Цель урока:
- ознакомить учащихся со стихотворным наследием М.Ю. Лермонтова;
- продолжить обучение чтению с вдохновением и анализу стихотворного текста;
- углублять работу над понятием антитеза, способом определения стихотворных размеров;
- подготовить к выполнению контрольной работы;
- воспитывать эмоциональную сферу учащихся, стремление к дружескому общению.
Программные требования:
Ученик по окончании изучения темы урока:
- научится характеризовать средства выразительности в стихотворениях поэта,
- ознакомится в системе с анализом стихотворного произведения
Планируемые ОР:
Личностные (УУД) результаты: Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания
Метапредметные УУД:
- Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.
- Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.
- Коммуникативные: Строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи
Предметные УУД:
- Научиться характеризовать средства выразительности в стихотворениях поэта.
- Знать план анализа стихотворения.
- Уметь определять стихотворный размер.
Мировоззренческая идея:
Воспитание ответственности за сохранение природы и жизни на земле.
Программное содержание:
- Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Три пальмы», «Утёс»;
- Средства выразительности и их роль в выражении идеи текста (Антитеза, размеры стиха (начальные представления), поэтическая интонация);
- Тема красоты, гармония человека с миром. Особенности выражения темы одиночества.
План изучения нового материала
План урока:
№ п/п | Основные этапы урока | Время |
1 | Организационный момент | 1 мин. |
2 | Опрос по домашнему заданию «Чтение с вдохновением» стихотворения «На севере диком…» 2 чел | 5 мин. |
3 | Актуализация опорных знаний | 2 мин. |
4 | Постановка цели и задач урока | 2 мин. |
5 | Работа над темой урока | |
6 | 1. Тема красоты и гармонии в стихотворении «На севере диком…» Беседа |
3 мин. 4 мин. 4 мин. 1 мин. 5 мин. 7 мин. |
7 | Лабораторная работа по стихотворению «Три пальмы» | 2 мин. |
8 | Рефлексия | 2 мин. |
9 | Домашнее задание | 1 мин. |
10 | Подведение итогов урока | 1 мин. |
Основные понятия: «Мотив одиночества», антитеза, двусложные и трёхсложные размеры стиха, анализ поэтического текста.
Тип урока: Урок развития речи. Урок общеметодической направленности.
Форма урока: Лабораторная работа.
Технология: Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, проблемного обучения, информационно-коммуникационные.
Мизансцена урока: Оформление доски, удобная для просмотра и прослушивания установка оборудования, папки с раздаточным материалом на столах учащихся, учебники с закладками.
Оборудование урока: Моноблок, ноутбук, портрет М.Ю. Лермонтова, репродукции картин, презентация, раздаточный материал.
Домашнее задание: Выучить стихотворение «Утёс», решить тест.