Вслед за Л.Н. Борониной, мы определяем ценностные ориентации (ЦО) как форму, способ “существования ценностного отношения”, специфическую ориентировочно-проектировочную деятельность, “в процессе которой осуществляется оценка и выбор субъектом общественных ценностей, форм актуализаций бытия субъекта, формируется система личностных ценностей, выступающих в качестве смыслообразующих принципов, которые определяют жизненный проект личности, выбор стратегии, ее поведения” [1].
Указанное определение дано с позиций общефилософского и деятельностного подходов, оно дает возможность конкретизировать педагогическую цель относительно формирования ценностных ориентаций, как создание условий для личностного процесса оценки и осознанного выбора единых общечеловеческих и национальных ценностей и процесса самоопределения относительно разнообразных ценностей, социокультурных групп.
Исследования, проводимые нами в течение сентября 2001 – апреля 2002 гг., нацеленные на изучение ЦО старших школьников, проживающих на территории с градообразующим предприятием [3], позволили выявить проблемы относительно общечеловеческой и национальной ценности “познание (истина)”:
низкий ранг ценности “познание”: из четырех категорий ценностей, расположенных в порядке значимости – приоритетные, значимые, выбираемые, малозначимые или незначимые - рассматриваемая ценность для опрошенных старшеклассников является выбираемой; при максимально возможном среднем балле 4,0 относительно ценности “познание (истина)” он равен 2,9 (у старшеклассников – москвичей – 3,6, у старшеклассников – гурьевчан – 3,1);
непоследовательность позиции старшеклассников, относительно ценности “познание (истина)”, которая проявляется в том, что 69,9% оценивают ее достаточно высоко, однако лишь 7,8% включают ее в конкретные жизненные планы.
неадекватное современной культуре представление о ценности “познание (истина)”, которое выражается в разных оценках односистемных по своей сути ценностей “познание (истина)” и “образованность” (для большинства старшеклассников ценность “образованность” является приоритетной, ее средний балл – 3,5, однако лишь треть из них соотносит “образованность” с “познанием”).
В целом лишь у 7,8% старшеклассников, проживающих в условиях территории с градообразующим предприятием, сформирована ориентация на ценность “познание (истина)”, то есть данная ценность является для них личностно значимой, осознано выбранной, деятельностной.
Ряд факторов, определяющих возникновение указанных проблем являются, на наш взгляд, важнейшими.
Территория с градообразующим предприятием удалена от центров культурной жизни, где аккумулируются общечеловеческие и национальные ценности, в том числе и ценность “познание (истина)”.
Неблагоприятная ситуация относительно качества жизни на подобных территориях приводит к социальной напряженности и потенциальной конфликтности, в том числе в образовательных учреждениях. Как показывают наши исследования, данное явление в школе проявляется в несогласованности представлений главных участников воспитательно-образовательного процесса относительно ценности “познание (истина)” и “образованность” (см. таблицу № 1)
Таблица № 1
Представления главных участников воспитательно-образовательного процесса старшей школы на территории с градообразующим предприятием относительно ценностей “познание (истина)” и “образованность”
Ценности |
||||
Познание (истина) |
Образованность |
|||
Педагоги |
3,4 |
значимая |
3,4 |
приоритетная |
Старшеклассники |
2,9 |
выбираемая |
3,5 |
приоритетная |
Родители |
2,8 |
выбираемая |
3,1 |
приоритетная |
Несогласованность представлений относительно ценности “познание (истина)” ближайшего социального окружения – педагогов и родителей, усугубляется относительной ограниченностью, узостью круга общения старшеклассников на территории с градообразующим предприятием, что ограничивает условия, в которых происходит оценка, выбор и самоопределение личности относительно наличествующей в социуме ценности “познание”, иными словами, на рассматриваемой территории мало представлены социальные группы, для которых “познание (истина)” являются приоритетной ценностью. По данным социолога Гетмановой О.Ю., такими группами являются женщины “серединной группы” (соответственно педагоги общеобразовательных школ и педагоги высшей школы, врачи…)[2]
Названные проблемы и факторы определили направления, цели и формы педагогической деятельности коллектива гимназии № 22 по формированию ЦО “познание (истина)” (см. таблицу № 2).
Таблица № 2
Из организационно-методического обеспечения формирования ЦО “познание (истина)”
Компоненты системы организационно-методического обеспечения |
Направления педагогической деятельности |
||
становление ценностных основ организации жизни школы |
реализация культурологического подхода |
Взаимодействие старшеклассников с социокультурными группами |
|
Социальные цели |
Обеспечение условий для представления старшеклассников о значимости ценности “познание” для педагогов, ряда учащихся, родителей. |
Обеспечение представлений учащихся о познании (истине) как общечеловеческой ценности в истории культуры, о смысловом единстве ценностей “познание” и “образованность”. |
Обеспечение социально значимых ценностных представлений учащихся относительно преподавателей высшей школы, врачей (представителей серединной группы – женщин). |
Воспитатель-ные цели |
Формирование способности к самоопределению относительно ценности “познание” по-разному представленной в иерархиях ЦО родителей, педагогов, учащихся. |
Формирование ценностного отношения к содержанию школьных образовательных дисциплин. |
Формирование способности к самоопределению относительно ценности “познание”, по-разному представленной в иерархиях ЦО различных социокультурных группах региона. |
Формирование ценностной ориентации “познание (истина)” как результата осознанного выбора старшеклассников |
|||
Формы |
“Ежедневное общение”; занятие; “час общения”; “педагогическое сотрудничество с родителями”; “Ключевые дела” (согласуют ценности всех участников воспитательно-образовательного процесса) проектирование; нормотворчество; символотворчество |
“Творческая лаборатория учителей” Декада предметного цикла Индивидуальное и коллективное исследование учащихся (главным образом, в области “познание”) |
Ученический исследовательский проект (совместно с преподавателями высшей школы, врачами, женщинами серединной группы). |
Научно – практическая конференция учащихся старших классов. |
Важнейшими “продуктами” данной деятельности в многопрофильной гимназии № 22 явились символы – эмблемы классов, флаг и гимн школы, законы классов, “Конституция ДЮО “Успех” и “Единые требования …””, другие документы и материалы, фиксирующие приоритет ценности “познание (истина)” в гимназии; программы кандидатов в президенты ДЮО “Успех”, исследовательские и проектные работы учащихся, выполненные под руководством учителей школы и преподавателей высшей школы, врачей.
Организуя учебную исследовательскую деятельность старшеклассников, педагоги реализуют все направления педагогической деятельности в целом.
Во-первых, осуществляется общение старшеклассников на межличностном уровне с представителями таких социокультурных групп, как преподаватели высшей школы, серединная группа (учителя гимназии), для которых ценность “познание (истина)” является важнейшей. Организация ситуации межличностного общения посредством учебно-исследовательской деятельности способствует осознанию старшими школьниками того, что для образованного человека ценность “познание (истина)” значима.
Во-вторых, учебное исследование – одна из возможных форм реализации культурологического подхода в образовательном процессе старшеклассников.
В-третьих, в процессе организации учебного исследования старшеклассников происходит согласование ценностей участников воспитательно-образовательного процесса гимназии (педагогов, учеников, представителей социокультурных групп), т.е. происходит становление ценностных основ организации жизни школы.
Значимость учебно-исследовательской деятельности и приоритет ценности “познание (истина)” в гимназии фиксируются в ежегодных призах, премиях и званиях, учрежденных и присваеваемых административным и научно-методическими советами (педагоги и преподаватели высшей школы), командой президента ДЮО (ученики), профсоюзным комитетом базового предприятия (общественность).
Наивысшими наградами являются: “Хрустальная сова” педагогическому объединению за лучшую организацию исследовательской и проектной деятельности; звание “Ученик года”, памятная лента, диплом и премия; звание “Учитель-исследователь”, памятная лента, диплом и премия; ценный приз, диплом лауреата премии “Калиоппа” за лучшую работу в области гуманитарных дисциплин; ценный приз, диплом лауреата премии “София” за лучшую работу в области математики и информатики; ценный приз, диплом лауреата премии “Гея” за лучшую работу в области естественных дисциплин; ценный приз, диплом лауреата премии “Аполлон” за лучшую работу в области искусства; ценный приз, диплом лауреата премии “Успех” (I, II, III степеней) за лучшую работу гостя конференции; дипломы I, II, III степеней за лучшие работы, представленные на каждой из акций; рекомендации на представление работы на итоговой аттестации, городской, региональных конференциях, конкурс “Первые шаги”.
Присвоение званий, вручение дипломов и ценных призов осуществляется согласно разработанным и утвержденным в гимназии соответствующим положениям.
Промежуточные измерения свидетельствуют о результативности деятельности педагогов по формированию ЦО “познание (истина)”.
Список литературы:
- Боронина Л.Н. Динамика ценностных ориентаций молодежи. Автореф. дис. … канд. филос. наук, Екатеринбург, 1994 – с. 15
- Гетманова О.Ю. Психологические детерминанты смысложизненных ориентаций представителей разных социальных групп. Дис. кандидата психологических наук, М., 1999– с. 231
- Измерение проводилось с помощью комплекса методик: модифицированной и адаптированной шкалы М.Рокича, методики неоконченных предложений и “Автобиографии будущего”. Респондентами являлись учащиеся школы № 26 и гимназии № 22 9-11-х классов г. Белово – всего 282 человека. Полученные данные сравнивались с аналогичными по учащимся школы № 22 г. Гурьевска – 169 человек.