Интегрированное внеклассное мероприятие (история + литература + музыка) по теме «Ратный путь казаков»

Разделы: История и обществознание, Литература, Музыка, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение, Патриотическое воспитание


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (123 МБ)


Цель:

  • сформировать представление об участии и роли казаков в боевых сражениях как об одной из славных страниц их ратной жизни;
  • с использованием произведений литературы и музыки составить портреты казаков- героев войны;
  • на примере подвига донских казаков продолжить воспитание в учащихся гражданственности и патриотизма.

Задачи:

  • показать готовность казаков и всех жителей Дона к самопожертвованию во славу Отечества;
  • рассмотреть на примерах участия казаков в сражениях преемственность боевых традиций по защите Родины.

Ход мероприятия

Учитель истории: Дорогие ребята, уважаемые коллеги, мы с вами представители казачьих школ Волгоградской области, так давайте и поздороваемся с вами, как и положено, по казачьи “Здорово днявали, казаки и казачки!”

Вопрос? Ребята, кто изображён на портрете?

(Ответы детей: К.И.Недорубов, казак)

Вопрос? Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?

(Ответ: о казаках)

Вопрос? О Донских казаках! А кто такие казаки?

Вопрос? Сегодня мы попробуем проследить ратный путь Донских казаков и оценить их роль в Великой Отечественной войне.

Вопрос? А может быть, вы уже знаете, в каких сражениях они участвовали, кто знает, назовите.

Вопрос? 18 июня 1637 года отряд донских и запорожских казаков в составе четырёх с половиной (4,5) тысяч. человек сумел овладеть мощной турецкой крепостью Азов.

Это сражение получило название “Азовское сидение”. Что же необычного было в этом сражении?

Возьмите документ зелёного цвета, прочитайте его.

“Азовское сидение”

18 июня 1637 г. отряд донских и запорожских казаков (4,5 тыс. чел.) сумел овладеть мощной турецкой крепостью Азов, закрывавшей казакам выход в море. Этот успех был во многом связан с отвлечением сил турок на войну с Персией. После ее завершения Турция попыталась в 1641 г. отбить Азов. Но казачий гарнизон крепости выдержал трехмесячную осаду огромного турецко-татарского войска (более 100 тыс. чел.) и мужественно отразил 24 приступа. Потеряв под Азовом 20 тыс. чел., турки 26 сентября 1641 г. сняли осаду. Вместе с мужчинами крепость защищали 800 женщин-казачек, которые проявили в боях исключительную храбрость.

Отстояв крепость, казаки просили царя Михаила Федоровича прислать им подмогу и принять Азов в состав России. Владея Азовом, Москва получала выход в Азовское море, могла угрожать Крымскому ханству и сдерживать его набеги на русские земли. Но подобный шаг вел к конфликту с Турцией. Для успешной войны с ней Россия не имела тогда достаточных сил. Созванный специально по вопросу об Азове Земский собор (1642) отметил, что война также ухудшит тяжелое положение сословий. В результате царь Михаил Федорович повелел казакам покинуть Азов, что они и сделали, предварительно разрушив крепость.

Вопрос? Что же необычного было в этом сражении?

Я читаю текст. (Кремовый лист)

Семилетняя война 1756-1763 годов

Донские казаки приняли активное участие в Семилетней войне. До 16 тыс. казаков и калмыков за 7 лет побывали в пределах Пруссии. Впервые донцы сражались так далеко от родины на землях Западной Европы.

Они были разведчиками, шли впереди русской армии, в случае неудачи прикрывали ее отступление. В сражении у села Грос-Егорсдорф, когда русская армия, застигнутая врасплох, не успела еще приготовиться к бою, казаки, очень искусно маневрируя, “лавой” сумели заманить знаменитых прусских драгун прямо на русскую артиллерию и полностью уничтожить один эскадрон.

В 1760 г. донские казаки участвовали в штурме Берлина, который капитулировал через 5 дней. Здесь донцы захватили одежду Фридриха Великого (мундир, перчатки и пр.), которая теперь хранится в Историческом музее Петербурга.

Вопрос? Ребята, на что здесь вы обратили особое внимание? А какой трофей захватили казаки?

Учитель истории. Казаки с детства росли воинами, они воспитывались в этой среде и знали наперёд, что будут служить и воевать, если придётся.

Во время Отечественной войны 1812 года французы писали о донских казаках...

Ребята, найдите и зачитайте, что именно писали французы?

Отечественная война 1812 года.

В войне участвовали донские казаки. О них писали французы “...Казаки, кидаясь в атаку, обыкновенно,

несутся маршем и хорошо останавливаются на этом аллюре. Их лошади много способствуют смелости и со своими всадниками составляют как будто одно целое. Эти люди, будучи осторожны, не требуют особых попечений о себе, отличаются необыкновенной стремительностью в своих действиях и редкой смелостью в своих движениях”.

“Не знаешь, - писали в то время про казаков французы, - как против них действовать; развернешь линию – они мгновенно соберутся в колонну и прорвут ее; хочешь атаковать их колонной – они быстро развертываются и охватывают ее со всех сторон...”.

Вопрос? Почему французы так боялись казаков?

Учитель истории.

Самой массовой и кровопролитной для донских казаков стала Первая Мировая война.

Донские казаки вступили в войну на пике своей боеспособности. Войско донское выставило на фронт около 113 тысяч казаков. В ходе военных действий донские казачьи части показали наибольшую степень надежности и мобильности на всех фронтах войны, высокий боевой дух и отменную воинскую выучку. 193 донских офицеров и более 3700 рядовых казаков были награждены орденом Святого Георгия, Георгиевским оружием, Георгиевскими крестами и медалями, высшими знаками воинской доблести и славы.

Одним из самых главных сражений этой войны, был Брусиловский прорыв.

22 мая (4 июня) 1916 года русские войска Юго-Западного фронта начали грандиозное наступление, которое вошло в историю под названием "Брусиловский прорыв".

Учитель. А дальше зачитайте из документа, чем потряс австрийцев первый боевой день и кто из наших земляков участвовал в этом сражении?

Первый день наступления потряс ошеломленных австрийцев. 900 офицеров и свыше 40 тысяч солдат австро-венгерской армии попали в плен сразу же.

Пока русская армия готовила новый удар, казаки продолжали теснить австрийцев, приводили пленных.

Под командованием Алексея Алексеевича Брусилова служил и наш земляк Константин Иосифович Недорубов.

Учитель истории. Принимая участие во всех войнах, проливая кровь, неся потери, во время Гражданской войны казаки оказались не нужными своей стране.

11  ноября 1917 года вышел декрет “Об уничтожении сословий и гражданских чинов” и началась ликвидация сословных перегородок и повинностей казаков, постепенно превратившаяся в истребление казаков.

Расказамчивание — политика, проводившаяся большевиками в ходе Гражданской войны —против казачества как социальной и культурной общности, сословия Российского государства. Политика расказачивания заключалась в массовых расстрелах, взятии заложников, сожжении станиц, натравливании иногородних на казаков.

Запрещено было употреблять слово “казак”. И двадцать с лишним лет про казаков не вспоминали.

Учитель истории. 1941 год – война.

Казаки испокон веков были на переднем крае любой вооружённой борьбы. Абсолютное же большинство казаков, несмотря на все обиды, которые нанесла им советская власть, свято хранила верность своей присяге и просто защищала Россию, её народ и Святую Веру Христову.

На стороне Красной Армии сражалось несколько казачьих кавалерийских дивизий. На деньги казаков было построено несколько танковых колонн.

Огромную роль сыграли казачьи подразделения в освобождении Европы и в решающей Берлинской операции – не в первый раз казакам было освобождать Европу.

Не случайно в знаменитой песне Цезаря Солодаря “Казаки в Берлине”, написанной в мае 1945 года, звучат такие слова: “...не впервой нам поить коней казацких из чужой реки”!

Учитель: Славный путь прошли Донские казаки, их знает вся Европа. И когда им было очень тоскливо вдали от родного дома, им всегда помогала песня.

Учитель музыки.

Казачья песня имеет долгую и славную историю, и ценность ее заключается в том, что именно в ней выражается состояние души людей, а именно в ней сохраняется то удивительное, что называется народным самосознанием. В них отражается и внешний мир, и внутренний мир человека.

Одни песни посвящались историческим событиям, героям, выдающимся историческим личностям, другие – переживание, семейной жизни, о солдатской доли.

Каждый казак знал несколько тысяч песен. Причем следуя степной традиции, исторические казачьи песни повествовали обо всех стычках, сражениях и иных, даже не очень крупных, событиях казачьей жизни с точным указанием времени и места.

В гармоничных и звучных песнях казаков чувствовалось глубокое понимание истории и своего места в ней. До нас дошла одна из многочисленных строевых походных песен донских казаков 15 века “Всадники- други” (прослушивание). Тексты песен на столах у учащихся.

Какая картина предстает перед вами при прослушивании этой казачьей песни?

Морозное раннее утро, гордые ухоженные кони бьют копытами и возбужденно ржут, а казаки подбадривают друг друга шутками – прибаутками. Они в нетерпении ожидают, когда, наконец, им можно будет поскорее отправиться вскачь по степи Донские казаки радуясь возможности показать себя в бою, они пели, призывая своих друзей скорее седлать коней. То и дело раздается звучный сигнал трубы и слышатся приказы командира.

Учитель истории. За совершённые подвиги и героизм, проявленные в боях с врагом тысячи казаков были награждены боевыми орденами и медалями, а 262 казака стали Героями Советского Союза.

Учитель литературы.

Героизм и мужество казаков прославлено не только в их наградах, но и во многих литературных произведениях. Мы предлагаем вам проследить ратный путь донского казака К.И. Недорубова и его сына.

Учитель истории. В 1942 году в станице Берёзовской была сформирована казачья сотня под предводительством К.И.Недорубова.

1 гл. “Осень”

  • Перечислите качества казака?
  • Какие строки говорят о мужестве?
  • Кем был конь для казака? (слайд “Проводы”)
  • Какие пословицы это подтверждают?
  • В какое время года уходили казаки? С чем? (с песней)

Учитель музыки

(прослушивание песни “Ай донцы-молодцы”). Тексты песни на столах.

Возьмите и внимательно прочитайте песню. Какой характер носит песня торжественный, решительный, мужественный.

Объясните пожалуйста смысл названия песни, о каком историческом событии рассказывается в песне? Эта песня родилась еще в отечественную войну 1812 года, нос стала гимном казаков уходящих на защиту своей Родины

Против кого они восстали? Что сплотило людей? (желание защитить Родину, свой отчий дом) Какими чувствами проникнута песня – это призыв, клич защитить свою Родину. Ребята, а как вы понимаете “небо задрожало” (от мощи, от силы, о количестве).

Учитель истории: “Бой под Кущевкой” (слайд Фото с боев)

В июле 1942 года под Кущевской донцы и кубанцы держали оборону двое суток. В конце концов, у немцев лопнули нервы, и при поддержке артиллерии и авиации они решились на психическую атаку. Это была стратегическая ошибка. Казаки подпустили их на расстояние броска гранаты и встретили шквальным огнем. Отец и сын Недорубовы были рядом: старший поливал атакующих из автомата, младший отправлял в немецкую шеренгу одну гранату за другой.

Все пространство перед насыпью было усыпано трупами в серых шинелях. Но немцы были намерены идти до конца. В конце концов, умело маневрируя, они смогли обойти казаков с двух сторон, зажав их в свои “фирменные” клещи. Оценив ситуацию, Недорубов в очередной раз шагнул навстречу смерти. “Казаки, вперёд за Родину, за Сталина, за вольный Дон!” – боевой клич лейтенанта оторвал от земли пластавшихся под пулями станичников. “Недоруб вместе с сыном снова пошел искать своей смерти, ну и мы полетели вслед за ним, – вспоминали о том знаменитом бое под Кущевской выжившие сослуживцы. – Потому что совестно было оставлять его одного...”.

В том бою вместе с сыном они уничтожили более 72 немцев. Четвертый кавалерийский эскадрон бросился врукопашную и уничтожил более 200 немецких солдат и офицеров.

2 гл. “Даешь Кущевку”.

  • В каких строках говорится о людской боли?
  • Как казаки откликались на это?
  • Как гнев может быть святым?
  • Дух казачий: рвение в бой.

3 гл. “Отступ”

Спустя двое суток был дан приказ – отступать. Приказы на войне не обсуждаются, и с горечью казакам пришлось покинуть свои окопы. Последней уходила сотня Недорубова, чтобы занять передний рубеж и дать врагу отпор. Сыну-казаку выпала честь – проявить стойкость в бою.

  • Как поручил отец сыну столь ответственное задание? (приказал)
  • О чем это говорит?
  • Сумели ли казаки вернуться?

4 гл. “Где сын”

Как любому бойцу на войне, казаку необходим был отдых, чтобы перевести дух, набраться сил и быть готовым к новой схватке. Казаки спали. (читаем)

Отцовское сердце разрывалось от мыслей за судьбу своего сына.

Винит ли себя герой? Докажите.

Особенно трудно будет сообщить матери страшную весть.

5 гл. “Где сын-2”

С передовой вернулись только двое и сообщили, что попали под обстрел немцев, и чтобы спасти коней и не вывести немцев к месту нового расположения казаков, вынуждены были укрыться в лесу.

А на поле боя оставались израненные казаки и сын Николай.

(читаем)

  • Почему казаки сползлись к Николаю?
  • Что повелели? Почему?
  • А что же отец? (получив приказ о наступлении, отправился на Кавказ)

6 гл. “Черный ворон”.

Как же сложилась судьба сына? (слайд фото сына)

(читаем)

  • Существует пословица Один в поле не воин. Как вы понимаете ее смысл?
  • Почему соколок?
  • Не смотря на то, что он еще юн, и его силы с каждой минутой иссякают, он лежит среди бранного поля и не подпускает к себе смерть.
  • Что значит выражение “кружит черный ворон”?
  • Как повел себя Николай во время опасности?
  • Какие слова говорят о бесчеловечности врага?

И опять в момент приближающейся смерти казак запел песню.

Учитель музыки: “Черный ворон” текст песен на столах.

Казаки идя на войну, клялись победить или умереть. В боях проявляли мужество и храбрость.

- Объясните “Смысл названия песни? ” Воина с чёрным вороном в последние минуты своей жизни. Как известно, ворон считается “вещей” птицей, сопутствующей смерти на поле битвы. И, соответственно, чёрный цвет птицы как некое “наказание” или предвестие кончины весьма соотносится с классической христианской культурой. В общем, грустная, меланхоличная песня, но, в то же время, очень красивая.

- Почему казак утверждает? “Ты добычи не добьешься, черный ворон я не твой”. Казак до последнего борется со смертью.

Заключение:

В чем на ваш взгляд особенность исторических песен? В них очень верно отображены истинные исторические факты и события, красочно передаются сила народа, его отвага. Из поколения в поколение передаются они, славя наших героев и их подвиги в борьбе за родное Отечество.

В старину говаривали: коли, нет в доме песни, значит, и счастья в этом доме не водится.

А что же чувствует сердце матери? В каких строках?

Мать обращается к Богу и надеется на его помощь.

7 гл. “Благая весть”

Как вы понимаете слова “Благая весть”?

(читаем)

  • В чем же заключалась благая весть?
  • Почему именно “Мам”? (слайд фото Серафимы Федоровна Сопельняк)

Это добро не осталось забытым – позже, спустя время, отец и сын навещали спасительницу.

Добрые люди выходили Николая, как родного сына, т.к. в трудные военные годы всех воинов считали сыновьями земли русской. (слайд фото матрена Григорьевна Тушканова)

А вскоре отец узнает о том, что его сын жив.

Списанный из кадров подчистую,
И вернувшись, наконец, домой,
Он получит весточку благую –
Жив его сыночек дорогой!

Эта весть вернула к жизни исстрадавшееся сердце матери. Конечно же эту по-настоящему святую радость разделили и все станичники, собравшись за одним большим столом:

Сдвинуты столы, чтоб больше места,
Для гостей-станичников хватило.
Мама Николая, как невеста,
Вся от счастья свеченькой светила.

(слайд фото отец и сын Недорубовы)

8 гл. “Памятный камень”

Со времен войны прошло уже много лет, но память о ее героях остается жить в сердцах людей всегда.

Что помогает хранить эту память?

Имена героев хранят в себе стелы, монументы, мемориалы, музеи, памятники. В честь героев названы улицы многих городов и сел..

Знаете ли вы, где хранится имя Недорубова?

(читаем)

(фильм)

Вы обучаетесь в казачьей школе, как и наши ребята. А что означают слова “быть достойным звания казака”?

Какими качествами должен обладать настоящий казак?

В завершении нашей встречи хочется пожелать вам сохранить, пронести все то - доброе, что в вас воспитывают педагоги и стать достойными казаками.

Приложение.

Литература.

1. Илюшкин Н.П. “Сказание об отце и сыне Недорубовых”.

2. Тексты народных песен.

3. Интернет-ресурсы.