век державинских од и крыловских басен!
А начнется же повествование наше
С золотого века литературы!
Ведущая
Жил Лермонтов,Толстой и Достоевский ...
Любили жизнь, мир открывали молодым..
Стихи, романы писали золотые,
И век назвали золотым.
Ведущий
Золотую эпоху Русской литературы отличает живое тепло чувств и глубина человеческой мысли.
Ведущая
Есть имена, как солнце! Имена
Как музыка! Как яблоня в расцвете!
Я говорю о Пушкине, поэте
Действительном в любые времена.
Ведущий
С его именем связаны истоки поистине высокой любовной лирики и чувства свободы.
(На фоне музыки цыганского танца ведется диалог)
Ведущая
Что это? Я слышу звон бубнов, странное пение.
Ведущий
“...цыгане шумною толпой по Бессарабии кочуют.
Они сегодня над рекой в шатрах изодранных ночуют”
(Звучание музыки усиливается. В центр зала выходят цыгане, танцуют танец, среди них Земфира и Алеко. В конце танца Алеко убивает Земфиру. Цыгане окружают их)
Старый цыган:
Оставь нас, гордый человек!
Мы дики; нет у нас законов,
Мы не терзаем, не казним –
Не нужно крови нам и стонов...
Но жить с убийцей не хотим...
Ты не рожден для дикой доли,
Ты для себя лишь хочешь воли;
Ужасен нам твой будет глас;
Мы робки и добры душою,
Ты зол и смел – оставь же нас,
Прости. Да будет мир с тобою.
(Звучит музыка. Молодой цыган, взяв на руки Земфиру, уходит со сцены вместе со всеми).
Боян:
Не пора ли нам, братия,
Воспеть век серебряный?
Ведущая: Век серебряный,
Ведущий: Век из света...
Ведущая: Век поэзии,
Ведущий: Век мечты
Ведущая: Бытия век,
Ведущий: Век человека,
Ведущая: Мысли век
Ведущий: И век красоты...
Ведущая: Век Душа, век Поэт...Звука век, Слова век...
Ведущий: Сколько тайн и имен! В этот век я влюблен.
(За кулисами уже раздается стук барабана, выносится трибуна, гонг)
Выходят Бурлюк с серьгой,в цилиндре, Маяковский в желтой кофте, Хлебников бедно одетый. В это же время в зрительный зал заходят и садятся в первый ряд А. Блок, 3 барышни, зритель.
Под стук барабана читает Бурлюк:
Каждый молод молод молод
В животе чертовский голод
Так идите же за мной...
За моей спиной
Маяковский:
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я - бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется - и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я - бесценных слов транжир и мот.
Хлебников:
Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй - пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.
Вместе: Пощечина общественному вкусу
Бурлюк:
Только мы - лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
Маяковский:
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. И проч. с Парохода Современности
Хлебников:
Мы приказываем чтить права поэтов на увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами, т. е. на словоновшество. Стоять на глыбе слова “МЫ” среди свиста и негодования.
(Раздаются возмущение, свист, шум...)
Председательствующий (после удара гонга):
Господа, прошу тишины! Начинаем наш вечер-диспут, посвященный новому, заявившему о себе как о порядком скандальном литературном течении, футуризме, будетлянам, как они себя именуют. Позвольте представить участников диспута: Давид Бурлюк, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников. Прошу, задавайте свои вопросы.
А. Блок: Александр Блок, поэт-символист. Я, собственно, только хотел высказать свое мнение. Боюсь, что в представителях новоиспеченной поэзии больше хамства, чем чего-либо другого. Но, думаю, футуризм в целом, вероятно, явление более крупное, чем акмеизм. Подозреваю, что значителен Хлебников, Гуро достойна внимания. У Бурлюка есть кулак. Это – более земное и живое, чем акмеизм
1 Барышня:
Господин Маяковский, говорят, вы намеренно делите свои стихи на короткие строки, как ступеньки лесенки. От количества строк увеличивается гонорар, это так?
Маяковский:
Конечно, нет! Это мнение никчемных писак! А я, как выразились Вы, милая барышня, пишу лесенкой, чтобы каждая мысль чеканилась, отпечатывалась даже на задворках вашей памяти, вгрызалась в ваше сознание.
2 Барышня :
Я возмущена! Как смеете вы принижать творчество господ Пушкина, Толстого, Достоевского! Чем же лучше ваша поэзия?
Хлебников:
Главным делом нашей поэзии является словотворчество. Мы “освобождаем” слово, открываем красоту слова вне быта и жизненных польз. Мы создаем заумный язык, только он сможет соединить людей! Вот, например, из моей последней находки:
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Поверьте, и вы сможете найти “самовитое” слово! Например, от слова петь. Попробуйте!
Из зала:
О, распойтесь, поюны!
О, запойте, поюны!
Хлебников:
Прекрасно! Может, есть желающие на галерке? Смелее!
3 Барышня:
Но, господа, ведь есть поэты, чья поэзия близка, понятна, а главное –любима. Чего стоит только стихотворение Марины Цветаевой “Генералам 1812года”. Позвольте мне...
(Звучит романс “Генералам 1812года” в исполнении Разбойниковой А.)
(Аплодисменты из зала)
Зритель из зала:
Господа, господа! А я восхищаюсь творчеством новых поэтов! Они даже меня сподвигли написать несколько строк! Послушайте и не судите строго!
Хочу быть смелым,
Андреем Белым,
С весельем детским
Петь Городецким,
В бреду глубоком,
В размахе грубом
Стать или Блоком
Иль Сологубом.
Хочу подняться
Над горизонтом
И к солнцу мчаться
С самим Бальмонтом!
(Бурные аплодисменты)
Председательствующий:
Господа! На этом наш диспут закончен! До новых встреч! (удар гонга)
Боян:
Течет река времени,
Поверьте, братия,
Великие открытия и трагические потери
ждали Россию и литературу в 20-м веке.
(Звучит музыка)
Мать:
Мой мальчик, как долго тебя я ждала!
И вдруг я услышала зов победы.
Я уже на стол всё собрала,
Я жду тебя, а тебя всё нет.
Слетела давно вся пыль с черёмух
Мой мальчик, ты, где ж потерялся?
Наш дом уже полон друзей и знакомых,
Ты только один остался.
Сын:
Мама, ты знаешь, я виноват,
Я виноват перед тобой.
Я собирался вернуться назад.
И вдруг тот последний бой.
Бой уже после конца войны
Но фрицы не знали этого
Нервы у всех оголены
Наверно, я пал поэтому.
Я умер, мама, прости меня,
Мать:
Мой, мальчик, не уходи постой!
Давай мы выберем путь другой
Другой умрёт в том последнем бою,
Пусть он оставит маму свою.
Сын:
Ах, мама, другой – ведь мне он брат,
Он тоже ни в чём не виноват.
Раз выпало пасть мне в последнем бою
Так я унесу любовь свою.
Прости меня, мама!
Мать (снимает цветную шаль, одевает черный платок):
Ой, зачем ты, солнце - красное, все уходишь - не прощаешься?
Ой, зачем с войны безрадостной, сын не возвращается?
Из беды тебя я выручу, прилечу орлицей быстрою.
Отзовись, моя кровиночка, маленький, единственный...
Белый свет не мил, изболелась я.
Возвратись, моя надежда!
Зернышко моё, зорюшка моя.
Боян:
Во все времена Ярославны плакали по своим мужьям-воинам,
Матери по сыновьям-защитникам,
А Великая-то Отечественная горькой памятью в нас горит
вот уже 7 десятков лет...
Ведущий (в военной гимнастерке):
Немало незабываемых строчек было создано в дни Великой Отечественной войны. В этом могучем хоре у автора поэмы “Василий Теркин” Александра Трифоновича Твардовского, фронтовика, военного корреспондента, есть свой неповторимый голос.
Ведущая:
Он умел вглядываться в человека, видеть его суть, замечать самое главное, поэтому и удалось поэту почувствовать и передать в образе Василия Теркина дух истинно народного героя, подлинные его черты.
Ведущий:
Поэма “Василий Теркин” издавалась большими тиражами, переводилась на многие языки. В годы войны она вдохновляла патриотическим пафосом великого дела - освободительной войны народа против фашизма.
Ведущий:
Книге про бойца в этом году, как и ПОБЕДЕ, исполняется 70 лет.
(Пока герои рассаживаются, фоном звучит песня Павла Кашина “Василий Теркин)
Сценка из поэмы А.Т.Твардовского “Василий Теркин”- “На привале”.
1 БОЕЦ:
Танки действовали славно.
Шли саперы молодцом.
2 БОЕЦ:
Артиллерия подавно
Не ударит в грязь лицом.
3 БОЕЦ:
А пехота! Как по нотам шла пехота.
Ну да что там! Авиация и та...
Словом, просто красота.
(Бойцы садятся на поляне. Повар приносит кастрюлю с кашей, раскладывает по мискам.
Бойцы едят, нахваливают.)
1 БОЕЦ:
Дельный, что и говорить,
Был старик тот самый,
Что придумал суп варить
На колесах прямо.
ТЕРКИН:
Слышь, подкинь еще одну
Ложечку такую.
Я вторую брат, войну
На веку воюю.
Оцени, добавь чуток.
Что косишься, повар?
ПОВАР:
Ничего себе едок –
Парень этот новый
2 БОЕЦ:
Ложку лишнюю кладет.
Молвит не сердито.
ПОВАР:
Вам бы, знаете, во флот
С вашим аппетитом.
ТЕРКИН:
Вот спасибо! Я как раз
Не бывал во флоте.
Мне бы лучше вроде вас –
Поваром в пехоте.
3 БОЕЦ:
Ах ты, Теркин! Ну и малый!
И в кого ты удался?
Только мать, наверно, знала.
ТЕРКИН:
Я от тетки родился.
Вам, ребята, с серединки
Начинать. А я скажу:
Я не первые ботинки
Без починки здесь ношу.
Вот вы прибыли на место,
Ружья в руки – и воюй.
А кому из вас известно,
Что такое сабантуй?
1 БОЕЦ:
Сабантуй – какой-то праздник?
Или что там сабантуй?
Сабантуй бывает разный?
ТЕРКИН:
А не знаешь – не толкуй.
Вот под первою бомбежкой
Полежишь с охоты в лежку,
Жив остался – не горюй:
Это малый сабантуй.Отдышись, покушай плотно,
Закури и в ус не дуй.
Хуже, брат, как минометный
Вдруг начнется сабантуй.Тот проймет тебя поглубже, -
Землю-матушку целуй.
Но имей в виду, голубчик,
Это средний сабантуй.
2 БОЕЦ:
Сабантуй – тебе наука.
Враг лютует – сам лютуй.
ТЕРКИН:
Но совсем иная штука –
Это главный сабантуй.
Вот ты вышел спозаранку,
Глянул – в пот тебя и в дрожь:
Прут немецких тыща танков.
3 БОЕЦ:
Ну зачем же сразу – тыща?
ТЕРКИН:
Хорошо, пускай пятьсот.
1 БОЕЦ:
Что ж, в газетке лозунг точен:
Не беги в кусты да в хлеб.
Танк – он с виду грозен очень,
А на деле глух и слеп.
2 БОЕЦ:
То-то слеп! Лежишь в канаве,
А на сердце маета:
Вдруг, как со слепу задавит, -
Ведь не видит не черта.
ТЕРКИН:
Повторить согласен снова:
Что не знаешь – не толкуй.
Сабантуй – одно лишь слово –
Сабантуй! Он сабантуй.
(снова фоном песня, пока уходят актеры)
Ведущая:
20 век...Он насыщен литературными гениями, разнообразием их творчества, смелыми экспериментами, любовью к Родине и вере в нее.
Ведущий:
20 век... Он подарил блистательную плеяду поэтов и писателей, пятеро из которой были удостоены Нобелевской премии.
Ведущая: Иван Бунин
Ведущий: Борис Пастернак
Ведущая: Михаил Шолохов
Ведущий: Александр Солженицын
Ведущая: Иосиф Бродский, которому исполнилось бы 75 лет.
Ведущий: Однако уже в 27 лет он предрекал своим стихам долгую жизнь
Ведущая:
До свидания, стихи. В час добрый.
Не боюсь за вас; есть средство
вам перенести путь долгий:
милые стихи, в вас сердце
я свое вложил. Коль в Лету
канет, то скорбеть мне перву.
Но из двух оправ - я эту
смело предпочел сему перлу.
Боян:
Слава, кто не жалея сил,
Великое слово людям дарил.
Здрава будь, книга, и творцы здравы!
Слава всем, кто внимает слово книжное!
(все выходят на сцену)
Ведущая:
Отражение исчезнувших лет,
Облегчение житейского ига,
Вечных истин немеркнущий свет –
Все: Это – книга. Да здравствует книга!
Ведущий:
Чистых радостей светлый исток,
Закрепленье счастливого мига,
Лучший друг, если ты одинок,-
Все: Это – книга. Да здравствует книга!
Список литературы.
- А.Т. Твардовский. Василий Теркин.
- Поэма “Слово о полку Игореве”.
- Е.В.Карсалова, А.В.Леденев, Ю.М.Шаповалова. Серебряный век русской поэзии. / ст.Диспуты в политехническом. Художественные искания футуристов. М.: Новая школа, 1996, 192с.
- М. Цветаева. Избранное. М.:АСТ. 2006, 565с.
- Песни и романсы из одноименного телевизионного фильма [Ноты] : для голоса в сопровождении фортепиано / комп. А. П. Петров. – М.: Советский композитор, 1982. – С.6-8.
- И.Бродский. К стихам.
- www stihi.ru: Альманах 57. Игорь Северянин. Пушкин.
- nsportal. Методическая разработка День Победы.