Многолетняя работа по технологии критического мышления привела меня к системе уроков в рамках стратегии смыслового чтения. Метапредметные связи помогают полнее постичь авторский текст, Обобщающие уроки эффективней проводить интегрировано: русский язык и литература, литература и история. Представленный урок является интегрированным (русский язык, литература и библиотечный поиск).Форма работы групповая. На таком уроке учащиеся глубоко проникают в текст, самостоятельно делают выводы, погружаясь в художественное произведение. Интеграция помогает глубже понять произведение, увидеть взаимосвязь представленных в тексте рассуждений. погрузиться в духовный мир героев. Такие уроки переводят общение в дискуссионное русло. Учащиеся всецело проявляют творческие и организаторские способности. У ребят вырабатывается психологическая и коммуникативная способности. Групповая форма работы помогает обнаружить истину, услышать разные точки зрения. Это активизирует учеников, расширяет их кругозор, также помогает контролировать знания учеников учителю. Для более удачного проведения интегрированный урок должен быть продуман всеми участниками: учителями-предметниками, учениками. Все должны быть подготовленными к серьёзному разговору.
Необходимая подготовка к интегрированному уроку:
- Планирование урока;
- Предварительная работа с учащимися:
- Работа с библиотечными каталогами по сбору необходимого материала
- Прочтение рассказа
- деление на группы
- Самостоятельная подготовка учащихся:
- Работа в библиотеке, с интернет-ресурсами;
- По необходимости — консультации с преподавателями-предметниками
- Рефлексия;
- Контроль знаний.
Тип урока: обобщающий.
Форма урока: комбинированный, интегрированный (русский язык, литература, библиотечный урок), урок в рамках стратегии смыслового чтения.
Технологии, применяемые на уроке:
- технология применения средств ИКТ в предметном обучении;
- технология интеграции в образовании;
- технология критического мышления.
«Земля – последнее, что у нас еще есть… Нет ничего дороже для человека, чем земля и вода. Где бы мы ни родились и ни выросли, мы происходим из того и от того, что дает нам своя родная вода и земля. Во всем – в облике, речи, привычках и так далее. Любовь к песне, стиху, душа наша – все от нашей земли».
В.Г.Распутин
(взаимосвязь темы, идеи и композиции в рассказе В. Г. Распутина «Век живи – век люби»)
Цели:
Цели учителя: |
Цели ученика: |
|
|
ХОД УРОКА
1. Стадия вызова
– Ребята, уже совсем скоро вы закончите 11 класс. Впереди у нас расставание. Что вы пожелаете друг другу? Какие напутственные слова вы хотели бы услышать от родителей, учителей? Хотели бы вы услышать это напутствие из уст мудреца, того, кто знает, в чём смысл жизни, кто мог бы помочь осуществить выбор, в общем, передал бы нам всем ключ счастья? Каждому из нас он сказал бы что-то своё.
– Сегодня такая возможность у нас есть, и слова мы услышим, и ключ от счастья получим, но мудрые слова нужно найти, понять и осознать. Для этого поиска понадобятся знания по русскому языку, литературе, библиотечному поиску и ваша проницательность.
Итак, я прошу озвучить цель урока:
- Понять, в чём смысл человеческой жизни по рассказу В.Г.Распутина «Век живи- век люби».
- Выявить авторскую позицию в рассказе.
- Увидеть взаимосвязь темы, идеи и композиции рассказа В. Г. Распутина «Век живи – век люби».
– Сегодня на уроке русского языка мы работаем с текстом.
I. Актуализация знаний (инвентаризация знаний по технологии критического мышления)
На доске «Человек и Родина»
– Это текст? Почему? (актуализация признаков текста)
– Что нужно сделать, чтобы получился текст?
– Напишите 2-3 предложения на заданную тему (создание «продукта» в группах, парах).
– Наши наблюдения будем отражать на доске
– Чем похожи и чем различаются тексты? Соблюдено ли тематическое и идейное единство? (получатся тексты тематически похожие, но различные идейно)
Выход на взаимосвязь темы и идеи (слово «взаимосвязь» снова в работе)
Итак, какие правила нужно соблюдать при создании текста? (взаимосвязь темы, идеи, стиля, типа речи)
Переход к грамматическим связям в тексте
На доске текст с пропуском слов, отражающих грамматические связи. Ваша задача - восстановить слова. Восстановленные слова будут отражать грамматические связи (слово «взаимосвязь» снова в работе)
Любовь к Родине – то же, что чувство к матери, вечная благодарность ей и вечная тяга к самому близкому существу на свете. …..дала нам все, что мы имеем, каждую клеточку нашего тела, каждую родинку и каждый изгиб мысли. Мне не однажды приходилось говорить о патриотизме, поэтому повторяться не стану. Напомню лишь, что ……. – это не только постоянное ощущение неизбывной и кровной связи со своей землей, но прежде всего долг перед нею, радение за ее духовное, моральное и физическое благополучие, сверение, как сверяют часы, своего сердца с ее страданиями и радостями. Человек в …… – словно в огромной семейной раме, где предки взыскуют за жизнь и поступки потомков и где крупно начертаны заповеди рода. Без …… он – духовный оборвыш, любым ветром может его подхватить и понести в любую сторону. Вот почему безродство старается весь мир сделать подобным себе, чтобы им легче было управлять с помощью денег, оружия и лжи. Знаете, больше скажу: человек, имеющий в сердце своем …., не запутается, не опустится, не озвереет, ибо она найдет способ, как наставить на путь истинный и помочь. … и силу, и веру даст.(В.Г.Распутин)
Назовите виды связей в предложенном тексте В.Г.Распутина. (Дети выбирают виды связи из предложенных и крепят их на магниты). Наблюдение отражаем на доске.
Учитель: Итак, именно Родина помогает человеку обрести истинный путь, не запутаться, не опуститься и не озвереть. Эти слова являются напутствием великого русского писателя, В.Г.Распутина.
Учитель: Каким было наше знакомство с сибирским прозаиком?
Слово ученика: рассказ о В. Г. Распутине (индивидуальное сообщение учащегося с акцентом на постижении нами его творчества)
Слово учителя: Сегодня мы в гостях у В.Г.Распутина. Основой для нашего разговора будет рассказ писателя «Век живи- век люби».
– Что предполагает нам сказать В.Г.Распутин своим заглавием?
(дети говорят о своём первоначальном понимании заглавия).
Учитель: Всё ли мы поняли, не пропустили ли что-то важное, прочитав произведение? Каждый из нас может сегодня об этом подумать, используя известные ориентиры.
Далее запланированная групповая работа: класс разделен на 3 группы.
Задание группам:
– Вам необходимо пройти следующим путём,
1. Прочитать текст вслух.
2. Выделить ключевые слова.
3. Обозначить тему текста.
4. Сформулировать идею фрагмента произведения.
Микротекст №1
1.Тому, кто не имеет ее, самостоятельность кажется настолько привлекательной и увлекательной штукой, что он отдаст за нее что угодно.
2.Саню буквально поразило это слово, когда он всмотрелся в него.
3.Не вчитался, не вдумался, там и вдумываться особенно не во что, а именно всмотрелся и увидел.
4. "Самостоятельность" - самому стоять на ногах в жизни, без подпорок и подсказок - вот что это значит.
5. Иногда для важного решения не хватает пустяка; так произошло и на этот раз: как только Саня увидел, что такое самостоятельность, он словно бы встал на свое собственное, ему принадлежащее место, где ему предстояло сделаться самостоятельным, встал так уверенно и удобно, что никаких сомнений, но могло быть, его ли это место, и решил: все, хватит.
6. Хватит ходить по указке, поступать по подсказке, верить сказке...
7. Пятнадцать лет человеку, а для папы с мамой все ребенок, и никогда это не кончится, если не заявить раз и навсегда: сам. Сам с усам.
8. Я - это я, это мне принадлежит, в конце концов мне за себя в жизни ответ держать, а не вам.
9. Конечно, он не собирался переходить границы, в этом не было необходимости, но границы собирался пораздвинуть.
10. И удивительно: стоило Сане принять решение, ему сразу же повезло. 11.Еще в начале лета папа с мамой никуда не собирались, но, вернувшись из спортивного лагеря, где Саня провел июнь, он вдруг узнал, что они уезжают.
Тема - самостоятельность.
Идея: для того, чтобы стать взрослым, необходимо принять решение о самостоятельности. Самостоятельность- залог взрослого, серьёзного отношения к жизни.
Давайте выясним значение этого слова по словарю С.Ожегова.
– Попытаемся определить значение слова через ключевые слова текста, ассоциативные связи, подбор синонимов (внутрипредметные связи). Составьте своё определение «самостоятельности» в контексте рассказа Распутина (приём смыслового чтения: составление определения через ассоциативно-синонимичные смысловые связи). Итог: осмысление понятия «самостоятельность» в контексте произведения В.Г.Распутина, а значит, осмысление идейно-авторской наполняемости этого слова.
Самостоятельность (по словарю Д.Ушакова), самостоятельности, мн. нет, жен.
1. Отвлеч. сущ. к самостоятельный. Самостоятельность государства. Самостоятельность работы.
2. Независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи.
– Что вы можете сказать об определении «самостоятельности» в словарной статье и микротексте из рассказа В.Г.Распутина? С чем вы согласились бы? (В тексте писателя-сибиряка слово самостоятельность вмещает в себя дополнительное значение: принимать решение в выборе своего пути, определении своего места в жизни).
– Сравните его со значением в словаре и сделайте вывод.
– Какое определение более глубокое? (дети делают вывод, что определение в тексте В.Г.Распутина боле наполненное).
Микротекст№2
1.'Не может быть,- не однажды размышлял Саня,- чтобы человек вступал в каждый свой новый день вслепую, не зная, что с ним произойдет, и, проживая его лишь по решению своей собственной воли, каждую минуту выбирающей, что делать и куда пойти.
2.Не похоже это на человека.
3.Не существует ли в нем вся жизнь от начала и до конца изначально и не существует ли в нем память, которая и помогает ему вспомнить, что делать.
4.Быть может, одни этой памятью пользуются, а другие нет или идут наперекор ей, но всякая жизнь - это воспоминание вложенного в человека от рождения пути.
5.Иначе какой смысл пускать его в мир?
6.Столь совершенного, совершенству которого Саня начинал удивляться все больше и больше, все больше упираясь в этом удивлении в какую-то близкую и ясную непостижимость; столь законченного в своих формах и способностях и столь возвышенного среди всего остального мира - и вдруг, как перекати- поле, на открытую дорогу - куда ветром понесет?
7.Не может быть!
8.К чему тогда эти долгие и замечательные старания в нем?
9.Столько сделать внутри и оставить его без пути?
10.Это было бы чересчур нелепо и глупо'.
Тема - память, провидение, Божий промысел.
Идея: всё в этом мире впитывает нравственная память человека.
Память - нравственные ориентиры человека, которые даются ему Богом, его предками, Родиной.
–Давайте выясним значение этого слова по словарю (Д.Ушакова)
Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления. Острая память.
«Рыцарихотят послушать твоих песен, коли страх не отшиб у тебя памяти» Пушкин.
«Память может изменить вам» Чернышевский.
Зрительная память. Находясь в здравом уме и твердой памяти(формула завещания; устар.).
Лишиться памяти.
– Отличается ли по значению слово во фрагменте текса В.Г.Распутина или оно полностью совпадает со значением, данным в словарной статье?(В тексте писателя-сибиряка слово память вмещает в себя дополнительное значение- нравственная память, совесть, память- судьба, предначертанная Богом)
– Почему автор В.Г.Распутин настойчиво связывает понятие «нравственности» и «памяти»?(именно нравственная память позволяет человеку разграничить добро и зло, осуществить правильный выбор в пользу добра).
Микротекст №3
1.Он и не заметил, как набрал один бидон, потом другой...
2.Ведро было полнехонько, а он только разохотился.
3.Обвязав сверху ведро чистой тряпицей, которую он для этой надобности и прихватил с собой, чтобы не высыпалась по дороге ягода, он неторопливо стал спускаться по тропке обратно.
4.Митяй, не разгибая спины, рывками шевелился за строем реденьких березок справа, дядю Володю видно не было, он, похоже, предпочитал оставаться один.
5.От избытка счастья Саня сладостно вздохнул - так хорошо было, так светло и покойно и в себе и в мире этом, о бесконечной, яростной благодати которого он даже не подозревал, а только предчувствовал, что она где-то и для кого-то может быть.
6.Но чтоб для него!.. И в себе, оказывается, многого не знал и не подозревал - этого, например, нечеловечески сильного и огромного чувства, пытающегося вместить в себя все сияние и все движение мира, всю его необъяснимую красоту и страсть, всю обманчиво сошедшуюся в одно зрение полноту.
7. Саню распирало от этого чувства, он готов был выскочить из себя и взлететь, поддавшись ему... он готов был на что угодно.
Тема: гармония с миром.
Идея: чтобы быть счастливым, человеку необходимо быть в гармонии с миром, природой, видеть и замечать прекрасное вокруг.
–Давайте выясним значение этого слова по словарю (Д.Ушакова)
Гармония – (греч. harmonia связь стройность, соразмерность), соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В древнегреческой философии организованность космоса, в противоположность хаосу.
Согласованность, стройность в сочетании чего-н. Г. звуков. Г. красок. Душевная г. Г. интересов.
– Какой ввод мы можем сделать после этой работы? Гармония в тексте: - спокойное осознание себя в этом мире, ощущение его света и благодати, согласие с самим собой и с миром. Чувство, вмещающее в себя красоту и страсть, чувство, придающее решимость человеку.
(сравнение определений основополагающих понятий текста через смысловые связи и словарных статей этих понятий по словарям)?
Ключевые понятия отрывков крепятся на доске (самостоятельность, память, гармония.)
– Почему именно на эти слова, понятия обращает внимание писатель?
– Что необходимо человеку для счастья?(самостоятельность, нравственная память и гармония с миром)
– Почему их открывает для себя подросток, а не взрослый человек? Пятнадцатилетний Саня только начинает осознавать себя как личность.
Юный герой пытается найти ответы на волнующие его вопросы, остро переживает момент своего самоопределения. Что он за человек?
Какова же его природа, зачем он явился на землю и что такое мир, где он оказался? Вечные вопросы, но для Сани они первые, и разрешить их нужно именно ему и для себя.
– На что обращает наше внимание в заголовке В.Г.Распутин? Какой смысл вложил Распутин в заголовок? (мы возвращаемся к тому, с чего начали)
– Какая возникает аналогия? – Что использовал для своего заголовка писатель? (поговорку, вернее её часть).Век живи — век учи́сь
– Дайте, пожалуйста, справку об этой поговорке из словаря.
Устойчивое сочетание (поговорка). Используется в качестве самостоятельной фразы.
Варианты:
- век живи, век учи́сь.
- век живи, век учись, а дураком помрёшь
Всегда следует чему-либо учиться; даже будучи (или считая себя) очень опытным, человек должен оставаться открытым для новых знаний.
Давайте сравним эти высказывания, выясним общие и различные черты (кольца Венна).
Век живи - век учись |
Общее |
Век живи - век люби |
Пословица. |
Посвящены человеку, его отношению к жизни. |
Авторское высказывание |
Смысл заключается в осознании человеком постоянного приобретения знаний. |
Адресованы всем людям |
Смысл заключается в осознании человеком необходимости любить всё вокруг: людей, Родину, всё живое. |
Поговорка «век живи - век учись» и заголовок рассказа крепятся на доске.
Учитель: Работая с микротемами, погружаясь в текст, мы можем сказать об идее рассказа?
Итак, тезис, открытый нами на уроке по рассказу В.Г.Распутина «Век живи – век люби»:
Становление человека невозможно без самостоятельного…, стремления обрести духовную память и постижения гармонии мира и своего места в нем.
Учитель: Прислушаемся мы к словам классика или нет – дело каждого из нас. Это мнение классика о пути к благополучию и счастью.
– Итак, резюме урока.
– Чем мы занимались и к каким выводам пришли?
– Назовите ключевые слова урока? (взаимосвязь и поиск)
(увидели взаимосвязь темы, идеи и композиции в рассказе В.Г. Распутина «Век живи – век люби», обнаружили тесную взаимосвязь уроков, связанных со словом: русского языка , литературы, библиотечного урока).
– Все эти выводы можно отразить в рисунках, граф-схемах.
(На лоске крепятся граф-схемы урока).
Домашнее задание: Тезис, который мы сформулировали, доказать примерами из рассказа Распутина «Век живи – век люби».