Цели урока: Рассмотреть систему «Крепостного права» России на примере поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души».
Образовательные
- Рассмотреть сословия в России в XIX веке.
- Проанализировать сословия, представленные в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
- Исследовать особенности жизни помещиков и крестьян, анализируя текст поэмы.
- Увидеть несовершенство системы крепостного права в России.
Развивающие
- Создание условий для развития коммуникативных навыков, содействие развитию навыка самостоятельной познавательной активности.
Воспитательные
- Содействие развитию культуры в процессе работы в группах, воспитанию лучших нравственных качеств, активной жизненной позиции, а также формированию патриотических чувств; воспитание толерантности.
Тип урока: Комбинированный, УУЗ.
Форма урока: Комбинированный с использованием ИКТ.
Опорные понятия, термины: Пейзаж, портрет, композиция, сюжет, крепостное право, крестьянство, помещики.
Новые понятия: Деталь, ревизские сказки.
Формы контроля: Фронтальный опрос, контроль результатов работы в малых группах, индивидуальные сообщения обучающихся.
Домашнее задание: Написать сочинение на тему «Влияние крепостного права на персонажей поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Используемое оборудование: Ноутбук, телевизор, раздаточный материал, презентация, учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, 8 класс, «История России», книга Н.В. Гоголя «Мертвые души», подготовленные обучающимися материалы.
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
Результат взаимодействия (сотрудничества) |
I. Подготовка к проведению урока. |
|||
Подготовка кабинета к работе в малых группах. (5 столов, на каждом из столов лежат предметы, символизирующие одного из помещиков). Раздаточный материал Приложение 1. |
Обучающимся ранее выдано задание прочитать поэму Н.В. Гоголя «Мертвые души», выданы индивидуальные задания мотивированным учащимся с подготовкой следующих сообщений:
|
||
II. Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Актуализация знаний. Постановка целей урока, проверка домашнего задания (вводная часть). Используемые методы, приемы, формы: Беседа. |
|||
По результатам жеребьевки учащиеся рассаживаются за столы, где представлены предметы, символизирующие одного из помещиков
Вступительное слово учителя о взаимосвязи литературы и истории, обозначение целей и задач урока. |
Учащиеся отгадывают, о каком помещике идет речь, выражают мнения в отношении взаимосвязи литературы истории, совместно с педагогом определяют цели и задачи урока. Знакомятся с планом работы на урок. |
Логические, регулятивные учебные действия, целеполагание |
Актуализация знаний, организация внимания учащихся, определение задач, которые необходимо решить в течение урока. |
III. Изучение нового материала. Используемые методы, приемы, формы: Фронтальный опрос. |
|||
Учитель раздает материал (листы А2, фломастеры, фотографии, клей, карандаши и пр.), объясняя задание о необходимости составления коллажа, представляющего жизнь того или иного помещика (в зависимости от группы) (опираясь на текст поэмы и представления других ребят) . Заранее подготавливается ученик, представляющий Чичикова, в ходе путешествия по группам выясняет детали о быте и нравов каждого помещика. Учитель предоставляет слово обучающимся с представлением докладов на темы: 1. Система местного управления в первой половине XIX в. Учителем подводится итог, что Россия в начале XIX века оставалось державой с монархической формой правления, отсутствовали какие-либо предпосылки для проведения реформ, несмотря на наличие большого количества внутренних предпосылок, в основе системы местного самоуправлении была многочисленная бюрократия, которая иногда попадала под высшую ревизию, но уследить за всем было практически невозможно. Первая половина XIX в. не внесла существенных перемен в административно-территориальное устройство империи. Главной проблемой оставалась проблема крестьянства и крепостного права. 2. Помещики как тип дворянства Учителем подводится итог, что в основе общественного строя первой половине XIX века был феодализм, который изживал себя, что впоследствии привело к отмене крепостного права в 1861 году, а также впоследствии к принятию «Декрета о земле» в 1917 году». Вопросы учащимся по содержанию «Декрета о земле», о причинах Февральской и Октябрьской революций. Вопрос для обсуждения: «Причины национализации хозяйства помещиков» 3. Крестьянство как сословие Учитель акцентирует внимание на проблеме крестьянства, которое остается самым незащищенным социальным сословием в России в первой половине XIX века. Напоминает о понятии «Ревизские сказки», в случае необходимости раскрывая его смысловую основу Доклады представляются в соответствии с ранее изученной темой |
Обучающиеся составляют коллаж, отражающий особенности быта одного из помещиков (в зависимости от группы). Затем появляется ученик, представляющий Чичикова и начинает свое путешествие. Каждая группа представляет коллаж и рассказывает о помещике, отмечая детали в описании усадьбы, обеда, характера и результат покупки «Мертвых душ» (зачитывается фрагмент диалога Чичикова с помещиком). В момент анализа быта и нрава помещиков каждым обучающиеся заполняется опорная таблица, представленная в Приложении 2. В Приложении 3 представлены материалы, которые должны отразить обучающиеся при анализе персонажей поэмы. Учащиеся представляют свои доклады, участники групп задают вопросы, обсуждают в случае необходимости. Приложение 4 – текст докладов Обсуждение Обсуждение
Обсуждение |
Общие учебные действия — умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, логические учебные действия — умение устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения, коммуникативные — умение вступать в диалог и вести его, регулятивные— целеполагание. |
Формирование у учащихся представления об образе помещиков поэмы Н.В. Гоголя, актуализация знаний о системе крепостного права России, а также сословной иерархии России первой половины XIX века/ Поиск связей, проблемы крепостничества с духовным миром человека первой половины XIX века, а также дальнейшими историческими событиями («великие реформы» Александра Первого, революции начала XX века) |
IV. Подведение итогов. Используемые методы, приемы, формы: |
|||
Беседа о взаимоотношениях крестьян и помещиков. Обсуждение смысла аферы Чичикова. Исторические прототипы. Учитель акцентирует внимание на том, что Учет крестьян велся по документам на основе регулярных ревизий. Крестьяне, умершие в промежуток между ревизиями, до следующей ревизии по документам числились живыми. Чичиков скупал задешево таких мертвых душ, это первая часть его плана. Вторая часть – получить под заселение землю в южных губерниях (Таврической или Херсонской) . Тогда такие земли продавались практически за бесценок любому, кто готов был переселять туда крестьян. После этого землю с крестьянами, т. е. уже полноценное (по бумагам) поместье заложить в Опекунском совете. Выплачивать обратно залог он, разумеется, не собирался, а планировал скрыться с деньгами. |
Обучающиеся подводят итоги изученного, сообщая о том, что проблема крестьянства и помещичества в России нашла свое отражение в поэме Н.В.Гоголя. Отмечают, что данная проблема носила не только характер проблемы какого-то отдельного помещика или человека, но и общества первой половины XIX века в целом. Говоря о мертвых душах, Гоголь подводит читателей к мысли, что настоящими «мертвыми душами» являются души помещиков, которые давно уже перестали мечтать о чем-то высоком, которые заботятся лишь о собственном существовании и обогащении любым способом. Дети говорят о том, что Подлость Чичикова состояла и в том, что он намеревался заложить фиктивных крестьян не куда-либо, а в опекунский совет. Ведь именно на содержание сирот шли деньги, вырученные от залоговых операций. Тем самым Чичиков рассчитывал нажиться на горе и слезах обездоленных детей, и без того полуголодных и плохо одетых. Это было понятно каждому современнику Гоголя. Это важно знать и нам, чтобы понять всю безнравственность аферы Чичикова. |
Личностные — личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание событий, отражаемых в поэме Н.В.Гоголя |
Приход к мнению о необходимости кардинальных перемен в первой половине XIX века, необходимое не только для упорядочивания системы государственного управления, но и позитивного влияния на человека того времени, построение его внутреннего духовного мира. |
V. Закрепление изученного материала, подведение итогов урока, рефлексия. |
|||
Учитель подводит итоги урока, предлагает детям определить сумели ли достигнуть поставленных целей и задач, предлагается оценить работу учителя специальными флаерами. Задается домашнее задание: Написать сочинение на тему «Влияние крепостного права на персонажей поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»». |
Рефлексия, обучающиеся оценивают ход урока, принимают к сведению информацию о домашнем задании |