Литература
-
"Я была тогда с моим народом…" (по поэме А.Ахматовой "Реквием") 2005
Данная работа представляет собой подробную разработку урока (2 часа), предлагает комплексный подход к изучению произведения. Aнализ поэмы А.Ахматовой "Реквием" позволяет обнаружить глубокую взаимосвязь литературы, истории, изобразительного искусства, музыки, показать влияние общественной жизни страны на судьбу поэта. Активное участие детей в подборке материалов для урока, безусловно, способствует расширению их кругозора, активизации познавательной деятельности.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы в 8-м классе: "России славный сын"(повторение грамматического материала: простое и составное глагольное сказуемое) 2005
Мы предлагаем фрагменты урока, а также подборку текстов и заданий, которые помогут систематизировать и обобщить изученное о простом и составном глагольном сказуемом и предоставят нашим ученикам возможность соприкоснуться с жизнью известного поэта, углубить и расширить представление о многогранной деятельности М. В. Ломоносова.
-
"История прекратила течение своё…"(урок-размышление по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города") 2005
Урок "История прекратила течение свое" является обобщающим после изучения романа Салтыкова-Щедрина "История одного города", а также всего творчества писателя. При подготовке и проведении обобщающего урока учитель преследует многочисленные цели: приблизить к юному читателю произведения Салтыкова-Щедрина, открыть в них важный человеческий смысл; углубить восприятие читателей-учеников; повторить такие литературоведческие понятия, как утопия и антиутопия, различные виды комического (сарказм, гротеск, гипербола), эзопов язык. Все это позволит доказать, что роман Салтыкова-Щедрина имеет гораздо большее значение, нежели пересмешничество минувшего; попытаться открыть в произведении Щедрина важный человеческий смысл; уловить в сатирических образах писателя не только смех над тем, как можно извратить, изуродовать свою жизнь и даже свой облик, но и слезы о том, как легко и незаметно человек способен отказаться от своего высокого предназначения и безвозвратно потерять себя. Данный урок рассчитан на 2 часа, и проводить его целесообразно в форме урока-размышления.
-
Тема урока: "Соня Мармеладова: святая или грешница?" (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание") 2005
Дальнейшее развитие навыка работы с текстом. Умение анализировать материал и делать выводы. Попробовать прочитать роман с христианской позиции. Подготовка к письменной работе (выстраивание логических цепочек, обобщение).
-
Уроки-мультимедиа литературы 2005
Данная форма уроков занимает особое место в моей методической копилке. В течение последних двух лет разрабатываю цикл уроков-слайдов по литературе. Удачен, на мой взгляд, урок "Проблемы нигилизма и пути его преодоления в произведениях А.С. Пушкина" в 9-м классе. Интересно наблюдать развитие проблемы скитальчества, нигилизма на протяжении 8, 9, 10 и 11 классов, отсюда и идея о создании цикла уроков.
-
О.И. Сенковский и Барон Брамбеус: архитектоника литературной маски писателя 2005
Целью данной работы является раскрытие смысловой структуры литературной маски Оси-па Ивановича Сенковского (1800 - 1858) - прозаика, учёного-востоковеда, журналиста. С 1833 г. рождается его вымышленное имя - Барон Брамбеус. Литературная маска Осипа Ивановича Сенковского, насколько нам известно, никогда не становилась предметом специального филологического исследования. Очень важно понять, каким образом рождается псевдоним и какова архитектоника "ложного имени" писателя, так как литера-турное произведение - целая система, состоящая из основного текста произведения и окружающих его компонентов.
-
"Песнь о вещем Олеге "Пушкина и "Смерть Шанфария" Сенковского как инварианты мифологемы судьбы (в аспекте дихотомии "Запад—Восток") 2005
Если считать объектом исследования мифологему судьбы, а субъектами - Пушкина и Сенковского, то, благодаря своим произведениям "Песнь о вещем Олеге" и "Смерть Шанфария", они представили отношение западного и восточного человека к идее судьбы, помогли понять образ мышления и менталитет людей поляризованного целого. В результате исследования была выявле-на инвариантность мышления князя Олега из языческой Руси и витязя Шанфария из доисламской Аравии. Эта общность составила объективное содержание этих восприятий, так как инвариантность служит основой адекватного отражения сущности объекта.
-
Возвращенный писатель "золотого века" 2005
Мы предлагаем познакомить учащихся с Осипом Ивановичем Сенковским, или Бароном Брамбеусом, писателем пушкинской поры, о котором несправедливо умалчивалось долгое время. В современном литературоведении принято различать автора биографического и автора в его художественном воплощении. Автор в первом значении - творческая личность, существующая во внехудожественной плоскости и имеющая собственную биографию. Автор во втором значении - создатель, находящийся во внутритекстовой плоскости. Первый урок - знакомство с автором вне текста (Осипом Ивановичем Сенковским) - целесообразно провести в форме лекции "Возвращённый писатель "золотого века". Второй урок - знакомство с автором внутри текста (Бароном Брамбеусом) - предлагаем провести в форме урока-беседы, урока-диспута, а также в форме лекции "О.И.Сенковский и Барон Брамбеус: архитектоника литературной маски писателя". Третий урок - в форме эвристической беседы позволит учащимся поразмышлять о мифологеме судьбы в произведениях О.И. Сенковского и А.С. Пушкина в аспекте дихотомии "Запад-Восток".
-
Формирование единого образовательного и воспитательного пространства на уроках русского языка и литературы 2005
Слова К. Паустовского о "золотой розе", которую выковывает писатель, как нельзя точнее характеризуют процесс педагогического творчества учителя - словесника. Годами и десятилетиями он идет к своему мастерству. В статье представлены размышления о современном подходе к преподаванию русского языка и литературы, огромном воспитательном потенциале данных предметов, определены приоритеты: привитие интереса к изучаемому предмету и воспитание учащихся, чему должны способствовать нетрадиционные формы и методы работы.
-
Урок внеклассного чтения по теме: "Ах, зачем война бывает, ах, зачем нас убивают?"(по повести К.Д.Воробьева "Убиты под Москвой") 2005
Урок воспитывает высокие патриотические качества и напоминает, что “Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации”.
-
Свободолюбивый характер Мцыри 2005
Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в рамках темы. Целью урока является закрепить навыки рассуждения.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме: «"Восприятие, истолкование и анализ стихотворения И. Северянина "В парке плакала девочка"» 2005
Задача урока - научить ребят анализировать поэтический текст с точки зрения языка и содержания, показать выразительную функцию инверсии, многосоюзия, научить адекватно понимать поэтический текст, давать свое истолкование прочитанному, воспитывать умение сопереживать, развивать творческие способности учеников, устную и письменную речь.
-
Экология природы — экология языка — экология души (экологическое воспитание и образование средствами родного языка и литературы) 2005
Школа должна воспитывать человека со-природного, отзывчивого, а для этого необходима гуманизация и гуманитаризация учебного процесса. К сожалению, в современной школе наблюдается такая ситуация, когда уроки родного языка стали неинтересными и трудными для большинства учащихся. Причина этого в оторванности учебного предмета от жизни самих учеников, в том, что большая часть лингвистической информации, получаемой на уроках, не может быть применена ими в повседневной жизни. Обучение русскому языку и литературе, формирование экологического (в широком смысле слова) мировоззрения должны быть непрерывно связаны с усвоением культуры русского народа. Средством реализации воспитательных функций русского языка и формирования этнокультуроведческой, экологической компетенции может быть изучение творческого наследия народа, освоение его векового опыта в разных областях жизни.
-
Интегрированный урок основы информатики + литература по теме: "Энциклопедии. Техническое средство информационного поиска" 2005
Представленный интегрированный урок основ информатики и предмета литературы в 5-м классе знакомит учащихся с одним из технических средств получения информации - компьютером и предполагает выполнение следующих технологический операций, умений и навыков: осуществление алгоритма поиска информации в конкретной информационно-поисковой системе - "Детской мультимедийной интерактивной энциклопедии Кирилла и Мефодия".
-
Образ Елески в рассказе Д.Н. Мамина-Сибиряка "Зимовье на Студеной" 2005
Урок направлен на постижение идеи художественного произведения через раскрытие образа главного героя, обучение анализу эпизода, подготовку к сочинению. Отрабатывается навык работы с текстом, закрепляются основные литературоведческие термины. Представленный материал может быть использован как в классах с повышенной обучаемостью, так и с учащимися, имеющими трудности в обучении.
-
От названия произведения к его проблематике. Ассоциативный анализ названия романа М.А. Шолохова "Тихий Дон" 2005
На уроке проводится ассоциативный анализ названия романа. В результате работы выделяются ключевые темы произведения, которые позволяют определить основные проблемы, поставленные автором романа. В основе урока-исследования лежит актуальная проблема реализации на уроках литературы в школе III ступени методов и приемов инновационной технологии критического мышления. Использование приемов технологии критического мышления позволяет вывести работу над текстом на более высокий уровень осмысления его проблематики; предоставляет возможность учащимся испытать особое чувство рождения субъективного, личностного восприятия художественного произведения, видение новой стороны в знакомом объекте. Развитие ассоциативного мышления учащихся должно стать одним из ведущих методов на уроках литературы, так как создаёт ситуацию успеха и, таким образом, приближает к произведению, вызывает познавательный интерес к чтению, что отвечает целям и задачам гуманитарного образования.
-
По роману И. Бунина "Жизнь Арсеньева": "Горький и сладкий сон прошлого" 2005
В статье проанализирована "Жизнь Арсеньева" Бунина. Уделяя внимание самым интересным эпизодам, рассмотрен язык произведения. Указано на трагичность судьбы самого писателя.
-
По повести Н. Лескова "Левша": "Судьба русского гения" 2005
Статья рассматривает самобытность русского характера. Проанализированы центральные эпизоды прооизведения. Много внимания уделено языку автора.
-
Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная 2005
Настоящий урок может быть проведен в 10-ом или 11-ом классе как итог изучения лирики М. Ю. Лермонтова. Основой исследовательской работы является методика, подробно изложенная мной в статье “Звукообразы в лирике А.С. Пушкина” (сб. “Проблемы изучения анаграмм” - М.; Пенза, 1995. - С.97-105).
-
Интегрированный урок по истории, философии, литературе: "Человек как философское понятие" 2005
Тема человека всегда волновала умы людей. Каждая эпоха в истории человечества предлагала свой способ объяснения человека. Со сменой исторической эпохи прежние представления о человеке не исчезали, они продолжали жить и активно использоваться. Используя методику логического понятийного анализа и знания ключевых философских понятий, можно расширить возможности учащихся при работе с литературным текстом.
-
Сценарий литературно-музыкальной гостиной, посвященной поэту-песеннику Сергею Есенину: "Родился я с песнями в травном одеяле…" 2004
Поэзия С. Есенина удивительно "земная", близкая каждому, удивительно напевна и музыкальна. Есенинская песня звучит по всей земле, его поэзия не перестаёт привлекать внимание композиторов, покоряя своей страстной любовью к Родине, к жизни, к природе, к своему народу и его песням. Литературно-музыкальная гостиная "Родился я с песнями в травном одеяле..." посвящена 110-летию со Дня рождения великого русского поэта-песенника С.А. Есенина.
-
О стареющей информации и о том, как научить учиться (модель школы XXI века) 2004
В статье предлагается модель школы XXI века: как научить учиться, как формировать два типа личностной информационной системы для обработки информации, чтобы дети выдерживали эмоциональные, интеллектуальные и физические нагрузки, оставаясь здоровыми. Дано описание методов и их использование на уроках в школе и в кружке "Юный мыслитель".
-
Размышляем над прочитанным: И.А. Бунин. "Помню – долгий зимний вечер" 2004
- Чтение стихотворения и словарная работа; - Анализ лирического стихотворения; - характеристики лирического героя; зимнего пейзажа; летнего пейзажа; - роль олицетворения. - Летний и зимний пейзажы в изображении художников.
-
Урок внеклассного чтения в 5-м классе по сказке О. Уайльда "Мальчик-звезда" 2004
Открытый урок по литературе в 5-м классе. Задачи урока: формировать навыки осознанного чтения, вдумчивого, бережного отношения к прочитанному, любовь к книге, читательский интерес, развивать речь учащихся и словарный запас. Формировать навыки литературоведческих понятий, воспитывать нравственные категории: доброту, сострадание, любовь к ближнему.
-
Интегрированный урок по теме: "Романтическая проза Ш.Бронте "Джен Эйр"(литература Англии и практический курс английского языка) 2004
Рассматривая викторианство как феномен английской культуры нельзя пройти мимо романтической прозы и творчества сестёр Бронте. Роман Ш. Бронте "Джен Эйр" был высоко оценен современниками, развил и обогатил национальную традицию. В практическом курсе английского языка также обращаются к творчеству сестёр Бронте поэтому интеграция предметов по этой теме будет способствовать совершенствованию умений учащихся проводить художественный анализ текста и приводить к "открытиям" в области языкового чутья. В статье приводится разработку интегрированного урока по роману Ш. Бронте "Джен Эйр".
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей в мире зла" 2004
На уроке в 10-м классе, анализируя первую часть романа Ф.М. Достоевского, определяем события, которые подводят героя к преступлению.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Нашедший подкову" (о жизни и творчестве Осипа Мандельштама) 2004
Урок - размышление по литературе в 11-м классе посвящен жизни и творчеству Осипа Мандельштама, освещает эпоху и показывает трагедию мастера. Широко используются мемуары жены и друзей поэта, стихи о нем наших современников. Элементы театрализации удачно интегрируют с классическими музыкальными произведениями. Урок "Нашедший подкову" поможет учащимся углубить знания о мотивах лирики и личности О. Мандельштама.
-
Интегрированный урок в 8-м классе "литература + французский язык" по теме: "Виктор Гюго – классик французской литературы" 2004
Интегрированный урок внеклассного чтения в 8-м классе "литература + французский язык", посвященный творчеству Виктора Гюго, содержит несколько этапов: заочную экскурсию по достопримечательностям Парижа, обзор произведений классика, театрализованные представления. На русском и французском языках представлены сцены из романов: "Отверженные", "Собор Парижской Богоматери". Урок пробуждает у учащихся интерес к творчеству французского писателя.
-
Практические работы по литературе конца XVIII — начала XIX вв. 2004
Первоначально понятия "классицизм", "сентиментализм", "романтизм" даются учащимся в 9-м классе. В 10-м же нужно повторить и углубить знания о данных понятиях, чтобы перейти к изучению литературы XIX века и понятию "реализм". Известно, что лучше запоминаются те знания, которые добываются в процессе самостоятельной работы, поэтому в начале 10-го класса предлагается провести систему практических работ, заканчивающуюся контрольной работой. Практические работы можно организовывать в группах, где школьники могут обсудить, найти доказательство того или иного положения с использованием дополнительной (справочной) литературы. В течение урока отвечает каждый член группы (по одному из заданий). А в конце урока каждый должен сделать самостоятельно (письменно) вывод по уроку. Таким образом, каждый ученик получает оценку на уроке (учитель выставляет только положительные оценки) и оценку за письменный вывод (выставляются только положительные оценки). А за контрольную работу, куда входят вопросы из каждой практической работы, выставляются уже все оценки. При такой системе повторения изученного на уроках соблюдаются - индивидуальность обучения - посильность - проблемность - наглядность - связь теории с практикой... и возможность получить оценку каждому ученику по каждой теме.
-
Уроки по повести Н.В. Гоголя: "Майская ночь, или Утопленница", 5-й класс 2004
Представлены подробные разработки двух уроков и краткие планы еще к двум урокам по произведениям Н.Гоголя, изучаемым в 5-м классе