Сценарий конкурса чтецов прозы В.П.Астафьева "Разговор с Астафьевым"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


“Разговор с Астафьевым” (1 слайд) см. презентацию.

Цель: Популяризация жизни и творчества В.П.Астафьева, приобщение к его духовному наследию.

Задачи:

  • воспитание патриотизма;
  • формирование знаний истории, культуры родного края;
  • развитие творческих способностей учащихся.

(2 слайд)

Время всегда быстротечно.
В нем короток жизни миг.
Астафьев звучать будет вечно
В страницах написанных книг.
Ольга Глазырина.

Конкурс

1 вед.: Персидский поэт Саади говорил: “Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал”.

Сегодня разговор о человеке, сумевшем сказать свое слово о России, о ее судьбе.

(3 слайд)

2 вед.: Творчество Астафьева рождено потребностью поведать людям о великой красоте вечной природы. Он часто обращается к нравственному миру детей, склонности их чувств, надежд и стремлений, к их уткой совести и зоркому сердцу.

(4 и 5 слайды)

1 вед.: Родился писатель 1 мая 1924 года в деревне Овсянка Красноярского края, в семье крестьянина. Родители были раскулачены. Детство – труднее не придумаешь. Мальчику было всего семь лет, когда погибла его мать. Она утонула в Енисее. Памяти матери, Лидии Ильиничны, он посвятит повесть “Перевал”. А позднее, став уже известным писателем, скажет с горькой сыновней любовью: “И лишь одно я просил бы у своей судьбы – оставить ос мной маму. Ее мне не хватало всю жизнь...”.

(6 слайд)

2 вед.: Оставшись сиротой, мальчик жил у своих бабушки и дедушки – Катерины Ивановны и Ильи Евграфовича Потылицыных. Что за прелесть эти сибирские бабушки и дедушки с их вечным ворчанием на весь окружающий мир и вечным признанием ему в любви. За все – за жизнь, за хлеб, за их маленьких неугомонных внуков и внучек.

(7 слайд)

1) В. Астафьев. Отрывок из рассказа “Стряпухина радость” - читает Козлова Алена (8 Б класс).

2) В. Астафьев. Отрывок из рассказа “Стряпухина радость” - читает Михеев Кирилл (7 А класс).

1 вед.: Бабушка и дедушка по существу заменили ему родителей, дав ему столько любви и домашнего тепла, что хвалило потом на всю его дальнейшую сиротскую жизнь.

Лучшие страницы своих книг писатель посвятил им. Но важнее всех для него все же была Екатерина Петровна (портрет). На фотографии мы видим ее суровое, сухое лицо, ведь не зря ее в деревне называли “генерал”. Но запало в душу Витьке бабушкино умение в тяжелые минуты поворачиваться к свету: голодно в деревне, самим есть нечего, а она в дом брошенного щенка несет; обманул ее внук, но пряничного коня она ему все же купила, ... Ей в первую очередь посвящена книга “Последний поклон” - воспоминания о детстве и отрочестве.

2 вед.:

3) В. Астафьев. Отрывок из рассказа “Ангел – хранитель”. Читает Немчанинова Екатерина (8 А класс) – победитель VIII-XIII МАЧ.

4) В. Астафьев. Отрывок из рассказа “Ангел – хранитель”. Читает Гильмиярова Элина (7 А класс) – победитель XIII МАЧ.

5) В. Астафьев. Отрывок из рассказа “Ангел – хранитель”. Читает Покрышкина Светлана (7 А класс) – победитель XIII МАЧ.

6) В. Астафьев. “Зорькина песня”. Читает Таипов Руслан (7 А класс)

7) В. Астафьев “Гуси в полынье”. Читает Кузвесова Дарья (7 Г класс).

8) В. Астафьев. Отрывок из рассказа “Фотография на которой меня нет”. Читает Матынов Тимур (8 В класс)

9) В.Астафьев. отрывок из рассказа “Жил на свете Толька”. Читает Беляев Денис (5 А класс)

10) В. Астафьев. Отрывок из рассказа “Конь с розовой гривой”. Читает Иванова Елизавета (5 А класс)

11) В. Астафьев. Отрывок из повести “Последний поклон”. Читает Фаттахов Давыд (9 А класс) – победитель X-XIII МАЧ.

(8 слайд)

1 вед.: Через бабушку, через дедушку, через дядьев и теток своих постигал Астафьев русские традиции, красоту и суровость родной Сибирской земли. Но вот трудно, но все же счастливое детство кончилось. Надрыв в отношениях с отцом и мачехой, бродяжничество, детдом. Об этой странице своего отрочества писатель скажет в автобиографической книге “Кража”, куда он придет в образе Толи Мазова.

(9 слайд)

2 вед.: В детдоме. Любил читать без разбора все, что попадало в руки из-за книг... Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее. Сочинение о любимом озере, напечатанное в школьном журнале, развернется позднее в рассказ “Васюткино озеро”. Виктор Петрович любил повторять: “Мне повезло в жизни с учителями”.

(10 слайд)

1 вед.: Не успел Виктор закончить школу, как началась Великая Отечественная война. В 1942 году он попадает на фронт. Редкий, счастливый ему выпал жребий: век войну на передовой – шофер, связист, разведчик – и выжил. Два раза был ранен, но все же выжил. Вернулся на родину в Красноярский край. А там ни кола, ни двора, ни родных, ни близких – жизнь надо было начинать сначала. Начал он ее заново, один на пустом месте. Нужно было искать работу – любую, лишь бы взяли и платили деньги, чтобы в первую очередь выжить.

(11 слайд)

2 вед.: В разных местах пришлось работать Астафьеву – и разнорабочим был, и литейщиком, и сторожем. Именно на сторожевом посту он почувствовал внутреннее желание написать рассказ о пережитом. Писал с той поры, где придется, на чем придется. Сначала для себя писал, никому не показывал, стеснялся – засмеют. Но все-таки в 1951 году отнес в редакцию рассказ “Гражданский человек”. Его сразу же напечатали и, к его удивлению, пригласили в редакцию штатным литературным работником.

(12 слайд)

1 вед.: Так началась его творческая биография. И уже через два года вышла его первая книга рассказов “До будущей весны”. Книгу заметили, и свежий голос молодого сибиряка услышали в Москве. Закончив высшие литературные курсы при Союзе писателей СССР, Виктор Астафьев стал профессиональным литератором. Но его известность и слава росли с каждой новой книгой: “Перевал”, “Стародуб”, “Звездопад”, “Кража”, “Последний поклон”, “Пастух и пастушка”, “Царь-рыба”. За повести “Перевал”, “Последний поклон”, “Пастух и пастушка”, “Царь-рыба” Виктору Астафьеву присвоили звание лауреата Государственной премии РСФСР им. Горького в 1975 году. За книгу “Царь-рыба” в 1979 году его удостоили Государственной премии СССР.

(13 слайд)

2 вед.: Книга “Царь-рыба” (1975) – это удивительная книга, проникнутая страстной любовью к родной природе и не менее страстным негодованием по отношению к тем, кто своим равнодушием, жадностью, безумностью губит ее.

(14 слайд)

1 вед.: После этого были и другие сборники рассказов. Есть такие зверьки – куницы. Так вот, жила – была куница Белогрудка со своими котятками. А злые мальчишки украли их у нее, когда она добывала корм для своих деток. О том, что сделала Белогрудка, мы узнаем из рассказа “Белогрудка.

2 вед.:

12) В.Астафьев “Белогрудка” - читает Игамова Лолита (11 А класс) – победитель X-XIII МАЧ.

(15, 16 слайды)

1 вед.: Многому учат книги Виктора Астафьева, в них щедро раскрывается сердце писателя и всегда видно, за что борется и прочив чего он восстает. Именно таким он предстает в своей знаменитой книге “Затеси”.

Затеси – зарубки, отметки на дереве, чтобы не заблудиться в дремучем лесу. Затеси Астафьева – это зарубки на сердце, в душе, в памяти человека, чтобы он не заблудился в нашем современном тревожном мире.

Его творчество затрагивает множество вопросов: об отношении людей друг к другу, о доброте, о взаимоотношении человека с природой, об умении страдать, сопереживать, чувствовать чужую боль, как свою собственную.

2 вед.:

13) В. Астафьев. Отрывок из рассказа “Зачем я убил коростеля?” - читает Назаров Константин (11 А класс) – победитель XII-XIII МАЧ.

2 вед.:

А сколько бессмысленных жертв появляется из-за людского эгоизма, жажды наживы, страсти охоты, простой глупости. Об этом затеси “Жует скотина”, “Слезы тигра”.

14) В. Астафьев. Затесь “Жует скотина”. Читает Салихов Чингиз (8 А класс).

15) В. Астафьев. Затесь “Слезы тигра”. Читает Литвинова Евгения (8 А класс).

2 вед.: У каждого из нас в России есть свой уголок, а там деревья и травы, которые своим запахом напоминают о безоблачном детстве.

Оживает природа.

1 вед.:

16) В. Астафьев. Затесь “Родные березы” - читает Булыгина Виктория (8 Б класс).

17) В. Астафьев. Затесь “Льняное поле”. Чутает Тураханова Алиса (5 Б класс)

2 вед.:

А в скольких затесях писатель заставляет своего читателя остановится в своем жизненном забеге, заглянуть в свою душу и задуматься.

18) В. Астафьев. Затесь “Сдались мне эти сапоги”. Читает Болева Ульяна (11 А класс) – победитель X-XIII МАЧ.

19) В. Астафьев. Затесь “Окна”. Читает Ермухаметова Светлана (11 В класс) – финалист XIII МАЧ.

1 вед.:

Бывают события, которые по истечении времени стираются из памяти людей и становятся достоянием архивов. Но есть события значение которых не тускнеет от времени. К таким событиям относится Великая отечественная война.

20) В. Астафьев. Затесь “Многообразие войны”. Читает Плотникова Надежда (11 Б класс)

2 вед.:

А сколько искрометного юмора в его затесях!

21) В. Астафьев. Затесь “Скотоугонщица”. Читает Поезжаева Дарья (5 Б класс).

22) В. Астафьев. Затесь “Женилка”. Читает Тетенов Артем (5 Б класс)

23) В. Астафьев. Затесь “Шуточка”. Читает Жаркова Оксана (9 А класс)

2 вед.:

Более полувека вместе с В.П. Астафьевым шла Мария Семеновна Астафьева-Корякина, его жена, писательница. Ее произведения издавались в Перми, в Архангельске, в Красноярске, в Москве.

Повесть “Отец” рассказывает о детстве девочки из маленького уральского городка Чусовой, о большой дружной семье рабочего-железнодорожника, преподавшего детям уроки нравственности. Повесть “Пешком с войны” - о возвращении с фронта девушки-медсестры, хлебнувшей лиха. “Знаки жизни” - документальное повествование о становлении молодой семьи.

Рассказы писательницы посвящены женским судьбам, народному женскому характеру.

(17, 18 слайды)

24) М.С. Астафьева-Корякина. Отрывок из рассказа “Русская мадонна”. Читает Цайхнер Елена (11 а класс) – победительница X-XIII МАЧ, обладатель диплома “Золотая медаль” XII юношеского фестиваля искусств им. Д.Кабалевского

(19 слайд)

1 вед.:

Умер Виктор Петрович Астафьев в селе Овсянка Красноярского края 29 ноября 2001 года, похоронен там же.

Таких людей, как он, называют совестью нации. Восприимчивость и чуткость к людям, ярость при встрече со злом, предельная честность и способность по-новому видеть мир. Жесткая требовательность прежде всего к самому себе и сентиментальность – лишь некоторые черты его неординарной личности.

(20 слайд)

2 вед.:

Его унес поток астральных битв
Он вырос там же, где и похоронен,
Где был последний лист его обронен,
Его последнею слезой омыт.
Но “Зрячим посохом” он будет к нам стучать!
(Работы много на планете).
И все, что мог Он Людям завещать,
Вмещается в простом Его завете:

(21 слайд)

Любить, наследовать и продолжать
Трудиться в поиске и очищаться,
Несовершенного не воспевать.
От вдохновенного не отрекаться.

II. Подведение итогов конкурса.

III. Награждение победителей.