Интеллектуальный турнир "Путешествие в Страну Сказок". 5-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5

Ключевые слова: литературная сказка, интеллектуальная игра, викторина по сказкам, сказки Перро


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (26 МБ)


Сценарий турнира построен на материале сказок как русских народных, так и литературных. Изучению сказок отведено немало учебного времени в системе уроков литературы в 5 классе. Тем не менее организовать подобное мероприятие лучше во внеурочное время.

В состязаниях принимают участие две команды. В роли ведущего может выступить сам педагог-словесник. Он же осуществляет судейство. При желании создается компетентное жюри, состоящее из учеников, учителей, родителей. Для удобства подсчета очков в ходе состязаний можно вручать игрокам специальные жетоны (они заранее изготавливаются из картона, им можно придать форму цветочков, зверюшек и т.п.). Если позволяют материальные возможности, вместо жетонов хорошо раздавать конфеты, что, безусловно, повысит заинтересованность “пятиклашек” в выигрыше и добавит им положительных эмоций.

Интеллектуальный турнир состоит из разнообразных конкурсов. Одни конкурсные задания (тесты, викторины) обсуждаются коллективно всей командой), другие носят индивидуальный характер, для подготовки и выполнения третьих создаются творческие группы.

Дополнением к сценарию служит презентация, выполненная в программе Microsoft PowerPoint. Слайды презентации содержат указания по поводу характера конкурсных заданий. Правильный ответ можно узнать, щёлкнув левой кнопкой “мыши” в область “ответ”. Переход к следующему слайду осуществляется щелчком по слайду левой кнопки “мыши”.

Ведущий. Сказки обожают все: и взрослые, и дети. Нет ничего интереснее сказок, как нет ничего увлекательнее, чем путешествие в Страну сказок. (Открывается слайд № 1). Сегодня нам предстоит окунуться в мир волшебных и добрых сказочных чудес.

Далее ведущий представляет друг другу команды и их капитанов, членов жюри (если таковое имеется) и переходит к объявлению конкурсных заданий.

I. АЗБУЧНЫЕ ИСТИНЫ (Слайды № 3 – 6)

На слайде презентации представлен набор букв. Ребята должны, используя все находящиеся в их распоряжении буквы, постараться мысленно сложить слово – название одной из сказок. За правильный ответ команды получают по 1баллу.

Задание команде №1: “Дюймовочка” Х.- К. Андерсена.

Задание команде №2: “Русалочка” Х.- К. Андерсена.

II. В КАКОЙ СКАЗКЕ ГОВОРИТСЯ... (Слайды № 7 – 8)

Конкурс проводится в форме викторины. Помощник ведущего по очереди открывает слайды, ведущий читает вопросы. Немного посовещавшись, ребята должны ответить. В данном случае от учащихся требуется не столько знание собственно текста (ибо сюжетные ситуации сказок, о которых идет речь ниже, известны практически всем), сколько находчивость, смекалка, чувство юмора.

Каждый правильный ответ приносит командам 1 балл.

Вопросы команде №1

Сказки Я. и В. Гримм (Слайды № 9 – 19)

1. В какой сказке говорится о деятельности оригинального музыкального коллектива, состоявшего, главным образом, из представителей фауны, концерт которого до смерти напугал целую шайку разбойников? (“Бременские музыканты”.)

2. В какой сказке говорится о том, как муха помогла королевскому слуге жениться на красавице принцессе? (“Златовласка”.)

3. В какой сказке говорится о том, как солдат удачно провел следствие и узнал тайну ночных развлечений двенадцати королевских дочерей? ( “Стоптанные туфельки”.)

4. В какой сказке говорится о том, как старушке с помощью нехитрых манипуляций удавалось вызывать атмосферные осадки в виде снега? (“Госпожа Метелица”.)

5. В какой сказке содержатся рекомендации о том, как муж должен воспитывать капризную жену и приучать ее к работе по дому? (“Король Дроздобород”.)

Вопросы команде №2

Сказки Ш. Перро (Слайды № 20 – 30)

1. В какой сказке говорится про криминогенную обстановку в лесном массиве, в частности об опасностях, которым подвергаются малолетние граждане, отправляющиеся без сопровождения родителей в гости к своим бабушкам? (“Красная Шапочка”.)

2. В какой сказке говорится о далеко идущих последствиях нарушения техники безопасности при обращении с устаревшим оборудованием? (“Спящая красавица”.)

3. В какой сказке говорится о погружении молодой девушки в летаргический сон, который длился целое столетие? (“Спящая красавица”.)

4. В какой сказке говорится про эксклюзивное обувное изделие, потерянное владелицей на светской тусовке и возвращенное ей вместе с предложением руки и сердца? (“Золушка”.)

5. В какой сказке говорится про несправедливый раздел имущества между наследниками, когда старшие братья завладели крупной недвижимостью, в то время как младшему досталось домашнее животное семейства кошачьих? (“Кот в сапогах”.)

III. “ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК” (Слайды № 31 – 32)

Ведущий. У сказочных героев (на то они и сказочные) необычно всё, начиная от внешнего облика и заканчивая их поступками и судьбой. Если пересказать приключения героя, то его каждый узнает без труда. А сможете ли вы узнать персонажей сказок по какой-либо цветовой детали?

На слайде презентации дети видят символическое изображение сказочного цветка с белой сердцевиной и семью лепестками разного цвета: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. Представитель команды открывает задание, щёлкнув левой кнопкой “мыши” по одному из лепестков либо по сердцевине. Дети узнают сказочного героя (героиню) по описанию, где указана какая-либо цветовая деталь. Правильный ответ можно узнать, щёлкнув левой кнопкой “мыши” в область Ответ. Нажав на специальный значок, можно вернуться к слайду с заданием.

Стоимость правильного ответа – 1 балл.

Задание командам (Слайды № 33 – 49)

Голубой лепесток: “Девочка с кудрявыми голубыми волосами опять высунулась в окошко, протерла и широко открыла заспанные хорошенькие глаза. Эта девочка была самой красивой куклой из кукольного театра...” (Мальвина, героиня книги “Золотой ключик, или Приключения Буратино” А.Толстого.)

Оранжевый лепесток: “Волосы ее, цвета морковки, были заплетены в две тугие косички, торчавшие в разные стороны; нос походил на крошечную картофелину, да к тому же еще и в крапинку – от веснушек... На очень тонкие и худые ноги она натянула длинные чулки разных цветов...” (Пеппи Длинныйчулок, героиня одноименной книги А.Линдгрен.)

Желтый лепесток: “Королевна быстро вышла из-за стола, сбросила белое покрывало, и золотые волосы рассыпались у нее по плечам. И сразу же весь зал заиграл таким блеском от этих волос, что казалось, солнце отдало весь свой свет волосам королевны”. (Златовласка, героиня одноименной чешской сказки, пересказанной К. Паустовским.)

Синий лепесток: “Давно-давно жил один человек. Он был очень богат... Но, к несчастью, борода у этого человека была синяя. Эта борода делала его таким безобразным и страшным, что все девушки и женщины, увидав его, пугались и прятались по домам”. (Синяя Борода, герой одноименной сказки Ш. Перро.)

Зеленый лепесток: “Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине... А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слыш-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить”. (Хозяйка Медной горы, героиня многих сказов П.Бажова.)

Красный лепесток: “Жила-была в деревне маленькая девочка. Мать любила её без памяти, а бабушка ещё больше. Ко дню рождения подарила ей бабушка красную шапочку. С тех пор девочка всюду ходила в своей новой шапочке”. (Красная Шапочка, главная героиня одноименной сказки.)

Фиолетовый лепесток: “...он был не очень складный: чересчур длинное и плотное туловище на коротеньких и тонких ножках, да и голова тоже как будто великовата. <...> На нем был очень красивый блестящий фиолетовый гусарский доломан... Конечно, нелепо было, что при таком костюме он прицепил на спину узкий неуклюжий плащ... а на голову нахлобучил шапчонку рудокопа”. (Щелкунчик, герой сказки Э.-Т.-А. Гофмана “Щелкунчик и Мышиный король”.)

Белая сердцевина: “За окном порхали снежинки; одна из них... начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, укутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось из миллионов снежных звездочек. Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного белого льда и все же живая!”. (Снежная королева из одноименной сказки Х.-К. Андерсена.)

IV. “ВСТРЕЧАЮТ ПО ОДЁЖКЕ” (Слайды № 50 – 51)

Ведущий. “Встречают по одёжке”, - гласит русская пословица. О том, как провожают, мы сейчас упоминать не будем. А поговорим о нарядах сказочных персонажей.

В ходе данного конкурса ребятам предстоит угадать, о каких сказочных героях идет речь, исходя из представленных ведущим сведений о деталях одежды того или иного из них. Ведущий последовательно, в виде тезисов, сообщает необходимую информацию, а помощник ведущего открывает соответствующие слайды презентации. “Узнавание” совершается в три этапа. Если учащиеся сразу же, прослушав первый тезис, могут назвать героиню, команда получает 3 балла. В случае когда персонаж угадан со второй либо с третьей попытки, на командный счёт поступают соответственно 2 балла или только 1 балл.

Задание команде №1 (Слайды № 52 – 57)

Эта героиня:

1) благодаря счастливому стечению обстоятельств обрела весьма респектабельный вид:

“В дорогой собольей душегрейке,/ Парчовая на маковке кичка,/ Жемчуга огрузили шею...”;

2) позднее явилась перед мужем в царском одеянии в окружении грозной стражи;

3) в одночасье лишилась всех нарядов и драгоценностей, оказашись в буквальном смысле слова у разбитого корыта. (Старуха, “Сказка о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина.)

Эта героиня:

1) предупреждала жениха о том, что “...жена не рукавица: / С белой ручки не стряхнешь/ Да за пояс не заткнешь”;

2) носила эксклюзивное украшение в виде небесных светил: “Месяц под косой блестит,/ А во лбу звезда горит”;

3) красотой внешнего облика “Днем свет божий затмевает,/ Ночью землю освещает”. (Царевна Лебедь, “Сказка о царе Салтане...” А.С. Пушкина.)

Этот герой:

1) “так любил наряжаться, что тратил на новые платья все свои деньги” и “на каждый час дня у него был особый наряд”;

2) воспылал желанием иметь наряд с удивительным свойством – быть невидимым для человека глупого;

3) в результате остроумной аферы прогулялся по улицам города без одежды. (Король, “Новое платье короля” Г.-Х. Андерсена.)

Задание команде №2 (Слайды № 58 – 63)

Эта героиня:

1) имела внешность, соответствовавшую её социальному статусу: “...молодица/ Уж и впрямь была царица,/ Высока, стройна, бела,/ И умом, и всем взяла”;

2) однажды переоделась в нищую черницу, дабы отравить соперницу по красоте;

3) обожала любоваться собой перед волшебным зеркалом и хотела всегда слышать, что она “всех румяней и белее”. (Мачеха, “Сказка о мертвой царевне...”А.С. Пушкина)

Эта героиня:

1) была обезображена мачехой, которая натёрла её соком грецкого ореха;

2) привела в восторг принца: “Если ты так добра, как хороша, я наряжу тебя в шёлк и бархат, надену на голову золотую корону, и ты будешь жить в моём дворце”;

3) вынуждена была заниматься странным рукоделием: плести мужские рубашки из крапивы. (Элиза, “Дикие лебеди” Г.-Х. Андерсена.)

Этот герой:

1) стал королём, но, бормоча во сне: “Малый, сшей мне куртку да заштопай штаны!” - выдал своё происхождение;

2) “изо всех сил шил” одежду для горожан, но решил, что “портняжная мастерская слишком тесна для его храбрости”;

3) отправился путешествовать по свету, запоясавшись поясом собственного изготовления с надписью: “Семерых одним ударом”. (Портняжка, “Храбрый портняжка” Я. и В. Гримм.)

V. ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ (Слайды № 64 – 65)

Ведущий. Ни одно сказочное повествование не обходится без волшебных предметов. Чудо-печка, серебряное блюдечко и наливное яблочко, всевозможные колечки и клубочки, дудочки, гребешки. Я уже не говорю о сапогах-скороходах и коврах-самолетах. Да что там ковры – попадаются и сундуки-самолеты. Одним словом, всего не перечислишь!

На слайде презентации игроки видят изображение “волшебных” предметов, “действующих” в различных сказках русских и зарубежных авторов. Ведущий задает вопросы участникам состязаний.

Изображения на слайде: хрустальная туфелька, золотой ключик, пузырёк с надписью “Выпей меня!”, два зонтика: цветной и черный.

Задание игрокам (Слайды № 66 – 70)

Какие сказочные герои владели этими предметами? Расскажите о “действии” выбранного предмета.

Представители команды по очереди рассказывают о волшебных предметах и героях, которые пользовались этими вещами: о Золушке, Буратино, Алисе, Оле-Лукойе. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. За качественный пересказ текста дополнительно добавляется 1 -2 балла.

Ведущий. (Слайд № 71) Вы, конечно, знаете русскую народную сказку про Ивана-царевича и жар-птицу. Вы видите сейчас изображение на слайде: Иван-царевич летит на ковре-самолёте. А какие еще сказочные герои были пассажирами этого волшебного транспортного средства? Может быть, Незнайка, Алиса, Буратино или Пеппи Длинный Чулок? (Старик Хоттабыч и Волька.)

VI. СКАЗОЧНЫЙ БУКЕТ (Слайды № 72 – 73)

Ведущий. Какая бы погода ни стояла у нас на дворе, в Сказочной стране вечное лето. Как приятно жарким летним днем отдохнуть на лесной полянке: птички поют, букашки суетятся, кругом травка-муравка зеленеет и ... цветов видимо-невидимо! Давайте присядем на полянке и поговорим. Разговор, конечно, пойдет о цветах.

Конкурс проходит в форме викторины. На слайде презентации представлены изображения цветов. Отвечая на вопросы ведущего, обучающиеся должны выбрать нужное наименование из предложенного ряда. Правильный ответ увеличивает командный счёт на 1 балл.

Изображения на слайдах: 1) ромашка; 2) роза; 3) ландыши; 4) тюльпаны; 5) подснежники.

Вопросы команде № 1 (Слайды № 74 – 75)

1. “И только женщина поцеловала лепестки, там, внутри, в бутоне, что-то щелкнуло, и цветок распустился. <...> В самой чашечке на зеленом пестике цветка сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом”. В каком цветке родилась Дюймовочка? (Тюльпан.)

2. Королева в одной сказке издала указ о том, чтобы к Новому году ей набрали в лесу корзину весенних цветов. Каких? (Подснежники.)

Вопросы команде № 2 (Слайды № 76 – 77)

1. В Цветочном городе, где жил Незнайка, были улица Колокольчиков, бульвар Васильков. Имя какого цветка носила городская аллея? (Ромашка.)

2. В сказке Перро “Подарки феи” героиня за трудолюбие и добродетель обрела чудесный дар: с её уст при каждом слове падали цветы. Какие? (Розы.)

VII. ЛЮБОПЫТНАЯ АРИФМЕТИКА (Слайды № 78 – 79)

Ведущий. В сказках числовые детали имеют большое значение. Мы не будем сейчас вспоминать подробности, а обратимся к названиям некоторых сказок.

На слайдах презентации записаны названия сказок, где пропущены числовые данные. Также на слайдах представлены цифры: 2, 3, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 100. Игроки должны догадаться, какие цифры нужно вставить в заголовки. Стоимость “вставки” – 1 балл.

Задание команде № 1 (Слайды № 80 – 81)

“Белоснежка и [ ? ] гномов”, “ [ ? ] месяцев”. (7, 12.)

Задание команде № 2 (Слайды № 82 – 83)

“ [ ? ] пряхи”, “ [ ? ] весь свет обойдут”. (3, 6.)

Далее ведущий вручает представителям команд листы бумаги и просит записать другие известные детям названия сказок, где встречаются цифры. Через 2 минуты ведущий осуществляет проверку выполнения задания. Побеждает команда, игроки которой вспомнили наибольшее количество сказок с “цифровыми” названиями.

VIII. БРОДЯЧИЙ СЮЖЕТ (Слайды № 84 – 85)

Ведущий. В устном народном творчестве нередко встречаются сказки со сходным сюжетом. Такие сюжеты, как известно, носят названия бродячих. Писатели любят создавать авторские сказки на основе подобных сюжетов.

Задание командам: найдите сказки со сходным сюжетом и определите лишнее звено в представленном ряду. (Слайды № 86 – 87)

Команды получают 1 балл при условии правильного выполнения задания.

Задание команде № 1: 1) “Белоснежка и семь гномов”, 2) “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, 3) “Волк и семеро козлят”. (Лишнее звено - № 3.)

Задание команде № 2: 1) “Спящая красавица”, 2) “Шиповничек”, 3) “Марья-Моревна”. (Лишнее звено - № 3.)

IX. БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ (Слайды № 88 – 89)

Ведущий. В сказках герои зачастую отправляются в длительное путешествие, выполняют трудные задания. Им бы ни за что не справиться с этими заданиями и не одолеть всех препятствий на пути, если бы не помощь друзей и зверей.

На слайде презентации (слайд № 90) дети видят таблицу, в которой, с одной стороны, представлены изображения животных, а с другой – имена героев. Помощник ведущего вручает детям бумажный вариант слайда (распечатку) и просит установить правильные соответствия, соединив линиями определенные реалии. Через полторы минуты ребята сдают листы, проверка правильности выполнения задания осуществляется с помощью анимированной информации на слайде. За каждое правильно установленное соответствие игроки получают 0, 5 балла.

Представитель фауны Персонаж русских народных сказок
Коровушка Иван-царевич
Щука Иван-дурак
Сивка-Бурка Емеля
Серый Волк Крошечка-Хаврошечка

(Правильные соответствия: Коровушка – Крошечка-Хаврошечка, Щука – Емеля, Сивка-Бурка – Иван-дурак, Серый Волк – Иван-цареввич.)

X. ТЫ, МОЯ МЕЛОДИЯ... (Слайд № 91)

Ведущий. По сказкам снято немало анимационных и художественных фильмов, в которых герои исполняют замечательные веселые песни.

Задание командам: узнайте, герои каких фильмов-сказок пели эти песни. (Слайды № 92 – 93).

Игроки по очереди прослушивают песенки (или фрагменты песен) и озвучивают названия фильмов. (№ 1 – песенка разбойников из мультфильма “По следам бременских музыкантов”, № 2 - песенка про доброго жука из кинофильма “Золушка”, № 3 – песенка старухи Шапокляк из мультфильма “Приключения крокодила Гены”, № 4 – песенка Винни-Пуха и Пятачка из мультфильма “Винни-Пух идет в гости”). Звуковые файлы, включенные в презентацию, взяты с диска “200 лучших детских песенок” (“Сириус-Медиа”, 2009).

XI. СТАРАЯ СКАЗКА НА НОВЫЙ ЛАД (Слайд № 94)

На суд зрителей и жюри команды представляют домашнее задание – весёлое представление, в котором среди действующих лиц оказываются персонажи различных сказок.

Задача соперников – узнать этих сказочных героев. Качество мини-спектаклей оценивается по пятибалльной системе.

По окончании состязаний подводятся итоги, награждаются победители игры. (Слайд № 95.)