"Я не знавал другого человека, который обладал бы такой притягательной силой, как Рылеев"

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии


Мастерская о К.Ф.Рылееве – поэте, гражданине, человеке для 9-го класса

Как часто, доверяя чужим мнениям, мы лишаем себя нового! Экономим время, читая книгу “наискосок”, экономим душевные силы, принимая безоговорочно чьи-то суждения о людях, не даем себе удивляться неожиданному, раньше от нас скрытому. Мастерская о Рылееве “выросла” из фразы А.В.Никитенко, из стремления увидеть и понять человека К.Ф. Рылеева, оставшегося в истории гражданином, в литературе – поэтом. Цель мастерской – вместе создать целостный, объективный портрет “жизни замечательного человека”.

I этап

На доске портрет Рылеева, ниже надпись “Кондратий Федорович Рылеев (1795–1826)”. Ни о чем не спрашивая, даю возможность рассмотреть портрет. Делимся возникшими впечатлениями, “вычерпываем” и систематизируем информацию, которую дает образ. Соотносим годы жизни Рылеева и отрезок российской истории, вспоминаем наиболее важные события 1795–1826 годов. Постепенно выстраиваем в систему (на доске и в тетрадях) предполагаемые и точные, доказанные, сведения. Затем каждый участник мастерской отвечает на вопрос: “Что еще я хотел бы узнать о Рылееве?” Классифицируем эти “запросы” – и перед нами направления работы в группах. Участники получают материалы (см. приложение), которые дополняют своими домашними заданиями (яркими, информативно насыщенными высказываниями о творчестве и личности Рылеева). Знакомимся с результатами поисков, делимся своими наблюдениями, дополняем личные записи находками друг друга. Постепенно в сознании каждого складывается свой “образ” Рылеева.

II этап

Второй этап мастерской назван строкой Рылеева: “Я не Поэт, а Гражданин”. Вчитываемся в эту фразу, размышляем над таким непривычным противопоставлением (особое внимание обращаем на использование автором союза). Сначала в группах, а затем совместно размышляем, можно ли говорить о несовместимости этих понятий, предполагаем, почему Рылеев развел их. Останавливаемся на мнении, что смысл фразы скорее в определении приоритетов, чем в противопоставлении. Возвращаемся к исторической справке, отмечаем, что России в то время граждане были не менее нужны, чем поэты. Читаем стихотворение “К временщику” (1820). Работу начинаем с толкования названия. Группам предлагаются следующие вопросы и задания:

  1. Почему Рылеев обращается к сатире?
  2. Как в стихотворении проявляется сатирическое начало?
  3. Найдите слова, фразы, определяющие идею стихотворения.
  4. Выделите в тексте характеристики автора и героя.
  5. Перечислите художественные особенности произведения и выделите среди них те, которые считаете самыми яркими.
  6. В предложенных материалах найдите мнения исследователей о стихотворении.

В результате обсуждения в группах и в классе каждый уточняет, дополняет, упорядочивает свои записи.

Этот этап мастерской заканчиваем творческой работой. Ученикам предложены две темы на выбор: “Поэтика сатиры Рылеева “К временщику” и “Каким я представляю себе автора сатиры “К временщику”. Форму работы дети выбирают сами: это может быть привычное сочинение-миниатюра, синквейн, даймонд.

III этап

Третий этап мастерской называется “Сан гражданина”.

Мы начинаем работу с выразительного чтения стихотворения “Я ль буду в роковое время…” (1824). Сначала каждый участник группы самостоятельно, а затем все вместе определяем сходства и различия двух стихотворений, отмечаем новые детали в портрете автора. Дополнительные материалы помогают нам ответить на вопрос: “Какие события 1820 – 1824 годов могли повлиять на Рылеева, его взгляды?” Отмечаем, что эти произведения – отражение пережитых человеком событий истории. Итог размышлений – продолжение фразы: “Стихотворения “К временщику” и “Я ль буду в роковое время…” созданы человеком…”

IV этап

Анализ стихотворений, справочных и литературоведческих материалов углубляет представление учащихся о Рылееве, поэтому следующим этапом работы будет выявление особенностей творчества Рылеева. Для этого знакомимся с содержанием стихотворных сборников Рылеева, отвечаем на следующие вопросы:

  1. Кто становится героем произведений Рылеева?
  2. Каковы жанры произведений?

Суммируем полученные сведения, фиксируем возникшие вопросы и предположения. Чтобы найти ответы, обращаемся к справочным материалам. После индивидуальной работы и обсуждения выводов групп коллективно отвечаем на вопрос: “Что нового сообщает нам о Рылееве-человеке содержание сборников его стихотворений?” Завершаем этап сочинением-миниатюрой “Встреча с Рылеевым”.

V этап

Итог мастерской – обращение к стихотворению Вильгельма Кюхельбекера “Участь русских поэтов”. В зависимости от временных возможностей в качестве рабочего материала можно использовать весь текст или его часть.

На доске запись: “Сти-хо-тво-ре-ни-е”. Первым этапом работы будет “коллекционирование” фонетических ассоциаций (в результате нашей работы доска пестрит словами: стихия, стиль, стих, хорей, творец, рефрен, никогда не оставляет равнодушным, естественное и т.д.). Затем, опираясь на эти ассоциации, каждая группа формулирует свое определение понятия “стихотворение”.

Третий этап – прослушивание текста (его читает мастер или заранее подготовленный ученик, не сообщая названия).

Познакомившись с текстом, отвечаем на вопросы: “Как можно назвать это стихотворение?”, “Какие чувства, ощущения, состояния ассоциируются у вас с этим текстом?” Наши наблюдения (элегическое настроение, героическое звучание, гордость, сомнения, встревоженность и т.д.) фиксируем на доске, чтобы еще раз прочитать стихотворение (после обсуждения каждый участник мастерской получает текст), сохраняя его настроение и интонации. Затем мы по памяти выписываем те слова и выражения из стихотворения, которые нам особенно интересны и близки.

Снова обращаемся к текстам, чтобы определить вид рифмовки, размер и дополнить список значимых для нас слов.

Следующий этап работы – попытка восстановления текста. Для этого мы вспоминаем те слова, которые рифмуются с выписанными. Когда каждый участник мастерской вспомнил рифмы к словам из своего списка, внутри групп происходит обмен находками, индивидуальные списки пополняются. Затем коллективно восстанавливаем текст, записываем “свой” вариант на доске. Заканчиваем работу со стихотворением, сверяя исходный и полученный варианты, объясняя причины возникновения ошибок.

Работа со стихотворением позволяет актуализировать теоретические знания учеников, активизирует эмоции и память, творческие способности, вносит завершающие детали в портрет Рылеева, над составлением которого мы работали в течение мастерской.

VI этап

Мастерская заканчивается рефлексией, которая проходит в двух формах: устной (по цепочке продолжаем фразу “Я узнал, что Кондратий Федорович Рылеев…”) и письменной (продолжаем фразу “Эта мастерская…”).

Такие формы рефлексии позволяют оценить уровень восприятия материала, психологическое состояние участников, комфортность – некомфортность такого режима работы, выявляет плюсы и минусы в работе мастера.


Приложение

Материалы, предлагаемые учащимся в ходе мастерской

* * *

А.И. Герцен “Исторические очерки о героях 1825 года…”

“Рылеев – поэт, гражданин, он был и тем, и другим в каждой своей поэме, в каждом стихотворении, в каждой строфе. Все у него проникнуто чувством самопожертвования, безграничной любви и жгучей ненависти”.

Политическая программа Рылеева

Программа – минимум

  • Конституционная монархия.
  • Уничтожение крепостничества.
  • Наделение крестьян землей.
  • Организация открытого судопроизводства.
  • Развитие книгопечатания.

* * *

В. Вересаев Спутники Пушкина. В 2-х томах. – Том 1. – С. 221-230

Кондратий Федорович Рылеев

Сын мелкопоместного дворянина. Отец, человек скупой, жестокий, деспотичный, бил жену, запирал ее в погребе, бил и сына.

Мальчик поступил в первый кадетский корпус в Петербурге, учился порядочно, много читал. Товарищи очень любили Рылеева, он часто принимал на себя вину других, с начальством держался дерзко и вызывающе, его секли нещадно, но он под розгами молчал…

…в конце 1820 года Рылеев был избран от дворянства в заседатели петербургской уголовной палаты. Избрание никому неизвестного мелкого помещика на эту должность может показаться странным. Но в это время судебные учреждения славились колоссальным взяточничеством и крючкотворством, и уважающий себя дворянин считал позором пачкать свое имя службой в подобных учреждениях. Однако молодые люди, стремившиеся к действительно полезной общественной деятельности, поступали именно в такие гиблые учреждения, чтобы в них бороться за правду и справедливость. В этой же петербургской уголовной палате служил в то время и И.И. Пущин, лицейский друг А.С.Пушкина, переменивший блестящее положение гвардейского офицера на скромное звание члена палаты.

С самого начала службы в палате Рылеев взял сторону крестьян и энергично отстаивал свою правоту. В 1824 году Рылеев перешел на службу правителем канцелярии Российско-Американской компании, так как эта служба позволяла ему обеспечивать семью.

Рылеев начал писать стихи еще в корпусе. Выдвинулся он своей сатирой “К временщику”, напечатанной в “Невском зрителе” в 1820 году.

Вся поэтическая деятельность Рылеева была направлена на общественное служение. Поэзия была для Рылеева средством борьбы, способом будить в людях стремление к свободе, к справедливости, к исполнению гражданского долга.

С каждым годом талант Рылеева рос, освобождался от налета риторики, прозаизмов и романтических украшений. Формировался крепкий гражданский поэт, достойный предшественник Некрасова.

Те стихи Рылеева, которые не могли увидеть печати, расходились в списках и восторженно заучивались молодежью. Герцен рассказывал: “Я помню, как ударял, словно колокол на первой неделе поста, серьезный стих Рылеева и звал на бой и гибель, как зовут на пир”.

Вместе с другом А.А.Бестужевым Рылеев издавал альманахи “Полярная звезда”, которые составлялись с большим вкусом, на их страницах появлялись произведения лучших писателей того времени…

Профессор Никитенко, получивший свободу от крепостной зависимости главным образом благодаря энергии Рылеева, рассказывал: “Я не знавал другого человека, который обладал бы такой притягательной силой, как Рылеев. В минуты сильного волнения или поэтического возбуждения глаза его горели и точно искрились. Становилось жутко: сколько в них было сосредоточенной силы и огня”.

Рылеев принадлежал к тому редкому типу художников, – типу Данте и Байрона, – у которых их слово стремится воплотиться в непосредственное дело.

В 1823 Рылеев был принят в Северное тайное общество в качестве “убежденного”. Революционное настроение, которое год от года росло и крепло в нем, нашло богатые возможности для своего проявления.

“С первого шага, – рассказывал декабрист князь Е.Оболенский, – Рылеев ринулся в открытое ему поприще и всего себя “отдал той высокой идее, которую себе усвоил”. Очень скоро он выдвинулся в первый ряд членов общества, значительно оживил его деятельность, был избран в “верхний круг” – в члены Верховной Думы, и …стал фактическим руководителем всего общества. Рылеев требовал освобождения крестьян с землей, демократизации общества за счет введения в него купцов и мещан… однако, как и все члены Северного общества, Рылеев больше всего боялся народной революции и ее “ужасов”.

Умер Александр I. Наступило межцарствие. Войска присягнули Константину. Но оказалось, что он отказался от престола в пользу Николая. Такая ситуация могла стать выгодным поводом для восстания. Рылеев развил кипучую деятельность.

13 декабря заговорщики собрались на его квартире, чтобы выработать окончательный план действий. “Как прекрасен был в этот вечер Рылеев! – вспоминал М.Бестужев. – Речь его текла, как огненная лава… Я любовался им, сидя в стороне”… Молодой конногвардеец, поэт князь А.И.Одоевский, в детском восхищении воскликнул:

– Умрем, ах, как славно мы умрем!

Только Рылеев был странно спокоен и серьезен. Он сдержанно сказал одному из друзей:

– Да, мало видов на успех, но все-таки надо, все-таки надо начать: начало и пример принесут плоды.

Рано утром 14 декабря 1825 года Рылеев отправился на площадь… Туманным утром 13 июля 1826 в предрассветных сумерках на площади Петропавловской крепости вырисовывались пять виселиц…

За три недели до смерти Рылеев обратился к императору Николаю с письмом, в котором брал всю вину на себя и молил простить товарищей: “Признаюсь чистосердечно, что я сам себя почитаю главнейшим виновником происшествия 14 декабря, ибо… я мог остановить оное и не только того не подумал сделать, а напротив, еще преступною ревностию своей служил для других… гибельным примером… Я виновнее из всех… Прошу тебя, государь, прости их… Казни меня одного…”

Это непостижимое превращение убежденного революционера в кающегося преступника… объясняется особым душевным складом, характерным для большинства декабристов. Они с молоком матери впитали глубочайшее благоговение к самодержавной власти, – то благоговение, которым дышат и произведения лучших художников слова того времени – Державина, Карамзина, Жуковского. Став самостоятельно мыслящими людьми, декабристы осуждали деспотизм самодержавия, но в глубине души все время сидело ощущение божественной святости самодержца.

Пушкин познакомился с Рылеевым незадолго до высылки своей из Петербурга, весной 1820 года, когда Рылеев в первый раз приехал на короткое время в столицу. С начала 1825 г. между ними завязалась оживленная литературная переписка. Рылеев был в восторге от произведений Пушкина, а тот относился к поэтическим опытам Рылеева очень сдержанно. Их примирила поэма “Войнаровский”, в которой Пушкин отметил особый слог.

Бестужеву Пушкин писал о Рылееве: “Очень знаю, что я его учитель в стихотворном языке, но он идет своей дорогой. Он в душе поэт…”

* * *

В. Кюхельбекер “Участь русских поэтов”

Горька судьба поэтов всех племен;
Тяжеле всех судьба казнит Россию;
Для славы и Рылеев был рожден;
Но юноша в свободу был влюблен...

Стянула петля дерзостную выю.
Не он один; другие вслед ему,
Прекрасной обольщенные мечтою, –
Пожалися годиной роковою...

Бог дал огонь их сердцу, свет уму,
Да! чувства в них восторженны и пылки:
Что ж? их бросают в черную тюрьму.
Морят морозом безнадежной ссылки...

Или болезнь наводит ночь и мглу
На очи прозорливцев вдохновенных;
Или рука любезников презренных
Шлет пулю их священному челу;

Или же бунт поднимет чернь глухую,
И чернь того на части разорвет,
Чей блещущий перунами полет
Сияньем облил бы страну родную.

* * *

Русские писатели. Биобиблиографический словарь. – Т. 2. – С. 201-204

1814 – получив чин прапорщика, в составе резервной артиллерийской бригады принял участие в заграничных походах русской армии (Германия, Швейцария, Франция).

Из показаний Рылеева на следствии: “Свободомыслием заразился я во время походов во Францию в 1814 и 1815 годах”.

Аракчеевские порядки, установившиеся в армии после окончания войны, были несовместимы со взглядами Рылеева. В письме к матери он размышлял: “Для нынешней службы нужны подлецы, а я, к несчастью, не могу им быть”.

Н.А.Бестужев сказал о сатире Рылеева “К временщику”: “Это был первый удар, нанесенный Рылеевым самовластию”.

В предисловии к поэтическому циклу “Думы” (1821 -1823) Рылеев так объяснил свои творческие цели: “Напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной жизни, сдружить любовь к отечеству с первыми впечатлениями памяти – вот верный способ привития народу сильной привязанности к родине”.

1823 – Рылеев создал поэму “Войнаровский”, которая стала важным этапом в его творческой жизни: это было первое произведение, в котором автор и герой перестали быть единомышленниками, стали выразителями разных идей и взглядов на жизнь. Содержание поэмы составили не декларации героев, а повествование, ход событий, которым посвящена поэма. Поэма Рылеева “Войнаровский” стала одним из первых романтических произведений, в котором автор пытался совместить гражданские идеи и анализ внутреннего состояния героя, его поступков, настроения.

А.С.Пушкин сказал о новом творении Рылеева: “Войнаровский несравненно лучше всех его “Дум”, слог его возмужал и становится истинно повествовательным, чего у нас еще почти нет”.

Пушкин высоко ценил стремление Рылеева овладеть широким материалом, делать масштабные выводы, основанные на серьезном изучении характера человека, с размышлениями о “Войнаровском” связан замысел его поэмы “Полтава”.

Не случайно Рылеева обвиняли в том, что он “сам сочинял и распространял возмутительные песни и стихи”: сохранились документальные свидетельства популярности этих произведений в среде “простолюдинов, которые видели в них верное изображение своего настоящего положения и возможность улучшения в будущем”.

* * *

В. Коровин. Великий гражданин //
Рылеев К.Ф. Избранное. М: Детская литература, 1975. – С. 5-25

"М.И. Муравьев-Апостол: “Мы были дети 1812 года. Жертвовать всем, даже жизнью, во имя отечества было побуждением сердца. Не было эгоизма в наших чувствах".

Среди этих “богатырей”, “воинов-сподвижников”, как восхищенно именовал декабристов Герцен, Кондратий Федорович Рылеев стоит в первом ряду.

Сатиру “К временщику” Рылеев создал в полном согласии с устоями декабристов, т.к. они считали порицание Аракчеева и его деяний общенародным делом.

Жанр этого произведения восходит к традициям высокой лирики XVIII века. В стихотворении Рылеева заново ожили понятия о гражданском служении, которые для декабристов перестали быть только требованием рассудка. Гражданская идея срослась с личными чувствами, и это усиливало негодование автора.

Постепенно в творчестве Рылеева на первое место выдвигаются положительные герои – современник и значительная историческая личность. Создавая лирические портреты Н.С. Мордвинова и А.П. Ермолова, он прославляет этих людей не за богатство, знатность и чины, а за их любовь к общественному благу. Они интересны и дороги Рылееву как государственные мужи, истинные сыны отечества. Высокие гражданские идеи наполняют и традиционно интимные жанры – элегию (“На смерть Байрона”) и печальное дружеское послание “Вере Николаевна Столыпиной”.

Герои лирики Рылеева наделены сильными чувствами. Положительные персонажи отличаются цельностью натуры, их слова не расходятся с делом, а чувства и влечения – с разумом и долгом. Испытываемые героями глубокие страсти делают их гражданские порывы естественными и привлекательными. Страсть, с точки зрения Рылеева, – форма проявления патриотизма. Холодным и бесстрастным рационалистам Рылеев поставил в пример новых героев – думающих и страстно чувствующих, деятельных, наделенных чувством долга патриотов, настоящих сынов отечества.

Герои действуют не только из соображений своих желаний, они руководствуются потребностями общества.

Тираноборец у Рылеева всегда умеет подчинять свои страсти требованиям рассудка. Он – властелин личных страстей, хозяин высоких чувств, а тиран никогда не сможет подняться над своими чувствами, т.к. сами его чувства порочны, неразумны.

Конфликт между интимными переживаниями и гражданским долгом всегда решается в пользу долга (“Вере Николаевне Столыпиной”).