Повесть А.С.Пушкина "Метель". Особенности композиции, авторская ирония, символика образа метели

Разделы: Литература


Аннотация

Материалы данной статьи помогут учителю построить систему уроков по изучению повести А.С. Пушкина «Метель», определить приемы и формы работы с текстом, раскрыть особенности композиции, авторской иронии и символику образа метели.

“Повести Белкина” А.С. Пушкина вызывают живой интерес у школьников. Учителю нужно так организовать работу над повестями, чтобы интерес у ребят не пропал, чтобы у них возникала потребность вновь и вновь перечитывать эти произведения.

Повесть “Метель” входит в цикл “Повестей Белкина”, написанный А.С. Пушкиным в 1830 году в Болдино, и изучается учащимися в 6 классе.

Как изучать повесть “Метель” в школе? Учитель определяет для себя задачи, которым будет подчинен анализ повести “Метель”. Наметим некоторые из них:

  1. Познакомить с особенностями композиции и пушкинской иронией;
  2. Дать историко-бытовой комментарий повести;
  3. Раскрыть духовную эволюцию героев (Марьи Гавриловны и Бурмина);
  4. Определить символику образа метели;
  5. Рассмотреть нравственно-эстетические аспекты повести.

Эти установки на анализ помогут определить содержание уроков по повести “Метель”.

На первом уроке важно выяснить восприятие учащимися повести до ее изучения в классе, а потом перейти к углубленному анализу (обратить внимание на эпиграф, соотнести его с содержанием повести, рассмотреть образы главных героев, мотивы их поступков, познакомить учащихся с авторской иронией).

На втором уроке необходимо продолжить анализ повести, проанализировать страницы, посвященные описанию метели, и провести сравнительно-сопоставительную работу данного отрывка со стихотворением Пушкина “Бесы”; познакомить шетиклассников с понятием и особенностями композиции повести “Метель”; выявить авторскую позицию и идейный замысел повести.

В нашей работе не будет освещен подробно весь ход анализа повести. Мы остановимся на наиболее важных, с нашей точки зрения, проблемах, покажем работу над ними в 6 классе.

Прежде чем приступить к анализу любого художественного произведения, учителю необходимо предложить школьникам вопросы, ориентированные на первичное восприятие текста. Подобная работа направлена на то, чтобы определить личностное отношение шестиклассников к прочитанному произведению. Назовем эти вопросы:

  1. Интересно ли было читать повесть?
  2. Какой эпизод показался вам наиболее ярким?
  3. Кто из действующих лиц “Метели” вызывает у вас наибольшие симпатии? Почему?
  4. Почему повесть называется “Метель”? Кто является главным героем повести?

Важной и значимой для дальнейшего анализа текста является работа над эпиграфом. На уроке ребята выясняют, что эпиграф взят из баллады Жуковского “Светлана”. Учитель обращает внимание класса на тот факт, что Пушкин хотел взять в качестве эпиграфа отрывок из своего стихотворения “Бесы”, но это показалось ему неудобным, и он обратился к балладе Жуковского. Важно подчеркнуть, что эпиграф поясняет основную идею повести. В качестве индивидуального задания преподаватель предлагает сильным ученикам составить дома устно или письменно рассказ, стихотворение другого содержания на основании этого эпиграфа. Данная работа является замечательным упражнением по развитию речи учащихся, способствует пробуждению интереса к произведению и “включению” эмоционально-ассоциативной сферы мышления ученика, формирует литературно-художественные умения.

Продолжая анализ повести, учитель предлагает классу следующую группу вопросов: Как вы понимаете выражение “Марья Гавриловна была воспитана на французских романах, и, следовательно, была влюблена”? Как Маша себя чувствовала накануне бегства? Почему? Почему Пушкин называет Машу “преступницей”? Найдите строки, в которых говорится о чувствах молодых людей. Как, по вашему мнению, рассказчик относится к влюбленным? Вопросы раскрывают содержание произведения, поступки и поведение героев.

Именно на этом этапе учитель знакомит школьников с авторской иронией – тонкой насмешкой, выраженной в скрытой форме. Преподаватель покажет детям, что ироническая интонация не покидает автора на протяжении всей повести. “Уже с самого начала повести описание мирной, благодушно-бессодержательной жизни обитателей поместья Ненарадова и упоминание об “эпохе, нам достопамятной” говорит о подчеркнуто-ироническом отношении автора к безмятежной жизни семьи доброго Гаврилы Гавриловича Р.”( Гукасова А.Г. “Повести Белкина”//Болдинский период в творчестве А.С. Пушкина. – М., 1973, с. 164).

Важно подчеркнуть, что авторская ирония встречается и там, где речь идет о Марье Гавриловне и о Бурмине, о ненарадовском житье-бытье. Различные способы создания иронической интонации отмечает исследователь Гукасова: это и соседство неожиданных эпитетов, определений и введение алогичных фраз (“стройная, бледная и семнадцатилетняя девица”; “Бурмин нашел Марью Гавриловну у пруда, под ивою, с книгою в руках и в белом платье, настоящей героиней романа”; “раненый гусарский полковник Бурмин с Георгием в петлице и с интересной бледностью”), беглыми, но многозначительными комментариями, бытовыми деталями, дорисовывающими образ Марьи Гавриловны. (“Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и, следовательно, была влюблена”), введением неожиданных сравнений и метафор (замужняя невеста Марья Гавриловна названа “девственной Артемидой”, имение ее –“замком”, поведение с Бурминым –“военными действиями”).

Исследования А.Г. Гукасовой помогут учителю и учащимся безошибочно найти авторскую иронию в тексте. Преподаватель объясняет школьникам, с какой целью Пушкин вводит иронию, какую роль она играет в “Повестях Белкина”.

Вопросы: Что вы можете сказать о поведении Марьи Гавриловны и Владимира? Почему Владимир не обрадовался предложению родителей Марьи Гавриловны, а ответил “полусумасшедшим письмом”? –помогают ребятам понять, что главные герои –романтики, которые окружили себя вымышленным миром, созданным французскими романами. Этим и объясняются их поступки, поведение, отношение к жизни.

Учитель-словесник может предложить классу следующую работу: мальчики, от лица Владимира, должны написать “полусумасшедшее письмо” родителям Маши; а девочки –от лица Маши –письмо подруге накануне венчания. Преподавателю нужно помочь детям продумать содержание письма, стиль, язык, обращение, концовку, подпись. Данный вид работы направлен на развитие устной и письменной речи шестиклассников. Это позволяет разнообразить урок, ближе воспринять события, которые описывает А.С. Пушкин, лучше понять поведение главных героев, научиться сочувствовать и сопереживать им.

На первом уроке шестиклассники рассказывают о жизни Бурмина, о чертах его характера, особенностях поведения.

Изучая повесть А.С. Пушкина “Метель” учащимся трудно заметить и правильно оценить символику образа метели. Ученикам должен стать понятным образ метели как символ стихии жизни, в которой человеку необходимо отыскать свою дорогу. Они осознают, насколько не случаен и значим в повести конфликт “путник и метель” (Г.П. Макогоненко).

Чтобы учащиеся пришли к понимаю этого вопроса, на втором уроке учитель проводит сравнительно-сопоставительную работу отрывка, посвященного описанию метели, со стихотворением А.С. Пушкина “Бесы”, прослушиваются “Музыкальные иллюстрации” к повести “Метель” Г.В. Свиридова, в частности, иллюстрация “Тройка”.

Учитель обращает внимание на тревожность первой музыкальной строфы. Тройка – дорога – судьба – тревога, сомнения – вся эта линия ассоциаций так знакома и так дорога русскому читателю. Ребятам предлагается вспомнить судьбоносные дороги героев Пушкина: путь-дорогу царевича Елисея и Руслана, роковую встречу в дороге Олега и кудесника, домик станционного смотрителя на одной из дорог России, где так странно –трагически переплелись судьбы четырех людей, и, конечно, дорогу, которая повернула жизнь Марьи Гавриловны и Владимира Николаевича в совершено неожиданном направлении, дорогу через метель, дорогу “Метели”. На уроке литературы хорошо подготовленный ученик еще раз читает ту страницу повести, где рассказывается о несчастной поездке Владимира в Жадрино. Учитель просит ребят внимательно вглядеться в описание метели.

Преподаватель знакомит ребят со стихотворением “Бесы”, обращает внимание учащихся на то, что это стихотворение тоже о дороге, о зимней дороге, о встрече с зимней стихией, и тоже о судьбе. Очень важно при сопоставлении “Метели” и “Бесов” обнаружить сходство картин, сюжетов. Помощь в работе учителя при изучении повести “Метель” могут оказать материалы статьи Н. Коршуновой “Бесы” Пушкина в VII классе: На пути от “Метели” к бурану “Капитанской дочки”. Здесь представлен глубокий сравнительно-сопоставительный анализ этих произведений.

Шестиклассники приходят к выводу, что и повесть “Метель” и стихотворение “Бесы” не просто о том, как люди заблудились в зимней стихии, но и каком-то кризисе в жизни человека. Все подхвачено кружением этой безотчетной стихии, все дороги –судьбы заметает эта мутная метель ...

На наш взгляд, на втором уроке можно предложить учащимся задание сравнить поведение Владимира и Бурмина во время метели, проследить, насколько активно ведут себя герои. Поведение героев в критической ситуации оказывается мерилом активности их поведения в жизни.

Так, ребята, еще раз перечитывая сцену метели, наблюдают за поведением Владимира, его душевным состоянием: спокойная уверенность (”дорога была ему знакома, а езды всего двадцать минут”) сменяется неуверенностью и новыми усилиями (“Владимир старался только не потерять настоящего направления”); тщетность усилий приводит к беспокойству; беспокойство сменяется мелькнувшей на миг надеждой (“нашел дорогу...”); надежда сменяется нарастанием беспокойства (“Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес”); нарастание беспокойства переходит в тревогу; тревога приводит к новым усилиям, к новой надежде: добыть лошадь, проводника, и, наконец, вся эта гамма чувств завершается отчаянием.

Шестиклассникам важно понять, что последовательное описание душевного состояния Владимира, нарастание его горя: (“слезы брызнули из глаз его..”; “Владимир остался недвижим, как человек, приговоренный к смерти...”; “Владимир не говорил ни слова”) переходит в обобщение: “человек уверенно шел к поставленной цели, он не достиг ее, он погиб, но он до последних сил и возможностей боролся со всеми препятствиями, которые были на его пути”. (Гукасова А.Г. “Повести Белкина” //Болдинский период в творчестве А.С.Пушкина. – М., 1973, с. 167.)

Анализируя отрывок, посвященный Бурмину, важно подчеркнуть, что метель для него –причина беспокойства: “... как вдруг поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщик советовали мне переждать. Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал”. Бурмин, отправляясь в путь в самую метель, не активен, он бездействует. И упоминание о метели в его рассказе свободно от трагических красок.

Важно на этом уроке вновь обратить внимание на авторскую иронию. Необходимо объяснить школьникам, что ироничная шутливая интонация не покидает автора, когда он говорит о Марье Гавриловне, ее родителях, о гусарском полковнике Бурмине, о любви Владимира к Марье Гавриловне; но “совсем иную интонацию, иную эмоциональную окраску использует Пушкин, когда рассказывает о бедном армейском прапорщике Владимире, которого родители Марьи Гавриловны “принимали хуже, нежели отставного заседателя” и который именно потому перестал бывать в доме Р. А также иную интонацию автор использует, когда описывает страницы, посвященные метели и борьбе Владимира в течение всей ночи с разбушевавшейся стихией”. (Гукасова А.Г. “Повести Белкина” //Болдинский период в творчестве А.С.Пушкина. – М.,1973, с. 165).

Следующая группа вопросов: Как сложится дальнейшая жизнь Марьи Гавриловны, удастся ли ей найти свое счастье? Так что же было на самом деле в церкви? –помогает понять школьникам, что в объяснении Марьи Гавриловны с Бурминым постепенно разрушаются рамки романтической героини, в которых она себя хранила, вступают в силу естественные человеческие чувства, естественная природа Марьи Гавриловны, она начинает жить своей жизнью.

Преподаватель знакомит детей с особенностями композиции повести. Обращается внимание ребят на то, что “Метель” поражает читателя неожиданными поворотами повествования и концовкой – влюбленные молодые люди оказываются мужем и женой. Искусство рассказа заключается в том, что автор, прерывая нить повествования, переключает внимание читателя от одного эпизода на другой. Такая композиция является своего рода игрой. Читатель находится в напряжении на протяжении всей повести, ожидая развязки.

В конце урока нужно раскрыть авторскую позицию и идейное содержание повести. Обращаясь мыслями и чувствами к автору произведения, к его мировосприятию, к его художественному мировоззрению, шестиклассники должны прийти к выводу, что метель –это судьба, оказавшая разное влияние на героев повести. Так исследователь Виноградов отмечает, что “в семантическом рисунке повести игра красок сосредоточена на разных образах метели, на разнородных субъективных отражениях одного символа”. (Виноградов В.В. Стиль Пушкина. – М., 1946, с. 455-459). Судьбу-метель по-разному воспринимают и главные герои.

Преподаватель подчеркивает, что для романтической и колеблющейся Марьи Гавриловны метель –угроза и печальное предзнаменование. Для Бурмина метель – причина беспокойства. Очень важно в классе отметить, что “Марья Гавриловна и Бурмин пустились в путь в самую метель, но им не пришлось бороться со стихией; первую довозит до церкви кучер Терешка, второго – ямщик. В жизни их обоих метель – причина несчастья временного, преходящего”. (Гукасова А.Г. “Повести Белкина” // Болдинский период в творчестве А.С.Пушкина. – М., 1973, с.169). Шестиклассники приходят к выводу, что судьба-метель разрушает план побега, который понравился “романтическому воображению Марьи Гавриловны”, разрушает “священную” память о Владимире, посылая в ее “замок” Бурмина.

Ребята понимают, что метель-судьба оказала иное влияние на Владимира. Владимир выехал до метели, метель застигла его врасплох, она его погубила. Владимир безуспешно боролся за счастье. Он ощутил себя подвластным неведомой силе, о существовании которой не знал, и понял, что сила эта направлена против него, а сопротивляться ей бесполезно: он понял, что не судьба ему быть с Машей. Напротив, Бурмин, вернувшись победителем после поражения французов, легко обрел счастье. Судьба благосклонна к героям, не оказывающим ей сопротивления.

В качестве домашнего задания преподаватель может предложить школьникам написать сочинение на тему: “Как я понимаю смысл названия повести “Метель”. Сочинение развивает письменную речь ребенка, включает в работу логику мысли, стимулирует жизненные впечатления детей, позволяет правильно осознать и оценить художественное произведение.

В конце урока важно подчеркнуть, что “главные герои повести (Марья Гавриловна и Бурмин) по-разному “воспитываются” жизнью. Из “ужасного повесы” Бурмин превращается со временем в человека, способного к истинному чувству, который осознает жестокость своей преступной проказы (венчание с Марьей Гавриловной). А Марья Гавриловна, пережив полосу “романтических” мечтаний и увлечений, расплатившись за них годами трезвого сознания, что впереди ждет ее безрадостное одиночество, находит своего суженого”. (Петрунина Н.Н. “Повести Белкина” как целое // Проза Пушкина: Пути эволюции. – Л., 1987, с.145).

Подводя итог урока, учителю важно обратить внимание школьников на то, что счастье, к которому приходят Марья Гавриловна и Бурмин, послушные воле судьбы, совсем не означает, что Пушкин проповедовал смирение. Напротив, только жизнь, полная действия, борьбы, достойна восхищения. И в этом учащиеся смогут убедиться, если рассмотрят следующие повести Пушкина.

Список литературы:

  1. Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. – М., 1955.
  2. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. – М., 1941.
  3. Гукасова А.Г. “Повести Белкина” // Болдинский период в творчестве А.С. Пушкина. –1973.
  4. Гоголь Н.В. Несколько слов о Пушкине. Собр. Соч. В 8 тт, т. 8 – М., 1984.
  5. Коршунова Н. “Бесы” Пушкина в VII классе: На пути от “Метели” к бурану “Капитанской дочки” // Литература: Еженедельное приложение к газете “Первое сентября”. –1997. – 00 июнь (№ 22).
  6. Коршунова Н. Как читать повесть “Метель” // Литература: Еженедельное приложение к газете “Первое сентября”. –1998. – 00 февраль (№7).
  7. Макогоненко Г.П. “Повести Белкина” // Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы (1830-1833). – Л., 1974.
  8. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов // Под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана. – в 2 ч. ч. 2. – М., 1994.
  9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1987.
  10. Петрунина Н.Н. “Повести Белкина” как целое // Проза Пушкина: Пути эволюции. – Л., 1987.
  11. Турьянская Б.И. Материалы к урокам литературы в 5, 6, 7 классах. – М., 1996.