Цель урока: работая над образом Герасима, показать его умение заботиться о слабом существе - Муму; осмыслить изменения в душе главного героя, способность протестовать против несправедливости; показать уродливость общественных отношений, основанных на личной зависимости человека от человека, раскрыть трагизм судьбы крепостных.
Задачи:
- обучающие: обучать сопоставлению текстовой информации и художественного образа, формировать навыки выразительного чтения, художественного пересказа, лексической работы,
- развивающие: формировать умение оценивать поступки героя через эмоциональное восприятие; развивать логическое мышление обучающихся через проблемные вопросы; развивать умение учащихся соотносить поступок с художественным образом героя; научить навыкам исследовательской деятельности и работе с текстом, развивать устную речь учащихся, развивать умения обобщать изученное.
- воспитательные: воспитывать чувство сопереживания герою, формировать чувство сострадания; формирование коммуникативной компетенции.
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
Метапредметные результаты:
- регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
- познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;
- коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предположение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).
Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ, синквейн.
Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник, отрывок из мультипликационного фильма “Муму” режиссера Валентина Караева.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор
Ход урока
Ни одна мать так не ухаживала за своим ребёнком,
как ухаживал Герасим за своей питомицей.
И.С.Тургенев “Муму”
1. Слово учителя.
Здравствуйте. Проверьте, все ли вы готовы к уроку. Присаживайтесь.
Сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, свою активную работу. Начнём занятие. Желаю, чтобы сегодняшний урок принес вам только радость открытий.
2. Мотивационно-организационный этап. (см. Приложение 1).
Слайд 1. На слайде вы видите тему урока “Герасим и Муму. Нравственное преображение Герасима”
- Подумайте, о чем сегодня будет идти речь на уроке? (И только? Разговор сегодня будет идти о чувствах глухонемого героя)
- Выделите ключевое слово в названии урока (преображение).
- Определим цели и задачи урока (Сегодня на уроке, работая над образом Герасима, постараемся осмыслить изменения в душе главного героя. Для того мы будем выполнять разные виды работы)
- Как вы думаете, а чего жду я от вас я? (что вы будете активно работать на уроке, размышлять, сопоставлять, покажете все свои умения).
3. Слово учителя.
Часто рассказ И.Тургенева “Муму” остается в памяти читателей жуткой историей об утопленной собаке, вызывая недоуменный вопрос: “Почему же Герасим не ушел вместе с нею в деревню?” (вопрос написан на доске)
На этот вопрос постараемся ответить в ходе урока. А для этого мы попытаемся понять поступки Герасима, разобраться в тех человеческих отношениях, которые происходили во времена Тургенева.
4. Повторение ранее изученного материала.
- Давайте вспомним, как окружающие относились к Герасиму? (боялись, не любили)
- А любил ли кого-то Герасим? (Татьяну)
- За что он её любил? (добрая, беззащитная, кроткая, что-то есть общее с Герасимом)
- Казалось бы, Герасим нашёл своё счастье. Но что же произошло? (Барыня выдаёт Татьяну замуж за Капитона)
- А стоило бы ему побороться за своё счастье?
- Почему Герасим не ушёл от барыни? (он крепостной, он сам ничего не решает, у него есть чувство долга, он честный, ответственный, в нём заложен рабский дух с рождения, этот безропотный великан)
Вывод: После того, как у Герасима отнимают его любовь, он вновь остается один, отгораживается от людей, становится мрачным и угрюмым. Но он не затаил злобы на Татьяну и Капитона.
5. Изучение новой темы. Герасим и Муму.
Вскоре жизнь Герасима сделала крутой поворот.
- Что это было? (Герасим нашёл Муму).
Слайд 2
- Как это произошло? Давайте вспомним этот эпизод (Проверка дом.задания – учащийся пересказывает эпизод как Герасим нашёл Муму) - стр.33
- Какую роль сыграла в жизни Герасима Муму? (Новые радостные заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим “очень доволен был своей судьбой” Герой испытывает потребность заботиться о ком-то, чувствовать, что в нем нуждаются. Муму принесла чувство радости и счастья Герасиму).
Слайд 3
- Как герой ухаживал за своей питомицей? В тексте есть предложение, рассказывающее об этом. Найдите и прочитайте его выразительно.
- Может ли кто-то из вас сказать, какое художественное средство использует Тургенев? (сравнение)
- Для чего он его использует? (показать силу любви Герасима к собаке Муму)
- Объясните смысл этих слов: “Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей” (всё лучшее для неё, оберегал).
Вывод: Жизнь для главного героя наполнилась новым содержанием — заботой о дорогом существе.
Но счастье Герасима и Муму длилось недолго.
- Что же случилось? Случилось несчастье - пропала собака.
- Как пропала Муму? Напомни нам об этом... (пересказ эпизода о пропаже Муму - дом.зад пересказ учащегося. стр.39)
- А почему пропала Муму? Попробуем разобраться.
Слайд 4
Монолог ученицы в роли барыни.
(Скажи, пожалуйста, что это за собака у нас на дворе всю ночь лаяла? Мне спать не давала! Не знаю, немого ли, другого ли кого, только спать мне не дала. Да я и удивляюсь, на что такая пропасть собак! Желаю знать. Ведь есть у нас дворная собака? Ну, чего еще, на что нам еще собака? Только одни беспорядки заводить. Старшего нет в доме – вот что. И на что немому собака? Кто ему позволил собак у меня на дворе держать? Вчера я подошла к окну, а она в палисаднике лежит, какую-то мерзость притащила, грызет – а у меня там розы посажены...Чтоб ее сегодня же здесь не было... Слышишь? Сегодня же!)
- Почему и как изменилось отношение барыни к собаке?
– Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала? (Непослушание) (Барыня, зная, как привязан Герасим к Муму, отдает жестокий приказ, ёе не волновало, что будет чувствовать Герасим. Ведь он был для нее обычным крепостным, а значит – она могла делать с ним и его судьбой что угодно, по своему желанию).
Слово учителя: Несмотря на то, что внешнее отношение барыни к Герасиму осталось прежним, но она задумала зло, не думая о том, что причинит Герасиму невыносимую боль.
Слайд 5
Такое поведение человека называется лицемерием.
Лексическая работа
Лицемерие — отрицательное моральное качество, когда заведомо безнравственным поступкам приписываются возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Лицемерие противоположно честности, прямоте, искренности.
- Кто ещё из героев лицемерит по отношению к другим? (дворня, челядь)
Слово учителя
Мы видим, что в рассказе искренний, честный человек только Герасим.
- Подумайте, как этому человеку живётся среди лицемеров?
- А что порождает неискренность, лицемерное отношение между людьми? (крепостное право)
При крепостном праве, чтобы выжить, нужно лицемерить.
- Герасим жестокий человек?
Слайд 6
-Как вы оцениваете решение Герасима самому исполнить приказ барыни – убрать Муму? (Это решение далось ему нелегко. Он не мог допустить, чтобы кто-то издевался над его любимым существом, чтобы она медленно и мучительно умирала. Обратите внимание: как мучительно их расставание.
Выхода нет. Герасим очень любил Муму, и то, что он решился лишить ее жизни, говорит об огромной силе воле героя. Если ей уж суждено погибнуть, то это лучше сделает он сам. Принять такое решение может только свободный, независимый человек )
- Вспомните сцену прощания Герасима и Муму. Автор очень подробно и тщательно описывает все действия героев, их движения. Почему? (Это очень тяжёлое прощание, прощание с близким, родным существом. Мог ли жестокий человек так прощаться. Нет, так может прощаться только сильный человек)
Слайд 7.
- А когда, как вы думаете, к нему пришло решение уйти от барыни и всех тех, кто его окружал? (Так как Герасим глухонемой, у него обострено чувство внимания, наблюдательность. Наверно, это решение назрело тогда, когда у него отняли Татьяну, а далее когда прощался с Муму в трактире. Всё у него было, кроме любви. То, что произошло с Герасимом, навсегда лишило его возможности быть счастливым, навсегда отгородило его от людей. Он предпочитает жить бобылем и больше не заводит себе ни одной собаки. Эта душевная травма осталась с ним на всю жизнь).
Посмотрим фрагмент мультфильма “Муму” (“Уход Герасима”) (см.Приложение 2, просмотр с 16 минуты)
- Какие чувства вызывает у вас прозвучавший фрагмент?
- Что помогает передать эти чувства? (музыка)
- Почему именно такую музыку подобрал автор мультфильма?
- С чем ассоциируются удары колокола? (решение созрело)
- Сколько раз звучит колокол? (3 раза)
- Где ещё мы встречаемся с троекратными повторами? (в сказке)
После третьего удара, когда открывается дверь, лицо Герасима выражает иные чувства – он свободен, он личность. Решение уйти от барыни – сильное решение.
- А если бы он умел говорить, как вы думаете, чтобы он сказал барыне? (Я свободен!)
Да, сцена ухода Герасима не оставляет никого из нас равнодушными.
- Вернёмся к вопросу: “А почему герой не ушёл от барыни с собакой?” (тогда ещё решения уйти не было, а Муму уже утопил)
- С кем сравнивает Тургенев Герасима в заключительной части рассказа? (со львом, стр.48, сравнение)
- Выразительно прочитайте это описание.
- Почему именно со львом? (Лев – символ храбрости и обновления, свободный зверь, он дитя природы, так ж, как и Герасим, он чувствует себя счастливым только на лоне природы)
Своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался.)
- Вернёмся к теме урока.
- Какой Герасим вам нравится больше: в начале рассказа или в конце? Почему?
Вывод: Сегодня мы говорили о том, как одинокая и безрадостная жизнь Герасима в доме барыни была скрашена счастливыми месяцами общения с настоящим верным и чутким другом - собакой. Казалось, оттаяла душа немого богатыря, и мы увидели его чутким, нежным и заботливым человеком. Но Тургенев даёт почувствовать нам, что счастье Герасима недолговечно, потому что пока живо крепостное право, человек остаётся зависимым, но наступает момент, когда человек находит в себе силы освободиться от этой зависимости и становится духовно свободным. И помогает человеку преобразиться любовь – любовь к жизни.
Рефлексия.
Пожалуйста, все встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями.
- Если вам было скучно, не интересно, то поднимите руки вверх.
- Если вы себя чувствовали отлично, то хлопните в ладоши.
- Если вы получили на уроке новые знания, тогда сядьте на свои места.
Слайд 8
Дом.задание: Задание распечатано на листочках:
Я намеренно даю вам это задание домой, чтобы вы осмыслили, какое преображение произошло с Герасимом (потому что это очень важно)
1. Синквейн “Преображение”
Задание на выбор
2.Написать сочинение-миниатюру: “Как бы я поступил на месте Герасима?”
3.Сочинение-размышление “Если бы Герасим умел говорить, чтобы он сказал барыне?”
Всем спасибо за урок.