Урок литературы по теме "Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы»"

Разделы: Литература


Цель урока:

  • ознакомить учащихся со стихотворным наследием М.Ю. Лермонтова;
  • продолжить обучение чтению с вдохновением и анализу стихотворного текста;
  • углублять работу над понятием антитеза, способом определения стихотворных размеров;
  • подготовить к выполнению контрольной работы;
  • воспитывать эмоциональную сферу учащихся, стремление к дружескому общению.

Программные требования:

Ученик по окончании изучения темы урока:

  • научится характеризовать средства выразительности в стихотворениях поэта,
  • ознакомится в системе с анализом стихотворного произведения

Планируемые ОР:

Личностные (УУД) результаты: Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

Метапредметные УУД:

  • Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.
  • Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Коммуникативные: Строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи

Предметные УУД:

  • Научиться характеризовать средства выразительности в стихотворениях поэта.
  • Знать план анализа стихотворения.
  • Уметь определять стихотворный размер.

Мировоззренческая идея:

Воспитание ответственности за сохранение природы и жизни на земле.

Программное содержание:

  1. Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Три пальмы», «Утёс»;
  2. Средства выразительности и их роль в выражении идеи текста (Антитеза, размеры стиха (начальные представления), поэтическая интонация);
  3. Тема красоты, гармония человека с миром. Особенности выражения темы одиночества.

План изучения нового материала

План урока:

№ п/п Основные этапы урока Время
1 Организационный момент 1 мин.
2 Опрос по домашнему заданию «Чтение с вдохновением» стихотворения «На севере диком…» 2 чел 5 мин.
3 Актуализация опорных знаний 2 мин.
4 Постановка цели и задач урока 2 мин.
5 Работа над темой урока  
6

1. Тема красоты и гармонии в стихотворении «На севере диком…» Беседа
2. Выразительное чтение стихотворения «Утёс»
3. Беседа Просмотр презентации
4. Физкультминутка
5. Развитие речи. Обучение анализу стихотворения «Три пальмы»
6. Прослушивание аудиозаписи. Просмотр презентации
7. ознакомление с планом анализа; анализ произведения

3 мин.

4 мин.
4 мин.
1 мин.
5 мин.
7 мин.
7 Лабораторная работа по стихотворению «Три пальмы» 2 мин.
8 Рефлексия 2 мин.
9 Домашнее задание 1 мин.
10 Подведение итогов урока 1 мин.

Основные понятия: «Мотив одиночества», антитеза, двусложные и трёхсложные размеры стиха, анализ поэтического текста.

Тип урока: Урок развития речи. Урок общеметодической направленности.

Форма урока: Лабораторная работа.

Технология: Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, проблемного обучения, информационно-коммуникационные.

Мизансцена урока: Оформление доски, удобная для просмотра и прослушивания установка оборудования, папки с раздаточным материалом на столах учащихся, учебники с закладками.

Оборудование урока: Моноблок, ноутбук, портрет М.Ю. Лермонтова, репродукции картин, презентация, раздаточный материал.

Домашнее задание: Выучить стихотворение «Утёс», решить тест.

Приложение