Литература
-
Обрядовый фольклор 2016
Цель занятия: дать первоначальное представление об обрядовом фольклоре; развитие творческих способностей учащихся через прикосновение к УНТ; привитие чувства любви к родному слову, к истории страны, воспитывать чувства патриотизма и уважения к традициям прошлого.
-
Благодатная сила молитвы по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Молитва» (1839 г.) 2016
Статья представляет опыт исследования поэтического текста, дает импульс к размышлению, осмыслению великой силы слова, учит любить родную литературу. Автор надеется, что данный опыт поможет понять авторскую позицию автора через анализ текста.
-
Элективный курс по литературе «Женская проза в русской литературе конца XX – начала XXI века» 2016
Предметом изучения данного элективного курса является творчество писателей конца XX – начала XXI века. Литература рубежа XX–XXI веков является важным этапом в развитии русской словесности. Она характеризуется сосуществованием и взаимодействием различных эстетических систем (реализма, модернизма, постмодернизма), интенсивностью творческих поисков писателей, является одним из средств познания меняющейся действительности.
-
Приемы технологии продуктивного чтения на уроках литературы 2016
Технология продуктивного чтения помогает обучающимся вычитывать информацию из текстов разных видов. Этот навык необходим при изучении не только литературы, но и истории, биологии, географии.
-
Урок литературы "М.Ю.Лермонтов. Душа и лира поэта". 7-й класс 2016
Цель урока заключается в создании условий для проявления познавательной активности учащихся в расширении и систематизации знаний о жизни М.Ю. Лермонтова и истоках его поэзии. В течение всего урока осуществляется личностно ориентированный подход, используются технологии педагогики сотрудничества, проблемного обучения, ИКТ-технологии.
-
Жанр, сюжет и композиция "Слова о полку Игореве". Образ князя Игоря 2016
На уроке даются понятия о жанре, сюжете и композиции «Слова о полку Игореве», анализируется образ князя Игоря, сравниваются собственные представления учащихся о князе Игоре с представлениями художников и композитора, происходит попытка оценить действия князя Игоря.
-
Урок литературы "С.Т.Аксаков "Очерк зимнего дня" (анализ авторского текста). Авторская позиция в тексте очерка". 6-й класс 2016
Важнейшей задачей современного образования является подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, развитие аналитического мышления, а также воспитание ребенка как творческой личности, тонко чувствующей красоту окружающего мира, в том числе красоту слова. Задачи урока: проанализировать «Очерк зимнего дня» с точки зрения содержания и формы; освоить понятия опорные слова и ключевые слова в тексте; формировать умение вчитываться в текст, рисовать в воображении словесные картины.
-
Педагогическая мастерская по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие…" 2016
Урок построен в форме педагогической мастерской. Урок актуализирует прочитанный текст Б.Васильева «А зори здесь тихие…», интегрирует имеющиеся у обучающихся знания о Великой Отечественной войне. Мастерская урока развивает навыки работы с текстом, навыки связной речи, умение слушать высказывания и суждения друг друга, составлять свои тексты о Великой Отечественной войне. Презентация, которая подготовлена к уроку, демонстрируется в течение всей мастерской.
-
Методичекая разработка урока литературы на тему "Речь Тараса Бульбы о товариществе". 7-й класс 2016
Цели урока: рассмотреть речь Тараса Бульбы с риторических позиций, показать её композиционное значение и роль для раскрытия характера Тараса Бульбы, познакомить с элементами риторического анализа речи, продолжить формирование собирать и систематизировать материал для характеристики литературного героя; воспитывать чувство любви к Родине.
-
Обличение невежества и неблагодарности в басне И.А.Крылова «Свинья под дубом». 5-й класс 2016
Цель урока: формирование представленияо человеческих пороках на основе анализа поведения героев басни И.А.Крылова «Свинья под Дубом». Основная дидактическая задача – повторение и практическое применение ранее изученного материала при открытии новых знаний. Дети любят басни Крылова, с удовольствием читают их, учат наизусть, инсценируют, создают свои иллюстрации. Все это способствует воспитанию любви к нашей классике.
-
Исследовательская деятельность на уроках литературы. 5–7-е классы 2016
Статья представляет материалы из опыта организации исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО. Предлагается примерная тематика исследовательских работ на основе изучения произведений по программе литературного образования авторов-составителей Г.С.Меркина и С.А.Зинина.
-
Из всех чудес единственное чудо (по повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет") 2016
Частный случай поэтизирован А.И.Куприным. Автор рассказывает о любви, которая повторяется, по его мнению, “только один раз в тысячу лет”. Любовь, по Куприну, “всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть”. Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчёркивают их красоту. Можно сказать, что в “Гранатовом браслете” выразилась мечта самого Куприна об идеальном, неземном чувстве.
-
Твори добро (по рассказу А.Платонова «Юшка») 2016
Цель урока: установить связь между произведениями А.Платонова и его писательской судьбой, продолжать работу над анализом литературного произведения, навыками чтения и пересказа; формировать умение формулировать основную мысль текста, соотносить текст и заглавие; учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям, достигать понимания текста на уровне содержания. Углубить представления учащихся о «формуле жизни» А.Платонова, раскрыть философичность содержания платоновского рассказа.
-
Литературно-музыкальная гостиная «Дороги Пушкина» 2016
Литературно-музыкальная гостиная проводится для старшеклассников в рамках декады русского языка и литературы или для внеурочной деятельности учителя. Задача мероприятия: заинтересовать способом подачи материала, взволновать мастерством чтения, заворожить недосказанностью. Полученная в такой форме информация помогает развить интерес к чтению, к предмету, к жизни и творчеству классика, улучшить знания по предмету, способствует общему развитию учащихся.
-
Проблема уничтожения деревни в повести Романа Сенчина "Чернушка" 2016
Урок литературы в 11-м классе поднимает проблему уничтожения деревни на примере повести Романа Сенчина "Чернушка". На уроке используются такие методические приемы, как исследовательская работа с текстом, аналитическая беседа. Ученики овладевают навыками анализа текста как единого целого, при этом развивается устная речь учащихся, образное и логическое мышление. Воспитывается эстетический вкус и формируется внутренняя культура.
-
«Человек в зеркале искусства первой половины XX века». Интегрированный урок по истории, МХК и литературе, разработанный в рамках элективного курса «Искусство как зеркало самопознания» 2016
Разработка урока может быть реализована в 11-м классе в рамках элективного курса МХК. Данное занятие можно также использовать в качестве прелюдии к изучению постмодернизма в рамках любой программы, предполагающей знакомство с современным искусством. Материал можно изучать в течение нескольких занятий или, если класс сильный, на сдвоенном уроке.
-
Удивительный мир Вероники Тушновой 2016
Талантливая советская поэтесса Вероника Михайловна Тушнова, оставила нам в наследство замечательные стихи, которые очаровывают своей искренностью, красотой и нежностью. Именно об этом говорится в статье. Особое внимание уделено высказываниям современников Вероники Тушновой о ней и ее творчестве, а также значимости употребления личных местоимений в стихотворениях поэтессы. Кроме того, представлен сценарий внеклассного мероприятия, посвященного творчеству В.М.Тушновой.
-
Система уроков по творчеству М.Ю.Лермонтова. 8-й класс 2016
Представлена система уроков в 8-м классе по творчеству М.Ю.Лермонтова. Первый урок посвящен знакомству с жизнью и творчеством, презентации произведений, второй урок посвящен изучению поэмы "Мцыри", теме свободы. Уроки представлены в виде технологических карт. Третий урок - творческий, который можно провести во внеурочное время, проводится в игровой форме кастинга на роль Мцыри в одноименном фильме.
-
Сценарий проблемно-эвристического урока литературы по теме «А.С.Пушкин "Капитанская дочка", глава "Поединок"». 8-й класс 2016
Урок направлен на совершенствование у учащихся умений и навыков аналитической работы с художественным текстом. Проблемный вопрос: Как преломляются слова песни «Кадетский вальс» (Душу – Богу, сердце – даме, жизнь – государю, честь – никому!) в произведении А.Пушкина? Главный вывод: точка зрения, выраженная в песне XX века, совпадает с позицией пушкинских героев и может восприниматься как современная поэтическая интерпретация жизненного кредо поэта-классика.
-
Урок построения знаний по творчеству В.Высоцкого в 8-м классе 2016
Цели урока: познакомить с творчеством поэта-барда Владимира Высоцкого; дать понятие об авторской песне; обратить внимание учащихся на разнообразие тематики стихотворений Высоцкого; раскрыть незаурядную натуру поэта.
-
Сценарий литературно-музыкального вечера "По воспоминаниям фронтовой сестры" 2016
Материал представляет собой сценарий литературно-музыкального вечера, проведенного в Вальдорфских классах МБОУ «СОШ № 29» г.Владимира. Вечер посвящен празднованию семидесятой годовщины Великой Победы. В организации и проведении вечера принимали участие все учащиеся Вальдорфских классов.
-
Открытый урок по литературе в 7-м классе по теме «А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа» 2016
Цель урока: познакомить с творчеством А.П.Чехова; формировать навыки анализа сатирического рассказа; развивать умения читать по ролям и инсценировать эпизоды; воспитывать нравственность; расширять творческие возможности учеников в процессе самостоятельной работы на уроке.
-
"Стихи о Прекрасной Даме" – самые чудесные из чудес Блока… 2016
В «Стихах о Прекрасной Даме» А.Блока возлюбленная поэта показана существом неземным, высшим, чем-то вроде звезды, «в полночь глухую рожденная», а «живая оказывается Душой Мира» разлученной, плененной и тоскующей», которая стремится соединиться с высшим началом и в конце концов должна исчезнуть и улететь, оставив его одного на земле. Соединение с ней на рубеже жизни и есть его высокое стремление, как видно из стихов. Всему, что совершалось в жизни, поэт в стихах придает смысл иносказаний…
-
Изучение критических статей В.Г.Белинского (ст. № 8, 9) (после прочтения романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"). 9-й класс 2016
Цели урока: познакомить учащихся с критическими статьями В.Г.Белинского; совершенствовать навыки творческого, исследовательского восприятия материала, работы с источником дополнительной информации по предмету, умению правильно и лаконично строить ответ, выделять главное, сопоставлять факты, делать выводы, высказывать свое мнение; способствовать развитию логического мышления путем проблемных вопросов; вызвать интерес к внимательному чтению произведений Пушкина и к его эпохе.
-
Мотивы лирики А.С.Пушкина 2016
Данный урок посвящен изучению лирики А.С.Пушкина в 9-м классе. На уроке учащиеся анализируют лирические произведения поэта разной тематики. Главной целью урока является выявление основных мотивов лирики А.С.Пушкина. Результатом коллективной работы является кластер «Мотивы лирики Пушкина». В завершении урока проводится рефлексия о новом материале с урока.
-
Мастерская творческого письма «Мой любимый поселок» 2016
Цели урока: развивать интерес к родным местам, к Родине; воспитывать патриотические чувства, чувства прекрасного, вносить свой вклад в культуру родного поселка; расширять кругозор, наблюдательность, творческие способности учащихся.
-
Притчи Леонардо да Винчи и басни И.А.Крылова 2016
Предлагаю материал для урока внеклассного чтения в 6–7-х классах, посвящённый изучению притч, созданных великим «флорентинцем» Леонардо да Винчи, имя и дела которого стали легендой ещё при его жизни. Урок целесообразно проводить после изучения творчества И.А.Крылова, чтобы закрепить полученные знания или дополнить их. Очень интересно создать проект по притчам Леонардо да Винчи. Назвать его, например, «Человек, живущий на свой манер».
-
Литературно-музыкальная гостиная "А.А.Лиханов о военном детстве" 2016
С Гимна РФ началось общешкольное торжественное мероприятие, посвящённое закрытию Года 70-летия Великой Победы и Года литературы. Герб, Флаг России, Флаг Кировской области, выставка книг Альберта Лиханова о войне и военном детстве, лампадка с горящей свечой – всё придавало особенное отношение к происходящему. Дети, родители, учителя, гости этой встречи оказались в том военном времени. Мероприятие воспитывает чувство долга и уважения к Родине, к ветеранам войны, труженикам тыла и детям войны.
-
Методическая разработка урока "Скороговорка в музыке и литературе" 2016
Интегрированный урок по музыке и литературе позволяет углубить представления обучающихся 2-го класса о культуре русского народа, его традициях и обычаях. Во время урока обучающиеся знакомятся с такими понятиями как: скороговорка, музыкальная скороговорка, фольклор.
-
Нетрадиционные уроки как средство активизации познавательной деятельности учащихся в обучении русскому языку и литературе 2016
Статья знакомит с эффективным использованием технологии интегрированного обучения при подготовке к написанию сочинения-описания по картине художника И.И.Шишкина и созданию тематического графического пейзажа.