Цели урока:
- Продолжить формирование навыков анализа рассказа
- Активизировать творческую деятельность учащихся
- Формирование знаний, умений, навыков благодаря нетрадиционной форме организации учебного процесса
Ход урока
1. Орг. момент
Учитель кратко рассказывает ученикам о методе «Шести шляп» (Метод 6 шляп – это психологическая ролевая игра. Шляпа определённого цвета означает отдельный режим мышления, и, надевая её, человек включает этот режим).
Белая шляпа – факты
Красная шляпа – эмоции
Черная шляпа – проблемы, противоречия
Желтая шляпа – позитивное мышление
Зеленая шляпа – творчество
Синяя шляпа - обобщение
2. 1 стадия – вызов
Ассоциативный ряд. (Ученикам демонстрируется первая шляпа – красная: эмоциональное восприятие текста, непосредственная человеческая реакция). На экран проецируется картинка, на которой изображены лапти.
- Наш рассказ называется «Лапти». Ребята, какие у вас возникают ассоциации с этим словом? Подберите слова-ассоциации и запишите их в карту урока.
Варианты записи: «село», «деревня», «крестьяне», «крестьянский быт» и т.д. Важно настроить ребят на то, что при выполнении этого задания нет правильных или неправильных ответов.
Рассказ-предположение (вторая шляпа - зеленая : отвечает за творчество, поиск необычных идей и неординарных взглядов.)
- Попробуйте спрогнозировать сюжетную канву по опорным, ключевым словам (слова заранее записаны на доске).
ВЬЮГА-РЕБЕНОК-НЕФЕД-БЕСПОМОЩНОСТЬ-ГОРЕ-ГОСПОДИ-ЗАЩИТИ-ЛАПТИ
(Ребята записывают рассказ-предположение в карту урока. Работают индивидуально, затем заслушиваются несколько вариантов работ, обсуждаются)
3. 2 стадия - осмысления. Чтение текста по учебнику. (третья шляпа – белая: сосредотачиваемся на имеющихся в распоряжении данных. Пытаемся понять, где найти информацию, как использовать уже известные факты.)
Чтение с остановками, выделением непонятных, сомнительных слов. По ходу чтения учащимся необходимо подчеркивать ключевые слова и словосочетания. Чтение текста до слов «А когда наконец рассвело…». Толкование непонятных слов. Чтение опорных слов.
- Какие слова в этом отрывке непонятны? (Варианты ответов: хутор, сумрак, верста, топка, фуксин, зипун) Где можно узнать лексическое значение слова? (В интернете, в толковом словаре) Найдите значения слов в толковом словаре? (Словари раздает учитель, ребята зачитывают определения)
- Какие опорные слова вы подчеркнули в тексте? (Несло вьюгой, большое горе, болен ребенок, просил дать красные лапти, верно, не выживет, надо добывать, где же в такой ужас дойти, Нефеда не было)
- Где происходят события рассказа? (В хуторском доме, в шести верстах – деревня Новоселки)
- Кто такой Нефед? Что мы узнаем о нем из текста? (Крепостной в доме барыни, барыня обращается с ним ласково, называет его «Нефедушкой»)
- Почему Нефед отправился за лаптями? («Значит, душа желает» - желание умирающего ребенка, верил, что сможет помочь больному ребенку).
- Большое внимание в рассказе уделяется природе. Найдите и подчеркните описание природы. («Непроглядная вьюга», «в белом от снега», «в такую страсть», «все в снегу, все обмерзло», «утопая по сугробам», «потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море», «бездна снежного урагана и мрака») Как изображает автор природу? (Угрожающе, страшно, свирепо)
- Найдите в тексте определения слову «вьюга» (Вьюга = море во время урагана)
4. 3 стадия - прогнозирование. (четвертая шляпа – зеленая: отвечает за творчество, поиск необычных идей и неординарных взглядов. )
- Ребята, как вы думаете, чем закончится рассказ? Допишите возможные концовки, опираясь на имеющие сведения. (В карту урока) Чтение возможных концовок.
Чтение рассказа до конца.
5. 4 стадия - обобщение. Стадия рефлексии. (пятая шляпа - синяя)
Заполнение трехчастного дневника. (В карту урока)
КТО? | КАКОЙ?/КАКАЯ? |
ЧТО ДЕЛАЕТ? |
Ребенок |
Больной, беспомощный |
Болеет, лежит в жару, плачет, просит лапти |
Мать |
Не отходившая от постели, беспомощная |
Плакала, кидалась на колени, била себя в грудь |
Нефед |
Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки |
Принес соломы, дыша холодом, задумался, притворив дверь, ушел ни слова не говоря |
Природа |
Страшная бездна, ураган, мрак |
Топит, губит |
6. Д/з. Написать сочинение-рассуждение на тему «В жизни всегда есть место подвигам» от лица барыни или ее мужа.
Карта урока
1.Ассоциативный ряд.
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
2. Рассказ-предположение
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
3. Прогнозирование. Допишите финал.
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
4. Заполнение трехчастного дневника.
Кто? | Какой?/Какая? |
Что делает? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|