Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Разделы: Русский язык, Литература


Воспитание человека, гражданина – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке.

В творчестве происходит слияние человека с его делом, если дело захватывает и увлекает. В высший момент творчества человек поглощен полностью предметом труда. Как у Пушкина : “ И забываю мир …”.

На уроках русского языка и литературы есть большая возможность творить, и на своих уроках я стараюсь создать условия для творчества, то есть условия внутренней свободы.

Выразить эмоции, чувства и мысли на бумаге достаточно сложно, письменная речь у многих детей далеко не так богата, как устная. Выразить внутренние переживания в письменной форме человеку всегда помогали стихи. Мысль в стихотворении звучит красиво, она предстает в виде образов. Стихи позволяют нам выразить то, что не всегда удается передать в прозе. Именно поэзию можно назвать чрезвычайно эффективной формой рефлексии.

Некоторые могут возразить, что далеко не всякий способен писать стихи и некоторые ученики будут стесняться или бояться этого задания. Конечно, писать стихи по заданию за несколько минут действительно трудно, но возможно.

Мы с ребятами начинали со стилизации. Стилизация – это произведение, представляющее собой стилистическое подражание чему- нибудь.

Учащимся 6-го и 8-го классов были даны стихотворения (на стол каждому) В. Брюсова и К. Бальмонта:

Воздух живительный, воздух смолистый
Я узнаю.
Свет не слепит, упоительный, чистый,
Словно в раю.
Узкой тропинкой к гранитам прибрежным
Вышел, стою.
Нежу простором, суровым и нежным,
Душу мою.
Сосны недвижны на острове, словно
В дивном краю.
Тихие волны лепечут любовно
Сказку свою.

В.Я. Брюсов.

Я люблю лесные травы
Ароматные,
Игры и забавы
Невозвратные.
Колокольные призывы
Отдаленные,
Над ручьем уснувшим ивы
Полусонные.
Очертанья лиц мелькнувших
Неизвестные.
Тени сказок обманувших
Бестелесные.
Все, что манит и обманет
Нас загадкою,
И навеки сердце ранит
Тайной сладкою.

К. Бальмонт.

Перед учащимися была поставлена задача: написать стихотворение, сохранив стиль автора и каждую четную строку. Вот какие стихотворения получились у учащихся 6-го класса:

Осень – проказницу, листья веселые
Я узнаю.
Зеленые, красные, желтые, бурые,
Словно в раю.
Хохоча, она играет –
Вышла, стою.
Смотрю на нее и любуюсь, она занимает
Душу мою.
Вижу я осень прелестную, чудную, словно
В дивном краю.
В следующий раз сочиню я новую
Сказку свою.

Винокурова Аня.

Шалтая – болтая, прикольного, смелого
Я узнаю.
Мне кажется, с ним я
Словно в раю.
Зовет он меня погулять –
Вышла, стою.
Радует, веселит и смешит он
Душу мою.
Живет Шалтай – болтай
В дивном краю.
И рассказал он мне
Сказку свою.

Шингальс Анжела

Осенью листья красивые, яркие
Я узнаю.
Поляны осенние, светлые, мягкие,
Словно в раю.
К узенькой тропке, извилистой, нежной,
Вышла, стою.
Нежу я краем родным и прекрасным
Душу мою.
Стою я недвижно на тропке, будто
В дивном краю.
Тихая речка лепечет любовно
Сказку свою.

Чапаева Женя.

Конечно, с литературной точки зрения в них есть недостатки, но, читая эти стихи, понимаешь, как много эмоций , размышлений, внутренней работы остается вне наших представлений о детях.

Стихотворения учащихся 8 – го класса более зрелые, они лучше чувствуют слово; образы, созданные восьмиклассниками яркие и интересные:

Солнце весеннее, светлое, яркое
Я узнаю.
Падают капли чистые, звонкие,
Словно в раю.
И распускаются почки, душистые, нежные,
Как в дивном краю.
Лепечут ручьи, весенние, чистые,
Сказку свою.
И небесный простор голубой согревает
Душу мою.

Бутылова Катя.

Расцветают нежно травы
Ароматные.
И ушли давно морозы
Невозвратные.
Звон капели, песни
Отдаленные,
Птичьи тихие свирели
Полусонные.
Вспоминались леших сказки
Неизвестные,
Где кикиморы, русалки
Бестелесные –
Все, кто в глушь лесную манит
Нас загадкою,
Те, которые обманут
Тайной сладкою.

Груздева Маша.

Мне приятен запах хлеба
Ароматного,
Вспоминаю свое детство
Невозвратное:
Деревни шорохи и звуки
Отдаленные,
Как мы гурьбой к реке бежали
Полусонные.
Верили, что существуют тролли
Бестелесные.
Детство навсегда останется
Загадкою,
Буду вспоминать его, как
Сказку сладкую.

Бондаренко Юля

Анализируя стихотворения, вместе с учениками я стараюсь выделить наиболее удавшиеся строки, образы, с тем чтобы каждый почувствовал в себе силы творчества и сказал: “Я могу!”

Очень любят мои ребята сочинять синквейны и диаманты. Когда впервые они услышали о таком виде поэзии, то очень удивились: “Разве это стихи?” Оказывается, да – и мы решили попробовать.

Слово “синквейн” французское, обозначающее “пять строк”, причем при его написании существуют определенные правила. Вот они:

  1. Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  2. Она

  3. Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  4. Интересная, фантастическая

  5. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  6. Рассказывает, развлекает, воспитывает

  7. Четвертая строка – фраза из четырех слов – выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  8. Ученье – свет, неученье – тьма

  9. В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

Книга
Она –
Интересная, фантастическая
Рассказывает, развлекает, воспитывает
Ученье – свет, неученье – тьма
Книга.

Как видите, писать синквейны не так уж и сложно. Не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи, но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста.

Интересными получились синквейны шестиклассников:

Школа
Единственная, родная
Обучает, воспитывает, помогает
Там самые лучшие учителя
Нужна каждому.

Ковалева Алиса.

Она
Веселая, пушистая
Играет, ест, спит
Она лучше десяти собак
Кошка Муся

Ковалева Алиса.

Она
Красивая, любящая
Учит, читает, играет
Век живи – век учись
Лидия Павловна.

Шингальс Анжела.

Она
Ласковая, красивая
Заботится, воспитывает, любит
Без нее жизнь не мила
Мама.

Грибакина Настя

Уже второй год мои ученики с удовольствием участвуют в игре – конкурсе “Русский Медвежонок – языкознание для всех” и сочиняют о нем синквейны:

Конкурс
Интересный, познавательный
Учит, помогает, развивает
Терпенье и труд все перетрут
“Русский Медвежонок”

Кобзев Арсений.

Игра
Умная, захватывающая
Развивает, обогащает, поощряет
Где ум - там и толк
“Русский Медвежонок”

Сидорова Катя

Ребятам нравится сочинять. Это с удовольствием делают как шестиклассники, так и старшеклассники. В процессе изучения романа М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита” одиннадцатиклассники написали следующие синквейны:

Мастер
Талантливый, выдающийся
Пишет, создает, выдумывает
Глаголом жжет сердца людей
Булгаков.

Токарева Наташа.

Роман
Странный, непонятный
Увлекает, удивляет, окрыляет
История высокой красивой любви
“Мастер и Маргарита”

Токарева Наташа.

Воланд
Коварный, темный
Обманывает, предсказывает, ужасает
Свет и тьма всегда рядом…
Сатана.

Бондаренко Татьяна.

Воланд
Мистический, непредсказуемый
Повелевает, разрушает, спасает
Хочет зла – совершает благо
Сатана.

Кудряшова Наталья

Маргарита
Свободолюбивая, взбалмошная
Любит, летает, жертвует
Глаза – зеркало ее души
Подруга Мастера.

Тимошенко Ирина.

Кот
Хитрый, умный
Поддерживает, выкручивается, хулиганит
Поражает преданностью Князю Тьмы
Бегемот.

Костенко Ангелина.

Синквейн позволяет учителю решить сразу несколько задач. Во –первых, этот прием изменяет атмосферу в классе, делая ее более творческой, во – вторых, не только способствует улучшению эмоционального состояния ребят, но и позволяет учителю проверить, как они запомнили текст произведения. Кроме того, синквейны написанные учениками, позволяют учителю выяснить, как ребята чувствуют себя на уроке, нравится ли им изучаемое произведение. Синквейны можно писать как одному ученику, так и в парах или в группах после прочтения произведения. Написанные в группах синквейны часто бывают интересней индивидуальных, потому что ребята стараются писать более строго отбирая самые ценные идеи. Такое задание можно давать и в качестве домашнего.

Очень полезно для работы с понятиями, противоположными по смыслу, сочинять диаманты. Диаманта – стихотворная форма, состоящая из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Стихотворения составляются по следующей схеме:

Строчка первая: тема (существительное)

Строчка вторая: определение (два прилагательных)

Строчка третья:  действие (три причастия)

Строчка четвертая: ассоциации (четыре существительных)

Строчка пятая: действие (три причастия)

Строчка шестая: определение (два прилагательных)

Строчка седьмая: тема (существительное)

Лист дерева - рождение

зеленый, яркий

светящийся, растущий, цветущий

жара, движение, солнце, пища

увядающий, желтеющий, падающий

коричневый, старый

смерть

Вот какие диаманты сочинили одиннадцатиклассники:

Жизнь
Любовь
Взаимная, прекрасная
Крепнущая, возвышающая, волнующая
Весна, счастье, гармония, луна
Угнетающая, тускнеющая, угасающая
Безответная, трагическая
Ненависть.

Иванова Анна

Времена года
Весна
Светлая, живая
Растущая, расцветающая, ждущая
Жизнь, тепло, пробуждение, ландыши
Холодеющая, темнеющая, умирающая
Желтая, сухая
Осень

Малышева Анна

Использование стихотворных форм (синквейн, диаманта ) делает изучение или повторение нового материала более творческим и интересным. Используя алгоритм, ученики быстро достигают хороших результатов и сочиняют интересные стихи, в которых одинаково важную роль играет и содержание, и форма написания. Я уверена, что писать синквейны, хайку, диаманты, стилизации можно научить каждого. Главное: писать не ради стихов, а ради выражения своих чувств и отношения к окружающему миру.