Природу украшать не надо, но надо почувствовать ее суть… (И.И.Левитан.)
Оборудование:
- Иллюстрации:
портрет И.А.Бунина;
репродукции картин И.И.Левитана “Весна. Большая Вода”, А.К.Саврасова “Грачи прилетели”, И.Грабаря “Март”. - Запись музыкальных фрагментов композиции “Апрель” группы “Deep Рurple”.
- Ватманский лист со стихотворением Бунина “Догорел апрельский светлый вечер”.
- Раздаточный материал (стихотворение А.Фета “Пришла, – и тает все вокруг…”, таблица “Типы речи”).
Цели:
- Показать особенности лирики Бунина (сюжетность, живописность, музыкальность), проводя сравнительный анализ с лирикой А.Фета, полотнами живописцев, музыкой.
- Выработать чуткое отношение к родной природе, к чувствам человека.
- Работа со словом (развитие речи).
- Повторение теории литературы: лирика, лирическое “Я” поэта, действующее лицо, тропы (эпитет, олицетворение), звуковые повторы.
- Словарная работа: искусство, шедевр, живопись, пейзаж, палитра, эдем, чернозем, зеленя.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания.
Вступительное слово учителя:
И.А.Бунин – наш земляк – считается непревзойденным мастером слова. За свой талант он получил Нобелевскую премию (1931 г.) – высшую творческую награду.
Природные условия, в которых вырастает и живет человек, накладывают большой отпечаток на характер человека, его мироощущение, художественную манеру выражения чувств.
Вопрос: Каков бунинский образ Родины? Его пейзаж?
Ответ: Это природа средней полосы России. Природа воронежского края. Она неяркая, но чарующая. Ее просторы огромны. Отсюда скромность, точность бунинских эпитетов, лаконичность предложений, настроение тоски, одиночества, бесприютности. Примером тому является стихотворение “Родина”.
Чтение наизусть учащимися (1-2 человека) стихотворения И.А.Бунина “Родина”.
Работа по статье учебника о творчестве Бунина, заданной на дом.
Вопрос: Каковы особенности творчества И.А.Бунина? Что он считал важным найти в природе и отразить в стихах?
Ответы:
- Бунин говорил о том, что мир состоит из великого множества соединений красок и света, очень важно точно улавливать их и умело подбирать их словесный эквивалент.
- Не менее важным для него было наблюдение за небом – источником света. Для художника и поэта очень важно правильно изобразить небо, т.к. оно выражает настроение картины. Небо царит над всем.
- “А какая мука найти звук, мелодию, …”.
Учитель: И.А.Бунин был очень талантливым писателем, т.к. умел видеть оттенки разных состояний природы. Помогала вести наблюдения тяга Бунина к путешествиям.
2. Запись темы урока (“Особенности пейзажной лирики И.А.Бунина”) и беседа по теме.
Учитель: Особенности бунинской лирики определены нами. Но почувствовать своеобразие его лирики можно только в сравнении с лирикой других поэтов, полотнами художников-пейзажистов, музыкальным искусством. Его произведения сродни произведениям живописцев и музыкантов.
Вопрос: Что позволяет нам проводить такие параллели?
Ответ: Само понятие “искусство”, т.к. оно отражает жизнь, хотя и разными средствами. Творческие личности – люди глубоко чувствующие, наблюдательные. Это позволяет им создавать настоящие шедевры (образцы!), которые не забываются веками.
Вопрос: Каким образом живопись отражает явления жизни? С помощью чего?
Ответ: С помощью цвета, светотени и линий отображает реальное пространство на плоскости (на холсте).
Учитель: Задача художника очень трудна, т.к. цветов и оттенков в природе гораздо больше, чем красок в коробке. Цвет реальных предметов более насыщен, чем цвет красок.
Как видно из названия урока, речь пойдет о весне. Весна… Что происходит в природе, как она меняется от месяца к месяцу? В какие одежды одевается природа, какая цветовая гамма, палитра преобладает? На эти вопросы нам предстоит ответить, знакомясь с картинами русских художников.
Беседа по вопросам к картине Игоря Грабаря “Мартовский снег”.
- Какое время года изображено на картине? (Весна.)
- Какой месяц? (Первые дни марта.)
- Настроение от картины? (Радость от наступления тепла, обилия солнечного света.)
Каким образом художник этого добился? (Использованием яркой мартовской палитры. Хотя еще лежит снег, тени на нем ярко-голубые, что бывает только в марте. Яркие оттенки теплого желтого цвета напоминают нам о весенних слепящих солнечных лучах.)
Учитель: Такие деньки говорят нам о том, что зима уходит. Человек и природа пережили долгие месяцы холода, мрака, грустных мыслей. Теперь ощущаются хорошие перемены. Звон капели, как отмечают народные поверья, отгоняет злые силы.
Учитель: Русские художники с проникновенным лиризмом и теплотой изображали различные уголки русской природы. Один из них – А.К.Саврасов.
Беседа по вопросам к картине Алексея Кондратьевича Саврасова “Грачи прилетели”.
- Какой момент весны изображен? (Конец марта.)
- Что на картине подсказывает это? (Грачи прилетели и уже свили гнезда. Много воды. Снег рыхлый, грязный, тает. В мрачновато-пасмурном небе идет борьба весны с зимой (по поверьям). Вот-вот пойдет снег.)
- Палитра? (Весенняя. Снег написан нежнейшими оттенками синего, голубого, тепло-желтого.)
- Настроение? (Тревожно. Даже неуютно. Справа – лужа от талой воды. В середине – облупленная церквушка с колокольней. Гнезда грачей на березах растрепаны.)
Учитель: Атмосфера переезда, перемен, неприбранности. Но природа и человек всегда рады этим переменам – деревья тянутся к небу. Небо отражается в лужах, благодаря этому пространство картины расширяется.
Учитель: Левитан – ученик Саврасова. Обратите особое внимание на картину этого художника, т.к. его манера выражения, его образы и настроения очень схожи с бунинской пейзажной лирикой. Недаром в вашем учебнике литературы помещены рядом стихотворение И.Бунина и картина И.Левитана. Именно поэтому я взяла эпиграфом к уроку высказывание И.Левитана о том, как надо отображать природу в живописи. Надо вдумчиво посмотреть, и внимательному зрителю откроется глубокая и одухотворенная красота неяркой русской природы.
Обращение к эпиграфу. Беседа по вопросам к картине Исаака Ильича Левитана “Весна. Большая вода”.
- Какой момент весны изображен на картине? (Конец апреля.)
- Какие композиционные детали об этом говорят? (Нет уже снега. На реках растаял лед. Много воды. “Большая вода” – живая вода, питающая землю. Деревья окутаны зеленой дымкой (от набухших зеленых почек). Солнечно. Небо светло-голубое, апрельское. На небе легкие белые облачка.)
Палитра? (Левитан рисует нежный весенний наряд земли. Теплые тона: голубой, светло-желтый, розовый, цвет молодой зелени, приглушенный коричневый.)
Какие чувства охватывают при взгляде на картину? (Светлые, добрые: приближаются теплые майские деньки, хорошие перемены. Но есть и грусть – от холода прозрачного неба, от лодки, одиноко стоящей у берега.)
Учитель: Полотна Левитана часто вызывают тоскливые чувства, чувство одиночества, печали. Сам художник так говорил об этом: “Эта тоска во мне, она внутри меня, но…она разлита в природе… Я бы хотел выразить грусть, безысходность, умиротворенность”.
3. Анализ стихотворения И.А.Бунина “Догорел апрельский светлый вечер”.
Учитель: Это бунинское стихотворение особое во многих отношениях. Послушайте его, пожалуйста. (Чтение стихотворения учителем.)
Догорел апрельский светлый вечер,
По лугам холодный сумрак лег.
Спят грачи; далекий шум потока
В темноте таинственно заглох.Но свежее пахнет зеленями
Молодой озябший чернозем,
И струится чище над полями
Звездный свет в молчании ночном.По лощинам, звезды отражая,
Ямы светят тихою водой,
Журавли, друг друга окликая,
Осторожно тянутся гурьбой.А весна в зазеленевшей роще
Ждет зари, дыханье затая,
Чутко внемлет шороху деревьев,
Зорко смотрит в темные поля.
Вопрос: Скажите, похожа ли картина, нарисованная Буниным, на апрельский пейзаж Левитана?
Ответ: Да. Но поменялось освещение. Время суток в стихотворении – ночь.
Вопрос: Какие светила дают свет?
Ответ: Звезды. И ямы светят отраженным светом.
Вопрос: Каков предметный ряд, создающий образ апрельской ночи?
Ответ: Сумрак холодный, шум потока заглох в темноте, звезды светят, ночное молчание, осторожно летят журавли в ночи, чернозем (значение корня тоже создает ощущение темноты.)
Вопрос: Ночью все предметы имеют одинаково черный силуэт. Почему же мы видим цветную картину?
Ответ-вывод: Бунин дает в стихотворении два параллельных световых плана, а именно, весенний день и весеннюю ночь.
Вопрос: Какими художественными средствами Бунин передает краски весеннего дня?
Ответ: Словами. Тропами.
Учитель: В сравнении со стихотворением “Родина”, где Бунин рисует зимний пейзаж с помощью большого количества цветовых эпитетов-оттенков (молочно-белый, мертвенно-свинцовый и др.), в анализируемом стихотворении меньше эпитетов. Найдите их.
Ответ: Для изображения красок весны Бунин использует следующие эпитеты: светлый вечер и др.
Учитель: Вместо цветовых эпитетов Бунин подбирает цветовые существительные чернозем (очень плодородная земля, в отличие от песчаной почвы), зеленя (почки, ростки).
Вопрос: Как Бунин передает весеннее состояние природы? Что с ней происходит? Это даст нам ответ на вопрос о том, почему в народно-поэтическом сознании весна – это зарождение новой жизни. Для этого надо выстроить определенный образный ряд.
Ответ: Образный ряд: светлый вечер (день удлинился), зеленя (прорастают новые ростки на полях), (обновленный) молодой чернозем, зазеленевшая роща (новые листики), чище струится свет (и воздух чист), шум потока и ямы с водой (много воды, реки вышли из берегов), прилетели весенние птицы – грачи, возвращаются журавли.
Учитель: Бунину удалось передать также и ощущения – бодрящий (пробуждающий к жизни) холод весенней ночи.
Вопрос: Найдите эпитеты отражающие эти ощущения.
Ответ: Холодный сумрак, озябший чернозем, струится чище звездный свет (тоже создается ощущение холода, так как звезды – это холодные светила).
Учитель: Чувствуем ли мы весенние запахи: приятно-резкие, возбуждающие?
Ответ: Свежее пахнет зеленями чернозем.
Учитель: Звуки весны Бунин передает с помощью специального поэтического приема звукописи.
Вопрос: Какими способами могут передаваться звуки в поэтической речи?
Ответ: С помощью аллитерации, повторения согласных звуков (шум потока заглох, шорох деревьев), и описания звука (журавли тянутся, окликая друг друга (курлыканье)).
Учитель: Еще одна особенность бунинской лирики – ее повествовательность, эпичность (“перепутал прозу и поэзию”).
Вопрос: Мы помним отличительные особенности эпоса и лирики. В чем они?
Ответ: Проза сюжетна. Это рассказ о жизни героя (случае из жизни). Прозаическое произведение имеет особую повествовательную композицию. Лирика – выражение чувств поэта, писателя. Она не имеет сюжета.
Учитель: Попробуйте пересказать стихотворение Бунина, используя знакомую вам схему (сначала…, потом…, наконец…). Слова какой части речи могут вам помочь?
Ответ: Глаголы. Они являются отличительным признаком повествования.
Композиция стихотворения:
Вступление. Догорел вечер, сумрак лег, грачи уснули (природа спит – глаголы покоя).
Завязка. Шум потока заглох (резко, внезапно) таинственно (что-то должно произойти в природе).
Основное действие. Кульминация. (Используются глаголы движения.) Пахнет, будоражит запахом чернозем, свет струится , ямы светят (не спят), журавли летят, перекликаясь. Непрекращающееся движение и звуки апрельской ночи приводят к развязке, торопят наступление весны.
Развязка. Заключение. Весна не спит, ждет зари, дыханье затая, чутко внемлет, зорко смотрит. Утром она вступит в свои права.
Учитель: Каков лирический герой Бунина? Его лирическое “Я”?
Ответ: У Бунина , скорее, персонаж, действующее лицо – это природа, а лирическое “Я” (чувства самого поэта) спрятано в подтексте.
Учитель: Сравните стихотворения Бунина “Догорел апрельский светлый вечер” с весенним стихотворением Афанасия Фета “Пришла, – и тает все вокруг”.
Чтение стихотворения учащимися на фоне музыкального отрывка .
Пришла, – и тает все вокруг,
Все жаждет жизни отдаваться,
И сердце, пленник зимних вьюг,
Вдруг разучилося сжиматься.Заговорило, зацвело
Все, что вчера томилось немо.
И вздохи неба принесло
Из растворенных врат эдема.Как весел мелких туч поход!
И в торжестве неизъяснимом
Сквозной деревьев хоровод
Зеленоватым пышет дымом.Поет сверкающий ручей,
И с неба песня, как бывало;
Как будто говорится в ней:
Все, что ковало, – миновало.Нельзя заботы мелочной
Хотя на миг не устыдиться.
Нельзя пред вечной красотой
Не петь, не славить, не молиться.
Ответ-рассуждение: В стихотворении Фета лирическое “Я” уже в ритме, совпадающем с музыкальным фрагментом (торопящемся высказать чувства на одном дыхании), в восклицательных интонациях (восхищающихся, торжественных).
Бунинская интонация повествовательна, нетороплива. Человеческие чувства, одушевленность проступают в олицетворениях (сумрак лег, поток заглох, весна ждет, дыханье затая, ямы светят водой, напоминая глаза человека, который не спит, которому мешают заснуть звуки пробуждающейся природы). И природа, и человек просыпаются от зимнего оцепенения, сна, устремляются в лучшую пору жизни – весну.
Заключительное слово учителя: И.А. Бунин считал поэзию очень трудным ремеслом и всегда волновался, удалось или не удалось передать словами краски природы, свет, звук. Внешне слова, состоящие из букв, бледнее живописных и музыкальных средств выражения. Но, как вы заметили, они могут сказать, пожалуй, намного больше. Хочется закончить урок словами еще одного бунинского стихотворения, отражающими трепетное отношение великого писателя к слову.
Слово.
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.