Цель: продолжить знакомство учащихся с учебным занятием в форме театрализованного представления; развивать художественный вкус, логику мышления обучающихся.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации учащихся к произведениям А.С.Пушкина, проектор, экран, ноутбук, стол, игрушечные солдатики, детали царского кабинета во дворце, высказывания о поэте, книжная выставка.
На доске строки из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта»:
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей!
Парты расставлены так, чтобы оставалось место для сценических действий. Справа – стол, на нем папки с бумагами. К столу приставлены кресла (стулья) в позолоте – детали царского кабинета. Слева – аналой, на нем Евангелие и крест.
Урок начинается вводным словом учителя.
Учитель. 30-е годы. В своем творчестве откликнулся Пушкин на исторические события, которые происходили и в России, и за границей: во Франции – июльская революция 1830 года, низвержение династий Бурбонов и победа крупной буржуазии, ставленником которой был новый король – Луи Филипп; стихийные возмущения вспыхнули в Италии, в Швейцарии, в немецких городах; осенью 30г. Произошло крупное восстание в Польше. В России прокатилась волна крестьянских восстаний в связи с эпидемией холеры. Пушкин живо чувствовал, что в народе зреет недовольство. В одном из писем (в Е.М.Хитрого в «Заметках о холере 1831г.») поэт писал: «Народ подавлен и раздражен», «народ ропщет».
В чем же выразился отклик поэта на эти исторические события?
Ученик 1. В том, что крестьянская тема, тема народного движения, проходит и в художественных, и в исторических, и в публицисти ческих трудах Пушкина («История села Горохина», «Дубровский», «История Пугачева», «Капитанская дочка»).
Ученик 2. Не довольствуясь художественными произведениями, Пушкин пишет ряд публицистических статей, в которых поднимает и остро ставит вопрос о судьбе народа.
Ученик 3. Темой ряда поэтических произведений становятся острые политические вопросы («Бородинская годовщина», «Клеветникам России»). В них Александр Сергеевич Пушкин высказывает свое отношение к позиции России в международных вопросах, пробуждает у читателя воспоминания о героической эпохе 1812г.
Ученик 4. Пушкин активно вмешивается в литературную борьбу, и сам становится издателем передового журнала «Современник»; к участию в нем Александр Сергеевич намеревался привлечь Белинского.
Учитель. Все эти факты делают памятным обострение отношений Пушкина с царем. Пушкин, имя которого для народа было связано с представлением о свободе, был непреклонен в своих взглядах, враждебных к существовавшему политическому строю. Его независимое поведение, содержание произведений – все свидетельствовало о его враждебности царскому строю, «высшему свету». Правительству нужен был лишь повод для расправы с поэтом. Пьеса драматурга П.Павловского «Невольник чести» посвящена последним месяцам жизни Пушкина. Действие ее искусно завязывается уже в первой картине, где выведены на сцену едва ли не все главные персонажи, причастные к гибели поэта – Николай Первый и Жорж Дантес, барон Геккерн и Огюст д Аршиак. Здесь и молва, которая то появляется, то вновь исчезает, как бы растворяется в прямом столкновении противоборствующих партий и группировок. Здесь и страстное слово самого Пушкина, его письма господину барону Геккерну и шефу жандармов Бенкендорфу. В них одна лишь правда: честное желание поэта поведать обществу и потомкам о своей схватке с великосветской чернью, с врагами России, против которых он выступил с неоглядным бесстрастием и один, как прежде…
Инсценирование фрагментов из пьесы П.Павловского «Невольник чести»
Кабинет поэта. Зажжены свечи. Пушкин прилег на диван (стулья, накрытые пледом), листок бумаги выпал из рук. Часы отсчитали полночь. Пушкин засыпает (опускается занавес) Справа – за столом Николай Первый перелистывает бумаги. Слева – Натали в свадебном платье и Пушкин во фраке обходят вокруг аналоя, в руках у них зажженные свечи.
Пушкин. Я должен был на тебе жениться... Всю жизнь был бы без тебя несчастлив... С твоим лицом ничего нельзя сравнить на свете, а душу твою люблю я еще более твоего лица... Я тебя ничем не заслужил перед богом.
Натали. Мне как-то не по себе...
Пушкин. Ты в большой моде... Все это требует денег... Счастье твое и детей – священная, единственная моя цель.
Натали. Ты меня ревнуешь.
Пушкин (берет в руку свечу). Я вовсе не ревнив... Мое положение ложно и сомнительно. Я пожалован в камер-юнкеры... что неприлично моим летам... Двору хотелось, чтобы ты танцевала в Аничковом дворце... (Свеча в руке Пушкина гаснет, падает на пол Евангелие)
Натали. Какой ты неловкий. Подай мне ту книгу…
Пушкин (поднимая Евангелие с пола). Все это дурные предзнаменования... (Натали медленно удаляется с книгой в руках)
Николай Первый. Ты дал мне слово вести себя благородно и пристойно.
Пушкин. Государь?
Николай Первый. Мне известно все твое дело. Репутация твоей жены в моих глазах безупречна… И во мнении света… Для дуэли нет повода.
Пушкин. Я единственный судья и хранитель моей чести и моей жены. Не требую ни правосудия, ни мщения. Я не могу и не хочу предоставлять кому бы то ни было доказательства того, что утверждаю – я сам по себе.
Николай Первый. Обещай мне не доводить дело до дуэли. Я советовал твоей жене быть сколь можно осторожней. Красота Натали Николаевны позволяет сказать ей о комеражах, которым ее красота подвергает ее в обществе.
Пушкин. Благодарю вас, государь. Жена мне обо всем говорит.
Николай Первый. Разве ты и мог ожидать от меня другую? Милости мои к тебе безграничны.
Пушкин. Милостью окован. Прусский король не надел бы на Вальтера, первого из французских поэтов, шутовского кафтана, не продал бы его на послание света.
Николай Первый. Я хотел отличить тебя, а не сделать смешным.
Пушкин (с иронией). Я всегда радуюсь, когда ваше величество поступает умно и по-царски. Но не хочу быть шутом ниже у господа бога. Единственно, чего я жажду, это независимости.
Николай Первый. Ты неблагодарен, нет, неблагодарен. Я дал тебе жалование, открыл архивы для составления Истории Петра Первого. Пушкин. Писать ее нельзя, не будут печатать.
Николай Первый. Отчего же?
Пушкин. Позвольте просто вам сказать: не продается вдохновенье. Строгость цензуры… Какая глубокая безнравственность в привычках нашего правительства.
Николай Первый. О чем ты, Пушкин?
Пушкин. Полиция распечатывает письма мужа к жене и приносит письма читать вашему величеству… человеку, благовоспитанному и честному. И вы не стыдитесь в том признаться. Мудрено быть самодержавным.
Николай Первый. Я не могу переменить законного порядка.
Пушкин. Закон не вмешивается в привычки частного человека, не требует отчета о его обеде, о его прогулах. В каком веке мы живем!
Николай Первый (после паузы) Я думал, ты переменился.
Пушкин. Отказываться от образа мнений моих я ничуть не намерен.
Николай Первый. Скажи, Пушкин, если бы ты был в Петербурге… тогда… 14 декабря… принял ли ты участие в бунте мятежников.
Пушкин. Неизбежно, государь.
Николай Первый. Да, да… такое ты мне говорил еще тогда в Первопрестольной. Не побоялся.
Пушкин. И я, таинственный певец, пловцам я пел (после паузы). Я должен блюсти мою честь и то имя, которое я оставлю моим детям.
Николай Первый. Обещай ты мне не драться с Геккерном ни под каким предлогом. Если история возобновится, обращайся ко мне через графа Бенкендорфа.
Пушкин. Это будет очень натурально.
Николай Первый. Дай мне честное слово дворянина.
Пушкин. Я обещаю!
Николай Первый. Твоему слову я верю.
Пушкин. Будь я только уверен, что не повлек на себя ваше неудовольствие (уходит).
Николай Первый. Давно уже дуэли ожидать должно от их неловкого положения (уходит) (Открывается занавес)
Пушкин (просыпаясь). Странный сон мне приснился… Ай да царь! (Пушкин садится за стол и что-то пишет). Слева появляется Геккерн. В руках у него письмо.
Геккерн (читает). «26 января 1837 года… Петербург… Вы хорошо понимаете, барон, что после всего этого я не могу терпеть, чтобы моя семья имела какие бы то сношения с вашей. Только на этом условии согласился я не давать хода этому грязному делу и не обесчестить вас в глазах дворов нашего и вашего, к чему я имел возможность и намерения. Я не желаю, чтобы моя жена выслушивала впредь ваши отеческие увещания. Я не могу позволить, чтобы ваш сын, после своего мерзкого поведения, смел разговаривать с моей женой и еще менее – чтобы он отпускал ей казарменные каламбуры и разыграл преданность несчастную любовь, тогда как он просто плут и подлец. Итак, я вынужден обратиться к вам, чтобы просить вас положить конец всем этим проискам, если вы хотите избежать нового скандала, перед которым, конечно, я не остановлюсь. Имею честь быть, барон, вам нижайший и покорнейший слуга». (Геккерн уходит, Пушкину приносят письмо).
Пушкин (читает). «Милостивый государь. Мне остается только предупредить вас, что г. виконт д’Аршиак отправляется к вам, чтобы условиться относительно места, где вы встретитесь с бароном Жоржем Геккерном, и предупредить вас, что эта встреча не терпит никакой отсрочки. Я сумею впоследствии, милостивый государь, заставить вас оценить по достоинству звание, которым я облечен и которого никакая выходка с вашей стороны запятнать не может. Остаюсь, милостивый государь, Ваш покорнейший слуга Барон де Геккерн. Прочтено и одобрено мною.
Барон Жорж де Геккерн. (Комкает письмо, бросает в корзину. У двери разрывает конверт, читает) «26 января. Петербург. Прошу господина Пушкина оказать мне честь сообщением может ли он меня принять. Или, если не может сейчас, то в котором часу это будет возможно.
Виконт д Аршиак, состоящий при французском посольстве» (бросает письмо на стол, зажигает свечи, затем продолжает за столом работать, подходит к окну)
Забыв и рощу и свободу,
Невольный чижик надо мной
Зерно клюет и брызжет воду,
И песнью тешится живой… (после молчания) Я – жертва клеветы и мстительных невежд… невольник чести беспощадной… Ужель все это важно?! Смешно же, чтобы сей вздор меня пересилил. Мне жизнь не надоела, я жить хочу… (Пушкин, не раздеваясь, прилег на диване. Звонок в дверь).
Никита (входит). А вы совсем не почивали! Разве так можно? Себя бы поберечь! Письмо вот принесли.
Пушкин. Давай его…, а сам иди. (Никита уходит) Пушкин (разрывает конверт, читает). «9 часов утра. 27 января 1837 года. Петербург… Я настаиваю и сегодня утром по просьбе, с которой имели честь обратиться к вам вчера вечером. Необходимо, чтобы я переговорил с секундантом, выбранным вами, и притом в кротчайший срок. До полудня я остаюсь у себя на квартире: надеюсь ранее этого часа принять лицо, которое вам угодно будет прислать ко мне. Примите, милостивый государь, уверение в моем глубочайшем уважении.
Виконт д Аршиак»
(Бросает письмо на стол. Садится, пишет ответ д Аршиак, затем продолжает работать). Справа появляется д Аршиак (читает ответ Пушкина) «Между 9ч.30.м. и 10 ч. утра 27 января 1837г. Петербург… Виконт, Я не имею ни малейшего желания посвящать петербургских зевак в мои семейные дела; поэтому я не согласен ни на какие переговоры между секундантами. Я привезу моего лишь на место встречи. Так как вызывает меня и является оскорбленным г-н Геккерен, то он может, если ему угодно, выбрать мне секунданта; я заранее его принимаю, будь то хотя бы его егерь. Что же касается часа и места, то я всецело к его услугам. По нашим, по русским, обычаям этого достаточно. Прошу вас поверить, виконт, что это мое последнее слово и что более мне нечего ответить относительно этого дела; и что я тронусь из дому лишь для того, чтобы ехать на место. Благоволите принять уверение в моем совершенном уважении.
А.С.Пушкин
(Д Аршиак уходит)
Пушкин (берет со стола портрет Натали, долго всматривается) Я готов умереть за тебя... Но не оставить тебя блестящей вдовой, вольной на другой день выбрать себе нового мужа... Эта мысль для меня ад! (Ставит портрет на прежнее место)
(В дверях Никита)
Пушкин. Дай мне одеться. Принеси бекешу.
Пушкин. (снова берет портрет Натади). Прощай, жизнь моя! Люблю тебя! Прощай, и если навсегда, то навсегда прощай!.. (Ставит портрет).
(Входит Никита, помогает одеться Пушкину).
Никита. Куда, как нужно выходить из дому… сидели бы в тепле.
Пушкин. Надо…Никитушка…надо…
(Пушкин и Никита уходят. Неожиданно Пушкин возвращается, за ним Никита)
Пушкин. Дай мне шубу.
Никита. Слушаюсь (уходит).
Пушкин. Плохая примета. Чему быть, тому не миновать. (Подходит к полкам, берет томик «Евгения Онегина», обращаясь к книгам) Прощайте, друзья! (Пушкин медленно уходит. Бьют часы, три удара. Некоторое время сцена пустая. Бой часов сменяет реквием Моцарта – хор и орган. Музыка постепенно заполняет пространство)
На сцене появляются чтецы.
Чтец 1. Михаил Лермонтов стихотворение «Смерть поэта» (читает стихотворение).
Чтец 2. Прекрасные стихи посвятили Александру Сергеевичу многие поэты.
Чтец 1. Анна Ахматова.
Чтец 2. Сергей Есенин.
Чтец 1. Цуг Теучеж.
Чтец 2. Исхак Машбаш.
Чтец 1. Учитель Пушкина, блистательный поэт В.Жуковский.
Чтец 2. Всегда – весною и летом, осенью и зимой – у подножья памятника Пушкина алеют живые цветы. (уч-ся кладут цветы). Это длится уже более 179 лет. И так будет – «доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит…»
Чтец 1. Когда Пушкину было 19 лет, в послании «К Чаадаеву» он написал строки, которым суждено было стать бессмертными:
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Чтец 2. Сбылись его пророческие слова. И сегодня мы можем сказать несколько перефразированным стихом Пушкина о самом поэте, обо всех лучших людях великой России, посвятивших «души прекрасные порывы» борьбе за свободу и счастье народа.
Взошла она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспряла ото сна,
И на обломках самовластья
Мы пишем ваши имена!
Учитель. Более полутора века назад прогремел выстрел на Черной речке, но эхо его слышно, и поныне непроходящей болью отзывается в сердцах миллионов людей. Над истинно прекрасным время не властно. Каждая новая эпоха только ярче и все с новых сторон вскрывает творчество Пушкина. Об этом прекрасно сказал Белинский: «Пушкин принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества. Каждая эпоха произносит о них свое суждение, и как бы неверно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное, и ни одна никогда не выскажет всего». Александр Сергеевич по-прежнему с нами, в душе каждого из нас живут его удивительные строки, его безграничная любовь к Отчизне, вера в добро, красоту и справедливость.