Цель: На примере Сталинградской битвы показать значение патриотического подъема в победе над врагом.
Задачи:
- познакомить учащихся с основными этапами Сталинградской битвы;
- выяснить, какое значение имело творчество писателей, поэтов для победы над врагом;
- показать значение патриотических чувств в победе над врагом.
Оборудование: компьютерные презентации, карта “Сталинградская битва”, музыкальный фон.
Предварительная подготовка: изучение рекомендованной литературы учащимися в группах, отбор материала, создании презентаций, выставка книг по теме урока местных поэтов и писателей.
План.
1. Этапы битвы – историческая справка.
2. Герои битвы.
3. Вклад писателей и поэтов - участников Сталинградской битвы в победу.
4. Землячки-поэтессы о Сталинградской битве (обзор произведений)
5. Подведение итогов.
Ход урока
1. Слово учителю истории. Наш интегрированный урок посвящен Сталинградской битве. Что вы знаете о тех событиях?
Беседа по вопросам: Важно ли молодежи знать о прошлом нашей Родины? Для чего у нас в России организовано празднование 70-й годовщины Победы? Прокомментируйте высказывание: “Отними у народа историю – и через поколение он превратится в толпу, а еще через поколение им можно управлять, как стадом” (Геббельс – министр пропаганды и просвещения фашистской Германии в1933–1945 гг).
(Обсуждение)
Почему наш народ не могли сломить многочисленные войны? (Обсуждение )
Учитель делает краткий обзор событий битвы, используя слайды (приложение 1).
Все дальше в историю уходят события Сталинградской битвы.
В июле 1942 года обстановка на фронтах войны была крайне тяжелой. Цель врага - захватить Сталинград, форсировать Волгу, разделив фронт, лишить наши войска поддержки из тыла, затем, следуя левым берегом Волги окружить Москву и Ленинград, закончить войну в 1942 году. Ни одна из мировых битв не может сравниться по масштабам, ожесточенности и своему значению. Она развернулась на огромной территории в 100 тысяч квадратных километров. Противостояние продолжалось более шести месяцев. С обеих сторон в ней участвовало свыше 2 миллионов человек и большое количество военной техники...
Утром 19 ноября 1942 года мощные залпы советской артиллерии разорвали тишину донских степей, известив о начале второго периода великой битвы на Волге. Началась операция “Уран”: Сталинград был окружен, тысячи фашистских солдат и офицеров попали в окружение.
Сталинград долгое время был центром ожесточенных и кровопролитных боев. Здесь, не умолкая дни и ночи, гремели взрывы бомб и снарядов, дымились развалины зданий, плавился асфальт улиц и площадей, бушевал огонь на речной глади, покрытой нефтью, хлынувшей из разрушенных хранилищ. “Выстоять и победить” - фраза вошла в сознание защитников волжской твердыни, выражая непоколебимую решимость уничтожить врага. Здесь решалась судьба страны. И поэтому всех защитников Сталинграда можно смело назвать героями.
После сражения В.И. Чуйков писал: “Мы - живые участники боев за Сталинград, свидетельствуем, что здесь наши воины не знали страха в бою, не отступали перед смертью, вели сражение с такой решительностью, что даже мертвые не выпускали из рук оружия, а сраженные падали головой на запад.
Сталинградская битва явилась коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны. Так начиналась наша Победа...
Выступают учащиеся с сообщениями:
1. “Герои Сталинградской битвы”
2. “Наши земляки – участники битвы” (Приложение 2)
Обсуждение, беседа по вопросам: Почему бойцы сражались и погибали, не отступая? Можно ли тружеников тыла назвать героями?
2. Слово учителю русского языка и литературы.
Есть такие вечные понятия – долг и память. Они напрямую связаны между собой и на связи их основано высшее самосознание человека, его гражданская гордость и преданность родной земле.
Память о великой битве на Волге, о людях, что принесли Отчизне славу, должна жить вечно в наших сердцах. Мы не должны забывать об этом. В одном строю с рядовыми и офицерами за Сталинград сражались и творческие люди – писатели и поэты. Правдивые свидетельства войны, записанные ими, живут в их известных произведениях, со временем ставших экранизацией, оживших в образах лучшей актерской плеяды.
Ответьте на вопросы: Как отражена Сталинградская битва в художественных произведениях русской литературы 20 века? Кого из писателей, поэтов, участников Великой Отечественной войны вы знаете? (Беседа)
(Представляется вниманию присутствующих презентация “Писатели и поэты, участники Сталинградской битвы” и выступления учащихся. (Приложение 3)
Виктор Астафьев в 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Военную подготовку получил в учебном автомобильном подразделении в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, связистом в гаубичной артиллерии, после тяжёлого ранения в конце войны служил во внутренних войсках на Западной Украине. Был награждён орденом Красной звезды, медалями “За отвагу”, “За освобождение Берлина”.
Демобилизовался в звании “рядовой” в 1945 году, уехал на Урал, в город Чусовой Молотовской области (ныне Пермский край); работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком. С 1951 года работал в редакции газеты “Чусовской рабочий”, где впервые опубликовал свой рассказ (“Гражданский человек”). Писал репортажи, статьи, рассказы. Первая его книга “До будущей весны” вышла в Молотове в 1953 году. В 1958 году Астафьев был принят в Союз писателей СССР. В 1959—1961 годах учился на Высших литературных курсах в Москве.
Константин Симонов. Очевидец грозных событий, Симонов создает ряд очерков о подвигах красноармейцев. Именно этот эпический жанр стал первым опытом отражения в литературе Сталинградских событий.
Фронтовые очерки писателя, мобилизуя народ на борьбу с врагом, прокладывали дорогу другим жанрам: рассказу, повести, роману. Роман К. Симонова “Солдатами не рождаются” является центральной частью трилогии “Живые и мертвые”. Ведущая тема – Сталинградская битва. В основе произведения лежат события наступательной операции в ходе Сталинградской битвы по ликвидации окруженной группировки противника после того, как на юге от города была остановлена и разбита танковая армия Гота, шедшая на помощь окруженной в Сталинграде 6-й армии Паулюса. Действие романа начинается в канун нового 1943 года и заканчивается в начале февраля разгромом немецко-фашистских войск. Симонов считает народ подлинным победителем: отсюда и обилие массовых сцен в романе: сражение за высоту, бой у села Бугор, соединение двух армий, освобождение лагеря военнопленных. Вот как изображается такой исторический момент в ходе битвы, как соединение двух армий: “Увидели флаг, поднялись, рванулись прямо к нему и потеряли еще двух человек; слева ударил немецкий пулемет. Разозлились, ослепили этот пулемет огнем, подползли и забросали гранатами всех, кто там был. А потом в открытую, как будто уже ничего не могло произойти, рывком, пробежали оставшиеся полтораста метров до развалин.” Так Симонов изобразил соединение передовых частей 21-й армии у поселка Красный Октябрь с частями 13-й стрелковой дивизии генерала А.И. Родимцева. Наряду со сталинградскими событиями, автор рисует широкую панораму жизни всей страны, перенося действие из сражающегося Сталинграда в Москву и в Ташкент. Этой битвой живет весь народ и делает все, чтобы помочь сражающемуся городу и одержать победу.
Подвиг города на Волге – основная тема повести Виктора Некрасова “В окопах Сталинграда”. Произведение автобиографично: образ главного героя Юрия Керженцева во многом напоминает самого автора. Война показана без прикрас. Виктор Некрасов талантливо воссоздает окопную правду фронтовых будней: “Немцы рвутся к Волге. Пьяные, осатанелые, в пилотках набекрень, с засученными рукавами. Говорят, перед нами не то эсэсовцы, не то “викинги”, не то “мертвая голова, не то что-то еще более страшное. Кричат как оглашенные, поливают нас дождем из автоматов, откатываются, опять лезут... Так длится...кто его знает сколько...пять, шесть, семь, может быть, восемь дней...Перекинулись правее – на “Красный Октябрь”. Долбят его и с воздуха, и с земли...Только щепки летят. А щепки- это десятитонные железные блоки, фермы, станки...” Герои книги не только участвуют в боях, но и успевают писать письма домой, читать Джека Лондона, мечтать о жизни после войны.
Главное достоинство книги – высокий гуманизм, человечность ее героев, их преданность Отечеству и стремление постоять за него.
Михаил Шолохов в годы Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. Он является автором произведения “Они сражались за Родину”, первые главы которого были написаны в 1943 году. В 1969 году писатель продолжил работу над книгой, но она так и не была завершена.
Шолохов поставил перед собой задачу показать могучий дух, высокую нравственную силу воюющего народа. Предметом изображения писатель выбрал рядовых защитников Сталинграда – тружеников войны. События, отраженные в главах романа, происходят в станице Клетской: бои идут на подступах к Сталинграду. Писатель показывает тяжелый период отступления наших войск. Но и в это нелегкое время его герои не утрачивают любви к Родине и веры в победу.
Юрий Бондарев - участник Великой Отечественной войны (с августа 1942 года), младший лейтенант. В 1941 году комсомолец Бондарев вместе с тысячами молодых москвичей участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Летом 1942 года, после окончания 10 класса средней школы, направлен на учёбу во 2-е Бердичевское пехотное училище, которое было эвакуировано в город Актюбинск.
В октябре того же года курсанты были направлены под Сталинград. Бондарев зачислен командиром миномётного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии.В боях под Котельниковским был контужен, получил обморожение и лёгкое ранение в спину. После лечения в госпитале служил командиром орудия в составе 89-го стрелкового полка 23-й стрелковой дивизии Воронежского фронта. Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. В боях за Житомир был ранен и снова попал в полевой госпиталь.
Окончил Литературный институт им. А.М. Горького (1951).
Дебютировал в печати в 1949 году. Первый сборник рассказов “На большой реке” вышел в 1953 году. Автор рассказов (сборник “Поздним вечером”, 1962), повестей “Юность командиров” (1956), “Батальоны просят огня” (1957; 4-серийный фильм “Батальоны просят огня” по мотивам повести, 1985), “Последние залпы” (1959; одноимённый фильм, 1961), “Родственники” (1969), романов “Горячий снег” (1969; одноимённый фильм, 1972), “Тишина” (1962; одноименный фильм, 1964), “Двое” (продолжение романа “Тишина”; 1964), “Берег” (1975; одноименный фильм, 1984).
Автор сценария фильма, снятого по роману “Горячий снег” (1972). Один из авторов сценария киноэпопеи “Освобождение” (1970) и фильма “Батальоны просят огня”.
Учащимся предлагается выполнить тест и проверить его выполение на уроке (Приложение 5) .
Рефлексия.
Обсуждение вопросов:
- Как вы думаете, можно ли без патриотических чувств победить врага? Докажите свою точку зрения, используя примеры из истории. Как творчество поэтов, писателей, композиторов влияет на чувства человека, объясните.
- Какие чувства вызывают у вас произведения о Великой Отечественной войне?
- Почему мы изучаем произведения военной тематики, для чего это нужно?
Учитель: Героический пафос литературы о подвиге народа в Сталинградской битве неразрывно связан с героизмом участников сражения. Подвиги сталинградцев золотыми буквами вписаны в историю Великой Отечественной войны, а проблема героизма является главной в произведениях о подвиге Сталинграда. Стихи и рассказы этой теме посвятили наши землячки, бывшие детьми в годы войны, пережившие голод и бомбежки (Приложение 4). Высокий нравственный потенциал художественных и документальных повествований о битве на Волге позволяет назвать их “учебниками жизни”, которые учат нас честно жить и любить свою Родину.
Поэты и писатели современности посвятили много произведений этому трагическому и грандиозному событию 20 века. Стихотворение Маргариты Агашиной “Второе февраля” и стихотворение Михаила Львова “Горячий снег” читают учащиеся (Приложение 6).