Литература
-
Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-х классах "Прекрасный и грозный мир Николая Рубцова" 2003
В данной разработке сделана попытка с помощью комплексной работы над текстом стихотворения разнообразить уроки русского языка, связать их с литературой. Основной упор при интеграции делается именно на уроки русского языка. При изучении синтаксиса в 9-ом классе хочется, чтобы учащиеся видели четкость предложений и стройность текста, объединенных общей тональностью, настроем, идеями, поэтому и желательно использовать поэтические тексты.
-
Воспитание толерантного сознания на основе интеграции предметов. Дискуссия на тему: "Триумф науки — прогресс или трагедия" 2003
В лицее №17 г. Ставрополя создано объединение "Мир человека". В основу работы положен метод проектов, межпредметное освоение интегрированных блоков знаний. Формой проведения заседаний являются дискуссии и конференции. Цель объединения - формирование холисткого мышления и толерантного сознания.
-
Планы-конспекты уроков русского языка в 6-м классе и литературы в 9-м классе 2003
Основная цель уроков - дать детям прочные знания по русскому языку и литературе; научить гордиться богатством русской культуры, видеть прекрасное и стремиться внести посильный вклад в развитие Родины.
-
Через краски к чувствам 2003
Одна из задач учителя - привитие у учащихся интереса к поэзии. Для этого при работе с текстом используется особый прием - изображение в цвете собственного понимания лирического произведения, как первый этап на пути его анализа. Обобщен опыт работы в этом направлении в средних классах, представлены материалы уроков: А.С. Пушкин "Няне" (5-й класс). Сравнительный анализ стихотворения "Узник" А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова (8-й класс). Любовная лирика А.С. Пушкина (9-й класс).
-
Экспрессионизм в рок-поэзии 2003
Перед каждым учителем стоит задача - сделать свой предмет максимально интересным, а в условиях модернизации образования - еще и современным. Сегодняшние школьники привыкли к видео, компьютеру, Интернету. Чем же может удивить их простой школьный урок? Учитель заинтересован в том, чтобы именно его предмет стал любимым. Восьмой год работая по системе развивающего обучения Эльконина- Давыдова, я убедилась в правоте основного правила этой системы: ребенок хорошо запоминает только то, что пережил сердцем, что заставило его задуматься, потрясло и удивило. Удивляться на каждом уроке - это сверхзадача, которую педагог должен помочь ребенку решить. Современные дети хотят изучать то, что им интересно. Старшеклассники любят слушать рок-музыку. Принимая это во внимание, можно провести урок - исследование "Экспрессионизм в рок-поэзии".
-
Как воспитывали русского дворянина. Программа спецкурса для учащихся 10—11-х классов 2003
Использование традиций дворянского воспитания, знакомство с образом жизни дворянства может быть очень полезным в духовном, нравственном воспитании современной молодежи.
-
Опыт организации интегративных образовательных экспедиций по родному краю в 5-м классе 2003
Интегративные образовательные экспедиции - технология, которая разрабатывается в Вятской гуманитарной гимназии на протяжении последних пяти лет. Описываются возможности применения данной технологии в процессе литературного образования в 5-м классе.
-
КВН по русскому языку и литературе: "Путешествие в страну Словесности" 2003
Предлагаемый материал поможет организовать и провести в необычной, увлекательной форме не только внеклассное мероприятие, но и урок по русскому языку и литературе в 5-7-х классах. Данная разработка носит игровой, творческий характер и призвана помочь учащимся раскрыть свои личностные качества, проявить любознательность, смекалку.
-
Проблема воспитания и воспитанности в произведении Д.И. Фонвизина "Недоросль". Урок литературы в 9-м классе 2003
Представлена программа наблюдения, анализа и оценка воспитанности детей в семье.
-
Стихи о городе в поэзии К.Х. Прокопенко (внеклассное чтение в 8-м классе) 2003
На занятии по внеклассному чтению учащиеся знакомятся с поэзией К.Х. Прокопенко, самобытной поэтессой и учительницей. На примере стихотворения "Не губи ярко-красных рябин", восьмиклассники анализируют, а затем постигают эмоциональные ценности текста.
-
Урок-практикум. М.Е. Салтыков-Щедрин "Премудрый пескарь" 2003
Урок-обобщение по произведению с использованием дифференцированного подхода к знаниевому уровню учащихся.
-
Урок по теме: "Поэзия О.Мандельштама, Б.Пастернака, А.Ахматовой". 11-й класс 2003
Урок-пролог к изучению поэзии данных поэтов; литературное расследование. На таких уроках решаются не только познавательные поэтические проблемы, но и стимулируется нестандартный подход к восприятию художественного произведения учащимися.
-
Сказки А.С. Пушкина в школьном изучении 2003
В cтатье рассматривается вопрос общения с Пушкиным, которое протекает на уроках литературы на разном уровне глубины и напряжённости в зависимости от возраста и культуры читателя. Дана разработка "Турнира знатоков сказок Пушкина" для учащихся 5-ых классов.
-
Разработка урока литературы "Начать с себя". Урок нравственности. Урок-предупреждение. Урок-призыв 2003
Урок входит в программу модуля "Человек - Природа - Человек", составителем которой является автор данной разработки. Урок предполагает систематизацию знаний учащихся, формирование целостного взгляда на проблемы, облегчение условий обучения учащихся с учетом подготовки к выпускным экзаменам, способствует закреплению ЗУНов по литературе.
-
Урок Мужества и Доброты по повести В.Распутина "Уроки французского" 2003
Урок по литературе разработан для обучающихся 6 класса, является опорным материалом для формирования этических норм взаимоотношений подростков, нравственных законов героев В. Распутина, анализа художественного произведения, развития творческих способностей учеников.
-
Сергей Есенин - певец земли русской 2003
Сергей Есенин - певец земли русской. Знакомя учащихся с темой Родины лирике с С. Есениным, использую на уроке разные формы работы: беседа с классом, индивидуальные и групповые задания. На уроке звучат песни и романс на стихи Есенина. Благодаря лирике С. Есенина, словам М. Горького, Е. Евтушенко, М. Цветаевой, В. Астафьева, урок приобретает нравственно - эстетическое, патриотическое звучание.
-
Слово о Некрасове 2003
Один из возможных вариантов уроков знакомства с биографией писателя представлен в виде плана - конспекта. Воспроизводя его, учащиеся должны будут внести дополнения, которыми станут ответы на вопросы третьего раздела этого конспекта. Задания, включенные в этот раздел, потребуют не только навыков учебного труда, но и умения выйти за рамки стандартного выполнения.
-
Гамлет на сцене и в кино 2003
При изучении трагедии "Гамлет" учащиеся знакомятся с различным пониманием образа Гамлета в истории русской культуры. Не менее богато истолкование Гамлета и на русской сцене и в кино. В XIX веке Гамлета играли знаменитые актеры П.Мочалов и В.Каратыгин; в XX веке - А.Южин и В.Качалов; Козаков и Марцевич; Смоктуновский и Высоцкий. У каждого из них - свой Гамлет. О некоторых актерах и их Гамлетах и пойдет речь на уроке.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Замечательная вещь" (роман И.С. Тургенева "Рудин") 2003
Урок показывает возможности риторизации литературы, когда чтение и изучение произведений русской классики сопровождается у учащихся исполнением собственных риторических текстов различных жанров. Материалом для создания данных текстов является художественное произведение, прочитанное учащимися. Вместе с десятиклассниками разрабатывается путь изучения романа.
-
Разработка урока литературы в 5-м классе "Что за прелесть эти сказки!" 2003
Проводится после прохождения русских народных и литературных сказок по учебнику А.Г.Кутузова "В мире литературы". Урок проводится в игровой форме - интеллектуальное путешествие по станциям: Портретная, Искусствоведческая, Театральная, Юмористическая, Творческая, Сума с потерянными вещами, О, счастливчик, Литературное ассорти.
-
Литература — музыка — живопись. Опыт прикосновения к проблеме интегрирования школьных предметов 2003
Интегрированные уроки позволяют изучить тему на основе нескольких учебных предметов, что помогает учащимся видеть богатство и разнообразие мира.
-
Литературный вечер "Вспоминая В.Высоцкого" 2003
Литературно-музыкальная композиция, основанная на воспоминаниях современников.
-
Интеграция учебной работы и работы с родителями 2003
Интеграция – основное направление работы школы. Интеграция учебной работы и работы с родителями помогает повысить эффективность воспитательной работы в школе. Содержание предмета “литература” позволяет осуществить такую работу. В данной статье я рассказываю о том, как интегрировать учебную и воспитательную работу с родителями в классе.
-
Урок литературы в 9-м классе: "Загадочная судьба А.С. Грибоедова" 2003
Урок литературы в 9 классе. Загадочная судьба А.С. Грибоедова. Данный урок является первым в системе уроков по творчеству Грибоедова, поэтому важным было пробудить интерес у учащихся к личности автора. Это позволило активизировать учащихся к изучению комедии "Горе от ума". Подготовка к уроку дала возможность учащимся реализовать свои возможности при самостоятельной работе с мемуарной, справочной и научной литературой, а также при подготовке презентации "Портреты Грибоедова".
-
Я встретил Вас (урок о жизни и творчестве Ф.И. Тютчева) 2003
Главная идея урока: 1. Создать комфортные условия для эстетического восприятия материала; 2. Пробудить у обучающихся высокие нравственные чувства.
-
Есть в мире этом самый лучший миг (урок внеклассного чтения по рассказу В.П. Астафьева "Зорькина песня" в 5-м классе) 2003
Вид урока - творческая мастерская. Цели урока: 1) расширение представления учащихся о пейзажной живописи и языковом мастерстве писателя; знакомство с понятием "лирическая проза"; 2) выработка умений работы с художественным текстом и создания своего текста; 3) воспитание культуры общения. Рассказ воспитывает в юном читателе доброе чувство к окружающей среде, чуткость к красоте природы.
-
Развитие исследовательских умений школьников на уроках литературы. (К урокам литературы по УМК А.Г. Кутузова, 5-й класс) 2003
Предлагаемый материал связан с изучением темы "Детский фольклор" по программе А.Г. Кутузова для 5-го класса общеобразовательных школ. На конкретном примере объясняется, как можно вместе с учениками заняться исследовательской работой, используя региональный материал, сделать открытия в области литературоведения на доступном для школьников уровне.
-
Урок литературы по сказке Гофмана "Щелкунчик и Мышиный король" 2003
Урок "Щелкунчик и Мышиный король" может быть проведён в 5-6-х классах как обычный или как урок внеклассного чтения. Необычная обстановка, в которой происходит общение учителя с детьми, способствует повышению интереса не только к содержанию изучаемого произведения, но и к чтению в целом, и к урокам литературы.
-
Сценарий музыкально-литературной композиции по творчеству М.Цветаевой "Жаркой рябины горькая кисть" (11-й класс) 2003
Музыкально-литературная композиция по творчеству М.И. Цветаевой "Жаркой рябины горькая кисть". Из опыта внеклассной работы с учащимися 11-х классов.
-
Урок-игра по циклу рассказов М.Зощенко "Леля и Минька" 2003
Урок является фрагментом разрабатываемой программы развития творческих способностей и познавательной активности учащихся в 5 классе. Включает в себя игровую деятельность, за счет которой осуществляется преемственность с начальной школой; задания творческого характера; групповую работу. Также обращается внимание на основные умения, формирующиеся на уроках литературы в 5 кл.: знание текста, чтение по ролям, умение задавать вопросы.