Цели: продолжить работу по обучению анализу художественного произведения; выявить основные проблемы, поднятые автором в повести; развивать аналитическое мышление, творческое воображение и художественный вкус учащихся; воспитывать нравственные качества: доброту, сострадание, милосердие, чувство любви к “братьям нашим меньшим”.
Оборудование: презентация о Г.Н.Троепольском, фрагменты фильма “Белый Бим Черное ухо”, иллюстрации учащихся к произведению.
Ход урока
I. Организационный момент. Целевая установка.
Вступительное слово учителя.
Наш сегодняшний урок – урок доброты посвящен замечательной повести Г.Н.Троепольского “Белый Бим Черное ухо”. Мы поговорим с вами об отношении человека к природе, к “братьям нашим меньшим”, о добре и зле, о великодушии и равнодушии, и других нравственных понятиях, поднятых автором в повести.
Давайте послушаем рассказ о Г.Н. Троепольском, авторе данного произведения.
(Подготовленный ученик рассказывает о писателе, об истории создания повести с показом презентации).
II. Работа над темой урока.
- С каким чувством вы закрыли последнюю страницу повести?
(Хотелось, чтобы все прочитали эту удивительную повесть, а прочитав, стали чище, гуманнее, добрее, чтобы можно было гордиться званием Человек.)
- Кто главный герой повести? (Бим имел прекрасную родословную. Щенок был обаятельным белым сеттером. Несмотря на это, был изгоем среди породистых собак. У него окраска была нестандартной, не черной).
- Чем больше всего вас покорил Бим? (Бим покорил своей верностью, преданностью, привязанностью к своему хозяину. Бим взволновал нас тем, что, пройдя через зло и жестокость, остался самим собой.)
- Какова, на ваш взгляд, основная мысль повести? (Всё, что нас окружает, – всё испытывает потребность в добром, душевном отношении человека. Человек – единственный, кто может помочь всему живому. Доброта и способность к состраданию не должны у человека знать границ. Это и есть основная мысль повести).
- Г.Н. Троепольский так определил назначение своего произведения: “В моей книге единственная цель – говорить о доброте, доверии, искренности, преданности”.
- Какое у писателя отношение к животным, природе? (Доброе, душевное).
- Расскажите историю Бима. (Подготовленный ученик зачитывает эпизоды).
- Расскажите об Иване Ивановиче, хозяине Бима. Что это за человек? (Человек большой души, и не удивительно, что и Бим был добрым, верным, преданным. Дружба с Бимом дарила Ивану Ивановичу минуты счастья в его одиночестве.)
- В жизни не всегда легко отличить добро и зло, а вот в повести Г.Н.Троепольского добро и зло узнается с первого взгляда. Отношение к судьбе Бима разделило людей на два лагеря. Черноухий сеттер долго ищет своего хозяина. И на его пути встречаются разные люди: добрые и милосердные, злые и равнодушные. Расскажите о них. (Работа в группах).
Первая группа работала по теме: “Кто помогал Биму? Что объединяет этих персонажей?” (Зачитывают отдельные эпизоды).
- Иван Иванович.
- Старушка Степановна (проявила заботу о Биме после того, как хозяина. увезли в больницу), ее внучка Люся.
- Водитель скорой помощи.
- Управдом.
- Студент и Даша (по ошейнику нашли хозяина). Даша надела на собаку ошейник с надписью “Зовут его Бим. Он ждет хозяина. Не обижайте его, люди!”
- Толик.
- Одинокая женщина на железной дороге.
- Машинист поезда.
- Христиан Андреевич, его жена, сын Алёша.
(Ребята делают вывод: порядочных людей встретилось больше в жизни Бима, все они по-доброму отнеслись к нему.)
Вторая группа работала по теме: “ Враги Бима? Перечислите их злые поступки”
- Хозяин матери Бима (хотел утопить щенка).
- Тетка (пришла с ложным обвинением, что Бим ее укусил).
- Курносый, который кричал: “Безобразие! Среди людей сидит живая зараза”.
- Серый. Снял табличку, после побоев только выпустил.
- Клим (за неисполнение приказа поймать зайца жестоко избил и оставил Бима на холодной земле).
(Вывод: Автор этим людям даже не дает имен, они наделены только кличками, так как потеряли человечность. Это из-за их жестокости, черствости, равнодушия погибла замечательная собака.)
III. Работа с кинофрагментами.
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам посмотреть несколько фрагментов из кинофильма “Белый Бим Чёрное ухо”.
- Таким вы себе представляли Бима? Ивана Ивановича?
- Обратимся к вашим иллюстрациям к повести Г.Н. Троепольского. (Работа с иллюстрациями учащихся).
- К чему призывает читателей автор повести? (Быть добрыми, человечными, не быть равнодушными ни к людям, ни к животным.)
IV. Заключительное слово учителя.
- Как вы понимаете слова Ивана Ивановича: “И весна обязательно будет. И будут подснежники. В России бывают и зимы, и вёсны. Вот она какая, наша Россия, - и зимы, и весна обязательно”. (глава 16)
(Как зимы и вёсны, чередуясь, проходят печали и радости, улыбки и слёзы в нашей жизни. Хочется верить, что светлых дней будет больше, когда доброта станет потребностью каждого, когда не будет тёток, серых, климов, то есть равнодушных, злых.)
Смерть собаки – это укор для всех. Пусть люди помнят о Биме, пусть никогда не оттолкнут собаку, не предадут, не обидят, не откажут в помощи.
Надо уметь верить в хорошее. Недаром писатель Г. Троепольский заканчивает повесть появлением в доме Ивана Ивановича нового Бима.)
- Какой след оставил Бим на земле?
Толик и Алеша стали друзьями
Младший Иван бросил работу собачника
И другие люди, встречаясь с Бимом, становились чище, богаче.
- Послушайте стихотворение, которое прочитает вам Шестухина Виктория.
Собаки!
Бог вас людям дал в награду,
Чтоб грели сердце, радовали глаз.
Как мало вам от человека надо,
Как много получает он от вас.
Когда собака с человеком рядом,
Уходит из души по каплям зло,
Она всегда поймет вас с полувзгляда,
Наполнит дом уютом и теплом.
Когда потреплют нас в житейской драке,
И кажется, напастям нет конца,
Зализывают раны нам собаки,
И слезы слизывают с нашего лица.
Так пусть же человек – венец творенья,
Каких бы в жизни ни достиг вершин,
Склонит чело с любовью и почтеньем
К четвероногим врачевателям души.
- К чему призывает автор данного стихотворения? Что объединяет с произведением Троепольского?
- Есть в мире скромные памятники, которые останавливают прохожих и заставляют вдруг ощутить волнение, нежность, тревогу. Таким является памятник Биму, герою книги Троепольского. (Презентация).
- А вам известно, что люди поставили памятники собакам за их преданность?
Найдите такие факты к следующему уроку.
- Над чем заставила задуматься вас повесть Г.Н.Троепольского “Белый Бим Чёрное ухо”?
Учитель: - В повести “ Белый Бим Чёрное ухо” Г.Н. Троепольский поднял злободневную проблему: проблему доброты и чёрствости, благородства и равнодушия, бережного отношения к “братьям нашим меньшим”.
Главный герой прошел через многое за свою короткую жизнь: он познал доброту и нежность людей, учился сам этим человеческим качествам. Поэтому, пройдя через ряд испытаний, он не утратил способности любить людей, не озлобился. Он верил людям, и сам учил доброте.
Я думаю, что вы не забудете Бима, так как у вас есть свои верные четвероногие друзья, которых вы любите, жалеете, которым отдаете часть своей души.
Домашнее задание: (по выбору)
- Напишите небольшое сочинение - рассуждение “О чём заставила задуматься повесть Г.Н.Троепольского”.
- Собрать материал о собаках, которым поставлен памятник.