В чём смысл программы А.Г. Кутузова и как я работаю по ней, я попытаюсь вам рассказать.
Из существующих на сегодняшний день федеральных программ по литературе для общеобразовательных школ, программа под редакцией А.Г. Кутузова – самая молодая.
Основная цель литературы – введение в права культурного наследства, заключённого в литературных произведениях.
В чём принципиальное отличие данной программы от традиционных и с какими проблемами я столкнулась при работе по ней?
В основе программы Александра Геннадьевича – взгляд на литературу, как искусство слова где искусство – это взаимонаправленная художественная деятельность творца и читателя. Принципиальное же отличие данной программы в том, что она предполагает иную методологию не только на уровне декларации, но и на уровне структуры.
Реализуется главная цель литературного образования – это преподавание литературы как искусства слова. Методические подходы ориентированы не на то, чтобы передать устоявшийся набор знаний, а не то чтобы научить ученика читать произведение. Никаких сверхъестественных открытий в программе нет.
Художественное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно-языковое явление, как эстетическое преображение реальности. В соответствии с этим, целью образования становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературного произведения в контексте духовной культуры человечества и подготовленного самостоятельному общению с искусством слова.
Для реализации этой цели разработана особая структура программы. Каждый класс имеет своё название, которое подчёркивает главную для данного курса эстетическую проблему. Путешествие в мир литературы в каждом классе помогает совершить свой герой.
5 КЛАСС называется “Фольклор и литература”. Он построен по жанровому принципу. Это значит, что каждый раздел включает в себя изучение произведений определённого жанра, принадлежащих перу как русских, так и зарубежных писателей; строится по сходному принципу, суть которого заключается в том, что, изучив обязательное произведение, учащиеся должны применить полученные знания для самостоятельного анализа, осмысления этого жанра. Это достигается тем, что каждый раздел программы состоит из двух частей:
- Обязательные произведения
- “Советы библиотеки”, т.е. произведения, рекомендованные для самостоятельного чтения.
В программу введена рубрика “Творческая мастерская”, материалы которой раскрывают “секреты” писательского мастерства и помогают формированию литературно-художественных умений.
Изучение каждого раздела заканчивается рубрикой “Творческий практикум”, где учащиеся выполняют разного рода творческие задания.
Такая структура уроков позволяет целенаправленно и планомерно готовить учащихся к читательской конференции, как итогу литературного развития за год. Поэтому курс каждого класса и заканчивается такой конференцией.
Целью системы творческих заданий является выработка умений и навыков личностного, эстетического достижения литературных произведений как явлений искусства, а также развитие творческого потенциала личности, по этому основу составляют задания, связанные с литературоведческими знаниями, соответствующими знаниями, соответствующими возрастными возможностями школьников и рассчитанные на формирование и развитие литературно-художественных умений учащихся. На этой основе система творческих задний может быть использована не только при изучении отдельного произведения, но и цикла произведений, сходных по жанровым, стилистическим, тематическим признакам.
В 5 классе в мире Литературы мы путешествовали с Книжником Прошей и профессором Иваном Калинычем.
Ханс Христиан Андерсон заслужил такую любовь детей всего мира, что трудно даже представить, как из десятков его сказок можно выбрать одну или две, а остальные оставит в стороне. Знакомясь и анализируя его сказки “Гадкий утёнок”, “Монетка”, “Соловей”, “Русалочка”, мы выполнили следующее творческое задание. Дети писали письмо Андерсену: “Здравствуйте, Ханс Христиан! Мне очень нравятся Ваши сказки, я переживала за утёнка потому, что его все обижали, и радовался, когда он стал прекрасным лебедем. Меня поразили мужество и храбрость оловянного солдатика. Жаль, что Вы жили так давно, мы бы пригласили Вас к нам в класс послушать сказки. До свидания”, - такое письмо Андерсену написали мои пятиклассники.
И вот мои ребята в 6 классе, здесь нас сопровождают брат и сестра близнецы Маша и Серёжа.
Былина – это один из самых сложных жанров русского фольклора, поэтически сочетающий реальную историческую основу со сказочным, фантастическим вымыслом, предполагающим особой ритмический рисунок стиха.
Возникает явное противоречие между интересом ребят к героическому сюжету и трудностью воспитания формы произведения, как его преодолеть?
На мой взгляд, один из возможных вариантов решения этой проблемы может стать изучение русского былинного эпоса на основе художественной деятельности ученика, т.е. при помощи системы творческих заданий.
Общая творческая установка, например, на создание собственной былины предполагает неразрывную связь работы по формированию литературно-художественных умений и развитию устной и письменной речи. Такую былину написала Верещагина Света:
БЫЛИНА
“Рекитир - злодей и Правдогор”
Как в Сибирь-стране посреди тайги.
Посреди тайги, у большой реки
Малый град стоит, разрастается
Старый Киренск-град называется.
Старый век ушёл, новый начался.
Новый начался, двадцать первый век
Наступил тот век, время смутное.
Время смутное, время грозное,
Поползли из нор силы тёмные,
Силы тёмные гады разные.
Главный был у них Рекитир-злодей.
Грабил он купцов, отбирал товар.
Отбирал товар лавки их сжигал.
Пировал потом на чужи крови,
Жил во граде том богатырь младой.
Богатырь младой, добрый молодец.
Сильный был он недюжено
И защищал людей добрый молодец.
Собрались купцы и пришли к нему.
Пали в ноги все и пожалились:
Помоги ты нам, Правдогор младой.
Мы отплатим дань непомерную,
Непомерную, не по силам нам.
Одолей - иди силу тёмную,
Силу тёмную Рекитир-злодея.
Правдогор собрал всех своих друзей,
Всех друзей своих отчаянных,
И пошли крушить силу тёмную.
Разогнали всё злое воинство
Правдогор-боец Рекетира бил,
Рекетира бил, приговаривал:
“Уж ты зла слуга, да не тронь купцов
Да не тронь купцов, не обижай”
Бросил он его в реку быструю
В реку быструю, воду мутную.
Рекитир-злодей по реке уплыл,
По реке уплыл, по течению,
А купцы вокруг Правдогора славили,
Правдогора славили, ликовали все.
Как в Киренске, славном городе над рекой
Стоял Правдогор-боец
Он встречал рассвет, красно солнышко,
Красно солнышко, небо чистое.
Школьное литературоведение накопило немалый опыт изучения романа А.С. Пушкина “Дубровский”, как показывает опыт, анализ романа по “главам” сводится в основном к пересказу текста, по этому авторы программы под редакцией Кутузова предлагают следующую серию уроков по роману:
- Образ В. Дубровского как “благородного разбойника”. Движения Пушкина от “романа воспоминания” к “авантюрному роману”.
- Понятие “справедливость” и его внесословная ценность в романе. Добро и зло на страницах произведения.
- Мастерство и оригинальность сюжетного построения романа. История создания произведения.
- Любовная интрига и её значение в романе. Как объясняет Пушкин отказ Марии.
- Второстепенные образы романа и их значение в раскрытии авторского замысла.
- Экскурсии по местам обитания Дубровского. На одном из таких уроках ребятам было предложено провести заочную экскурсию в село Покровское и дер. Кистенёвку. Экскурсию проводит Хлопонина Оксана:
ЭКСКУРСИЯ ПО КИСТЕНЁВКЕ.
Чтобы показать красоту природы не большой деревушке под названием Кистенёвка, я хочу предложить вам экскурсию по живописным местам. Деревня эта небольшая. На первом плане мы видим широкое озеро, из него вытекает речка, которая вдали извивается между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышается зелёная кровля и башенка огромного каменного дома, на другом холме пятиглавая церковь и старинная колокольня; около разбросаны деревенские избы с их огородами. Проехав через мост реки, мы уже выезжаем из деревни и поднимаемся на гору, видим берёзовую рощу, и влево на открытом пространстве несколько домиков, один из них – с красной кровлей. Здесь деревня кончается, а дальше видны поля, леса и горы. На этом экскурсия заканчивается.
Надеюсь Кистенёвака вам понравилась.
Морис Метерлик бельгийский драматург и поэт в 1908 году создал знаменитую свою пьесу “Синяя птица”. Пьеса построена на мотиве поиска счастья – Синей птицы, ведь голубой, синий – цвет неба, мечты. Но главное в пьесе то, что счастье отыщется не там, где его ищут, не на трудных дорогах, а дома под родным кровом. Здесь ребята получили новое творческое задание - создать свою Синюю птицу – символ счастья и написать рассуждение “ Что такое счастье ” “ Если бы у меня была птица счастья”
“Что такое синяя птица”. – об этом рассуждает Горбунов Миша: Птица счастья приносит каждому человеку много счастья. Она прилетает к каждому. Она не прилетает к лентяям и лоботрясам. Является она к работающим людям. Я имею у себя в душе свою “Птицу счастья”. Она приносит мне радость и успех. Каждый человек представляет себе её по своему. Для кого–то счастье - это успех на работе, для кого-то - это деньги. А я думаю, что счастье заключается в семейном благополучии. “Птица счастья” похожа на ангела, который приносит удачу. Она сопровождает человека всю жизнь, но кто-то её не замечает. Храните в душе свою птицу счастья! Ведь она дорога как жизнь.
Мы переходим в 7 класс, здесь нас встречает Путник и ведёт по дорогам литературных произведений. Творческие задания становятся сложней.
Например: ТВОРЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
СНИМАЕМ КИНО
Попробуйте себя в роли режиссёра. Итак, вам предложили снять короткометражный кино- или телефильм по сказке Салтыкова-Щедрина “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”.
Вот какие вопросы придётся решить с самого начала:
В каком жанре вы хотите работать? Фильм может быть немой или звуковой, игровой или музыкальный, комедия или драма и т.д.
Вы можете точно следовать за сюжетом сказки Щедрина, а можете изменить его. Тогда это будет фильм не по сказке, а по мотивам сказки.
Кого из известных актёров вы пригласили бы на главные роли?
Как будет называться фильм?
Фильм снимается по эпизодам. Из каких эпизодов будет состоять ваш фильм?
Чтобы показать сценаристу, что от него требуется, напишите для примера сценарий одного эпизода. Свою режиссёрскую работу представляет Михайлов Ваня:
Сценарий по одноимённой повести Салтыкова-Щедрина.
Название: “Как мужик двух генералов прокормил”.
Главные роли: 1-й генерал, 2-й генерал и мужик.
Эпизоды: 1 эпизод – Краткая биография генералов;
2 эпизод – Генералы на острове (голод);
3 эпизод – Попытки генералов найти стороны света;
4 эпизод – Напрасные попытки съесть друг друга (разговоры);
5 эпизод – Чтение газеты;
6 эпизод – Приготовление мужиком различных вкусностей для генералов;
7 эпизод – Отъезд генералов с остров в Петербург, при помощи мужика.
6 ЭПИЗОД
Кругом много плодов, рыбы, дичи. Генералы разговаривают о том, что на острове есть мужик. Генералы ходят по острову, ищут мужика. Вдруг, острый запах мякинного хлеба наводит их на него. Генералы видят, что мужик с огромным животом спит под деревом. Генералы говорят мужику, чтобы он приготовил им еду. Мужик изготовил для генералов разные вкусности. Генералы накормлены, маленький отдых для мужика.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
Давайте попробуем себе представить на минуту, что из стихотворения исчезли слова. Ну, не совсем, конечно! Звуки остались, выстроились в ряды, но никаких предметов этот набор звуков не обозначает.
Вы скажите, что такое невозможно. И ошибетесь.
Все дело в том, что поэтически образ в разные времена и эпохи создавался поэтами по-разному. И вот наступил XX век. По улицам побежали авто, небо наполнилось аэропланами, и некоторые поэты решили, что поэтическое слово тоже должно измениться. Для этого они создали цели лаборатории, “жонглировали” звуками, пытаясь пытаясь найти новые слова, созвучные новой культуре, новому Мышлению человека. Они именовали себя футуристами, то есть людьми(поэтами) будущего, а то и просто “будетлянами”. Они придумывали не только новые слова, но порой даже и новые имена для самих себя.
Одним из таких был Велимир Хлебников (на самом деле его звали Виктор Владимирович, но новое искусство потребовало и нового имени). Впрочем, стихи он писал замечательные. Давайте прочитаем одно из его стихотворений и попытаемся понять, о чем оно и как создан в нем образ лирического героя:
Крылышкуя злотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузовок пуза
уложил
Прибрежных много трав и вер.
-Пинь, пинь, пинь! – тарарахнул
зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!
А теперь узнайте о ком писал Марков Глеб?
Телевизоруют его по телевизору,
В языколке – заседалке он сидит,
И стакановодуюет он оппонента.
И запрещают ему языковать
И день и месяц, а он языкует, языкует …(о Жириновском)
“Литература и традиции” - таков девиз курса литературы в 8 классе и ведет нас по страницам автор-интерпретатор, ведь движение художественного слова во время невозможно без опоры на традиции. Преподавание литературы тоже основывается на традиционных методах и приемах, как и раньше самой сложной проблемой урока литературы была и остается организация деятельности учащихся, каждый методический прием только тогда эффективен, когда он имеет четкую организационную структуру. Восьмиклассник не пятиклассник, его труд на уроке может быть продиктован только сознательностью, т.е. понимание своей учебной задачи, своего участка работы, своей меры ответственности.
Урок литературы в 8 классе – это настоящий диалог, а не монолог.
Монолог учителя с вкраплениями ученических ответов, к чему я и стремлюсь на уроках. Традиционный раздел “Творческий практикум”, теперь его содержание существенно меняется. Ребята всё чаще получают возможность выбора между различными жанрами: художественно-литературными, литературно-аналитическими, элементарными литературоведческими исследованиями.
“Читать память древнерусской литературы исключительно полезно, когда душа просит необычного”, - писал Дёмин.
Литература в 8 классе началась со знакомства с произведений недалёкого прошлого это и: “Прекрасный благоухающий цветок”, “Слово о полку Игореве” и “Поучения Владимира Маномаха”, вот как отозвалась по одному из серии уроков по древнерусской литературе И.М. Потиенко:
Сдержали вы космический закон,
Связали звенья всех времён,
И разбудили в душах детских
Всех предках глас.
Смутив спокойствие сердец,
Вы препарировали власть
Спокойно, без возгласов и ахов,
И захотелось даже нам
Примерить Шапку Мономаха.
… Дорогие друзья, вслушайтесь в себя, чувствуете ли вы, что далёкая история отозвалась в нас сегодня, и мы способны ощутить боль и радость родной нашей земли … Это было моё первое предложение в сочинении-размышлении, какие мысли высказали ребята: Горбунов Миша:
“Чувствуете ли вы, что далёкая история отозвалась в вас сегодня, и вы способны ощутить её боль?” Я чувствую, что история отозвалась нам с хорошей стороны. Она научила нас добросовестно работать, не начинать войны (ведь она несёт плачевные последствия). Она научила нас любить Родину, защищать её с честью и достоинством.
А так написал Марков Глеб:
История далёкая … Нет, далёкой истории я не чувствую, ведь она не так сильно отразилась на моей жизни, как более новая история. Боль вызывает нападение фашистов на Советский Союз, когда погибли миллионы невинных людей. Но ещё большую боль вызывают товарищи Ленин и Сталин, и их репрессии, здесь фашисты уничтожали чужие народы, а Ленин и Сталин – свой.
Вот мы на пороге XVIII века и присутствуем на собрании литературного кружка, кого здесь только нет и строгие критики и литературоведы, и поэты, и учёные, все высказывают своё мнение о значении литературы XVIII века, как положено на собрании и председатель и ведётся протокол. В речи изобилуют выражения: оратор, выступающий, сударь и т.д., цель урока – развитие монологической речи, умения держаться перед аудиторией. Давайте послушаем одного из членов этого собрания, представьтесь пожалуйста:
Литературовед Марков Глеб: одним из направлений русской литературы XVIII века является классицизм.
Русский классицизм характеризуется могуществом и стройностью, величием и грамотностью, строгостью пропорций. Классицизм по своей природе рассудочен, но попав на русскую почву, он обрёл непосредственность, искренность чувств, цельность настроения. Русский классицизм проникнут идеей государственности, ему свойственна общенациональная гражданская направленность.
Ярким представлением русского классицизма стал Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ.
Всю жизнь ЛОМОНОСОВ служил русскому просвещению, преодолевая на этом пути и косность, и зависть, и непонимание.
ЛОМОНОСОВА интересовало все, что относилось к отечественной культуре. В историю русской словесности входят его достижения не только в собственно поэзии, стихосложении, но и в жанре трагедии. Его трагедия “Тамира и Селим” , прославляющая победу Дмитрия Донского на Куликовом поле, была поставлена в придворном театре.
Чрезвычайно важным для дальнейшего развития литературного языка был труд ЛОМОНОСОВА, направленный на то, чтобы упорядочить письменную речь- деловую, научную, художественную. Он разделил язык на “три рода течений”, три “штиля”: высокий, средний и низкий, в зависимости от соотношения в каждом из них разных стилистических пластов языка-лексики старославянской, современной ЛОМОНОСОВУ литературной и разговорной. Высоким стилем ЛОМОНОСОВ предлагал писать трагедии, оды; средним - светские повести, стихи менее возвышенного содержания; низким- комедии, басни, сатирические стихотворения. Великолепные образцы всех трех стилей создал сам ЛОМОНОСОВ, сочиняя оды и трагедии, гимны науке и Родине, труды по разным отраслям наук и искусств, а также и басни, сатиры, шутливые стихотворения.
Высоко оценив заслуги писателя и ученого перед русской культурой, БЕЛИНСКИЙ назвал ЛОМОНОСОВА “отцом нашей литературы, ее “Петром Великим”. Во времена ЛОМОНОСОВА бурное развитие всех искусств продолжалось и расширялось, и литература - богатая, разнообразная - больше всего нуждалась в упорядочности своего языка, стиля, во внутренней гармонии каждого жанра. Именно это и делал ЛОМОНОСОВ своими научными трудами и художественными произведениями.
Александр Николаевич Радищев о Ломоносове: “Слово твоё, живущее пришло, и во веки в творениях твоих, слово российского племени, тобою обновлённое полетит, в устах народных за необозримый горизонт столетий”.
Как я уже говорила, что через свои уроки стараюсь развивать у ребят навыки исследовательской работы, с этой целью было предложено им сопоставить учебники литературы для 8 класса под редакцией Беленького и Кутузова.
Что получилось у Милюшис Маши:
КУТУЗОВ: В учебнике Кутузова зарубежная литература изучается перед произведениями русской литературы XVIII века.
Литература XIX века представлена в меньшем объёме. Мало представлена современная поэзия.
Больше практических заданий и литературных статей, чем в учебнике Беленького.
БЕЛЕНЬКИЙ: А в учебнике Беленького зарубежной литературе отводится последнее место т.е. после изучения русской литературы.
Произведений русской литературы XVIII века в этом учебнике нет. Здесь есть современная поэзия.
Отводится больше места личностям писателей, после изучения произведения следует теория литературы.
Каждый учебник имеет свои преимущества. Для углублённого изучения больше подходит учебник Кутузова, а для традиционного изучения учебник Беленького, мне по душе учебник Кутузова, так как он заставляет размышлять, отстаивать свою точку зрения. (8а класс)
Мы на столько привыкли, что из класса в класс нас ждут встречи с какими-либо героями, которые ведут нас по страницам учебника, что я предложила ребятам создать символ себе на этой дороге путешествия и они предложили Совенка-несмышлёныша. Почему? Об этом, пожалуй, скажут сами ребята: “Поскольку сова – это символ мудрости, то мы и нарисовали ее, но только не взрослую, а маленького совенка. Ведь мы еще учимся, познаем что-то новое и нет такой смышлености, как у совы”.
Вот так тружусь, не покладая рук,
Хоть много трудностей, много мук,
То нужной книги нет,
Чтоб найти в ней мудрый совет,
То кто-то просто не прочел того,
Что должен был прочесть,
Но, думаю, что звездочку добра
В своих учениках сумела я зажечь.
8а) Итоговым занятием в 8 классе стала читательская конференция “Прогноз развития литературных традиций в XXI веке”, наиболее удачный на мой взгляд, получился прогноз у Жмаковой Тани:
Готовясь к этому уроку я спросила у некоторых знакомых и близких: Какой прогноз развития литературных традиций будет в XXI веке? Чему будет уделять внимание литература XXI века? Сохранится ли тематика? Какой будет герой? О чем будут писать? Многих эти вопросы ставили в тупик. Но их ответы помогли составить мне следующий прогноз.
Герой скорее всего будет молодым человеком, сильным, целеустремленным, он будет стремиться найти правду, он будет бороться с несправедливостью. Героем может стать ученый, изучающий, испытывающий, который хочет сделать для России что-то полезное. И чем честнее, благороднее будет этот герой тем сильнее он будет популярен. Таким, мне, кажется, будет герой.
А какая же будет тематика? Сохранится ли военная тематика? По-моему, сохранится. Только теперь больше будут писать не о Великой Отечественной войне (хотя ее не забудут), а о чеченской, афганской войнах. Может быть и Иранской войне уделят немало произведений, пусть даже документальных.
Сохранится также и “молодежная тематика”, так как эта тема актуальна. И героями будут являться молодые люди – это и подросток с его проблемами, с его мечтами, с его надеждами. Это девушки и юноши, молодые, красивые, сильные, целеустремленные, со своими достоинствами и недостатками, которые будут стремиться доказывать себе и всем окружающим свое “Я”, которым будет так необходимо найти свое место в этой жизни.
Обязательно сохраниться “городская тема”, в которой будет раскрываться жизнь людей в городе. И зарубежная тематика, потому что многие люди сейчас ездят за рубеж.
Многие будут писать и о науке, так как сейчас восстанавливается, возрождается наука, образование. Героем, конечно, будет ученый человек, образованный, думающий , умный, который хочет сделать что-то для России, не на вывоз. Он – патриот.
Будет и реалистическая проза. По-прежнему будет популярна фантастика, так как тема науки раскрывается при помощи реализма и фантастики. Мне кажется, что фантастика будет популярна еще и потому, что человек всегда стремится заглянуть в будущее и осуществляет это с помощью фантазии.
По-прежнему будут много писать о спорте, о культуре. Раскроются еще и темы наркомании, алкоголизма, темы брошенных детей, сирот.
Лирика тоже будет развиваться, несмотря на то, что сейчас век техники. Но по моему мнению, лирика будет востребована. Это будет лирика и про любовь, и гражданская лирика, и о природе.
А еще я уверена в том, что сохранятся традиционные жанры в литературе XXI века. Это драмы, сказки, это и детективы, где автор жестоко и без прикрас будет показывать подлинную сущность людей, избравших своей профессией подлость, шантаж, убийство. Но им обязательно будут противостоять смелые и честные люди, постоянно рискующие жизнью, Это и повести, романы, рассказы в которых автор, рассказывая о своем герое, описывая его жизнь, говорит о времени и событиях тех лет, свидетелем и участником которых был и будет его герой.
Будет уделяться больше внимания и литературе, которая дает определенный свод знаний – энциклопедиям, справочникам по разным областям знаний, так как спрос на знания, образование очень велик во всей стране.
Сейчас, в наше время, востребована и изотерика: книги о разных религиях, направлениях и тому подобное. С давних пор многих людей интересует существуют ли фатальные стечения обстоятельств или есть возможность планировать, программировать свою судьбу? Что ожидает нас в будущем?
В чём заключается закон кармы и как он действует? (Возможно ли предотвратить наступление апокалипсиса?) На эти вопросы, и многое другое вскоре можно буде найти ответ во многих книгах.
А какие же идеалы будут утверждаться в литературе XXI века? Я думаю, то это будут идеалы добра, справедливости.
В литературе XXI века будут утверждаться патриотизм, любовь к своей родине, гордость за неё.
Вот такой оптимистический прогноз развития литературных традиций XXI века у меня получился. Почему? Потому, что хочется видеть литературу сохранившей лучшие старые Традиции и, конечно, обновлённой. Всегда есть и будут люди, которые хотят выдумать что-то новое необычное, потому в литературе обязательно появятся новые темы, новые герои, новые жанры, новые идеалы. И поэтому мечтается, чтобы люди во все времена, поколения читали как можно больше, не теряли интерес к литературе, не забывали всё старое и создавали новое. И чтобы литература была всегда востребована.