Цель урока:
- привлечь внимание школьников к вопросам доброты, порядочности, нравственной чистоты, охране и защите окружающей природы;
- формировать активную жизненную позицию учащихся.
Ход урока
Учитель:
– Ребята, вы знаете, что 2017 год объявлен Годом экологии в России. И это не случайно. Важно привлечь внимание всех людей к обеспечению экологической безопасности не только в нашей стране, но и во всём мире.
Как вы понимаете слово экология?
Дети:
– Это наука, которая изучает взаимосвязь между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой.
Учитель:
– Что такое, по-вашему, экология души?
Дети:
– Это забота о нравственной чистоте человека, о развитии его души.
Учитель:
– Сегодня на уроке мы будем говорить о рассказе Евгения Носова «Кукла».
Показ слайдов презентации 1,2,3.
Вы прочли рассказ, постарайтесь определить: какие проблемы решает автор в своём произведении?
Дети:
– Состояние родной природы.
– Бездуховность людей, их отношение к игрушкам (куклам), напоминающим человека.
– Доброта, порядочность, нравственная красота человека.
– Воспитание детей.
– Связь военного времени и современности.
Учитель:
– Как в начале рассказа описывается природа?
Дети:
– Носов описывает красивый курган, парящих над ним коршунов, бурную реку, живущего в ней хозяина – сома, рыбалку.
(Прочесть вслух начало рассказа).
Учитель:
– Что происходит дальше?
Дети:
– Спустя несколько лет рассказчик не узнал реки: «Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов – быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые забронзовелые язи. Ныне…всюду, где пока свободно от трав, прёт чёрная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей…», «…там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину…».
Учитель:
– О чём говорит нам состояние природы?
Дети:
– О пагубном воздействии человека на природу, о том, что люди не заботятся о чистоте реки, загрязняют её. ( Показ слайда 4 презентации).
Учитель:
– Почему автор вспоминает о военном времени? Есть ли тут связь с событиями, возмутившими Акимыча и самого рассказчика?
Дети:
– Акимыч и рассказчик воевали, оба были ранены, лежали в госпиталях, видели страшные картины войны. Акимыч был сильно контужен. Всё то, что происходит вокруг, Акимыч воспринимает как личную трагедию.
Учитель:
– Что увидели Акимыч и рассказчик в придорожном кювете?
Дети:
– Куклу, над которой кто-то цинично глумился.
Учитель:
– Прочтём вслух слова Акимыча об увиденной им кукле: «С куклой это не первый случай…» до слов: «А главное – учителя: они ведь тоже мимо проходят… Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!.. Эх!..»
– О чём заставляют задуматься эти слова и весь рассказ?
Дети:
– Мы должны задуматься о том, что кукла – это подобие человека. Играя в куклы, ребёнок наделяет их именами, нянчит, как настоящих детей, укладывает спать, кормит, заботится о них. Игрушки нужно беречь. Если мы по-доброму относимся к куклам, то мы по-доброму будем относиться и к природе. Добрый человек никогда не погубит ни цветка, ни птички. Если человек с детства научиться любить всё живое вокруг, то, став взрослым, он постарается не причинять зла и своей планете.
Ученики читают стихотворения: (Показ слайдов с 5 по 9 презентации).
Е. Смирнова «Давайте Землю украшать…»
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать цветы, цветы сажать повсюду!
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая,
Прекрасная, как лето, как зима…
Она у нас одна, одна такая!
Я. Аким «Наша планета»
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нет!
Домашнее задание по выбору: написать короткое сочинение на тему «Красота окружающего мира» или сравнить рассказ Е. Носова «Кукла» и стихотворение К. Случевского «Кукла».
В конце урока слушаем песню «Прости, Земля!» в исполнении группы «Земляне».