Цели и задачи:
продолжать работу с текстом,
отрабатывать навыки по умению ориентироваться в
нем, проследить по тексту, как автор изображает
степи, какие изобразительно-выразительные
средства при этом использует; выявить
особенности изображения человека в повести;
продолжить формирование понятия о природных
комплексах и природных зонах на примере зоны
степей.
Ход урока
Выразительное чтение (читает 1 воспитанник):
Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!... Вся поверхность земли - это зелёно-золотой океан, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Воздух наполнен тысячью разных птичьих свистов. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку... неожиданно послышалось тихое пение.
Звучит казачья песня "Жизнь моя как ветер".
Учитель литературы: – Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы попытаемся связать наши знания по литературе с географией. Сегодня мы продолжим работу над повестью Гоголя “ Тарас Бульба”. Мы знаем, что особенность литературы состоит в том, что она отражает действительность в художественных образах, воспроизводит жизнь во всём её многообразии. Художник запечатлевает на полотне конкретный момент, историк документально воссоздает то или иное событие, географ изучает процессы взаимодействия человека и природы, а литература отражает мир в художественных образах. И одним из художественных средств создания картины природы является ПЕЙЗАЖ (работа с термином).
Пейзаж в литературе - одно из самых мощных средств для создания воображаемого, “виртуально” мира произведения, важнейший компонент художественного пространства и времени.
На уроке мы должны будем проследить, как автор воссоздает образ степи, какие изобразительные средства для этого используют, попытаемся выяснить, какую роль играет пейзаж в произведении и каковы особенности изображения людей в повести Н.В. Гоголя.
Учитель географии: География – наука, которую можно изучать не только по географическим картам, справочникам и учебникам. Изучая географию, мы можем привлекать знания других предметов. Сегодня на уроке мы будем говорить о прошлом и настоящем степей, о том, как человек изменял и продолжает изменять их, продолжим формирование понятия о природных комплексах и природных зонах на примере зоны степей.
Эпиграф к уроку:
Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин.
Достоевский Ф.М.
Воспитанники комментируют слова Ф.М. Достоевского.
Учитель литературы: Обратите внимание на опорные слова, которыми мы будем пользоваться сегодня на уроке (раздаточный материал на партах).
Опорные слова:
ПЕЙЗАЖ, ПОРТРЕТ, ЦВЕТОПИСЬ, ЗВУКОПИСЬ, ПРИРОДНАЯ ЗОНА, УМЕРЕННО-КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ И РЕЗКО-КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ КЛИМАТ, ФЛОРА, ФАУНА.
Учитель географии: Это те понятия, без которых мы не сможем выполнить задачу, поставленную на уроке.
Давайте познакомимся с происхождением слова “степь”.
Воспитанник (материал подготовлен заранее):
Интересно происхождение слова “степь”. Оно происходит от др.-русск. степь - “низина”. Допустимо предполагать, что “степь” (сътеп) от от тепу, т.е. “вырубленное место”. Немецкое stерре “степь” заимствовано из русского. Особенно интересно английское слово stерре, тоже заимствованное из русского и фигурирующее у Шекспира в комедии “Сон в летнюю ночь”; опубликованной впервые в 1600 году. Это говорит о том, что данное слово попало в английский язык уже в ХVI в. Происхождение термина ,,степь" до сих пор не имеет удовлетворительного объяснения. В разных языках мира это слово звучит по-разному, но означает плоское, ровное, открытое место.
Учитель географии: Посмотрите на выставку книг, предложенную нашей библиотекой, рассмотрите гербарий. Эта информация поможет нам в дальнейшей работе.
Погружение: представьте жаркий тёплый летний день, высокое солнце, над землёй – марево, горячий воздух, в котором дрожат очертания предметов. Большая ровная местность поросла буйным ковром трав. Напишите слова-ассоциации к слову СТЕПЬ.
Итак, что же такое степь?
Работа с картой:
Учитель географии: Степь - это безлесное пространство, умеренного пояса с господством травянистых растительных сообществ.
На территории нашей страны степи протянулись от западной границы России с Украины, до дельты реки Волги, далее узкой полосой вдоль границы с Казахстаном, до Урала. И пятнами в Западной и Восточной Сибири. В России выделяются несколько видов степей. У всех степей - приволжских, оренбургских, алтайских, тувинский – свой лик, свой природный нрав, своя история. А нам с вами, ребята, ближе кубанские степи. В Краснодарском крае степи раскинулись в северной части, до реки Кубань.
Учитель литературы: Предлагаем вам
сегодня поработать в группах:
Раздаточный материал для работы в группах 1-3.
Текст 1.
Степь - это безлесное пространство, умеренного пояса с господством травянистых растительных сообществ.
На территории нашей страны степи протянулись от западной границы России с Украины, до дельты реки Волги, далее узкой полосой вдоль границы с Казахстаном, до Урала. И пятнами в Западной и Восточной Сибири. В России выделяются несколько видов степей. У каждой из степей - приволжских, оренбургских, алтайских, тувинский – свой лик, свой природный нрав, своя история. А нам с вами, ребята, ближе кубанские степи. В Краснодарском крае степи раскинулись в северной части, до реки Кубань.
Степь в физической географии — равнина, поросшая травянистой растительностью, в умеренных и субтропических зонах Северного и Южного полушарий. Характерной особенностью степей является практически полное отсутствие деревьев (не считая искусственных насаждений и лесополос вдоль водоёмов и путей сообщения).
На равнинах — природная зона, расположена между лесостепной зоной на севере и полупустынной зоной на юге. Атмосферные осадки от 250 до 450 мм в год. Средние температуры зимних месяцев от 0oС до–20oС, а летних от +20oС до +28oС.
Климат степных регионов, как правило, находится в диапазоне от умеренно-континентального до резко-континентального и всегда характеризуется жарким или очень жарким (до +40 °C) и сильно засушливым летом. Зима в степных регионах всегда малоснежная, с сильными позёмками и метелями, от умеренно мягкой до суровой с трескучими морозами, иногда возможны даже морозы до –40 °C.
Характерная черта степи — безлесное пространство, покрытое травянистой растительностью. Травы, образующие сомкнутый или почти сомкнутый ковёр: ковыль, типчак, тонконог, мятлик, овсец и др. Растения приспосабливаются к неблагоприятным условиям. Многие из них засухоустойчивы либо активны весной, когда ещё остаётся влага после зимы.
Как по видовому составу, так и по некоторым экологическим особенностям животный мир степи имеет много общего с животным миром пустыни. Как и пустыня, степь характеризуется высокой засушливостью. Зимой в степи часто бывают сильные холода, и обитающим в ней животным и растениям приходится приспосабливаться, помимо высоких, ещё и к низким температурам.
Задания к тексту:
1. К какому стилю речи относится текст? Докажите свою точку зрения.
2. Что такое СТЕПЬ?
3. Какие термины связаны со степью? Назовите их.
4. Где расположена область степей? Покажите на карте.
5. Назовите Характерные признаки степи.
6. Обозначьте область степей на карте России.
Текст 2
Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, всё то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Чёрного моря, было зелёною, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною чёрною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем... Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!...
Задания к тексту:
1. К какому стилю речи относится текст? Докажите свою точку зрения.
2. К какому типу речи относиться данный текст?
3. Какое время суток описал автор? Докажите, опираясь на текст.
4. Найдите в тексте примеры ЦВЕТОПИСИ (цветопись - искусство передачи цветов, красок окружающего мира языком художественного произведения). Впишите цветовые названия в опросный лист.
5. Найдите в тексте примеры ЗВУКОПИСИ (звукопись - совокупность приёмов для усиления звуковой выразительности художественной речи, повтор гласных (ассонанс) и согласных (аллитерация) звуков). Впишите результат своих исследований в опросный лист.
6. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? Соберите эти термины в "ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОМ ЛОТО".
Защитите свой мини-проект.
Текст 3
Вечером вся степь совершенно переменялась. Все пёстрое пространство её охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по ней, и она становилась тёмно-зелёною; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру*, и вся степь курилась благовонием*. По небу, изголуба-тёмному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками лёгкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щёк. Вся музыка, звучавшая днём, утихала и сменялась другою. Пёстрые суслики выползали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединённого озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе. Путники слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист, стрекотанье, – всё это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух. Если же кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и тёмная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летали по тёмному небу.
Задания к тексту:
1. К какому стилю речи относится текст? Докажите свою точку зрения.
2. К какому типу речи относиться данный текст?
3. Какое время суток описал автор? Докажите, опираясь на текст.
4. Найдите в тексте примеры ЦВЕТОПИСИ (цветопись - искусство передачи цветов, красок окружающего мира языком художественного произведения). Впишите цветовые названия в опросный лист.
5. Найдите в тексте примеры ЗВУКОПИСИ (звукопись - совокупность приёмов для усиления звуковой выразительности художественной речи, повтор гласных (ассонанс) и согласных (аллитерация) звуков). Впишите результат своих исследований в опросный лист.
6. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? Соберите эти термины в "ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОМ ЛОТО".
Защитите свой мини-проект.
ЗАЩИТА РАБОТ (гр. 1, 2, 3, 6)
Эвристическая беседа:
ЦВЕТОПИСЬ
Кроме необъятности, степь поражает читателя многообразием красок. Это называется цветописью.
– Каков же основной фон степной поверхности?
Вывод: Цвета действуют на душу, могут возбуждать мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют.
ЗВУКИ СТЕПИ. ЗВУКОПИСЬ.
– Найдите в тексте примеры звукописи.
АССОНАНСЫ "И", "О" - днём
АЛЛИТЕРАЦИИ "С", "Щ" - ночью
Звукопись органически связана с содержанием, это обеспечивает тексту единство слова и образа, придает звуковой инструментовке яркую изобразительность.
– Множество звуков, обилие красок – все это создает яркую, неповторимую картину природы.
ЗАПАХИ СТЕПИ (ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ)
Степь днем и степь ночью...
1. Какие изменения в степной жизни вы увидели?
2. Чего стало больше, а чего меньше, а, может быть, что-то совсем исчезло? (Вечером стало больше запахов, они преобладают над всем в вечернее время:
“каждый цветок, каждая травка испускала амбру (работаем со словом) – аромат, приятный запах –
вся степь курилась благовонием(работаем со словом) – устар. аромат, приятный запах (Ожегов)”
Самый внимательный читатель может заметить еще и ОСЯЗАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ.
По словарю Ожегова, осязание – это ощущение давления, тепла, холода, возникающее при прикосновении кожи к чему-нибудь. (“И самый свежий, обольстительный ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щек”.)
– До чьих щек дотрагивался ветерок? (до щек людей, находящихся в степи.)
– Значит все изменения, происходящие в степи ночью, даны с точки зрения героев.
– Какую роль играет пейзаж в художественном произведении? (Раскрывает красоту окружающего мира, передает настроение, внутреннее состояние героев.)
А как влияет природа на формирование характера?
Чем обусловлен русский характер — наследственностью, климатом, социальным строем или условиями ландшафта?
Бескрайние степи сформировали характеры Тараса, его сыновей и всех казаков-героев повести.
ЗАЩИТА ЗАДАНИЯ ГРУППЫ № 6.
ПОРТРЕТ (работа с термином).
Портрет в литературе — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает характер своих героев и выражает своё отношение к ним.
Какими качествами наделены герои Н.В. Гоголя, какие качества формируют степи?
Ответ: Непредсказуемое стратегическое мышление, полное отсутствие страха и высокую выносливость.
Вывод: таким образом, в повести Гоголя “Тарас Бульба” мы видим связь картин природы с внутренним миром персонажей. Гоголевские герои ограниченно вписываются в мир природы и сливаются с ней, потому что степь это их родная земля, их Родина.
Таким образом, степь у Гоголя является образом Родины.
Вернемся к эпиграфу и прокомментируем его смысл.
Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин.
Достоевский Ф.М.
Работа со словом:
Гражданин - человек, служащий родине, народу, обществу, заботящийся об общественном благе.
Подведём итоги:
Учитель географии: Мы увидели связь реальной жизни в степи с художественной литературой. Давайте подведём итог. Каков внешний облик зоны? (Безлесная зона умеренного пояса). Мы видим сплетение компонентов природы. А зачем надо знать их? (Человек должен бережно относиться к природе, пользоваться её богатствами, но и сохранять природное равновесие).
Учитель литературы: Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог. Чем хороши степи? (Своей широтой и необъятностью, своей красотой и многоцветием, своей мелодичностью, своим обилием запахов. Степи - частица России, нашей Родины).
Я надеюсь, что каждый из нас унесёт с этого урока частичку любви к степи, к Родине.
Благодарим всех за урок и желаем успехов!
Выразительное чтение (читает 1 воспитанник):
Волшебные звуки степной суеты.
Чириканье птиц и шуршанье ковыли.
Прозрачные росы святой красоты.
И бег лошадей среди дремлющей пыли.Волнуют мой слух и чаруют мой взор.
Среди васильков и солодки примятой
Вдыхаю всей грудью рассвета простор,
Который так пахнет любовью и мятой.
С.Ковыль